Гжельская керамика - это изделия керамических предприятий в окрестностях ст. Гжель Раменского района Московской области.
Гжельские чайники, молочники, кувшины созданы не по законам формулы — они сохраняют настоящую фольклорную способность к импровизации. И роспись, свободная, кистевая, рукотворная, эту внутреннюю свободу пластики не только поддерживает, но раскрывает, осмысляет, усиливает.
Гжель - известный во всем мире народный художественный промысел, где с незапамятных времен изготовлялись керамические изделия.
В советское время гжельские предприятия изготовляли посуду, скульптуру, архитектурные детали. Основное место стало принадлежать тонкому фаянсу. В настоящее время Гжель представлена широким ассортиментом посуды, предметов интерьера, сувениров, подарков, и любой из этих предметов является настоящим произведением искусства!
Гжельский фарфоровый завод ведет свою историю с 1818 года, когда в Новохаритоново заработала небольшая фабрика по изготовлению фарфоровой посуды и скульптуры.
Сейчас это самое крупное предприятие в России по изготовлению традиционного фарфора с ручной кобальтовой росписью, где трудятся сотни потомственных мастеров.
Ассортимент завода насчитывает более 600 наименований.
Жостовская роспись — народный промысел художественной росписи металлических подносов, существующий в деревне Жостово Мытищинского района Московской области.
В 1825 году художник-миниатюрист О. Ф. Вишняков, сын владельца московской фабрики по изготовлению металлических расписных подносов, основал в Жостове мастерскую, где создавали подносы с сюжетной и цветочной росписью.
Перед росписью поднос тщательно шлифуется, затем покрывается двухслойным грунтом на основе каолина и сажи. После повторной шлифовки на поднос наносится несколько слоев цветного лака с полировкой каждого слоя. После завершения подготовительного процесса поднос поступает к живописцу.
Роспись производится обычно по чёрному фону (иногда по красному, синему, зелёному, серебряному) причем мастер работает сразу над несколькими подносами.
Основной мотив росписи — цветочный букет простой композиции, в котором чередуются крупные садовые и мелкие полевые цветы.
Классический стиль жостовского искусства предполагает несколько цветочных композиций: "Букет собранный", "Букет враскидку", "Венок", "Ветка с угла", в которых в гармоническом единстве выступают крупные и мелкие цветы, листья, бутоны, стебли.
Жостовский мастер не работает по образцам, перед ним нет и живых цветов. Он пишет по воображению, а точнее по хорошо усвоенным правилам.
По назначению подносы делятся на две группы: для бытовых целей (под самовары, для подачи пищи) и как украшение.
По форме подносы бывают круглые, восьмиугольные, комбинированные, прямоугольные, овальные и др.
Хохлома — старинный русский народный промысел, родившийся в XVII веке в округе Нижнего Новгорода.
Хохлома представляет собой декоративную роспись деревянной посуды и мебели, выполненную красным и золотым цветом по чёрному фону. На дерево при выполнении росписи наносится не золотой, а серебристый оловянный порошок. После этого изделие покрывается специальным составом и три-четыре раза обрабатывается в печи, чем достигается медово-золотистый цвет, придающий лёгкой деревянной посуде эффект массивности.
Традиционные элементы Хохломы — красные сочные ягоды рябины и земляники, цветы и ветки. Нередко встречаются птицы, рыбы и звери.
В настоящее время у хохломской росписи два центра — город Семёнов, где находятся фабрики «Хохломская роспись» и «Семёновская роспись», и село Сёмино Ковернинского района, где работает предприятие «Хохломский художник», объединяющее мастеров деревень Ковернинского района: Сёмино, Кулигино, Новопокровское и др. (фабрика находится в д. Сёмино).
На фабрике в Семенове с 1972 года открыт музей, где хранятся образцы уникальных изделий, среди которых огромная хохломская ложка длиной 2 метра 67 см и полутораметровая чаша. Хохломские предприятия выпускают посуду, ложки, мебель, сувениры и прочее. В широком ассортименте хохломских изделий имеются и принадлежности для шитья: грибки штопальные и коробки для рукоделия.
Ростовская финифть – это живопись по эмали, которая имеет огромное культурно-историческое значение не только для Ростова и Ярославской области, но и для всей России.
Финифть — особый вид прикладного искусства, в котором используется эмаль (в качестве основного материала) в сочетании с металлом.
Эмали окрашиваются солями металлов: добавки золота придают стеклу рубиновый цвет, кобальта — синий цвет, а меди — зелёный. При решении специфических живописных задач яркость эмали может, в отличие от стекла, приглушаться. Образки, крестики, портреты, украшения, выполненные в технике финифти, отличаются особой долговечностью, декоративностью, яркостью и чистотой красок.
