Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Обобщение опыта
  3. "Не мыслям надобно учить..."

"Не мыслям надобно учить..."

Критическое мышление - это нестандартное мышление, позволяющее человеку видеть и оценивать приоритеты, определять достоверность фактов, явлений, событий. Развитие такого типа мышления основано на умении анализировать, сравнивать, задавать вопросы, делать обобщения и выводы. Навык критически мыслить нужен всем.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Обобщение опыта

Категория

Обобщение опыта
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

 «Не мыслям надобно учить, а мыслить»

  Эммануил Кант

Мир изменился. Современная жизнь требует от человека не простое знание фактов, не умения, как таковые, а способность пользоваться приобретенным; не объем информации, а умение получать ее и моделировать, то есть постоянное созидание и творчество. Сегодня государство уделяет особое внимание развитию образования обучающихся.Об этом свидетельствуют четкие требования к результатам обучения (личностным, метапредметным, предметным), разработка «Стратегии развития воспитания в РФ до 2025 года», а также национальный проект РФ «Образование» до 2024 г., главная цель которого – улучшение качества общего образования, включающего формирование у учащихся навыков XXI века.

В XXI же веке акценты смещаются в сторону умения критически мыслить, способности к взаимодействию и коммуникации, творческого подхода к делу. Многие исследователи добавляют к этому ещё и любознательность, хотя это, наверное, больше относится к личной характеристике человека.

Под навыками 21 века подразумеваются личностные качества человека, готового жить в быстром, меняющемся, интересном, но сложном и непредсказуемом мире, в условиях высоких технологий и социальной активности. Их значимость заключается в том, что « навыки 21 века» позволяют ориентироваться в разных дисциплинах, разбираться в потоках новой информации. То есть, овладев « навыками 21 века», любой человек сможет самостоятельно заниматься самообразованием и самовоспитанием. « Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, исчезнут всякие недоразумения», - писал в свое время известный немецкий писатель, публицист, ученый Георг Кристоф Лихтенберг.

Педагогика в постановке целей деятельности всегда выполняла социальный заказ общества и государства и никогда не ставила самостоятельную задачу, как научить детей конструктивно, критически оценивать социальную ситуацию или собственное поведение. Современный учитель должен ответить на вопросы: « Как учить в век информатизации человека будущего?», « Чему и как учить, чтобы знания, полученные на уроках, помогали ученику стать конкурентноспособной личностью?»

Понятно, что ответить на них, опираясь только на традиционную классно – урочную систему, нельзя. Поэтому школа и, соответственно, учитель должны создать условия, позволяющие личности ребенка максимально развивать свои способности, формировать критическое мышление, позволяющее работать с информацией, т.е. находить, отбирать, анализировать и оценивать ее.

« Учитель должен думать о том, чтобы сначала сделать ученика пригодным для восприятия образования. Учитель, прежде чем образовывать ученика своими наставлениями, сначала должен пробуждать в ученике стремление к образованию, делать ученика, по крайней мере, годным к образованию», - говорил Я. А. Коменский. Главное то, как умеет управлять информацией ученик, не присвоение « готового» знания, а конструирование своего, что рождается в процессе обучения.

На всемирном экономическом форуме в Давосе были определены 10 ключевых компетенций, которыми должен обладать каждый востребованный сотрудник:

В нашей стране специалисты системы образования сократили давосскую десятку до системы из четырех ключевых навыков, которая получила название «Система 4К»:

критическое мышление (Critical Thinking);

креативность (Creativity);

коммуникация (Communication);

координация (Coordinating With Others).

Технология критического мышления дает возможность развивать мыслительные навыки учащихся, необходимые не только в учебе, но в дальнейшей жизни. Она и ее основные стратегии обеспечивают развитие мышления, формирование коммуникативных и творческих способностей, отвечает целям образования на современном этапе, вооружает ученика и учителя способами работы с информацией, методами организации учения, самообразования и конструирования образовательного маршрута.

Работая уже 2 года с детьми по этой технологии, изучив много материала, считаю, что развитие критического мышления – это попытка преодоления формального подхода к обучению, авторитарного стиля, поворот к личности обучаемого, приглашение ученика к творчеству, попытка гуманизации обучения. Мне нравится организация обучения, которое актуализирует познавательную, эмоциональную и волевую сферы обучаемых. При таком обучении ведущей педагогической идеей будет формирование универсальных учебных действий через использование технологии развития критического мышления посредством чтения и письма на уроках русского языка и литературы. Я постоянно находилась в поиске таких методов и приемов работы, которые бы совершенствовали мыслительные способности учащихся и позволяли бы им мыслить более продуктивно, а учитель смог бы создать атмосферу партнерства, совместного поиска и творческого решения проблем. Уроки с использованием технологии отличаются от уроков в традиционном обучении. Ученики не сидят, пассивно слушая учителя, они становятся действующими лицами. Дети читают текст, пересказывают, анализируют, трансформируют, интерпретируют, дискутируют и даже сочиняют. Они делятся рассуждениями друг с другом, обсуждают. А что же учитель? А педагог сможет создать атмосферу открытости и ответственного сотрудничества, использовать модель обучения, способствующую развитию самостоятельности у учеников.

