Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Музыка
  3. Некоторые приемы мнемотехники в процессе первоначального обучения на занятиях фортепиано в учреждениях дополнительного образования

Некоторые приемы мнемотехники в процессе первоначального обучения на занятиях фортепиано в учреждениях дополнительного образования

В методической разработке идет речь о различных приемах мнемотехники, которые можно использовать в работе по обучению детей игре на фортепиано. Информация, усвоенная с помощью этих приемов в первоначальном обучении, откладывается в сознании ребенка на долгие годы, а также повышает интерес к занятиям, стимулирует продуктивность и результативность педагогической деятельности.

Предметы

Музыка

Категория

Музыка
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Детская школа искусств № 3 городского округа

город Уфа Республики Башкортостан

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

на тему: «Некоторые приёмы мнемотехники

в процессе первоначального обучения на занятиях фортепиано

в учреждениях дополнительного образования»

выполнила:

преподаватель Столбова Е.Н.

Уфа – 2024 г.

Понятие мнемотехники

Мнемотехника (от греч. — память) — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти различных типов для упрощения запоминания. То есть это специально разработанные приёмы и способы, облегчающие запоминание определенных типов информации.

Мы с вами живём в век информации, поэтому интерес к мнемотехнике всё возрастает. Ею интересуются политики, которым необходимо часто выступать с длинными речами, артисты театра и кино, профессиональные музыканты, представители самых разных профессий, чья деятельность связана с запоминанием большого объёма информации.

Основные приёмы мнемотехники:

  1. Буквенный код — образование смысловых фраз из начальных букв. Например: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» — фраза, направленная на запоминание цветов радуги.

  2. Рифмизация.Например: «Гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть, и обидеть и терпеть, и зависеть и вертеть» — глаголы II спряжения, или: «Если очень постараться, можно сразу ПИ прочесть: три, четырнадцать, пятнадцать, девяносто два и шесть» — как легко запомнить число Пи).

  3. Созвучие — запоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучных.Например:«Суп несла и пролила» — запоминаем часто используемые пианистами медицинские термины «супинация» и «пронация».

  4. Ассоциации —нахождение ярких образных ассоциаций, которые соединяются с запоминаемой информацией. Например: «диез» – лесенка, по которой человечек поднимается вверх – повышает звук на полтона, «бемоль» – капелька, падающая вниз – понижает звук на полтона.

  5. Метод римской комнаты — суть: при запоминании информации представлять себе, что обходишь свою комнату, мысленно развешивая листочки с информацией в знакомых местах. Чтобы вспомнить информацию, достаточно будет еще раз мысленно обойти помещение, и всё найдётся на своих местах.

Особенности применения мнемотехники в обучении детей младшего школьного возраста на занятиях фортепиано

Важное место мнемотехника занимает впроцессе первоначального обучения, т.к. усвоение информации в возрасте 7-8 лет идет более интенсивно, нежели в последующие годы.

Наблюдая за контингентом современных учреждений дополнительного образования, можно отметить большую загруженность обучающихся. Дети посещают различные кружки иностранных языков, изостудии, занимаются танцами и спортом. Также не будем забывать и об общеобразовательной школе с её немаленьким циклом предметов. Родители стараются заполнить день своего ребёнка до максимума, записывая его всё в новые и новые кружки и объединения, их позиция понятна, хотя и не совсем верна. Они забывают, что количество в данном случае вряд ли перейдёт в качество. В итоге — нехватка времени на выполнение домашних заданий, зачастую отсутствие родительского контроля над успеваемостью ребёнка, либо приоритет общеобразовательной школы, и просто груз усталости отрицательно отражаются на результатах работы преподавателей учреждений дополнительного образования.

Огромный поток информации и невозможность справиться с её обработкой самостоятельно – это печальная реальность, в которой оказываются современные дети. Отсюда ранние неврозы, прочие неврологические отклонения. Вот с чем на сегодняшний день приходится работать педагогу-музыканту. Современные условия требуют от ребенка не только владения знаниями, но и, в первую очередь, умения добывать эти знания самостоятельно, успевать их осмыслить, запомнить и оперировать ими, применяя на практике.

