«Не мыслям надобно учить, а мыслить»
Эммануил Кант
Мир изменился. Современная жизнь требует от человека не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретенным; не объем информации, а умение получать ее и моделировать, то есть постоянное созидание и творчество. Сегодня государство уделяет особое внимание развитию образования обучающихся.Об этом свидетельствуют четкие требования к результатам обучения (личностным, метапредметным, предметным), разработка «Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 года», а также национальный проект РФ «Образование» до 2024 г., главная цель которого – улучшение качества общего образования, включающего формирование у учащихся навыков XXI века.
В XXI же веке акценты смещаются в сторону умения критически мыслить, способности к взаимодействию и коммуникации, творческого подхода к делу. Многие исследователи добавляют к этому ещё и любознательность, хотя это, наверное, больше относится к личной характеристике человека.
Под навыками 21 века подразумеваются личностные качества человека, готового жить в быстром, меняющемся, интересном, но сложном и непредсказуемом мире, в условиях высоких технологий и социальной активности. Их значимость заключается в том, что « навыки 21 века» позволяют ориентироваться в разных дисциплинах, разбираться в потоках новой информации. То есть, овладев « навыками 21 века», любой человек сможет самостоятельно заниматься самообразованием и самовоспитанием. « Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, исчезнут всякие недоразумения», - писал в свое время известный немецкий писатель, публицист, ученый Георг Кристоф Лихтенберг.
Педагогика в постановке целей деятельности всегда выполняла социальный заказ общества и государства и никогда не ставила самостоятельную задачу, как научить детей конструктивно, критически оценивать социальную ситуацию или собственное поведение. Современный учитель должен ответить на вопросы: « Как учить в век информатизации человека будущего?», « Чему и как учить, чтобы знания, полученные на уроках, помогали ученику стать конкурентноспособной личностью?»
Понятно, что ответить на них, опираясь только на традиционную классно – урочную систему, нельзя. Поэтому школа и, соответственно, учитель должны создать условия, позволяющие личности ребенка максимально развивать свои способности, формировать критическое мышление, позволяющее работать с информацией, т.е. находить, отбирать, анализировать и оценивать ее.
« Учитель должен думать о том, чтобы сначала сделать ученика пригодным для восприятия образования. Учитель, прежде чем образовывать ученика своими наставлениями, сначала должен пробуждать в ученике стремление к образованию, делать ученика, по крайней мере, годным к образованию», - говорил Я. А. Коменский. Главное то, как умеет управлять информацией ученик, не присвоение « готового» знания, а конструирование своего, что рождается в процессе обучения.
На всемирном экономическом форуме в Давосе были определены 10 ключевых компетенций, которыми должен обладать каждый востребованный сотрудник:
В нашей стране специалисты системы образования сократили давосскую десятку до системы из четырех ключевых навыков, которая получила название «Система 4К»:
критическое мышление (Critical Thinking);
креативность (Creativity);
коммуникация (Communication);
координация (Coordinating With Others).
Технология критического мышления дает возможность развивать мыслительные навыки учащихся, необходимые не только в учебе, но в дальнейшей жизни. Она и ее основные стратегии обеспечивают развитие мышления, формирование коммуникативных и творческих способностей, отвечает целям образования на современном этапе, вооружает ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования и конструирования образовательного маршрута.
Работая уже 2 года с детьми по этой технологии, изучив много материала, считаю, что развитие критического мышления – это попытка преодоления формального подхода к обучению, авторитарного стиля, поворот к личности обучаемого, приглашение ученика к творчеству, попытка гуманизации обучения. Мне нравится организация обучения, которое актуализирует познавательную, эмоциональную и волевую сферы обучаемых. При таком обучении ведущей педагогической идеей будет формирование универсальных учебных действий через использование технологии развития критического мышления посредством чтения и письма на уроках русского языка и литературы. Я постоянно находилась в поиске таких методов и приемов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволяли бы им мыслить более продуктивно, а учитель смог бы создать атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем. Уроки с использованием технологии отличаются от уроков в традиционном обучении. Ученики не сидят, пассивно слушая учителя, они становятся действующими лицами. Дети читают текст, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют и даже сочиняют. Они делятся рассуждениями друг с другом, обсуждают. А что же учитель? А педагог сможет создать атмосферу открытости и ответственного сотрудничества, использовать модель обучения, способствующую развитию самостоятельности у учеников.
