Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Музыка
  3. Некоторые приемы мнемотехники в процессе первоначального обучения на занятиях фортепиано в учреждениях дополнительного образования

Некоторые приемы мнемотехники в процессе первоначального обучения на занятиях фортепиано в учреждениях дополнительного образования

В методической разработке идет речь о различных приемах мнемотехники, которые можно использовать в работе по обучению детей игре на фортепиано. Информация, усвоенная с помощью этих приемов в первоначальном обучении, откладывается в сознании ребенка на долгие годы, а также повышает интерес к занятиям, стимулирует продуктивность и результативность педагогической деятельности.

Предметы

Музыка

Категория

Музыка
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Перейти в корзину
Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Детская школа искусств № 3 городского округа

город Уфа Республики Башкортостан

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

на тему: «Некоторые приёмы мнемотехники

в процессе первоначального обучения на занятиях фортепиано

в учреждениях дополнительного образования»

выполнила:

преподаватель Столбова Е.Н.

Уфа – 2024 г.

Понятие мнемотехники

Мнемотехника (от греч. — память) — совокупность специальных приёмов и способов, облегчающих запоминание нужной информации и увеличивающих объём памяти путём образования ассоциаций (связей). Замена абстрактных объектов и фактов на понятия и представления, имеющие визуальное, аудиальное или кинестетическое представление, связывание объектов с уже имеющейся информацией в памяти различных типов для упрощения запоминания. То есть это специально разработанные приёмы и способы, облегчающие запоминание определенных типов информации.

Мы с вами живём в век информации, поэтому интерес к мнемотехнике всё возрастает. Ею интересуются политики, которым необходимо часто выступать с длинными речами, артисты театра и кино, профессиональные музыканты, представители самых разных профессий, чья деятельность связана с запоминанием большого объёма информации.

Основные приёмы мнемотехники:

  1. Буквенный код — образование смысловых фраз из начальных букв. Например: «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» — фраза, направленная на запоминание цветов радуги.

  2. Рифмизация.Например: «Гнать, держать, смотреть и видеть, дышать, слышать, ненавидеть, и обидеть и терпеть, и зависеть и вертеть» — глаголы II спряжения, или: «Если очень постараться, можно сразу ПИ прочесть: три, четырнадцать, пятнадцать, девяносто два и шесть» — как легко запомнить число Пи).

  3. Созвучие — запоминание длинных терминов или иностранных слов с помощью созвучных.Например:«Суп несла и пролила» — запоминаем часто используемые пианистами медицинские термины «супинация» и «пронация».

  4. Ассоциации —нахождение ярких образных ассоциаций, которые соединяются с запоминаемой информацией. Например: «диез» – лесенка, по которой человечек поднимается вверх – повышает звук на полтона, «бемоль» – капелька, падающая вниз – понижает звук на полтона.

  5. Метод римской комнаты — суть: при запоминании информации представлять себе, что обходишь свою комнату, мысленно развешивая листочки с информацией в знакомых местах. Чтобы вспомнить информацию, достаточно будет еще раз мысленно обойти помещение, и всё найдётся на своих местах.

Особенности применения мнемотехники в обучении детей младшего школьного возраста на занятиях фортепиано

Важное место мнемотехника занимает впроцессе первоначального обучения, т.к. усвоение информации в возрасте 7-8 лет идет более интенсивно, нежели в последующие годы.

Наблюдая за контингентом современных учреждений дополнительного образования, можно отметить большую загруженность обучающихся. Дети посещают различные кружки иностранных языков, изостудии, занимаются танцами и спортом. Также не будем забывать и об общеобразовательной школе с её немаленьким циклом предметов. Родители стараются заполнить день своего ребёнка до максимума, записывая его всё в новые и новые кружки и объединения, их позиция понятна, хотя и не совсем верна. Они забывают, что количество в данном случае вряд ли перейдёт в качество. В итоге — нехватка времени на выполнение домашних заданий, зачастую отсутствие родительского контроля над успеваемостью ребёнка, либо приоритет общеобразовательной школы, и просто груз усталости отрицательно отражаются на результатах работы преподавателей учреждений дополнительного образования.

