МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«УГУТСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Проект программы наставничества
«Наставничество в ПОС по формированию компетенций «4К» у школьников на общеобразовательных предметах»
Разработчикпроекта:
Н.В. Чуркина,
учитель МБОУ «УгутскаяСОШ»
Угут, 2021
Содержание
Введение |
|
|
|
Введение
В наше время в обществе происходят бурные изменения. Ребенок вынужден реагировать на них, и часто он бывает к этому не готов.Каждый ребенок уникален. Он проходит свой индивидуальный путь развития, и задача взрослых – помочь ему полнее раскрыть его возможности и способности, использовать их в любых ситуациях. Новые образовательные стандарты поставили перед школой задачу общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся, обеспечивающих такую ключевую компетенцию, как умение самостоятельно добывать, анализировать и обобщать информацию, то есть самостоятельно учиться, а после применять полученные знания в жизни, стремиться к самосовершенствованию. Если ребенку удастся добиться успеха в школе, у него есть шанс на успех и в жизни. А для этого необходим долгий и упорный труд. Поэтому учитель должен использовать любое педагогическое пространство для развития личностного потенциала школьника.
Направлением данного проекта является организация учебного процесса с учетом развития личностного потенциала обучающихся. С позиции акмеологического подхода «личностный потенциал» включает в себя не только потенциальное развитие личности (способности, природно-обусловленные профессионально важные качества, позитивные наследственные факторы), но и систему постоянно возобновляемых и умножаемых ресурсов — интеллектуальных, психологических, волевых.
В этой связи, предлагаемое Благотворительным фондом Сбербанка «Вклад в будущее» и командой поддержки проекта решение по развитию личностного потенциала школьников, внедрению технологий 4К в учебный процесс, программы развития эмоционального интеллекта, представляется логичным и своевременным. Личностно развивающая школьная среда - институционально ограниченная совокупность возможностей для развития личности школьников, возникающих под влиянием педагогически спроектированных организационно-технологических и пространственно-предметных условий, а также случайных факторов в контексте событийного взаимодействия членов школьного сообщества. Личностные результаты включают готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, что является неотъемлемой частью востребованных в современном мире компетенций.
Информационно-аналитическое обоснование проекта
Сегодня в Угутской школе обучается 417 учеников, это представители тринадцати национальностей (русские, ханты, манси, ненцы, лезгины, осетины, татары, башкиры, узбеки, азербайджанцы, казахи, таджики, украинцы). 227 ученика – представители коренных малочисленных народов Севера (ханты, манси, ненцы), при этом 123 ребенка из юрт, во время учебы они проживают в пришкольном интернате, семьи еще 104 представителей КМНС проживают непосредственно в поселке и не ведут традиционный образ жизни1.
Как показывают результаты диагностики, к особенностям психического развития таких детей относится:
Учащиеся первых классов отличаются высоким уровнем познавательной мотивации, но к старшим классам учебная мотивация резко снижается.
У детей на высоком уровне развита зрительная память, мелкая моторика руки, зрительное восприятие, внимание, усидчивость.
Низкий уровень подготовленности к обучению, фиксируемый у учащихся первых классов, несформированность учебных умений и навыков, затрудняет обучение, не позволяет добиваться высоких результатов и нужного качества знаний. Основная часть обучающихся нуждается в социальной и педагогической поддержке. Угутская школа является единственной на обширной территории.
Ключевая проблема Управленческого Проекта создания ЛРОС в ОО «Трансформация образовательной среды школы в личностно-развивающую образовательную среду открытого характера «Точка роста», актуальная для всего социума – это проблема низкой мотивации школьников.
Реализация данного педагогического проекта помогает реализовать управленческий проект в направлении повышения познавательной активности школьников, на формирование интереса к процессу обучения.
Основная цель управленческого проекта – трансформация образовательной среды школы в личностно-развивающую образовательную среду открытого характера с преобладанием «творческого» и частично «карьерного» типов, способствующей развитию необходимых для успеха в современном обществе качеств.
Для достижения поставленной цели администрацией школы были сформулированы стратегические задачи:
создать условия для усиления доли «творческого» типа образовательной среды за счет снижения долей среды «карьерного» и «догматического» типа;
обеспечить условия для повышения показателей таких приоритетных параметров как интенсивность, когерентность, эмоциональность, осознаваемость школьной среды.