Что же можем сделать для современных детей, поставленных в такие условия, мы, педагоги-пианисты? Здесь нам на помощь придут известные, в том числе уже перечисленные выше, мнемотехнические приёмы.

Задачи педагога фортепиано на первом году обучения:

  • начать формирование крепкого исполнительского аппарата, свободного от всякого рода зажимов;

  • научить ребёнка усваивать сложный музыкально-теоретический материал без умственного и нервного напряжения;

  • используя дифференцированный подход, развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, различные виды памяти;

  • развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки (общие, отличительные), способность анализировать;

  • осуществлять помощь в изучении предметов теоретического цикла, развивать гармонический слух, умение интонировать, давать начальные навыки композиции, обогащать профессиональный словарный запас обучающегося;

  • воспитывать любовь к музыке, знакомить с ярчайшими образцами музыкального творчества отечественных и зарубежных композиторов;

  • повысить продуктивность домашних занятий, одновременно сократив время, затрачиваемое на их выполнение.

Приёмы, используемые в фортепианной педагогике на этом этапе: мнемотаблицы, ассоциации, рифмизация, музыкальные стихи,песенки.

Мнемотаблицы

Мнемотаблица— это схема, в которой содержится (в закодированном виде) определённая информация.

Использование мнемотаблиц на занятии помогает развиваться воображению, зрительной памяти, формирует последовательное логическое мышление. Кроме того, информация усваивается в нужном педагогу порядке. На начальном этапе педагог поставляет обучающемуся готовые мнемотаблицы, в дальнейшем можно составлять их совместно, кодируя (превращая в картинки и значки) и фиксируя информацию прямо на занятии.

Ассоциации

Об ассоциацияхможно говорить бесконечно. Приведу примеры нескольких, наиболее активно используемых мною в работе с детьми первого года обучения:

  1. «До-пограничник» стоит на границе двух государств — государства Скрипичного Ключа и государства Басового Ключа. Он всегда самый первый приходит на свой пост, поэтому и живёт в первойоктаве. Для наглядности предлагаю схему, где ноты басового ключа плавно переходят в ноты скрипичного, и до-пограничник стоит посередине, между двумя нотными станами. А на клавиатуре ищем ноту «до» с помощью чёрных клавиш — ассоциация«два братика» и «три сестрички».

  2. Пять линеек — пять пальцев (ручки выворачиваем ладонями от себя, так, чтобы большие пальцы оказались внизу), запоминается количество линеек, нумерация линеек (снизу вверх) и соответствующая ей нумерация пальчиков, (от большого пальца – большой самый толстый и самостоятельный, значит, самый первый).

  3. Мишки-птички(запоминание регистров) – дети часто путают выше-ниже на клавиатуре – это в какую сторону? Объясняю и показываю, что звуки нижнего регистра говорят басом, ревут, как мишки, а в верхнем – поют, чирикают, как птички. Мишки бродят внизу, под деревьями, а птички сидят высоко, в ветвях. Предлагаю ребёнку построить семь домиков на клавиатуре из нот «до-ми-ре» и расставить игрушки: слон, мишка, волк, девочка, зайчик, мышка, птичка. В дальнейшем, припоминая данную ассоциацию, ребёнок никогда не запутается.

  4. Приём игры стаккато – представь себе курочку, которая клюёт зёрнышки или лёгкий дождик. Стаккато – отрывисто.

Рифмизация

Примеров рифмизации великое множество. Огромное количество фортепианных методик, рождённых советской музыкальной культурой, необычайно богато на стихи, способствующие лёгкому и быстрому запоминанию материала. Это и с детства известные:

  • Семь всего лишь нот на свете: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Ты запомни ноты эти и в тетрадку занеси.

