Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Логопедия
  3. «Направления работы педагога-психолога с детьми с тяжёлыми нарушениями речи»

«Направления работы педагога-психолога с детьми с тяжёлыми нарушениями речи»

1. Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи 2. Работы с детьми ТНР. Цели. Задачи. 3. Основными направлениями работы с детьми с ТНР являются: 4. Психодиагностика 5. Коррекционно – развивающая работа 6. Психологическое консультирование 7. Психологическая профилактика и психологическое просвещение

Предметы

Логопедия

Категория

Логопедия
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Августовский городской методический марафон:

«Система работы педагога-психолога ОУ и ДОУ по сопровождению детей с ОВЗ на 2024-2025 учебный год».

Тема: «Направления работы педагога-психолога с детьми

с тяжёлыми нарушениями речи»

План.

  1. Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи 

  2. Работы с детьми ТНР. Цели. Задачи.

  3. Основными направлениями работы с детьми с ТНР являются:

  4. Психодиагностика

  5. Коррекционно – развивающая работа

  6. Психологическое консультирование

  7. Психологическая профилактика и психологическое просвещение

В последние годы заметно увеличивается количество детей с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).

Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи — это дети с поражением центральной нервной системы или проявлениями перинатальной энцефалопатии, что обусловливает частое сочетание у них стойкого речевого расстройства с различными особенностями психической деятельности. Учитывая положение о тесной связи развития мышления и речи можно сказать, что интеллектуальное развитие ребенка в известной мере зависит от состояния его речи. Системный речевой дефект часто приводит к возникновению вторичных отклонений в умственном развитии, к своеобразному формированию психики.

Энцефалопатией называют дистрофическое поражение мозговой ткани распространенного характера в результате воздействия различных факторов – инфекций, интоксикаций, расстройств в обмене веществ.

Причины

Основная причина развития энцефалопатии – это хроническая гипоксия головного мозга в результате воздействия различных патологических факторов.

Гипоксия или дефицит кислорода – приводит к нарушению нормального метаболизма мозговой ткани, нарушению ее питания и отмиранию нервных клеток, отключению из работы определенных зон мозга.

Педагог – психолог проводит работу по всем пяти направлениям..

Цель работы  - определение основных направлений коррекционно – развивающей, психолого – педагогической работы, обеспечивающей создание условий для развития ребенка с ТНР, его позитивной социализации, личностного развития, развития инициативы и творческих способностей .

Задачи:

- психолого – педагогическое изучение детей с ТНР;

- способствовать общему развитию детей с ТНР, коррекции их психофизического развития, подготовке к обучению в школе;

- создать благоприятные условия для развития детей 4 – 7 лет в соответствии с их индивидуальными особенностями;

- обеспечить развитие способностей и творческого потенциала каждого ребенка как субъекта отношений с самим собой, с другими детьми, взрослыми и миром;

- способствовать объединению обучения и воспитания в целостный образовательный процесс;

- повышать психолого-педагогическую компетентность (психологическую культуру) родителей воспитанников и педагогов.

Основными направлениями работы с детьми с ТНР являются:

Психодиагностика

Решающим фактором, обеспечивающим положительную динамику в развитии  ребенка, является с всестороннее изучение личности ребенка – диагностика. Основная её задача - вычленение проблем ре​бенка и его потенциальных возможностей в ее решении.

Прежде чем решать, какая коррекционно- развивающая работа с ребенком будет проводиться, я  выявляю  особенности его психического развития, сформированность определенных психологических новообразований, соответствие уровня развития умений, знаний; навыков, личностных и межличностных образований возрастным нормам, требованиям общества и др.

Цель диагностического обследования :

Изучение эмоционально-личностной сферы ребенка, анализ межличностных отношений  с окружающими, оценка навыков общения, определение причин нарушенного поведения, уровня развития познавательной сферы.

1.Этап Первичная диагностика

1.1.Оценка личностных особенностей детей.

На первом этапе диагностики я провожу следующие обследования

  • Изучение представленной родителями документации (медицинских сведений, психолого-медико-педагогического заключения и т. п.);

  • Наблюдение (реализуется в разных ситуациях деятельности ре​бенка — в период непосредственного обследования, в игре, на прогулке и т. д.);

  • Беседа с ребенком и с родителями.

  • Педагогическая оценка поведения ребёнка в группе.

  • Опросник "Преобладание ситуационно-личностных реакций расстройств поведения и эмоций у детей"

  •   Анкетирование родителей и педагогов.