создать условия для развития корпоративной культуры школы с преобладанием «семейного» и «инновационного» типов на основе открытого детско-взрослого сообщества (администрация, педагоги, учащиеся, родители, социум).
Основные изменения, которых необходимо добиться в рамках реализации проекта:
осознанного взаимодействия всех участников образовательного процесса, направленного на развитие всех форм сотрудничества в интересах личностного развития детей;
сделать среду более творческой, предоставить каждому ребенку, несмотря на различия в физических, когнитивных и других способностях возможность проявить себя в период обучения в школе, создать обстановку успеха, обеспечить каждому ребенку максимальный личностный рост.
сделать среду более интенсивной и технологичной. Используя системную интеграцию урочной и внеурочной деятельности, эффективные информационные и педагогические технологии, интерактивные формы и методы обучения, соответствующие современному уровню оснащения образовательного процесса и требованиям времени, обеспечить гарантированный результат в получении качественного образования;
среду более когерентной и открытой, использовать педагогический потенциал окружающей среды, родителей, социальных партнеров школы и обеспечить наиболее успешное развитие школьника;
сделать среду эмоционально насыщенной, обеспечивать адекватную реакцию школы на изменяющиеся условия внешней среды в соответствии с возможностями школы, личностным особенностям учеников, их потребностям и отношениям, сложившимся между участниками образовательного процесса;
сделать среду осознаваемой с приоритетом гуманистических духовных ценностей, с сохранением традиций и истории школы, обладающей такими характеристиками, как целостность и автономность, создающей условия для развития субъектного характера образовательного процесса, когда каждый участник становится его автором.
сделать среду саморазвивающейся, инновационной, динамичной и обновляющейся, чтобы обеспечить качественное образование в постоянно изменяющейся социокультурной ситуации не только за счет адаптации, но и за счет опережающего развития, обеспечив условия для планомерного повышения показателей всех параметров среды до желаемых величин2.
Важную роль в развитии личности играет начальная школа. Именно в младшем школьном возрасте формируются умения наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, практически оценивать деятельность, активность. Начинают складываться интересы, склонности. Только через преодоление трудностей, решение проблем, ребёнок может войти в мир творчества. А в наше время только творческий человек, нестандартно мыслящий, может достичь успеха.
Исходя из основных изменений указанных в управленческом проекте, которые необходимо добиться в рамках его реализации: предоставить каждому ребенку возможность проявить себя в период обучения в школе, создать обстановку успеха, обеспечить каждому ребенку максимальный личностный рост; использовать системную интеграцию урочной и внеурочной деятельности, эффективные информационные и педагогические технологии, интерактивные формы и методы обучения, мной был разработан наставнический проект: «Наставничество в ПОС по формированию компетенций «4К» у школьников на общеобразовательных предметах»
.
Целеполагание
Ключевая проблема Проекта, актуальная для всего социума, проблема низкой мотивации школьников. Неразвитый личностный потенциал у детей, неумение использовать свои способности и возможности, имеющиеся сейчас, а у педагогов дефицит знаний о 4К компетенциях, возможности использовать любое педагогическое пространство для развития личностного потенциала школьника, создать такие условия, при которых стало бы возможным использование фактических и потенциальных возможностей каждого ребёнка, чтобы ребенок, становясь успешным на уроках, мог верить в себя и использовать свой потенциал в повседневной жизни и в будущем.
Решение данной проблемы определило цель проекта: создание условий для раскрытия потенциала личности наставляемого, необходимое для успешного формирования «4К»: креативности, критического мышления, кооперации и коммуникации у школьников на общеобразовательных предметах и использования их для достижения успеха на уроке.
Для достижения поставленной цели были сформулированы задачи:
1. Изучить методические рекомендации по формированию ключевых компетенций/навыков.
2. Изучить уровень сформированности знаний у педагогов о компетентностях «4К» и возможности их формировать у школьников на уроках.
3. Создание психологически комфортной среды для развития и повышения квалификации педагогов.