Что такое Ростовская финифть? Для женщин ростовская финифть – прежде всего украшения: серьги, броши, колье – живописные эмалевые миниатюры в ювелирном обрамлении. Для истории искусства ростовская финифть – промысел по изготовлению самых живописных эмалей, существующий с давних времен в Ростове.
Ростовскуюфинифть можно узнать по цветочным мотивам, пейзажам. Яркие светоносные краски на белой эмалевой пластине оживляли картины библейской и русской истории, передавали многообразие реальной жизни и красоту родной природы. Эти сокровища и по сей день создаются великолепными мастерами города Ростова Великого, в котором более двух столетий существует уникальный финифтяной промысел.
Сегодня ростовская финифтьснова входит в моду, развиваясь в трех основных направлениях. Первое направление – создание широкого ассортимента женских украшений и предметов интерьера изфинифти – до сих пор остается самым известным и популярным. Второе – изготовление церковной утвари и икон на основе эмалевой миниатюры. Активно развивается третье направление – создание эксклюзивных, неповторимых изделий из Ростовской финифти по индивидуальному заказу для корпоративных и частных клиентов.
Палехская миниатюра — народный промысел, развившийся в поселке Палех Ивановской области. Лаковая миниатюра исполняется темперой на папье-маше.
Те́мпера— краски, приготовляемые на основе сухих порошковых натуральных пигментов и (или) их синтетических аналогов. Связующим веществом темперных красок служат эмульсии — натуральные (разбавленный водой желток цельного куриного яйца, соки растений, редко — только во фресках — нефть) или искусственные (высыхающие масла в водном растворе клея, полимеры).
Папье́-маше́ (фр. papier mâché, букв. «жёваная бумага») — легко поддающаяся формовке масса, получаемая из смеси волокнистых материалов (бумаги, картона) с клеящими веществами, крахмалом, гипсом и т. д.
Обычно расписываются шкатулки, ларцы, кубышки, брошки, панно, пепельницы, заколки для галстука, игольницы и т. д.
Стиль палехской живописи имеет ряд особенностей, а именно: плавность, тонкость рисунка, черный или темный фон, большое количество штриховки, выполненной золотым цветом, четкость, вычерченность силуэта упрощенных фигур. Декоративные пейзаж и архитектура, изящность вытянутых пропорций фигур, динамичное сочетание красного, желтого и зеленого цветов, - все в изделиях с палехской миниатюрой восходит к древнерусским традициям, а потому так близко и дорого русскому сердцу.
Художники, искусно владеющие техникой миниатюры палех, и сегодня творят на земле своих талантливых предков.
Павлопосадские платки – изделия Павлово-посадской мануфактуры. Предприятие может похвастаться тем, что предприятию на государственном уровне придан статус народного художественного промысла России. Платки же являются уникальными в русской культуре и очень часто их принимают за национальный символ России. В какой-то мере они стали, можно сказать, олицетворением стиля любой русской женщины.
И совсем неудивительно, что павлопосадский платок относительно быстро стали называть русским национальным наследием. У настоящего павлопосадского платка имеется квадратная форма с симметричной композицией, которая включает в себя кайму и средник, а основным декором считается цветочный орнамент. Очень многое в этих превосходных платках в настоящее время делают машины. Но это абсолютно не касается узоров их как и раньше делают люди, пытаясь сохранить старые русские традиции. Главным орнаментом павлопосадских платков считается цветочный букет и всевозможные его вариации.
Павлопосадские платки бывают шерстяные или полушерстяные, украшенные традиционными набивными орнаментами и имеют множество цветовых решений.
Павлопосадские платки можно использовать в качестве праздничной летней или зимней, головной или наплечной одежды в женском наряде во многих областях и странах. Их можно отлично сочетать и с национальными костюмами, и с европейской одеждой.
Павловопосадские платки, в отличие от остальных сувенирных российских символов, которые смело модернизируются и украшаются современными модельерами, сохранили свои истинно русские традиции. Натуральные шерсть, шелк и батист, огромная палитра цветов и неповторимых узоров – каждая женщина любого возраста сможет выбрать для себя тот единственный платок, который сможет воплотить в себе её индивидуальность, стиль и предпочтения.
Как и много десятилетий назад наши современницы выбирают, любят и с удовольствием носят платки, как когда-то это делали наши мамы и бабушки.
Художественные изделия из бересты.
Береста — это верхний слой березовой коры, заготавливаемый в мае-июне во время сокодвижения. Внутреннюю поверхность коры ошкуривают и делают лицевой стороной берестяных изделий.
