Августовский городской методический марафон:
«Система работы педагога-психолога ОУ и ДОУ по сопровождению детей с ОВЗ на 2024-2025 учебный год».
Тема: «Направления работы педагога-психолога с детьми
с тяжёлыми нарушениями речи»
План.
Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи
Работы с детьми ТНР. Цели. Задачи.
Основными направлениями работы с детьми с ТНР являются:
Психодиагностика
Коррекционно – развивающая работа
Психологическое консультирование
Психологическая профилактика и психологическое просвещение
В последние годы заметно увеличивается количество детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).
Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи — это дети с поражением центральной нервной системы или проявлениями перинатальной энцефалопатии, что обусловливает частое сочетание у них стойкого речевого расстройства с различными особенностями психической деятельности. Учитывая положение о тесной связи развития мышления и речи можно сказать, что интеллектуальное развитие ребенка в известной мере зависит от состояния его речи. Системный речевой дефект часто приводит к возникновению вторичных отклонений в умственном развитии, к своеобразному формированию психики.
Энцефалопатией называют дистрофическое поражение мозговой ткани распространенного характера в результате воздействия различных факторов – инфекций, интоксикаций, расстройств в обмене веществ.
Причины
Основная причина развития энцефалопатии – это хроническая гипоксия головного мозга в результате воздействия различных патологических факторов.
Гипоксия или дефицит кислорода – приводит к нарушению нормального метаболизма мозговой ткани, нарушению ее питания и отмиранию нервных клеток, отключению из работы определенных зон мозга.
Педагог – психолог проводит работу по всем пяти направлениям..
Цель работы - определение основных направлений коррекционно – развивающей, психолого – педагогической работы, обеспечивающей создание условий для развития ребенка с ТНР, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей .
Задачи:
- психолого – педагогическое изучение детей с ТНР;
- способствовать общему развитию детей с ТНР, коррекции их психофизического развития, подготовке к обучению в школе;
- создать благоприятные условия для развития детей 4 – 7 лет в соответствии с их индивидуальными особенностями;
- обеспечить развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром;
- способствовать объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс;
- повышать психолого-педагогическую компетентность (психологическую культуру) родителей воспитанников и педагогов.
Основными направлениями работы с детьми с ТНР являются:
Психодиагностика
Решающим фактором, обеспечивающим положительную динамику в развитии ребенка, является с всестороннее изучение личности ребенка – диагностика. Основная её задача - вычленение проблем ребенка и его потенциальных возможностей в ее решении.
Прежде чем решать, какая коррекционно- развивающая работа с ребенком будет проводиться, я выявляю особенности его психического развития, сформированность определенных психологических новообразований, соответствие уровня развития умений, знаний; навыков, личностных и межличностных образований возрастным нормам, требованиям общества и др.
Цель диагностического обследования :
Изучение эмоционально-личностной сферы ребенка, анализ межличностных отношений с окружающими, оценка навыков общения, определение причин нарушенного поведения, уровня развития познавательной сферы.
1.Этап Первичная диагностика
1.1.Оценка личностных особенностей детей.
На первом этапе диагностики я провожу следующие обследования
Изучение представленной родителями документации (медицинских сведений, психолого-медико-педагогического заключения и т. п.);
Наблюдение (реализуется в разных ситуациях деятельности ребенка — в период непосредственного обследования, в игре, на прогулке и т. д.);
Беседа с ребенком и с родителями.
Педагогическая оценка поведения ребёнка в группе.
Опросник "Преобладание ситуационно-личностных реакций расстройств поведения и эмоций у детей"
Анкетирование родителей и педагогов.
Анкетирование помогает нам получить наиболее полную информацию по определенным вопросам, проанализировать и правильно спланировать дальнейшую работу в этом направлении. И родителям помогает серьезнее задуматься на ту или иную тему, оценить свои педагогические возможности, стиль взаимоотношения с ребенком…
В результате, я систематизирую первичные сведения о соматическом и нервно-психическом статусе ребенка, условиях семейного воспитания, степени адаптированности в детском коллективе, особенностях эмоционально-волевых проявлений.
На втором этапе я провожу углубленную диагностику и определяю зоны ближайшего развития ребенка. Особое внимание целесообразно уделять изучению состояния восприятия, памяти, внимания, мышления, речи, эмоционально-волевой сферы, моторики, определяю особенности личностного развития ребенка, его потребностей, без значимых переживаний.
2.Этап Углубленная диагностика.
Цель: уточнение причин , лежащих в основе детских проблем, определение зоны ближайшего развития . оценка результативности работы с ребенком.
2.1 изучение эмоционально-личностной сферы ребенка.
Тест «Тревожности» (О. Тэммл, М. Дорки, В. Амен). Цель: Определить уровень тревожности ребенка. Степень тревожности свидетельствует об уровне эмоциональной приспособленности ребенка к социальным ситуациям, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье и в коллективе
Методика «Лесенка» (В.Г. Щур в модификации С.Г.Якобсона). используется для определения особенностей самооценки ребёнка и представлений ребёнка о том, как его оценивают другие люди..
Проективная методика «Дом-Дерево-Человек» (Дж. Бук). Цель: оценка личности ребёнка, получение данных, касающихся сферы его взаимоотношений с окружающим миром в целом и с конкретными людьми в частности.
Графическая методика «Кактус» ( М.А.Панфилова). Изучение эмоционального состояния ребёнка,
Методика «Сказка» .Автор: Луиза Дюсс. Наблюдение спонтанно возникающих эмоциональных явлений, позволяет выявить степень зависимости ребенка от одного из родителей или от обоих вместе.
