Кубань является уникальным регионом, где на протяжении двух веков взаимодействовали, формировались элементы культур- русских, восточно-украинских и других народов.
Большое распространение на Кубани получилогончарное искусство. К глиняному горшку относились бережно и с почтением. Он был необходим: в нем варили еду, хранили воду и съестные припасы. Первые глиняные горшки были похожи один на другой., но позже, когда человек придумал станок для работы с глиной- гончарный круг, появились изящные кувшины, вазы, чаши. Форма их была самой разнообразной: маленькие и большие, круглые, высокие, узкие или очень широкие.
На Руси, и на Кубани, в частности, было широко распространеноплетение из лозы. Оно возникло раньше, чем обработка дерева, металла, которым требовалось определенное оборудование. Развитию плетения способствовала большая распространенность необходимого материала. Крепкие и гибкие лозы вербы, ивы использовались для плетения изгородей, корзин, мебели. Из соломы изготовляли бочки для зерна, коврики для домашнего пользования, головные уборы, из рогоза плели коврики под ноги. Веками вырабатывались технические приемы обработки материала для плетения, умение использовать его возможности и художественные особенности.
МБДОУ ДС КВ №22 г.Ейска МО Ейский район
Воспитатель: Бандурко Л.А.
2024 г.
На Кубани всегда любили вышивку. Это один из самых развитых видов искусства. Шитье не требовало специальных приспособлений: холст, нитки и игла были в каждом доме. Казачки вручную делали себе одежду и многие предметы домашнего обихода. Вышивали полотенца, скатерти, подзоры (края простыни, занавески, рубахи, юбки, передники, кисеты. В вышивке воплотился природный талант, вкус и мастерство народа. Преобладали в вышивке геометрический и растительный орнаменты. Вышивали простым крестом черного и красного цвета. В сюжет включались элементы: дерево, геометрические фигуры. В геометрическом орнаменте преобладают прямоугольные формы, самым распространенным был городчатый ромб (с крючками на концах) или квадрат. Круги и овалы встречаются редко.
Народное искусство на Кубани тесно связано с жизнью. Зарождалось оно, как правило, в станице, хуторе, селе. Крестьянин-казак, создавая предметы быта, как утилитарные, так и для забавы, был и заказчиком, и исполнителем, и потребителем своих изделий.
Петриковская роспись – единственная живописная техника. Она пришла к нам с Украины в виде настенной росписи. Необыкновенно красочная и своеобразная, в беге ее линий, завитках орнаментов исследователи отмечали отображение наивных верований и представлений, тесно связанных с крестьянским трудом и бытом.
крашали преимущественно внутренние стены (часто роспись просто имитировала ковер над кроватью) и печь. Встречались и расписные ульи и курятники, но расписывать их стали позже, когда основной массе сельчан стали доступны масляные краски, потому что растительные краски, лежащие в основе Петриковки, быстро выгорали на солнце и смывались дождями.
В основном росписью занимались женщины и молодые девушки. Краски получали из соков и отваров растений: свеклы, моркови, различных ягод, цветов, стеблей чистотела. Сам рисунок наносился на стену куриным перышком, самодельными кистями из «котячего хвоста», тростниковой палочкой или комком тряпки («вихоть»). «Вихоть», опуская в краску, прижимали к стенке и получали красочное пятно неопределенной формы. Точно также в качестве штампа использовали разрезанную картофелину или свеклу, с внутренней стороны которых вырезывали какой-нибудь орнамент. Для передачи круга использовалась круглая посуда, например, сковорода. Цветы и листья чаще всего писались пальцем.