Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Логопедия
  3. Некоторые приемы предупреждения затруднений в обучении чтению

Некоторые приемы предупреждения затруднений в обучении чтению

Социальная адаптация детей во многом зависит от их успешности в школе. По разным данным, несколько десятков процентов учащихся не могут овладеть школьными навыками. Причины здесь разные: состояние здоровья, наследственный фактор, билингвизм, а также методики обучения и само преподавание. При этом у большинства школьников препятствием обучения становятся различные нарушения чтения. Сегодня логопеды отмечают ухудшение речевого развития у целого поколения… Проще пересчитать детей, которых эта проблема не коснулась. Повальная безграмотность школьников – очевидный результат распространения этой патологии. В нашу школу приходят дети с задержкой психоречевого развития. Разнообразные нарушения чтения у таких детей обусловлены не только расстройством устной речи, но и недостаточностью ряда психических функций: внимания, памяти, зрительного гнозиса. Поэтому процесс овладения навыками письма и чтения необычайно сложен. Необходима систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыка чтения от класса к классу.

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Логопедия

Категория

Логопедия
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Некоторые приемы предупреждения затруднений в обучении чтению

(из опыта работы учителя – логопеда)

Социальная адаптация детей во многом зависит от их успешности в школе. По разным данным, несколько десятков процентов учащихся не могут овладеть школьными навыками. Причины здесь разные: состояние здоровья, наследственный фактор, билингвизм, а также методики обучения и само преподавание. При этом у большинства школьников препятствием обучения становятся различные нарушения чтения.

Сегодня логопеды отмечают ухудшение речевого развития у целого поколения… Проще пересчитать детей, которых эта проблема не коснулась. Повальная безграмотность школьников – очевидный результат распространения этой патологии.

В нашу школу приходят дети с задержкой психоречевого развития. Разнообразные нарушения чтения у таких детей обусловлены не только расстройством устной речи, но и недостаточностью ряда психических функций: внимания, памяти, зрительного гнозиса. Поэтому процесс овладения навыками письма и чтения необычайно сложен. Необходима систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыка чтения от класса к классу.

Как помочь ребенку преодолеть трудности на этом нелегком пути?

Хочу поделиться опытом по формированию навыков чтения у учащихся 1 – 2 классов.

Освоение механизма чтения начинаем с тренировки речевого слуха и буквенного зрения.

Существует много разнообразных приемов, помогающих лучше запомнить зрительный образ букв. Например, буквы конструируем из элементов, лепим из пластилина, гнем из проволоки, выкладываем из палочек, мозаики, цветных ниток, пуговиц, вырезаем из цветной бумаги, ищем в тексте ( обводим в кружок, подчеркиваем ). Буква соотносится с каким- либо сходным по форме предметом: О – с обручем, Н –с носилками, З – со змеей, У – с ушами и т.д. Интересна азбука, где название буквы соотносится с тем материалом, из которого она изготовлена. В – ватная, П – пластилиновая, А – алюминиевая, И – изюмная и т.д. Для дифференциации образов букв заучиваем стихи С. Маршака, В. Берестова, А. Шибаева и др.

Запомнить начертания букв помогают игры. Например, « Угадай, какая буква».

1.Ребенок закрывает глаза. Взрослый на его спине или ладони обратной стороной карандаша или ручки пишет букву. Ребенок отгадывает.

2.Школьник на ощупь определяет, какие буквы лежат перед ним на столе ( или находятся в « Чудесном мешочке» ). Здесь используются пластмассовые буквы.

3. Буквы вырезаны из наждачной бумаги. Ребенок с закрытыми глазами определяет, какая буква перед ним.

4. Игра «Покажи букву». Работа в паре ( группе). Один ребенок изображает букву с помощью пальчиков, ладошек и всего тела, другой ее отгадывает.

Хорошо зарекомендовала себя работа с разрезной азбукой ( кассой букв ). Игры « Какой буквы не стало?», «Что изменилось?». Взрослый выкладывает на столе карточки с 3 – 4 буквами. Ребенок закрывает глаза, педагог убирает одну букву ( или меняет местами ). Требуется угадать, какой буквы не стало (что изменилось). Всегда вызывает интерес такая игра как «Полубуковка» или « Прятки» ( узнаем букву по одному элементу).