Анкетирование помогает нам получить наиболее полную информацию по определенным вопросам, проанализировать и правильно спланировать дальнейшую работу в этом направлении. И родителям помогает серьезнее задуматься на ту или иную тему, оценить свои педагогические возможности, стиль взаимоотношения с ребенком…

В результате, я  систематизирую пер​вичные сведения о соматическом и нервно-психическом статусе ре​бенка, условиях семейного воспитания, степени адаптированности в детском коллективе, особенностях эмоционально-волевых проявле​ний.

На втором этапе  я провожу  углубленную диагностику и определяю зоны ближайшего развития ребенка. Особое внимание целесообразно уделять изучению состояния восприятия, памяти, внимания, мышления, речи, эмоционально-волевой сферы, моторики, определяю особенности личностного развития ребенка, его потребностей, без значимых переживаний.

2.Этап Углубленная диагностика.

Цель: уточнение причин , лежащих в основе детских проблем, определение зоны ближайшего развития . оценка результативности работы с ребенком.

2.1 изучение эмоционально-личностной сферы ребенка.

  • Тест «Тревожности» (О. Тэммл, М. Дорки, В. Амен). Цель: Определить уровень тревожности ребенка. Степень тревожности свидетельствует об уровне эмоциональной приспособленности ребенка к социальным ситуациям, дает косвенную информацию о характере взаимоотношений ребенка со сверстниками и взрослыми в семье и в коллективе

  • Методика «Лесенка» (В.Г. Щур в модификации С.Г.Якобсона).  используется для определения особенностей самооценки ребёнка и представлений ребёнка о том, как его оценивают другие люди..

  • Проективная методика «Дом-Дерево-Человек» (Дж. Бук). Цель: оценка личности ребёнка, получение данных, касающихся сферы его взаимоотношений с окружающим миром в целом и с конкретными людьми в частности.

  • Графическая методика «Кактус» ( М.А.Панфилова). Изучение эмоционального состояния ребёнка,

  • Методика «Сказка» .Автор: Луиза Дюсс. Наблюдение спонтанно возникающих эмоциональных явлений, позволяет выявить степень зависимости ребенка от одного из родителей или от обоих вместе. 

  • Опросник  «Интервью» (А.П.Захаров) или тест «Страх в домиках» (модификация М.А.Панфиловой) выяснить особенности отношений и роли ребенка в коллективе, для диагностики страхов у детей

2.2 Оценка произвольности внимания и уровня сформированности самоконтроля:

  • Тест «Домик «( Д.Б.Эльконин)  выявить умение ребёнка ориентироваться в своей работе на образец, умение точно скопировать его. Также методика выявляет особенности развития произвольного внимания, пространственного восприятия, сенсомоторной координации и тонкой моторики руки.

  • Тест «Корректурная проба»(Б.Бурдон) выявление утомляемости, оценка концентрации и устойчивости внимания.

  • Тест «Запрещенные слова» выявление уровня произвольности, определение сформированности «внутренней позиции школьника»

  • Тест «Графический диктант» оценка умения ребенка точно выполнять задания взрослого, предлагаемые им в устной форме, и способность самостоятельно выполнить требуемое задание по зрительно воспринимаемому образцу.

  • Тест «Вырежи круг» выявление уровня развития тонкой моторики пальцев рук.

2.3. Уровень развития познавательной сферы:

Дети 6-7 лет: Комплект материалов Павловой Н.Н, Руденко Л.Г. предназначен для экспресс-диагностики развития психических процессов у детей дошкольного возраста.

тест «10 слов» - оценка уровня развития слуховой кратковременной памяти.

тест «Закончи предложение» - оценка умения вычленять причинно-следственные связи в предложении.

тест «4-й лишний» - определение уровня развития логического мышления, уровня обобщения и анализа у ребенка.

тест «Последовательные картинки» -выявление уровня развития логического мышления, спо­собности устанавливать причинно-следственные зависимости в наглядной ситуации, делать обобщения, составлять рассказ по серии последовательных картинок.

тест «Найди недостающий»- диагностика сформированности умения выявлять законо­мерности и обосновывать свой выбор.

тест «Рисунок человека» -выявление сформированности образных и пространствен­ных представлений у ребенка, уровня развития его тонкой мото­рики; составление общего представления об интеллекте ребенка в целом, о его личностных особенностях.

