Технологическая карта интегрированного урока по литературному чтению и технологии
Тема: Н. А. Некрасов «Мужичок с ноготок»
Тип урока: знакомство с новым материалом
Цель: познакомить с отрывком из поэмы Некрасова «Крестьянские дети», расширить знания о жизни детей в прошлом, раскрыть основную идею произведения.
Задачи:
Обучающие:
учить школьников анализировать поэтическое произведение
учить выразительному чтению стихотворения с соблюдением логических ударений, пауз, интонации
формировать представления об историческом прошлом
учить работать с произведением, ориентироваться в тексте
учить рассуждать
обогащать словарный запас учащихся
Развивающие:
пробуждать интерес к истории своей Родины
развивать познавательную активность детей
развивать устную речь учащихся
Воспитательные:
воспитывать патриотизм
прививать интерес к книге, к чтению
раскрыть нравственный смысл произведения
воспитывать эстетические чувства
воспитывать культуру общения и коммуникативные навыки учащихся
воспитывать чувство товарищества
УУД, развиваемые на уроке:
Личностные –
– любовь и уважение к Отечеству, его языку, культуре;
– устойчивый познавательный интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;
Метапредметные –
Регулятивные УУД:
– самостоятельно формулировать проблему (тему) и цели урока; иметь способность к целеполаганию, включая постановку новых целей;
– самостоятельно анализировать условия и пути достижения цели;
– самостоятельно составлять план решения учебной проблемы;
– работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность;
– в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.
Познавательные УУД:
– пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;
– извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);
– пользоваться различными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);
– перерабатывать и преобразовывать информацию из одной формы в другую (составлять план, таблицу, схему);
– излагать содержание прочитанного (прослушанного) текста подробно, сжато, выборочно;
– пользоваться словарями, справочниками;
– осуществлять анализ и синтез;
– устанавливать причинно-следственные связи;
– строить рассуждения.__
Коммуникативные УУД –
– уметь формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать её и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
– уметь устанавливать и сравнивать разные точки зрения прежде, чем принимать решения и делать выборы;
– уметь договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
– уметь задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
– уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
– осознавать важность коммуникативных умений в жизни человека;
– оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации; создавать тексты различного типа, стиля, жанра;
– оценивать и редактировать устное и письменное речевое высказывание;
Оборудование:
учебник Л.А. Ефросининой "Литературное чтение", 3 класс
электронная презентация, мультимедийная установка
Этапы урока | Действия учителя | Действия обучающихся | Примечания |
Организационный момент | Посмотрели на экран, хором скажем девиз сегодняшнего урока (Теперь присаживайтесь на свои места) Ребята, покажите какого цвета ваше настроение А теперь прочитайте фразу с разной интонацией. Ты молодец – (с восхищением, с насмешкой) Спасибо тебе (с благодарностью, обидой) | Слушаю – внимательно, работаю – старательно! Красный- восторженное, жёлтый- весёлое, зелёный- спокойное фиолетовый- тревожное синий- грустное Читают | Слайд 2 Слайд 3 |
Актуализация знаний Формулирование учащимися темы урока | - Ребята, а теперь посмотрите - на экране портрет русского поэта Н. А. Некрасова, и фраза «Мужик с ноготь». - В данной фразе зашифровано его произведение, с которым мы с вами сегодня познакомимся. - Для того чтобы данную фразу расшифровать вам надо будет каждое слово назвать ласково и тогда узнаете название произведения, которое будем сегодня читать. - Что у вас получилось? -Какая тема урока? - Правильно, мы с вами сегодня прочитаем произведение Н. А. Некрасова «Мужичок с ноготок». | - Мужичок с ноготок. | Слайд 4 |
Постановка цели урока Первичное восприятие | - Как вы думаете, почему он так назвал свое произведение? И о ком пойдет речь? Или, кто главный герой произведения? - Ваши мнения разошлись. Чтобы узнать, кто из вас прав, нужно познакомиться с произведением, побеседовать и тогда мы с вами узнаем ответ. Какаяцель стоит перед нами? (Какая цель урока?) Наша задача: определить основную тему, и отношение автора к главному герою, научиться читать выразительно. Как вы думаете, так ли жили люди всегда, как живем мы сейчас? Закройте глаза. Давайте из сегодняшнего времени окунемся в то время, когда жил Некрасов Какие чувства вызвало у вас это стихотворение? | Ответы детей Познакомиться и понять произведение Ответы детей | Прослушать запись |