Благодаря своим свойствам — прочности, гибкости, устойчивости к гниению — этот материал издавна применялся для изготовления посуды. Береста не пропускает воду, в ведерках и туесах из бересты молоко не киснет и сохраняется холодным в жаркое время года. Из этого материала во многих северных районах изготавливались лодки-берестянки, летние жилища, головные уборы, коврики и многие другие изделия. С XI века бересту использовали для письма. Производством изделий из бересты занимались мастера Вологодской, Архангельской, Олонецкой, Вятской, Владимирской, Нижегородской, Пермской, Тобольской и других губерний.
Самым знаменитым в России был промыселШемогодской ажурной прорезной бересты, получивший свое название по имени речки Шемогсы, на берегах которой располагались селения мастеров (Курово-Наволок, Погорелово, Красавино, Бернятино и др. неподалеку от города Великий Устюг).
Все берестяные изделия можно разделить на несколько групп в зависимости от способа их изготовления: изделия, сделанные из целого куска бересты (широкие открытые сосуды); плетеные изделия (весьма разнообразные по форме и размерам); сшивные изделия (предметы утвари). Основными способам декорирования берестяных изделий являются тиснение, резьба и роспись.
Оренбургский пуховый платок — вязаный платок из козьего пуха и основы (х/б, шелка или др.).
Пух оренбургских коз — самый тонкий в мире, поэтому изделия из оренбургского пуха — шали и паутинки — особенно нежные и мягкие. Суровые морозные зимы со снегом и оренбургскими метелями — буранами, а также особенности питания оренбургских коз — растительность горных степей Урала — вот основные причины, почему порода оренбургских коз имеет такой тонкий пух. Вместе с тем, этот пух очень прочный — прочнее шерсти. Самое удивительное, что оренбургские козы разводятся только в Оренбургской области. Западная Европа и сейчас много покупает оренбургского пуха.
Паутинка и палантин — это очень тонкие, как паутина, платки. Тонкие паутинки имеют, как правило, сложный узор и используются как украшение. Лучшие тонкие паутинки вяжут в сёлах Жёлтое и Шишма Саракташского района. Такая паутинка украсит любое платье вне зависимости от фасона. Тонкость изделия нередко определяют по 2 параметрам: проходит ли изделие через кольцо и помещается ли в гусином яйце. Впрочем, не каждое хорошее изделие обязательно соответствуют данным условиям, так как каждая мастерица прядет нить разной толщины, иной раз, предпочитая более толстую нить тонкой. В качестве основы для паутинок используют шёлковую (реже — вискозную или хлопчатобумажную) нить, для шалей используют хлопчатобумажную (реже — лавсанную) нить. В паутинках обычно две трети пуха и одна треть шёлка.
Самая большая коллекция платков представлена в музее истории оренбургского пухового платка, являющегося филиалом Оренбургского областного музея изобразительных искусств.
Матрёшка — русская деревянная игрушка в виде расписной полой куклы, внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Традиционная роспись матрёшки часто изображает крестьянских девушек в традиционных нарядах. В последнее время возможный диапазон тем росписи ничем не ограничен, начиная от сказочных персонажей и кончая советскими лидерами. Этот символ России появился на свет не в старинные времена, как это принято считать, а лишь в 1891 году в Абрамцеве. Сегодня матрёшка является одним из самых популярных сувениров для иностранных туристов в России.
Сейчас матрёшки делают в различных мастерских.
Сначала подбирают подходящий вид древесины. Из-за мягкости в основном выбирают липу, реже ольху или берёзу. Деревья обычно срубают ранней весной, снимают кору, но не полностью, чтобы во время сушки древесина не давала трещин. Затем бревна складируют и сушат в течение нескольких лет в хорошо вентилируемом месте.
К обработке древесины необходимо приступать тогда, когда она не сухая, но и не сырая. Каждая заготовка проходит более десятка операций. Самую маленькую куклу — неразборную — делают первой.
Когда «малышка» готова, приступают к следующей фигурке, в которую войдёт первая. Заготовка необходимой высоты обрабатывается и разрезается на верхнюю и нижнюю части. Первой делается нижняя часть. Затем удаляют древесину изнутри обеих частей второй куклы так, чтобы меньшая кукла плотно вставлялась внутрь. Потом процесс повторяется для куклы бо́льшего размера, в которую войдут две предыдущие и т. д. Количество кукол может быть различным.
В заключение процесса каждую куклу покрывают масляным лаком. После окончательной сушки и полировки художник приступает к раскраске. В качестве красок используется как гуашь, так и масляные краски.
В нескольких городах работают музеи матрёшки: в Москве — в Леонтьевском переулке, в Нижнем Новгороде, в Нолинске (Кировская обл.), Калязине Тверская обл.), Вознесенском (Нижегородская обл.) и в Сергиевом Посаде (Московская обл.).