Народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к культуре народов Поволжья
Подготовили:
Дудка М.А. –инструктор по физической культуре МБДОУ «Детский сад № 75»
Шобанова Р.М. –музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад № 75»
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования ставит перед педагогами решение задач, которые ориентированы на воспитание гражданина, любящего свой народ, свой край, свою родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов.
Одна из важнейших задач - это воспитание нравственно-патриотических чувств у детей с помощью народных подвижных игр, музыки. Если знакомить детей, начиная с дошкольного возраста, с народными подвижными играми, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины.
Народные игры являются неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.
Цель работы: формирование нравственно-патриотических чувств путем приобщения детей к играм народов Поволжья на основе расширения представлений о народных играх русского, мордовского, чувашского и татарского народов.
Задачи:
• Знакомить детей с историей, традициями, бытом и фольклором русского, мордовского, чувашского и татарского народов через народные игры.
• Способствовать развитию физической активности, любознательности.
• Способствовать развитию у детей лучших черт национального характера.
• Формировать чувство национального достоинства.
• Воспитывать уважение к культуре других народов, готовность понимать и принимать систему иных ценностей.
Одним из направлений приобщения детей к культуре и традициям народов Поволжья является изучение песенно-хороводных, подвижных игр народов Поволжья. В них много задора, шуток, они сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми илюбимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками, закличками и зазывалками.
Мы заинтересовались подбором и разучиванием подвижных игр народов Поволжья.
Предварительная работа включала в себя знакомство детей с национальными костюмами и обычаями.
Рис.1 Дидактическая игра . рис. 2 Знакомство с национальными костюмами
Разучивание считалок, зазывалок и речевого сопровождения для игр. Были изготовлены папки-передвижки «Народы Поволжья их национальные игры и обычаи».
Рис. 3 Папка – передвижка
ФОП ДО требует включать подвижные игры в работу с детьми в рамках образовательной области (п.22 ФОП ДО).
На занятиях мы разучивали с детьми русские, чувашские, мордовские, татарские игры.В процессе изучения мы провели аналогию между подвижными играми разных народов и нашли много общего в правилах игр. Например, русская народная игра «У медведя во бору» и татарская народная игра «Серый волк» (Сары буре); русская игра «Бездомный заяц» и татарская игра «Скок-перескок» (Кучтем - куч); русская народная игра «Рыбак и рыбки» и чувашская игра «Хищник в море» (Сеткан кайак тинесре). Так же у всех народов популярны такие игры как «Жмурки», «Прятки», «Горелки» в различных вариантах.
Рис. 4, 5 «Гори, гори ясно», «Карусель»
У каждого народа есть своя характерная особенность подвижных игр.
- движение в содержании игры (бег, прыжки, метание, броски, передачи и ловля мяча, сопротивление и др.) в русских народных подвижных играх.
- эмоциональный колорит, развитие выносливости и ловкости, в татарских народных подвижных играх.
- народные афоризмы и крылатые выражения, в мордовских народных подвижных играх.
- яркое отражение национальных устоев, представлений о мироздании, в чувашских народных подвижных играх.
По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. В конце игры традиционно дети обсуждают, кто проявил смелость, ловкость, выдержку и взаимопомощь. Обсуждение носит доброжелательный характер.
Основным условием успешного внедрения народных подвижных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства.
Методика проведения подвижной игры включает в себя:
- выбор игры (определяется возрастом детей, задачами занятия и условиями проведения игры)
- сбор детей на игру зазывалкой
- создание интереса
- объяснение правил
- распределение ролей считалкой или жеребьёвкой
- руководство ходом игры
- анализ и оценка
Народные игры используются в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду;
- На занятиях музыки и физической культуры.
- Во время прогулки.
- На праздниках.
Нами были подготовлены праздники и развлечения, где дети играли в уже знакомые им игры народов Поволжья.
Рис. 6, 7 « Осенние посиделки» , « Масленица»
Вывод:
Наши воспитанники многое узнали о народных подвижных играх, стали самостоятельно играть в них во время свободной деятельности.
Началось формирование системы ценностей и приобщение к духовности и нравственности своего народа, уважительное отношение к культуре родной страны!
Список литературы:
1. Додокина, Евдокимова, Езубова: Игры детей Поволжья в детском саду и дома. Методическое пособие. Издательство: Планета 2019 г.
2. Картотека подвижных игр народов Поволжья | Картотека: | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru)
3. Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через подвижные игры народов Поволжья | Педагогический опыт | ВОСПИТАТЕЛЬ ДЕТСКОГО САДА / ВСЕРОССИЙСКИЙ ЖУРНАЛ (vospitatelds.ru)