Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. ИЗО
  3. Народное искусство-это музыка!

Народное искусство-это музыка!

Представленный материал раскрывает связь изобразительного искусства с музыкой,показывает их созвучность.Для этого автором используются и музыкальный и зрительный ряд. Учащиеся сравнивают современную и народную музыку, выявляют их сходство и различие,стараются выявить близость народной музыки к декоративно-прикладному искусству. С этой целью используется презентация, в которой представлены полхов-майданские игрушки, берестяные туеса, вальки, врубеля. Учащиеся в ходе просмотра выясняют привлекательность народного искусства,их оригинальность, рукотворность, естественность и поэтичность в отличие современного массового производства.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

ИЗО

Категория

ИЗО
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Перейти в корзину
Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение г.Ульяновска

Средняя школа № 75 имени В.Ф.Маргелова

Методическая разработка конспекта урока изобразительного искусства в 5 классе по теме: «Народное искусство-это музыка»

Автор: Шамсутдинов Рамиль Фарукович,

учитель изобразительного искусства

г. Ульяновск.

Народное искусство-это музыка!

В.М.Василенко.

К народным традициям должно быть величайшее внимание,

их надо изучать и воспринимать всей душой,

их надо осваивать».

А.Б.Салтыков.

План урока.

Организационный момент.

1.Проверка готовности учащихся к уроку. Организация рабочего места, готовность к восприятию материала.

2. Прослушивание музыкальных отрывков народных песен и их современную трактовку.

3.Объяснение нового материала. «Народное искусство-это музыка. Символы –это смысл. Красота и гармония мира- результат восторженного изумления человека».

4.Постановка творческой задачи.

5. Организация самостоятельной работы учащихся.

6.Контроль за творчеством учащихся, оказание индивидуальной помощи..

7. Анализ законченных работ учащихся, подведение итогов урока.

Ход урока:

Урок начинается с прослушивания музыкальных отрывков: народной музыки в исполнении певцов из народа, народными коллективами и народных песен в современной обработке.

-Какое исполнение вам понравилось и почему?

-Чем похожи и чем отличаются эти произведения?

Современная музыка она быстрая, ритмичная. Музыка опирается на повторении отдельных нот, т.е. упрощена, на содержание автор не уделяет особого внимания. Для нее важнее ритмичность, а у народной же главное-содержание, смысловая нагрузка текста, размеренность, мелодичность, протяжность .

Правильно, ребята! Народная песня она близка и знакома, одинаково понятна и пожилым и молодым. Это корни нашего народа, показатель духовного богатства, нравственной чистоты. Как близка нам народная музыка, так и должны быть близкими изделия, созданные народными умельцами- прялки, туеса, вальки, рубеля, грабли, платки, подносы, полотенца-предметы народного прикладного искусства.

Сегодня почти в каждом доме есть произведения народных мастеров-гжельские чайники, хохломские ложки, полх-майданские тарарушки, берестяные туеса, тканые полотенца. Они входят в нашу жизнь не как утилитарные предметы, а в первую очередь, как художественные произведения, отвечающие нашему эстетическому вкусу, становятся украшением как сельского, так и городского жилья.

Показ слайдов с изделиями народно-художественного промысла.

Полхов-Майданские изделия

Берестяные туеса

Вальки, рубеля

-Чем же так они нас привлекают? (красотой, мотивами росписи).

В этом выражается потребность людей в красоте. Им хочется видеть вокруг себя не стандартные массовые изделия, а рукотворные предметы декоративного искусства, в которых живет естественность и поэтичность.

-Кем создавалось народное искусство ?

Оно создавалось трудовым крестьянством, а также ремесленниками и кустарями, которые занимались подсобными промыслами, не отрываясь от сельского хозяйства. Крестьяне, желая обогатить однообразие сельскохозяйственного труда ,занимались созданием нужных и полезных предметов, украшая их резьбой и росписью. Поэтому народное искусство сравнимо с музыкой. В них есть и моменты смыслового порядка- символы птиц, животных, птиц-это смысл. Рационализм не свойствен искусству, тем более традиционному. Больше всего характерно народному искусству-стилизация.

-Как вы понимаете слово «стилизация» ?

Человек созерцал красоту и гармонию мира, и они вызывали в нем восторженное изумление. Он смотрел на восход солнца, на золотой диск луны, на мириады сверкающих звезд, на леса и поля, реки и моря, на птиц, рыб, множество разных животных и видео в природе гениального мастера и великого художника. По отношению к ней он чувствовал себя учеником, внимательно, пытливо всматривался в ее образы.