В своей работе опираюсь на системно – деятельностный подход , предполагающий новые требования к уроку по ФГОС. При этом стараюсь помогать ученику освоить новые знания . направить его познание, быть другом, помощником, тьютором. Тогда приоритетным становится самостоятельная работа учеников, личностно – ориентированный и индивидуальный характер уроков, деятельностный подход в организации уроков, развитие личностных качеств ребенка. В этом помогает использование различных приемов технологии критического мышления: «Корзина идей», «Составление кластера», « Верные и неверные утверждения», « Толстые и тонкие вопросы» , « Лови ошибку», «Пометки на полях», «Письмо по кругу» и другие.

В своей практике при формировании критического мышления использую упражнение

« Двойной дневник», который дает возможность читателям тесно связать содержание текста со своим опытом. Особенно полезно задание, когда читается большой текст, что произвел впечатление, вызвал какие-то воспоминания или ассоциации с эпизодами из собственной жизни. Читая текст, учащиеся останавливаются и делают пометки на тех эпизодах произведения, которые их озадачили, вызвали протест.

« Гм... да... всё в руках человека, и всё-то он мимо носу проносит, единственно от одной трусости... это уж аксиома... Любопытно, чего люди больше всего боятся? Нового шага, нового собственного слова они всего больше боятся...»

-Согласны ли вы с такими размышлениями Родиона?

- Чего боитесь вы?

Такой прием заставляет детей быть более внимательным к прочитанному, поэтому я по вариантам даю какое – то конкретное количество выписок, которые будут сделаны по тексту. ( Ф. Достоевский « Преступление и наказание», И.Бунин « Легкое дыхание»). Теперь нужно ответить на вопрос: « На чужих ошибках учатся?»

На стадии вызова часто предлагаю ребятам игру « Верные – неверные утверждения» о жизни писателя. Например, при изучении творчества М. Е. Салтыкова – Щедрина можно составить такой список утверждений:

Салтыков – настоящая фамилия писателя. 2. М. Салтыков- Щедрин был счастливым человеком. 3. Он родился в небогатой семье. 4. Получил прекрасное образование. 5. Его называли продолжателем Пушкина. 6. Писателю не удалось сделать карьеру.7. Был несчастлив в браке. 8. Имел много врагов

Утверждения могут быть самыми неожиданными и нелогичными. Задача ученика – не зная ничего об авторе, согласиться или не согласиться с данными предположениями, поставить «плюс» или « минус». После прочтения текста биографических данных, на стадии осмысления, ученики обсуждают свои результаты в группе или в паре, уточняют и исправляют неверные ответы. На стадии рефлексии по каждому вопросу можно дать дополнительные данные. Домашнее задание заключается в том, чтобы подготовить сообщение об авторе, произведение которого будут изучать, используя электронные или бумажные носители информации. Выполняя работу, ребенок обязательно проверит, в чем он оказался прав, а в чем ошибся, посчитает баллы.

В начале урока в 7 классе применяю прием« Верю – не верю» по теме « Н и НН в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных прилагательных» :

  1. В полных страдательных причастиях прошедшего времени всегда пишется НН.

  2. Страдательные причастия прошедшего времени могут образоваться от имен существительных.

  3. В кратких страдательных причастиях пишется Н.

  4. В отглагольных прилагательных пишется и Н, и НН.

  5. Краткие страдательные причастия отвечают на вопрос «какой?»

Прием « Толстые и тонкие вопросы» учит ребят читать внимательно, думать, понимать произведение, сравнивать с ранее прочитанными, находить общее, различие. Главное – сделать выводы, показать, актуальны ли проблемы, поднятые автором, аргументировать ответ. Вопросы- способ организации взаимоопроса учащихся по теме, при котором «тонкий» вопрос предполагает однозначный ответ (чаще это «да» или «нет»), а «толстый» (проблемный) требует глубокого осмысления задания, рациональных рассуждений, поиска дополнительных знаний и анализ информации. Читая новый текст, обучающиеся получают задание: составить 10-12 вопросов по тексту. Этот вид задания оценивается отдельно. Вопрос показывает, насколько глубоко прочитан текст, как ученик научился анализировать в контексте литературного процесса, умеет ли формулировать главное.

Например, вот какие вопросы предложили ребята своим одноклассникам по рассказу

М. Шолохова « Судьба человека»:

- Кого рассказчик встретил на берегу реки?

- Как был одет мальчик?

- Сколько детей было у главного героя?

- Когда Андрей Соколов попал в плен?

- Почему у главного героя « аж красные искры из глаз посыпались»?

- Почему рассказчик назвал мальчика « старик»? Что он имел в виду?

- Что значит « шаром покати»? В связи с чем его использует главный герой?

- Как вы считаете, почему автор выбрал форму ведения рассказа от первого лица?

