МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА УЛЬЯНОВСКА
«ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ № 5»
«Наставничество в ансамбле народной песни»
Автор Ф.И.О. Данилова Светлана Александровна Должность педагог дополнительного образования ЦДТ №5 высшая квалификационная категория |
УЛЬЯНОВСК, 2024
Наставничество в коллективе «Звонница» практикуется давно и заключается во взаимодействии обучающихся.
Это эффективный способ решать сложные проблемы отдельных категорий учащихся, это добровольческая практика, помогая другим, наставники обретают уверенность в своих способностях, оттачивают профессиональные компетенции, формируют новые социальные связи.
Цель наставничества среди учащихся:
- выявление и воспитание учащихся-лидеров;
- помощь педагогу в решении учебных и дисциплинарных проблем;
-личностная положительная мотивация товарищей к труду и обучению;
- помощь педагогу в организации массовых и воспитательных мероприятий.
На сегодняшний день учащийся-наставник - это обучающийся, который обучается в коллективе не менее 3х лет, обладающий сформированным комплексом профессиональных и личностных качеств, обладает высокими показателями в обучении, высоким уровнем творческих достижений, прилежен и трудолюбив.
Наставник в коллективе должен:
- активно участвовать в жизни коллектива, вовлекать товарищей в полезную общественную работу, в массовые, воспитательные и социально-значимые мероприятия;
- развивать творческое и аналитическое мышление, быть готовым решать творческие и образовательные задачи, поставленные педагогом;
- показывать положительный пример в обучении и коллективном труде.
Далее представлены различные методы наставничества:
- Методика работы с микрофоном - наставники рассказывают о том, что такое микрофон, типы микрофонов, о правилах работы с микрофоном, дают рекомендации, как с ним работать. Многие рассказывают свои секреты, по работе с микрофоном, основываясь на своей собственной практике.
- Разучивание танцевальных движений – более опытные наставники помогают педагогу выучить с младшими группами различные танцевальные движения необходимые для исполнения вокальных произведений.
- Обмен опытом – в коллективе практикуется совместные занятия нескольких групп, на которых дети делятся своим вокальным, сценическим опытом.
- Методика работы солиста - солисты-наставники демонстрируют свой опыт концертных выступлений, делятся советами, как работать над песней, подсказывают, как побороть волнение перед выходом на сцену.
- Актёрское мастерство – наставники проводят игры и упражнений по театротерапии, актерскому мастерству. Рассказывают, для чего нужно владеть актёрским мастерством.
- Совместное посещение мастер классов и досуговых мероприятий – позволяет сплотить коллектив, каждый участник делится своими эмоциями и впечатлениями, делится опытом.
- Проведение праздников – традицией в коллективе стало проведение новогодних елок для обучающихся младших групп. Наставники реализуют свои творческие способности через различные виды деятельности, развивают своё актёрское мастерство, развивают культуру общения.
- Конкурсные выступления – на выступления стараемся привлекать не одну, а несколько разновозрастных групп, дети учатся друг у друга во время конкурсных выступлений, наставники дают советы младшим участникам, поддерживают их.
Так же в коллективе есть наставнические пары. Они работают в течение всего учебного года. В таких парах формируется опыт самостоятельной, осознанной, социально продуктивной деятельности, индивидуального стиля, развитие самооценки, инициативности, коммуникативной культуры. Развиваются способности выстраивать гармоничные взаимоотношения со сверстниками на принципе сотрудничества, воспитание терпения, выдержки, ответственности и организованности.
Педагог сопровождает такие проекты, давая свободу действий обучающимся, возможность проявить свою самостоятельность.
Модель наставничества «дети учат детей» позволяет решать задачи сразу в нескольких направлениях. С одной стороны снимаются психологические барьеры, устанавливается доброжелательная атмосфера сотрудничества. С другой, обеспечивается успешное освоение программы каждым ребенком. Передача опыта путём непосредственного общения приносит качественные результаты.
Хорошим показателем наставничества в объединении является участие в конкурсах и фестивалях на различных уровнях и высокий уровень достижений. А так же исполнение общих музыкальных произведений.
Используя наставничество в коллективе можно с уверенностью сказать, что это метод передачи опыта действует очень эффективно. В результате реализации наставничества в коллективе появляется пространство для развития ключевых навыков XXI века. Обеспечивается развитие у обучающихся необходимых в современном обществе качеств, таких как креативность, коммуникативность, кооперация, критическое мышление.