Для профилактики оптической дислексии предлагаю следующие задания:

1.Найти букву среди графически сходных.

2. Соотнести буквы, выполненные разным шрифтом.

3. Показать правильную букву среди пар букв, правильно и зеркально изображенных.

4. Дописать букву.

5. Назвать «наложенные» буквы, «зашумленные».

6. Назвать буквы, изображенные пунктиром.

Использую и современный способ – компьютерный. Есть различные интересные программы, обучающие чтению (например, «Баба-Яга учится читать»).

Следующий этап в работе – это совершенствование навыка плавного послогового чтения.

Обучению слияния букв в слоги способствуют такие игры, как «Капитаны», «Буквы ходят в гости», «Разноцветные дорожки». Дается понятие слога. Для наглядности на глазах у ребенка слово разрезается на три части. Один слог ничего не обозначает; чтобы научиться читать слова, сначала нужно потренироваться в чтении слогов – частичек слова.

Навык послогового плавного чтения лучше всего отрабатывать на специальных слоговых таблицах. Прежде чем приступить к их чтению, необходимо объяснить ребенку, зачем они нужны. Можно рассказать какую – нибудь загадочную историю о зашифрованных посланиях в виде таблиц. Шрифт крупный, четкий. Гласные обязательно выделены красным цветом. В них имеются подсказки: дуга и точка. Автор этих таблиц И. Л. Калинина называет их «языколомательными», так как далеко не каждый сможет их прочитать, не «сломав» при этом язык. Зато в дальнейшем он сможет читать самые сложные слова.

Всего пятнадцать таблиц. Одновременно ведется работа лишь с одной таблицей. Не следует переходить к следующей, если не отработано чтение предыдущей. Таблицы читаются как в горизонтальном, так и в вертикальном направлениях ( по строчкам и по столбикам ). Здесь полезно применение секундомера или песочных часов.

К работе с таблицей полезно добавлять такие игры, как «Какой слог лишний?», «Какого слога не стало?», «Подскажи конец словечка!»

Перед учеником на столе 3 – 4 карточки со слогами. Например, ТА, НА, РА, СА. Педагог произносит слово, не договаривая последний слог. Ученик должен найти и прочитать конец слова ( воро – та, боро –на, кварти – ра, поло – са ).

После того, как механизм чтения освоен, переходим к следующему этапу – чтению слов.

Совершенствование техники чтения обычно начинаем с

Упражнение 1. Чтение слов, отличающихся 1 – 2 буквами.

Столбики слов легко прочитываются детьми, так как относительно новыми для них в прочитываемом слове оказываются 1 – 2 буквы. Можно выложить несколько слов из букв разрезной азбуки, нарисовать каждый столбик печатными буквами на отдельном листе крупным шрифтом.

Упражнение 2. Чтение столбиков слов с одинаковыми гласными.

Перед чтением каждого столбика дать задание:

а) запомнить как можно больше слов,

б) запомнить гласные в словах.

После чтения выложить слова из букв разрезной азбуки (по памяти ).

Без умения прогнозировать в процессе чтения нельзя добиться быстрого темпа. Поэтому следует тренировать детей в узнавании звукобуквенного образа слова, ориентируясь лишь на его отдельные элементы. Следующие виды упражнений преследуют именно эту цель.

Упражнение 3.Чтение столбиков слов с одинаковой концовкой.

Кроме того, подобные упражнения способствуют уточнению и расширению словарного запаса, прививаются навыки словообразования и словоизменения, воспитывается орфографическая зоркость, отрабатывается подвижность артикуляционного аппарата.

Слова во всех упражнениях следует произносить согласно написанию, четко произнося каждый звук, но не по слогам, а вместе. После прочтения все слова сопоставляются, выясняется их звукобуквенный состав, сходство и различие, значение слов.

Упражнение 4.Чтение форм одного и того же слова.

Для чтения взрослый изготавливает карточки рукописным шрифтом (рекомендуется читать с секундомером).

После прочтения с некоторыми формами слов составляются предложения. Слова лучше подбирать с ударением на последнем слоге.

Упражнение 5.Чтение однокоренных слов.

Каждое слово из всех групп однокоренных слов следует написать на отдельных полосках бумаги, а опорное слово группы выделить . Взрослый выкладывает на столе 2 – 3 группы однокоренных слов. Ребенок читает их, затем все слова перемешивает, оставляя лишь опорные (например, пить, петь, пилить). Ученик восстанавливает группы слов, т. е. находит «родственников» к данным словам.