4. Провести обучающие семинары для педагогов по раскрытию понятия компетенции «4К» и их влияние на потенциал школьников. Дать цикл открытых уроков, на которых будут формироваться компетенции «4К» у школьников.
5. Организовать взаимодействие с ПОС других ОО в регионе.
6. Провести анализ и оценить эффективность проведенных мероприятий через мониторинговые исследования.
7. Разработать совместную программу с педагогами ПОС «Формирование компетенций «4К» у школьников на общеобразовательных предметах».
8. Организовать взаимопосещение уроков и систему отчетных мероприятий для корректировки программы, а также профессионального развития педагогов(при необходимости).
В данном проекте используются методы:
-наблюдение;
-опрос;
-анализ;
-проектирование;
-интеграция;
-исследование;
-планирование.
Для оценки результатов будет использованы листы наблюдений и бланки оценки развиваемых компетенций3.
Планируемые результаты:
- программа по формирование компетенций «4К» у школьников на общеобразовательных предметах;
- личностный потенциал, который может использоваться для достижения успеха в любой из сфер своей жизни, включая учебу, увлечения и общения со сверстниками.
Инструменты диагностики:
Универсальный тест профессиональной мотивации
Тест жизнестойкости
Дифференциальный тест рефлексии
«Опросник толерантности к неопределенности»
Шкала ответственности
Опросник профессиональной самоэффективности
Опросник «Жизненной позиции личности»
Программа реализации проекта
В последние несколько лет школьное образование во всем мире отходит от традиционной ориентации на формирование предметных знаний и умений, стараясь создать условия для развития современных ключевых компетенций или навыков XXIв. Данная программа будет работать на то, чтобы научить педагогов использовать любое педагогическое пространство для формирования компетентностей «4К», так организовать учебный процесс, чтобы они это делали постоянно. Эта программа будет направлена на то, чтобы не только осваивать содержание предмета, но и развивать способности самостоятельно создавать и приобретать знания, учиться управлять собой и работать в команде.
План реализации
Этап | Сроки | План деятельности | Планируемый результат |
Целеполагание | Июнь 2021г | - Теоретическое осмысление проблемы; - выделение основных ориентиров проекта; - определение цели и задач проекта; - создание условий для разработки проекта. | Сформулирована проблема; определены цели и задачи проекта; созданы условия для разработки проекта. |
Подготовительный | Август- сентябрь 2021г | -Изучение теоретической базы; -Изучить уровень сформированности знаний у педагогов о компетентностях «4К»; Выявление мотивации педагогов к стажировке для организации образовательного процесса, ориентированного на профессиональное и личностное развитие. | Вывод о сформированности знаний у педагогов о компетентностях «4К». |
Организационный | Октябрь 2021г | -Разработать план мероприятий направленных на формирование знаний о компетенциях 4К у педагогов | План мероприятий |
Практический | Ноябрь-декабрь 2021г | - Реализация разработанных мероприятий. | Рабочие встречи ПОС, посещение занятий, тематические выступления на педсоветах и методических объединениях и т.п. |
Аналитический | Январь 2022г | - Сравнение достигнутых результатов с планируемыми; | Проведен мониторинг |
Заключительный | Февраль 2022г | - Разработка совместной программы с педагогами ПОС «Формирование компетенций «4К» у школьников на общеобразовательных предметах». | фрагменты уроков, учебные задачи, самостоятельные задания на которых будут формироваться навыки у школьников |
Итоговый | Март-май 2022г | Представление готового продукта Апробация | Публикация готового продукта. Работа по данной программе. |
Контрольный | Июнь 2022г | - Обобщение результатов; -выявление эффективностиразработанных мероприятий; -корректировка заданий. | Программа «Формирование компетенций «4К» у школьников на общеобразовательных предметах». |
1 Управленческий Проект «Трансформация образовательной среды школы
в личностно-развивающую образовательную среду открытого характера «Точка роста»
Версия проекта №3. 20.11.2019 г.
2 Управленческий Проект «Трансформация образовательной среды школы
в личностно-развивающую образовательную среду открытого характера «Точка роста»
Версия проекта №3. 20.11.2019 г.
3 Практические рекомендации. Компетенции «4К»; формирование и оценка на уроке