  • Если нота белая, эта нота — целая.

  • Когда над нотой видишь точку,

Играй отрывисто — вприскочку! Стаккато!

А ноты, связанные дужкой,

Играй все слитно — друг за дружкой! Легато!

Песенки

Песенки, в которых используются приёмы мнемотехники, приведены в учебном пособии Л.М. Абелян:

  1. «Нотная песенка» (на запоминание гаммы до-мажор вверх и вниз)

  2. «Про диез» (мелодическая линия направлена вверх – ассоциация с повышением)

  3. «Про бемоль» (мелодическая линия направлена вниз – ассоциация с понижением)

  4. «Про бекар»

Таким образом, в роли мнемонического компонента выступает сама музыка, которая очень легко ложится на слух, запоминается мелодия и содержание, несущее важную учебную информацию.

Критерии мотивации запоминания

  1. Ребёнок запоминает то, что ему интересно. Поэтому умение педагога вызвать интерес обучающегося к предмету – важнейшее звено в системе совершенствования памяти.

  2. Ребёнок запоминает то, что понимает. Причём, чем лучше понимает (особенно если есть возможность сравнить себя с другими обучающимися), тем больше возрастает интерес.

  3. Ребёнок запоминает то, что необходимо. Однако не стоит полагаться на этот критерий, так как (хотя произвольная память и формируется с 4-5 лет) он далеко не всегда является объективной причиной к запоминанию у детей 7-8-летнего возраста, в пору, когда внимание недостаточно, а умение концентрироваться длительное время на предмете практически отсутствует.

Выводы

В силах педагога сделать занятия интересными и понятными, неустанно доводить до обучающегося мысль о необходимости получаемой информации, доказывая последнее применением свежеприобретённых знаний на практике. Информация, усвоенная с помощью этих приёмов в первоначальном обучении, откладывается в сознании ребёнка на долгие годы. Кроме того, нельзя не отметить то, что применение приёмов мнемотехники на уроках фортепиано формирует и несказанно повышает интерес к занятиям, а значит, стимулирует продуктивность и, как следствие, результативность нашей педагогической деятельности.

Все перечисленные приёмы мнемотехники можно с успехом использовать на начальном этапе обучения детей игре на фортепиано. На среднем и старшем этапах, когда сложность музыкальных произведений планомерно возрастает, мнемотехнические приёмы сфокусированы в основном на запоминании нотного текста. Эта методика требует отдельного разговора.

В заключение хотелось бы напомнить педагогам, что самое главное в нашей работе – привнесение положительных эмоций в такую нелёгкую жизнь современных детей. Мы ведь учим Музыке, искусству, которое призвано дарить людям радость и позитив. Поэтому, зная о том, что эмоциональная память у детей на первом месте, надо строить свои занятия на принципах приветливости и доброжелательности. Пусть каждое занятие будет праздником для наших обучающихся!

Использованная литература:

  1. Абелян Л.М. «Забавное сольфеджио», Москва, «Композитор», 1992

  2. Зиганов М.А., Козаренко В.А. «Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления», Москва, Школа рационального чтения, 2000

  3. Зяблицева М. «Мнемотехника: секреты суперпамяти», Москва, Эксмо, 2009

  4. Кончаловская Н. «Нотная азбука», Киев, «Музична Украина», 1987

  5. Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей», Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1947

  6. Хоменко В. «Мнемотехника в музыкальном развитии детей» http://www.moi-detsad.ru/konsultac505.html

  7. Шейх-Заде Ю.Р. «Древние методики мнемотехники», Москва, Дел Центр, 1991

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

В методической разработке идет речь о различных приемах мнемотехники, которые можно использовать в работе по обучению детей игре на фортепиано. Информация, усвоенная с помощью этих приемов в первоначальном обучении, откладывается в сознании ребенка на долгие годы, а также повышает интерес к занятиям, стимулирует продуктивность и результативность педагогической деятельности.
0 ₽