В своей работе опираюсь на системно – деятельностный подход , предполагающий новые требования к уроку по ФГОС. При этом стараюсь помогать ученику освоить новые знания . направить его познание, быть другом, помощником, тьютором. Тогда приоритетным становится самостоятельная работа учеников, личностно – ориентированный и индивидуальный характер уроков, деятельностный подход в организации уроков, развитие личностных качеств ребенка. В этом помогает использование различных приемов технологии критического мышления: «Корзина идей», «Составление кластера», « Верные и неверные утверждения», « Толстые и тонкие вопросы» , « Лови ошибку», «Пометки на полях», «Письмо по кругу» и другие.
В своей практике при формировании критического мышления использую упражнение
« Двойной дневник», который дает возможность читателям тесно связать содержание текста со своим опытом. Особенно полезно задание, когда читается большой текст, что произвел впечатление, вызвал какие-то воспоминания или ассоциации с эпизодами из собственной жизни. Читая текст, учащиеся останавливаются и делают пометки на тех эпизодах произведения, которые их озадачили, вызвали протест.
« Гм... да... всё в руках человека, и всё-то он мимо носу проносит, единственно от одной трусости... это уж аксиома... Любопытно, чего люди больше всего боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся...»
-Согласны ли вы с такими размышлениями Родиона?
- Чего боитесь вы?
Такой прием заставляет детей быть более внимательным к прочитанному, поэтому я по вариантам даю какое – то конкретное количество выписок, которые будут сделаны по тексту. ( Ф. Достоевский « Преступление и наказание», И.Бунин « Легкое дыхание»). Теперь нужно ответить на вопрос: « На чужих ошибках учатся?»
На стадии вызова часто предлагаю ребятам игру « Верные – неверные утверждения» о жизни писателя. Например, при изучении творчества М. Е. Салтыкова – Щедрина можно составить такой список утверждений:
Салтыков – настоящая фамилия писателя. 2. М. Салтыков- Щедрин был счастливым человеком. 3. Он родился в небогатой семье. 4. Получил прекрасное образование. 5. Его называли продолжателем Пушкина. 6. Писателю не удалось сделать карьеру.7. Был несчастлив в браке. 8. Имел много врагов
Утверждения могут быть самыми неожиданными и нелогичными. Задача ученика – не зная ничего об авторе, согласиться или не согласиться с данными предположениями, поставить «плюс» или « минус». После прочтения текста биографических данных, на стадии осмысления, ученики обсуждают свои результаты в группе или в паре, уточняют и исправляют неверные ответы. На стадии рефлексии по каждому вопросу можно дать дополнительные данные. Домашнее задание заключается в том, чтобы подготовить сообщение об авторе, произведение которого будут изучать, используя электронные или бумажные носители информации. Выполняя работу, ребенок обязательно проверит, в чем он оказался прав, а в чем ошибся, посчитает баллы.
В начале урока в 7 классе применяю прием« Верю – не верю» по теме « Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных» :
В полных страдательных причастиях прошедшего времени всегда пишется НН.
Страдательные причастия прошедшего времени могут образоваться от имен существительных.
В кратких страдательных причастиях пишется Н.
В отглагольных прилагательных пишется и Н, и НН.
Краткие страдательные причастия отвечают на вопрос «какой?»
Прием « Толстые и тонкие вопросы» учит ребят читать внимательно, думать, понимать произведение, сравнивать с ранее прочитанными, находить общее, различие. Главное – сделать выводы, показать, актуальны ли проблемы, поднятые автором, аргументировать ответ. Вопросы- способ организации взаимоопроса учащихся по теме, при котором «тонкий» вопрос предполагает однозначный ответ (чаще это «да» или «нет»), а «толстый» (проблемный) требует глубокого осмысления задания, рациональных рассуждений, поиска дополнительных знаний и анализ информации. Читая новый текст, обучающиеся получают задание: составить 10-12 вопросов по тексту. Этот вид задания оценивается отдельно. Вопрос показывает, насколько глубоко прочитан текст, как ученик научился анализировать в контексте литературного процесса, умеет ли формулировать главное.