Огромный поток информации и невозможность справиться с её обработкой самостоятельно – это печальная реальность, в которой оказываются современные дети. Отсюда ранние неврозы, прочие неврологические отклонения. Вот с чем на сегодняшний день приходится работать педагогу-музыканту. Современные условия требуют от ребенка не только владения знаниями, но и, в первую очередь, умения добывать эти знания самостоятельно, успевать их осмыслить, запомнить и оперировать ими, применяя на практике.

Что же можем сделать для современных детей, поставленных в такие условия, мы, педагоги-пианисты? Здесь нам на помощь придут известные, в том числе уже перечисленные выше, мнемотехнические приёмы.

Задачи педагога фортепиано на первом году обучения:

  • начать формирование крепкого исполнительского аппарата, свободного от всякого рода зажимов;

  • научить ребёнка усваивать сложный музыкально-теоретический материал без умственного и нервного напряжения;

  • используя дифференцированный подход, развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, различные виды памяти;

  • развивать у детей умственную активность, сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки (общие, отличительные), способность анализировать;

  • осуществлять помощь в изучении предметов теоретического цикла, развивать гармонический слух, умение интонировать, давать начальные навыки композиции, обогащать профессиональный словарный запас обучающегося;

  • воспитывать любовь к музыке, знакомить с ярчайшими образцами музыкального творчества отечественных и зарубежных композиторов;

  • повысить продуктивность домашних занятий, одновременно сократив время, затрачиваемое на их выполнение.

Приёмы, используемые в фортепианной педагогике на этом этапе: мнемотаблицы, ассоциации, рифмизация, музыкальные стихи,песенки.

Мнемотаблицы

Мнемотаблица— это схема, в которой содержится (в закодированном виде) определённая информация.

Использование мнемотаблиц на занятии помогает развиваться воображению, зрительной памяти, формирует последовательное логическое мышление. Кроме того, информация усваивается в нужном педагогу порядке. На начальном этапе педагог поставляет обучающемуся готовые мнемотаблицы, в дальнейшем можно составлять их совместно, кодируя (превращая в картинки и значки) и фиксируя информацию прямо на занятии.

Ассоциации

Об ассоциацияхможно говорить бесконечно. Приведу примеры нескольких, наиболее активно используемых мною в работе с детьми первого года обучения:

  1. «До-пограничник» стоит на границе двух государств — государства Скрипичного Ключа и государства Басового Ключа. Он всегда самый первый приходит на свой пост, поэтому и живёт в первойоктаве. Для наглядности предлагаю схему, где ноты басового ключа плавно переходят в ноты скрипичного, и до-пограничник стоит посередине, между двумя нотными станами. А на клавиатуре ищем ноту «до» с помощью чёрных клавиш — ассоциация«два братика» и «три сестрички».

  2. Пять линеек — пять пальцев (ручки выворачиваем ладонями от себя, так, чтобы большие пальцы оказались внизу), запоминается количество линеек, нумерация линеек (снизу вверх) и соответствующая ей нумерация пальчиков, (от большого пальца – большой самый толстый и самостоятельный, значит, самый первый).

  3. Мишки-птички(запоминание регистров) – дети часто путают выше-ниже на клавиатуре – это в какую сторону? Объясняю и показываю, что звуки нижнего регистра говорят басом, ревут, как мишки, а в верхнем – поют, чирикают, как птички. Мишки бродят внизу, под деревьями, а птички сидят высоко, в ветвях. Предлагаю ребёнку построить семь домиков на клавиатуре из нот «до-ми-ре» и расставить игрушки: слон, мишка, волк, девочка, зайчик, мышка, птичка. В дальнейшем, припоминая данную ассоциацию, ребёнок никогда не запутается.

  4. Приём игры стаккато – представь себе курочку, которая клюёт зёрнышки или лёгкий дождик. Стаккато – отрывисто.

Рифмизация

Примеров рифмизации великое множество. Огромное количество фортепианных методик, рождённых советской музыкальной культурой, необычайно богато на стихи, способствующие лёгкому и быстрому запоминанию материала. Это и с детства известные:

  • Семь всего лишь нот на свете: до, ре, ми, фа, соль, ля, си.