Упражнение 6.Составление слов из их частей.

На глазах у ребенка взрослый разрезает определенное количество слов на части, например, полос – оньк – а, дяд – еньк – а, лис –оньк – а. Частички слов смешиваются и ученик восстанавливает слова.

Упражнение 7. Работа с рифмованными текстами.

Совершенствованию техники чтения способствует работа с рифмованными текстами.

Ты-ты-ты, ноты, соты, тын, цветы.

Мы-мы-мы, мы-мы-мы, мамы, тёмы, мыс, умы.

Одновременно данный вид упражнений способствует и автоматизации поставленных звуков в речи.

Клюква, блин, кисель, хлеб, килька.

Клетка, плитка, сабля, шпилька.

Льдина, лёд, тюлень, метель.

Моль, пальто, шинель, постель.

Главное, необходимо соблюдать основной принцип обучения - от простого к сложному.

Не следует переходить к следующему виду упражнений, если ребенок не усвоил предыдущий.

Продолжительность занятий должна быть не более 15 -20 минут (можно дважды в день).

В работе по формированию навыка чтения хорошо зарекомендовали себя кубики и таблицы Н.ЗАЙЦЕВА. Быстрое обучение чтению в игре, в движении, без потерь ( или даже с улучшением ) зрения и осанки. При комплексных трудностях формирования навыков чтения в послебукварный период выполняем задания, предложенные М.М. БЕЗРУКИХ (серия рассчитана на 2 – 3 месяца занятий ).

Учащимся 3 – 4 классов, у которых уже зачастую успело сформироваться отрицательное отношение к процессу чтения и ко всей учебе в целом, предлагаю необычные, веселые упражнения со словами и текстами, разработанные педагогом – психологом Е.В.ЗАИКОЙ.

Данный комплекс направлен на формирование у ребенка интереса к процессу чтения,на снятие связанных с ним эмоционального напряжения и тревожности, они помогают научиться читать более быстро, правильно и осмысленно. Минимальная продолжительность занятия 5 – 10 минут. Учителю, воспитателю можно заниматься ежедневно по 5 мин. на уроке чтения или природоведения.

Каждый ребенок индивидуален, поэтому универсальных методик не существует. Всегда можно выбрать несколько способов обучения, чтобы получить хороший результат.

Опыт показывает, что при проведении систематических занятий обучающиеся справляются со своими трудностями. У школьников улучшается качество, техника чтения, растет познавательный интерес. Совершенствуются учебные умения и навыки, а также, что немаловажно, повышается самооценка, уверенность в себе.

Литература:

1.Учим детей читать и писать: Книга для родителей, учителей начальных классов и логопедов / И.Л. Калинина. – М. : Издательство «Флинта», 1997. – 64с.

2.Нарушения чтения и письма у детей : Учебно-методическое пособие / А.Н. Корнев. – СПб.: ИД « МиМ», 1997. – 286с.

3.Как преодолеть трудности в обучении чтению / С.Н. Костромина, Л.Г. Нагаева. – М.: Ось – 89, 2004. – 240 с.

4.Нарушения чтения и пути их коррекции у младших школьников : Учебное пособие / Р.И. Лалаева. – СПб. :Лениздат; Издательство «Союз», 2002. – 224с.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Социальная адаптация детей во многом зависит от их успешности в школе. По разным данным, несколько десятков процентов учащихся не могут овладеть школьными навыками. Причины здесь разные: состояние здоровья, наследственный фактор, билингвизм, а также методики обучения и само преподавание. При этом у большинства школьников препятствием обучения становятся различные нарушения чтения. Сегодня логопеды отмечают ухудшение речевого развития у целого поколения… Проще пересчитать детей, которых эта проблема не коснулась. Повальная безграмотность школьников – очевидный результат распространения этой патологии. В нашу школу приходят дети с задержкой психоречевого развития. Разнообразные нарушения чтения у таких детей обусловлены не только расстройством устной речи, но и недостаточностью ряда психических функций: внимания, памяти, зрительного гнозиса. Поэтому процесс овладения навыками письма и чтения необычайно сложен. Необходима систематическая, целенаправленная работа над развитием и совершенствованием навыка чтения от класса к классу.
0 ₽