Именно образное восприятие природы ожило в узорах и элементах народного искусства. Такого уникального множества видов народного искусства, каким располагает наша Родина, нет ни в одной стране мира. И среди них особое место занимают народные промыслы России, укоренившиеся во многих областях и краях огромной территории нашей страны.

Одним из таких предметов бытового назначения была прялка- верная спутница русской крестьянки на протяжении всей ее жизни. Прялка была не только орудием труда, но и произведением искусства: ее украшали резьбой и росписью. Ни одно орудие труда не получило столь разнообразные формы и не украшалось с такой любовью, как прялка.

Прялки, составные части, элементы украшений.

Изображение животных, фантастических существ, растительности.

Жених дарил прялку невесте, отец - дочери, муж- жене. И каждый хотел сделать подарок на радость и удивление. Красивая прялка передавалось по наследству от матери-дочери, от бабушки- внучке.

Прядение и ткачество были самыми трудоемкими из всех работ, падавших на плечи крестьянок. Почти пять месяцев в году, с ноября по март, проводила она за прялкой.

«В избушке, распевая, дева

Прядет, и , зимних друг ночей,

Трещит лучинка перед ней,» -писал А.С. Пушкин.

Сочетание резного и расписного элементов.

Ручное прядение было очень медленным. Обработанное льняное волокно-кудель- привязывалась к лопасти, а на сидень прялки-донце садилась пряха и левой рукой осторожно вытягивала из кудели нить, чтобы скрутить ее с помощью веретена. Сколько ловкости нужно было иметь, чтобы нить получилась тонкой, ровной, прочной.

Самая искусная пряха работая от зари до зари, могла напрясть в день не более трехсот метров пряжи. А чтобы напрясть пятнадцать метров ткани, нужно было изготовить не менее двадцати тысяч метров пряжи. Поэтому прясть и готовить себе приданое девушки начинали с шести-восьми лет.

Девушки ходили на вечеринки, пели песни. Пение, работа, чередовались с играми, плясками. Они несли прялки , держа за ножку, так, чтобы все видели расписной наряд прялки. Красивая прялка была гордостью владелицы.

Интересно, что из многих сотен прялок, хранящихся сегодня в наших музеях ни одна не повторяет другую. Типы прялок сложились в далекие времена. На каждой небольшой территории была своя форма, свои приемы украшения.

Птица-Сирин в мотивах росписи и солнечные знаки на резных прялках

Отличают прялки Русского Севера (Вологодская, Архангельская область, Мезенские), расписанные символами солнца, звезд, земли, кругов, ромбиков.

Северодвинская отличалась многоцветной росписью, в основном, растительным узором.

Городецкие мотивы.

Близка роспись к северодвинским городецкая, но более изящная, яркая, красочная, как будто в прялках ожили полевые, лесные цветы, художественно обрамленные мастерами. В них звучит музыка, слышны пение птиц, ржание и топот резвых коней.

Постановка творческой задачи.

Вот эту музыку, музыку узоров русских прялок хотелось бы услышать, увидеть в ваших работах.

Рефлексия: тест

Определите ,какие предметы народного промысла здесь представлены?

-Назовите центры изготовления прялок.

-Основа декора изделий

Анализ работ учащихся и подведение итогов урока

Сегодня хорошо работали:

Особенно понравились работы:

Спасибо за работу, до свиданья!

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

В предлагаемом материале излагается содержание и методические приемы при изучении темы "Убранство русской избы" с учазимися 5-х классов. Цели урока: -ознакомление учащихся с внешним убранством русской избы; -углубление знаний учащихся о традиционных народных строениях; -развитие чувства патриотизма, интереса к истории и культуре своего народа, к сокровищам народного творчества. Задачи: Образовательная: расширение знаний учащихся о резных и расписных элементах, применяемых для украшения русской избы Развивающая: развитие творческого воображения, фантазии, умения понимать и ценить прекрасное. Воспитательная: способствование эстетическому восприятию действительности через познавательную и практическую деятельность; - воспитание уважительного отношения к культуре и обычаям своего народа, желания приумножить духовно-нравственные традиции.
0 ₽
Представленный материал раскрывает связь изобразительного искусства с музыкой,показывает их созвучность.Для этого автором используются и музыкальный и зрительный ряд. Учащиеся сравнивают современную и народную музыку, выявляют их сходство и различие,стараются выявить близость народной музыки к декоративно-прикладному искусству. С этой целью используется презентация, в которой представлены полхов-майданские игрушки, берестяные туеса, вальки, врубеля. Учащиеся в ходе просмотра выясняют привлекательность народного искусства,их оригинальность, рукотворность, естественность и поэтичность в отличие современного массового производства.
0 ₽