НАСТАВНИЧЕСТВО – ШАГ К УСПЕХУ
Родькина Елена Сергеевна
Учитель-логопед
В данной статье будет раскрыт опыт наставничества в логопедии. Особенностью начала карьеры начинающих логопедов является то, что с самого первого дня начала своей деятельности от молодых специалистов ожидают тех же качеств, что и от специалистов с многолетним стажем. Исходя из этого, молодые специалисты в области логопедии, несущие равную с опытными коллегами ответственность, без опытного наставника, будут находиться в состоянии растерянности и неопределенности.
Ключевые слова: Логопед, наставник, специалист, опыт.
В современном образовании развитие института наставничества становится федеральной стратегической инициативой, ориентированной на создание психологически комфортной среды для развития и повышения квалификации педагогов, увеличение числа закрепившихся в профессии педагогических кадров. Тема наставничества в образовании заявлена как одна из центральных в национальном проекте «Образование», включая федеральные и региональные проекты «Современная школа», «Учитель будущего», «Социальные лифты для каждого», «Молодые профессионалы»
Для начала следует отметить, что следует включить в понятие наставничество. Под наставничеством подразумевается способ передачи знаний, а также навыков и умений молодому специалисту, которые идут от более опытного и знающего человека. Наставничество является определенным типом подготовки молодого специалиста, при котором его занятость происходит под наблюдением и поддержкой опытного в данной сфере наставника.
В нашей ситуации традиционная форма наставничества и менторинг идут рука об руку. Каждый из нас привносит в сотрудничество что-то свое, ценное для партнера. Должность воспитателя подразумевает широкий спектр педагогического воздействия на личность воспитанника, а работа учителя-логопеда имеет свою специфическую направленность. Так, старшая коллега, но молодой специалист делится жизненным опытом, мудростью, умением посмотреть на вещи с разных сторон, более опытная в своем деле, хотя и более молодая по возрасту, коллега, в свою очередь, посвящает в тонкости профессиональных навыков, советует методическую литературу.
На мой взгляд, наставничество является постоянным диалогом, целью которого будет помочь начинающему специалисту понять культуру языка и технологию работы. Основным фактором в области наставничества должна быть готовность, как начинающего логопеда, так и наставника к совместной работе.
В области логопедии существует большое количество видов наставничества, но, по моему мнению, наибольший результат будет давать индивидуальное и открытое. Данный вид наставничества предполагает постоянный контакт с наставником-педагогом, общение в разных видах обстановок, в том числе и при использовании современных технологий.
Многие начинающие логопеды, имеющие небольшой опыт работы, чаще всего сталкиваются с определенной неуверенностью во взаимодействие с людьми. Наиболее остро данная проблема проявляется при общении с детьми, так как молодые специалисты боятся осуждения со стороны родителей и более опытных коллег, а также сильно переживают за конечный результат работы.
Целью данного исследования, трактуемого со стороны наставника, является помощью молодому специалисту в адаптации на рабочем месте. Также повысить уровень профессиональных знаний и квалификации. Развитие в молодом логопеде уверенности в собственных силах.
Задачами проведенного исследования являются:
Должное обеспечение методической, теоретической и психологической поддержки молодого логопеда.
Оказание необходимой помощи в методической и практической сфере, с целью повышения уровня профессионализма молодого логопеда.
Стимулирование к самостоятельному повышению уровня логопеда, овладение наиболее современными программами обучения.
Показ и изучение практических способов обучения более опытными специалистами.
Анализ результатов работы логопеда во всех направлениях его деятельности.
По мнению автора статьи, существует 3 этапа становления молодого логопеда:
Адаптация – изучение необходимых норм логопедии.
Стабилизация – достижение профессиональной компетентности.
Преобразование – достижение самодостаточности как специалиста.
После изучения большого количества литературы становится понятно, что на протяжении многих лет работы в области логопедии, сложилась строго определенная система, благодаря которой формируется наставничество в данной области. Существующая методика состоит из трех последовательных этапов.
Первым этапом является адаптация. На данном этапе происходит выделение компетентности и степени ответственности молодого логопеда, также выявляются существующие пробелы в знаниях и навыках. На протяжении данного этапа, наставнику следует разработать индивидуальный план для молодого логопеда.
Данный индивидуальный план будет включать в себя, и отражать все основные направления деятельности молодого логопеда. Подобного рода план составляется таким образом, чтобы существовала возможность его корректировки в течение срока наставничества.
Вторым этапом будет являться проектировка. На данном этапе происходит разработка и последующая реализация программы, а также корректировка навыков специалиста.
На втором этапе выстраивается определенная программа собственного развития логопеда, которая включает:
Проведение консультаций с наставником.
Изучение опыта более опытных логопедов.
Повышение мастерства в сфере логопедии.
На данном этапе молодой логопед изучает не только опыт работы своего наставника, но и других более опытных коллег.
Формы методической работы, являющиеся традиционными, в которых главная роль уделялась докладам, утратили свое значение из-за низкой эффективности и отсутствием необходимой обратной связи. Сегодня, в области логопедии, следует использовать современные, активные формы работы, которые предполагают вовлечение молодого логопеда в постоянную практическую работу.
Именно данный этап является основным в оценке молодого логопеда наставником. Так как ежедневно любой молодой логопед испытывает постоянную потребность в положительной оценке проведенного им труда.
Третьим этапом будет оценка. На данном этапе производится контроль полученных профессиональных навыков молодым логопедом и в последующем определяется степень его готовности к выполнению прямых обязанностей.
Само по себе наставничество, особенно в рассматриваемой в данной статье области, а именно в логопедии, должно должным образом стимулировать молодого специалиста к самосовершенствованию.
В качестве заключения следует сказать, что использование в области логопедии системы наставничества способно позволить будущим специалистам наиболее быстро адаптироваться к работе, а также почувствовать необходимую уверенность в собственных силах. Данная система также способна принести пользу и наставнику. Работая с молодыми логопедами, более опытные специалисты способны еще больше повысить уровень своих профессиональных навыков. Общаясь с более молодыми специалистами, опытные логопеды приобретают новые взгляды в профессиональной области.
Закаблуцкая Е. Молодой специалист и наставник/ Электронный ресурс.
Басаргина Л.В. Повышение квалификации учителей-логопедов в области реализации логопедического сопровождения. – Новосибирск: СГУПСа, 2008. – С. 281-287/ Электронный ресурс.
Грибова О.Е. Технология организации логопедического обследования.
Методическое пособие. – Москва: Айрис-пресс, 2005. – 96 с.