тест «Разрезные картинки» (6 частей) - выявление сформированности наглядно-образных пред­ставлений, способности к воссозданию целого на основе зритель­ного соотнесения частей.

тест «На что это похоже?» -выявление уровня развития воображения ребенка, ориги­нальности и гибкости мышления.

Дети 5-6 лет

Общая осведомленность

тест «Нелепицы» -выявление знаний ребенка об окружающем мире, способ­ности эмоционально откликаться на нелепость рисунка.

тест «Времена года» -выявление уровня сформированности представлений о вре­менах года.

Развитие психических процессов

тест «Найди такую же картинку» - выявление способности устанавливать тождество, сходство и различие предметов на основе зрительного анализа, уровня раз­вития наблюдательности, устойчивости внимания, целенаправ­ленности восприятия.

тест «10 предметов»-анализ объема непосредственной образной памяти у ребенк

тест «Найди"семью"» - выявление уровня развития наглядно-образного мышле­ния, элементов логического мышления, умения группировать предметы по их функциональному назначению.

тест «Рыбка» -определение уровня развития наглядно-образного мышле­ния, организации деятельности, умения действовать по образцу, анализировать пространство.

тест «Рисунок человека» -выявление сформированности образных и пространствен­ных представлений у ребенка, уровня развития его тонкой мото­рики; получение общего представления об интеллекте ребенка в целом.

тест «Последовательные картинки»-выявление способности ребенка понять сюжет в целом, умения устанавливать причинно-следственные связи, лежащие в основе изображенной ситуации, составлять последовательный рассказ.

тест «Разрезные картинки» (4 части) - выявление уровня развития восприятия, умения воспроиз­водить целостный образ предмета

тест «На что это похоже?»-выявление уровня развития воображения ребенка, ориги­нальности и гибкости мышления.

 Анализ и обобщение полученных результатов позволяет мне оформить психолого-педагогическое  заключение, с целью всесто​роннего анализа, выработки единой стратегии работы с ребенком.

Продуктом второго этапа является разработка коррекционных программ, схем сопровождения, индивидуальных образовательных маршрутов.

На третьем этапе я провожу динамическую диагностику, целью её является внесение корректив в индивидуальный маршрут сопровождения ребенка

1. Уточнение проблемы;

2. Уточнение индивидуального образовательного маршрута;

3. Уточнение коррекционно-развивающей программы.

Данная схема сбора информации о ребенке позволяет мне собрать максимально полную картину особенностей индивидуального развития ребенка и дает возможность отслеживать результативность коррекционно – развивающей работы.

Коррекционно – развивающая работа

Цель: создание условий для раскрытия потенциальных возможностей детей с ТНР, коррекция отклонений психического развития. Целью становится не исправление недостатков воспитанников, а выработка у них способов саморегуляции в разнообразных образовательных ситуациях, которые помогут им стать успешными, достигнуть требуемого уровня освоения образовательной программы

Коррекционно-развивающая работа педагога-психолога с детьми с ТНР включает в себя: · социально-коммуникативное развитие; · развитие и коррекцию сенсорных, моторных функций у детей с ТНР; · развитие высших психических функций; · коррекцию нарушений развития личности, эмоционально - волевой сферы с целью максимальной социальной адаптации ребёнка с ТНР.

Использую в работе программы

  • Куражева Н.Ю. "Цветик-Семицветик" программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 3-7 лет

  • Крюкова С.В., Слободяник Н.П."Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь". Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста

  • Игры Хомяковой Е.Е. на "Развитие эмоциональной-волевой сферы старших дошкольников" коррекция тревожности , агрессивности, страхов.

  • Алябьева Е.А.Коррекционно-развивающие занятия для детей старшего дошкольного возраста

Психологическое консультирование

Цель: оптимизация взаимодействия участников воспитательно – образовательного процесса и оказание им психологической помощи при выстраивании и реализации индивидуальных программ воспитания и развития.

Психологическая профилактика и психологическое просвещение

Цель: предотвращение возможных проблем в развитии и взаимодействии участников воспитательно – образовательного процесса.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

1. Дошкольники с тяжелыми нарушениями речи 2. Работы с детьми ТНР. Цели. Задачи. 3. Основными направлениями работы с детьми с ТНР являются: 4. Психодиагностика 5. Коррекционно – развивающая работа 6. Психологическое консультирование 7. Психологическая профилактика и психологическое просвещение
0 ₽