Ты запомни ноты эти и в тетрадку занеси.

  • Если нота белая, эта нота — целая.

  • Когда над нотой видишь точку,

Играй отрывисто — вприскочку! Стаккато!

А ноты, связанные дужкой,

Играй все слитно — друг за дружкой! Легато!

Песенки

Песенки, в которых используются приёмы мнемотехники, приведены в учебном пособии Л.М. Абелян:

  1. «Нотная песенка» (на запоминание гаммы до-мажор вверх и вниз)

  2. «Про диез» (мелодическая линия направлена вверх – ассоциация с повышением)

  3. «Про бемоль» (мелодическая линия направлена вниз – ассоциация с понижением)

  4. «Про бекар»

Таким образом, в роли мнемонического компонента выступает сама музыка, которая очень легко ложится на слух, запоминается мелодия и содержание, несущее важную учебную информацию.

Критерии мотивации запоминания

  1. Ребёнок запоминает то, что ему интересно. Поэтому умение педагога вызвать интерес обучающегося к предмету – важнейшее звено в системе совершенствования памяти.

  2. Ребёнок запоминает то, что понимает. Причём, чем лучше понимает (особенно если есть возможность сравнить себя с другими обучающимися), тем больше возрастает интерес.

  3. Ребёнок запоминает то, что необходимо. Однако не стоит полагаться на этот критерий, так как (хотя произвольная память и формируется с 4-5 лет) он далеко не всегда является объективной причиной к запоминанию у детей 7-8-летнего возраста, в пору, когда внимание недостаточно, а умение концентрироваться длительное время на предмете практически отсутствует.

Выводы

В силах педагога сделать занятия интересными и понятными, неустанно доводить до обучающегося мысль о необходимости получаемой информации, доказывая последнее применением свежеприобретённых знаний на практике. Информация, усвоенная с помощью этих приёмов в первоначальном обучении, откладывается в сознании ребёнка на долгие годы. Кроме того, нельзя не отметить то, что применение приёмов мнемотехники на уроках фортепиано формирует и несказанно повышает интерес к занятиям, а значит, стимулирует продуктивность и, как следствие, результативность нашей педагогической деятельности.

Все перечисленные приёмы мнемотехники можно с успехом использовать на начальном этапе обучения детей игре на фортепиано. На среднем и старшем этапах, когда сложность музыкальных произведений планомерно возрастает, мнемотехнические приёмы сфокусированы в основном на запоминании нотного текста. Эта методика требует отдельного разговора.

В заключение хотелось бы напомнить педагогам, что самое главное в нашей работе – привнесение положительных эмоций в такую нелёгкую жизнь современных детей. Мы ведь учим Музыке, искусству, которое призвано дарить людям радость и позитив. Поэтому, зная о том, что эмоциональная память у детей на первом месте, надо строить свои занятия на принципах приветливости и доброжелательности. Пусть каждое занятие будет праздником для наших обучающихся!

Использованная литература:

  1. Абелян Л.М. «Забавное сольфеджио», Москва, «Композитор», 1992

  2. Зиганов М.А., Козаренко В.А. «Мнемотехника. Запоминание на основе визуального мышления», Москва, Школа рационального чтения, 2000

  3. Зяблицева М. «Мнемотехника: секреты суперпамяти», Москва, Эксмо, 2009

  4. Кончаловская Н. «Нотная азбука», Киев, «Музична Украина», 1987

  5. Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей», Издательство Академии педагогических наук РСФСР, 1947

  6. Хоменко В. «Мнемотехника в музыкальном развитии детей» http://www.moi-detsad.ru/konsultac505.html

  7. Шейх-Заде Ю.Р. «Древние методики мнемотехники», Москва, Дел Центр, 1991

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

В методической разработке идет речь о различных приемах мнемотехники, которые можно использовать в работе по обучению детей игре на фортепиано. Информация, усвоенная с помощью этих приемов в первоначальном обучении, откладывается в сознании ребенка на долгие годы, а также повышает интерес к занятиям, стимулирует продуктивность и результативность педагогической деятельности.
0 ₽