Например, вот какие вопросы предложили ребята своим одноклассникам по рассказу
М. Шолохова « Судьба человека»:
- Кого рассказчик встретил на берегу реки?
- Как был одет мальчик?
- Сколько детей было у главного героя?
- Когда Андрей Соколов попал в плен?
- Почему у главного героя « аж красные искры из глаз посыпались»?
- Почему рассказчик назвал мальчика « старик»? Что он имел в виду?
- Что значит « шаром покати»? В связи с чем его использует главный герой?
- Как вы считаете, почему автор выбрал форму ведения рассказа от первого лица?
- Согласны ли вы со мной, что в диалоге с Мюллером Андрей Соколов выходит победителем? Ответ аргументировать.
- Что и как могло бы измениться, если бы главный герой не решился убить Крыжнева?
Прием« Составление кластера» применяется на стадии вызова, когда систематизируется информация до знакомства с основным источником – текстом или другим материалом для наблюдения.
В 5 классе при изучении темы « Чередующиеся гласные в корне слова» предлагаю ученикам выбрать из группы слов те, в которых, по их мнению, гласные чередуются. На стадии осмысления работаем с материалом для наблюдения. Это группа слов с чередованием, правописание которых зависит:
От ударения: гореть, загорелый – угар, загар,
Заря, зарница – зори, зарево,
Наклониться, склонять – раскланиваться, поклон,
Творить – утварь, творчество,
Пловец, пловчиха – плавить, поплавок.
От конечной гласной корня: растение, выращенный – выросли,
Предполагать – изложить, скакать, вскочить.
От присутствия и отсутствия суффикса: беру – забирать, запереть – запирать,
Вытер – вытирать.
От значения слова: макать в краску – промокнуть под дождем, сравнит – заровнять.
Чтобы сделать урок интересным, увлечь детей чтением и создать ситуацию успеха, нужно давать творческие задания. В 11 классе после самостоятельного домашнего чтения рассказа
А. Куприна «Олеся» для стимулирования мыслительной деятельности предлагаю ребятам высказать свое мнение о главной героине словом, словосочетанием с устной расшифровкой. В ответах проявляется желание обучающихся глубже осмыслить прочитанное, разобраться в проблемах произведения, думать, сравнивать, сопоставлять, обобщать.
Любит жизнь в лесу, животных Не бывает на людях
И птиц
ОЛЕСЯ ( АЛЁНА)нет родителей, бабушка Мануйлиха
Цельная натура
Не похожа на местных «дивчат»
Смелая, независимая девушка
Верит, что она настоящая колдунья
Нравится познавать все новое Чуткая , тактичная девушка
Не умеет читать, но говорит изысканно Необразованная, но достаточно умна
Жертвенность Олеси Гордая, самоуверенная Широкий кругозор
Красного цвета бусы ??? Почему?
Так, на основе первоначального ключевого понятия ( характеристика Олеси) выстраивается цепочка ассоциаций
Прием « Синквейн» предложила ученикам 7 класса после изучения темы « Былины»
Илья. 1. Микула Селянинович
Сильный , мужественный 2. Трудолюбивый, сильный.
Ехал, сражался, победил 3. Пахал, помог, спас.
Всем людям радость дарил. 4. Мирный труд тоже требует мощи.
Он – Герой! 5. Подлинный герой.
Синквейн, составленный на уроке, посвященном изучению биографии М. Ю. Лермонтова:
Лермонтов
Одинокий, свободный.
Страдает, предчувствует, любит.
Романтик всегда обречен на одиночество.
Гений.
Наверное, перед каждым учителем стоит задача: как сделать свой урок интересным для детей, увлекательным и, главное, полезным. Я пришла к выводу, что именно на уроках русского языка и литературы, где приходится работать с большими текстами, очень актуально применение технологии развития критического мышления. Ёе приёмы и методы помогают формировать собственную позицию, развивать навыки работы с источниками и справочниками. Самое главное – научиться самостоятельно добывать знания, готовить себя к продуктивному решению жизненных проблем в современном, постоянно меняющемся мире.