Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Игровая деятельность
  3. Народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к культуре народов Поволжья

Народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к культуре народов Поволжья

Формирование нравственно-патриотических чувств путем приобщения детей к играм народов Поволжья на основе расширения представлений о народных играх русского, мордовского, чувашского и татарского народов.

Возраст

Дошкольники

Предметы

Игровая деятельность

Категория

Игровая деятельность
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Народные подвижные игры как средство приобщения дошкольников к культуре народов Поволжья

Подготовили:

Дудка М.А. –инструктор по физической культуре МБДОУ «Детский сад № 75»

Шобанова Р.М. –музыкальный руководитель МБДОУ «Детский сад № 75»

Федеральный государственный стандарт дошкольного образования ставит перед педагогами решение задач, которые ориентированы на воспитание гражданина, любящего свой народ, свой край, свою родину, толерантно относящегося к культуре, традициям и обычаям других народов.

Одна из важнейших задач - это воспитание нравственно-патриотических чувств у детей с помощью народных подвижных игр, музыки. Если знакомить детей, начиная с дошкольного возраста, с народными подвижными играми, то это будет способствовать духовному, нравственному, патриотическому воспитанию дошкольников и в будущем они сумеют сохранить все культурные ценности нашей Родины.

Народные игры являются неотъемлемой частью нравственно-патриотического воспитания дошкольников. В них отражается образ жизни людей, их труд, быт, национальные устои. У детей формируется устойчивое, заинтересованное, уважительное отношение к культуре родной страны, создаётся эмоционально положительная основа для развития патриотических чувств.

Цель работы: формирование нравственно-патриотических чувств путем приобщения детей к играм народов Поволжья на основе расширения представлений о народных играх русского, мордовского, чувашского и татарского народов.

Задачи:

• Знакомить детей с историей, традициями, бытом и фольклором русского, мордовского, чувашского и татарского народов через народные игры.

• Способствовать развитию физической активности, любознательности.

• Способствовать развитию у детей лучших черт национального характера.

• Формировать чувство национального достоинства.

• Воспитывать уважение к культуре других народов, готовность понимать и принимать систему иных ценностей.

Одним из направлений приобщения детей к культуре и традициям народов Поволжья является изучение песенно-хороводных, подвижных игр народов Поволжья. В них много задора, шуток, они сопровождаются неожиданными веселыми моментами, заманчивыми илюбимыми детьми считалками, жеребьевками, потешками, закличками и зазывалками.

        Мы заинтересовались подбором и разучиванием подвижных игр народов Поволжья.

Предварительная работа включала в себя знакомство детей с национальными костюмами и обычаями.

Рис.1 Дидактическая игра . рис. 2 Знакомство с национальными костюмами

Разучивание считалок, зазывалок и речевого сопровождения для игр. Были изготовлены папки-передвижки «Народы Поволжья их национальные игры и обычаи».

Рис. 3 Папка – передвижка

ФОП ДО требует включать подвижные игры в работу с детьми в рамках образовательной области (п.22 ФОП ДО).

На занятиях мы разучивали с детьми русские, чувашские, мордовские, татарские игры.В процессе изучения мы провели аналогию между подвижными играми разных народов и нашли много общего в правилах игр. Например, русская народная игра «У медведя во бору» и  татарская народная игра «Серый волк» (Сары буре); русская игра «Бездомный заяц» и татарская игра «Скок-перескок» (Кучтем - куч); русская народная игра «Рыбак и рыбки» и чувашская игра «Хищник в море» (Сеткан кайак тинесре). Так же у всех народов популярны такие игры как «Жмурки», «Прятки», «Горелки» в различных вариантах.

Рис. 4, 5 «Гори, гори ясно», «Карусель»

У каждого народа есть своя характерная особенность  подвижных игр.  

-    движение в содержании игры (бег, прыжки, метание, броски, передачи и ловля мяча, сопротивление и др.) в русских народных подвижных играх.

- эмоциональный колорит, развитие выносливости и ловкости, в татарских народных подвижных играх.

- народные афоризмы и крылатые выражения, в мордовских народных подвижных играх.

- яркое отражение национальных устоев, представлений о мироздании, в чувашских народных подвижных играх.

По содержанию народные игры лаконичны, выразительны и доступны ребенку. Они способствуют расширению кругозора, уточнению представлений об окружающем мире. В конце игры традиционно дети обсуждают, кто проявил смелость, ловкость, выдержку и взаимопомощь. Обсуждение носит доброжелательный характер.

Основным условием успешного внедрения народных подвижных игр в жизнь дошкольников всегда было и остается глубокое знание и свободное владение обширным игровым репертуаром, а также методикой педагогического руководства. 

Методика проведения подвижной игры включает в себя:

- выбор игры (определяется возрастом детей, задачами занятия и условиями проведения игры)

- сбор детей на игру зазывалкой

- создание интереса

- объяснение правил

- распределение ролей считалкой или жеребьёвкой

- руководство ходом игры

- анализ и оценка

Народные игры используются в течение всего времени пребывания ребенка в детском саду;

- На занятиях музыки и физической культуры.

- Во время прогулки.

- На праздниках.

Нами были подготовлены праздники и развлечения, где дети играли в уже знакомые им игры народов Поволжья.

Рис. 6, 7 « Осенние посиделки» , « Масленица»

Вывод:

Наши воспитанники многое узнали о народных подвижных играх, стали самостоятельно играть в них во время свободной деятельности.

Началось формирование системы ценностей и приобщение к духовности и нравственности своего народа, уважительное отношение к культуре родной страны!

Список литературы:

1. Додокина, Евдокимова, Езубова: Игры детей Поволжья в детском саду и дома. Методическое пособие. Издательство: Планета 2019 г.

2. Картотека подвижных игр народов Поволжья | Картотека: | Образовательная социальная сеть (nsportal.ru)

3. Приобщение дошкольников к истокам национальной культуры через подвижные игры народов Поволжья | Педагогический опыт | ВОСПИТАТЕЛЬ ДЕТСКОГО САДА / ВСЕРОССИЙСКИЙ ЖУРНАЛ (vospitatelds.ru)

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Формирование нравственно-патриотических чувств путем приобщения детей к играм народов Поволжья на основе расширения представлений о народных играх русского, мордовского, чувашского и татарского народов.
0 ₽