Опросник «Интервью» (А.П.Захаров) или тест «Страх в домиках» (модификация М.А.Панфиловой) выяснить особенности отношений и роли ребенка в коллективе, для диагностики страхов у детей
2.2 Оценка произвольности внимания и уровня сформированности самоконтроля:
Тест «Домик «( Д.Б.Эльконин) выявить умение ребёнка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его. Также методика выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.
Тест «Корректурная проба»(Б.Бурдон) выявление утомляемости, оценка концентрации и устойчивости внимания.
Тест «Запрещенные слова» выявление уровня произвольности, определение сформированности «внутренней позиции школьника»
Тест «Графический диктант» оценка умения ребенка точно выполнять задания взрослого, предлагаемые им в устной форме, и способность самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.
Тест «Вырежи круг» выявление уровня развития тонкой моторики пальцев рук.
2.3. Уровень развития познавательной сферы:
Дети 6-7 лет: Комплект материалов Павловой Н.Н, Руденко Л.Г. предназначен для экспресс-диагностики развития психических процессов у детей дошкольного возраста.
тест «10 слов» - оценка уровня развития слуховой кратковременной памяти.
тест «Закончи предложение» - оценка умения вычленять причинно-следственные связи в предложении.
тест «4-й лишний» - определение уровня развития логического мышления, уровня обобщения и анализа у ребенка.
тест «Последовательные картинки» -выявление уровня развития логического мышления, способности устанавливать причинно-следственные зависимости в наглядной ситуации, делать обобщения, составлять рассказ по серии последовательных картинок.
тест «Найди недостающий»- диагностика сформированности умения выявлять закономерности и обосновывать свой выбор.
тест «Рисунок человека» -выявление сформированности образных и пространственных представлений у ребенка, уровня развития его тонкой моторики; составление общего представления об интеллекте ребенка в целом, о его личностных особенностях.
тест «Разрезные картинки» (6 частей) - выявление сформированности наглядно-образных представлений, способности к воссозданию целого на основе зрительного соотнесения частей.
тест «На что это похоже?» -выявление уровня развития воображения ребенка, оригинальности и гибкости мышления.
Дети 5-6 лет
Общая осведомленность
тест «Нелепицы» -выявление знаний ребенка об окружающем мире, способности эмоционально откликаться на нелепость рисунка.
тест «Времена года» -выявление уровня сформированности представлений о временах года.
Развитие психических процессов
тест «Найди такую же картинку» - выявление способности устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа, уровня развития наблюдательности, устойчивости внимания, целенаправленности восприятия.
тест «10 предметов»-анализ объема непосредственной образной памяти у ребенк
тест «Найди"семью"» - выявление уровня развития наглядно-образного мышления, элементов логического мышления, умения группировать предметы по их функциональному назначению.
тест «Рыбка» -определение уровня развития наглядно-образного мышления, организации деятельности, умения действовать по образцу, анализировать пространство.
тест «Рисунок человека» -выявление сформированности образных и пространственных представлений у ребенка, уровня развития его тонкой моторики; получение общего представления об интеллекте ребенка в целом.
тест «Последовательные картинки»-выявление способности ребенка понять сюжет в целом, умения устанавливать причинно-следственные связи, лежащие в основе изображенной ситуации, составлять последовательный рассказ.
тест «Разрезные картинки» (4 части) - выявление уровня развития восприятия, умения воспроизводить целостный образ предмета
тест «На что это похоже?»-выявление уровня развития воображения ребенка, оригинальности и гибкости мышления.
Анализ и обобщение полученных результатов позволяет мне оформить психолого-педагогическое заключение, с целью всестороннего анализа, выработки единой стратегии работы с ребенком.
Продуктом второго этапа является разработка коррекционных программ, схем сопровождения, индивидуальных образовательных маршрутов.
На третьем этапе я провожу динамическую диагностику, целью её является внесение корректив в индивидуальный маршрут сопровождения ребенка
1. Уточнение проблемы;
2. Уточнение индивидуального образовательного маршрута;
3. Уточнение коррекционно-развивающей программы.
Данная схема сбора информации о ребенке позволяет мне собрать максимально полную картину особенностей индивидуального развития ребенка и дает возможность отслеживать результативность коррекционно – развивающей работы.
Коррекционно – развивающая работа
Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей детей с ТНР, коррекция отклонений психического развития. Целью становится не исправление недостатков воспитанников, а выработка у них способов саморегуляции в разнообразных образовательных ситуациях, которые помогут им стать успешными, достигнуть требуемого уровня освоения образовательной программы
Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми с ТНР включает в себя: · социально-коммуникативное развитие; · развитие и коррекцию сенсорных, моторных функций у детей с ТНР; · развитие высших психических функций; · коррекцию нарушений развития личности, эмоционально - волевой сферы с целью максимальной социальной адаптации ребёнка с ТНР.
Использую в работе программы
Куражева Н.Ю. "Цветик-Семицветик" программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 3-7 лет
Крюкова С.В., Слободяник Н.П."Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь". Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста
Игры Хомяковой Е.Е. на "Развитие эмоциональной-волевой сферы старших дошкольников" коррекция тревожности , агрессивности, страхов.
Алябьева Е.А.Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста.
Психологическое консультирование
Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно – образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальных программ воспитания и развития.
Психологическая профилактика и психологическое просвещение
Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно – образовательного процесса.