Самостоятельное чтение стихотворения вполголоса | Прочитайте внимательно стихотворение | Читают стихотворение | |
Проверка полученного восприятия. | - Какие вопросы возникли у вас во время чтения стихотворения? - Все ли слова вам понятны? Что значит, например уздцы -Я предлагаю каждому из вас попробовать себя в роли исследователя. - В процессе работы вы сами раскроете смысл этого произведения | читают хором, расставляя паузы и логические ударения | |
Работа в группа |
Сколько ему лет? Как выглядит мальчик? Найдите в тексте его описание. Почему вся одежда велика Власу? | Власом шестой миновал В больших сапогах, в полушубке овчинном, В бедной крестьянской семье одежда передавалась от одного ребёнка к другому | Слайд |
2. Где встретил Н.А.Некрасов мальчика? В какое время года произошла встреча? Почему мальчик оказался в лесу в такой мороз? | в лесу зимой (однажды в студеную….) с отцом пришёл в лес за дровами. Он хоть и маленький, но уже помогает взрослым. | ||
3. Что узнали о семье, в которой рос мальчик? Найдите в тексте и прочитайте слова Власа о его семье. Семья-то большая, да два человека - Подумайте, почему мальчик так говорит? | Семья-то большая, да два человека Он понимает важность своей работы в семье. | Слайд | |
4. Как идёт мальчик? Найдите в тексте и прочитайте нужные строки. Найдите слова, с которыми Влас обращается к лошади. Почему он так говорит? Ну, мёртвая! – крикнул малюточка басом… (Лошадь остановилась) | И, шествуя важно, в спокойствии чинном, Лошадку ведёт под уздцы мужичок (Мальчик уважает себя за то, что ему доверили такое важное дело. Он гордится этим. Он во всём подражает взрослым. Делает всё неторопливо, уверенно, без лишних движений.) | Слайд | |
5. Как вы думаете, как относится автор к мальчику? Почему так решили? Подумайте, почему Н.А.Некрасов называет Власа "мужичок с ноготок"? | Любит, называет ласково «малюточка», «мужичок» Маленький труженик | ||
Прочитайте слова на экране: идёт, бредёт, шагает, шествует. Кто может совершать эти действия? Давайте встанем и будем двигаться, как мужичок с ноготок. Представили, что вы взяли лошадь за уздечку и шествуете важно. Покажите, как идёт солдат. Как идёт грибник. Как идёт король. Слайд | |||
Физ/мин. | |||
- Как вы думаете, зачем Некрасов Н.А. написал это стихотворение? - Удалось ли ему это? | Хотел рассказать, как тяжело жилось крестьянам, в том числе и детям в то время. Ведь даже детям приходилось работать наравне со взрослыми | ||
Работа в парах | Далее читаем диалог прохожего с Власом (Снова обратите внимание при чтении как себя ведет мальчик) |
| Слайд |
А теперь я попрошу вас составить синквейн Влас, я- как сегодняшний ребёнок (на выбор) | Синквейн 1. Влас. 2. Он спокойный, маленький, важный. 3. Он ведет, шествует, отвозит. 4. Влас чинно ведет под уздцы лошадь. 5. маленький труженик 1.я 2. веселый, счастливый, беззаботный 3. играю, бегаю, учусь 4. я……. 5. счастливчик | ||
Технология | Играйте же, дети, растите на воле, Такими словами заканчивается стихотворение Н.А.Некрасова - Как вы понимаете эти слова Н.А.Некрасова? | (В этих словах надежда на лучшее будущее русских детей!) | Слайд |
Вспомните свои ощущения в зимнюю стужу. Какое желание возникло бы у вас, если бы вы встретились лицом к лицу с Власом в студёную пору? А давайте представим, что мы действительно можем передать этому герою наше душевное тепло. А тепло души человека идет от сердца. | |||
Листочек складываем пополам. Разворачиваем и подгибаем нижний срез на 5 мм. После этого снова сгибаем пополам. Углы сгибаем к середине, но при этом остается между ними расстояние, потому что мы ранее подгибали 5 мм, помните? Теперь отгибаем треугольники наружу к внешнему краю. Разгибаем. Теперь кончик треугольника загибаем к середине. Получившиеся снизу треугольнички прячем в образовавшийся кармашек. Внизу через отверстие надуваем поделку и получаем объемную фигурку! | |||
Итог | - А какое оно ваше детство? - Что значит счастливое детство? Счастливое детство – это возможность играть и общаться со сверстниками. Счастливое детство – это близкие отношения с родителями, которые тебя понимают, которые с тобой общаются, вместе играют, берут в свои взрослые развлечения, на рыбалку, например… -Когда возможно счастливое детство? По указу главы Чувашской Республики Олега Алексеевича Николаева в Чувашской Республике 2023 год объявлен Годом счастливого детства. | Когда есть родители, друзья, дети сыты, одеты, имеют возможность учиться, играть со сверстниками и т.д. | |
Рефлексия | «Релаксация» Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия. Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны. Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо- улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать ещё лучше- аплодировали себе. Какое теперь ваше настроение? Показываем кружочками |