- Согласны ли вы со мной, что в диалоге с Мюллером Андрей Соколов выходит победителем? Ответ аргументировать.

- Что и как могло бы измениться, если бы главный герой не решился убить Крыжнева?

Прием« Составление кластера» применяется на стадии вызова, когда систематизируется информация до знакомства с основным источником – текстом или другим материалом для наблюдения.

В 5 классе при изучении темы « Чередующиеся гласные в корне слова» предлагаю ученикам выбрать из группы слов те, в которых, по их мнению, гласные чередуются. На стадии осмысления работаем с материалом для наблюдения. Это группа слов с чередованием, правописание которых зависит:

От ударения: гореть, загорелый – угар, загар,

Заря, зарница – зори, зарево,

Наклониться, склонять – раскланиваться, поклон,

Творить – утварь, творчество,

Пловец, пловчиха – плавить, поплавок.

От конечной гласной корня: растение, выращенный – выросли,

Предполагать – изложить, скакать, вскочить.

От присутствия и отсутствия суффикса: беру – забирать, запереть – запирать,

Вытер вытирать.

От значения слова: макать в краску – промокнуть под дождем, сравнит – заровнять.

Чтобы сделать урок интересным, увлечь детей чтением и создать ситуацию успеха, нужно давать творческие задания. В 11 классе после самостоятельного домашнего чтения рассказа

А. Куприна «Олеся» для стимулирования мыслительной деятельности предлагаю ребятам высказать свое мнение о главной героине словом, словосочетанием с устной расшифровкой. В ответах проявляется желание обучающихся глубже осмыслить прочитанное, разобраться в проблемах произведения, думать, сравнивать, сопоставлять, обобщать.

Любит жизнь в лесу, животных Не бывает на людях

И птиц

ОЛЕСЯ ( АЛЁНА)нет родителей, бабушка Мануйлиха

Цельная натура

Не похожа на местных «дивчат»

Смелая, независимая девушка

Верит, что она настоящая колдунья

Нравится познавать все новое Чуткая , тактичная девушка

Не умеет читать, но говорит изысканно Необразованная, но достаточно умна

Жертвенность Олеси Гордая, самоуверенная Широкий кругозор

Красного цвета бусы ??? Почему?

Так, на основе первоначального ключевого понятия ( характеристика Олеси) выстраивается цепочка ассоциаций

Прием « Синквейн» предложила ученикам 7 класса после изучения темы « Былины»

  1. Илья. 1. Микула Селянинович

  2. Сильный , мужественный 2. Трудолюбивый, сильный.

  3. Ехал, сражался, победил 3. Пахал, помог, спас.

  4. Всем людям радость дарил. 4. Мирный труд тоже требует мощи.

  5. Он – Герой! 5. Подлинный герой.

Синквейн, составленный на уроке, посвященном изучению биографии М. Ю. Лермонтова:

  1. Лермонтов

  2. Одинокий, свободный.

  3. Страдает, предчувствует, любит.

  4. Романтик всегда обречен на одиночество.

  5. Гений.

Наверное, перед каждым учителем стоит задача: как сделать свой урок интересным для детей, увлекательным и, главное, полезным. Я пришла к выводу, что именно на уроках русского языка и литературы, где приходится работать с большими текстами, очень актуально применение технологии развития критического мышления. Ёе приёмы и методы помогают формировать собственную позицию, развивать навыки работы с источниками и справочниками. Самое главное – научиться самостоятельно добывать знания, готовить себя к продуктивному решению жизненных проблем в современном, постоянно меняющемся мире.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Если человек любит природу, то и она одаривает его. В лесу свои законы и правила. Если их уважать, природа, словно гостеприимная хозяйка, подарит свою красоту. Посещая лес, нужно обязательно соблюдать правила, ведь опасность может подстерегать человека, не желающего изучать законы природы , знать , как вести себя, отдыхая на природе. -
0 ₽
Они воевали за то, чтобы война уходила все дальше. Война – это наша общая память. Это была священная война. 20 миллионов сынов и дочерей потеряла наша Родина в этой битве. Каждый девятый житель нашей страны не вернулся с этой войны. Вот какой ценой завоевано всему человечеству право на жизнь, радость, труд! Что же помогло советским людям победить? А ответ может быть только один: помогла ВЕРА. Вера в Бога, в себя, в своё Отечество, в своих друзей, в лучшее будущее, вера в то, что никто не будет забыт, вера в то, что потомки сохранят память о тех, кто ковал победу. Пример мужества , отваги и силы духа участников Великой Отечественной войны долгое время вдохновлял и нас на созидание , на сохранение с трудом добытого мира. Честь и хвала ветеранам!
0 ₽
Формирование у школьников высокой духовной нравственности начинается с воспитания любви и привязанности детей к родному городу. Для достижения определённого результата требуется находить нетрадиционные методы воздействия на ребёнка, на его эмоциональную и нравственную сферы. 20 сентября – День города, который связан с освобождением Токмака от немецко- фашистских захватчиков. Проведение Уроков мужества – традиция нашей школы
0 ₽