«Необычная жизнь обычных предметов»
с использованием бросового материала
План мастер-класса Иванько О.А.
(На экране 1 слайд, название мастер класса, последующие слайды – фотографии занятий с детьми)
Вводное слово
Добрый день, уважаемые коллеги и участники мастер-класса.
В своей работе с детьми я часто использую бросовый материал. Это: камешки, палочки, крышечки, кусочки ткани, пластмассовые флаконы от шампуней и кремов, катушки, мыльницы, пробки, пластмассовые тарелки, трубочки для коктейлей, сломанные погремушки и конфетные фантики. (Слайд)
Работа с таким материалом способствует развитию не только конструктивной деятельности детей, но и развивает воображение, фантазию, творческую активность ребёнка, и мелкую моторику рук. А также, учит ребенка быть аккуратным, не бросать мусор где попало, тем самым не загрязнять окружающую среду.
Посмотрите, сколько можно сделать предметов из вторично используемого материала. Здесь можно увидеть работы из газетных трубочек и фантиков от конфет. Этот материал доступен, всегда под рукой и интересен детям. (Выставка поделок)
Сегодня я хочу провести мастер-класс из фантика. Казалось бы, какая мелочь – фантик. Для чего он может пригодиться? В большинстве случаев его мнут и выбрасывают. (Слайд)
Фантики - удивительный материал, хоть и бросовый. Он абсолютно безопасный материал, что важно при работе с детьми. Фантики - очень красивый материал, каких только расцветок не бывает. В них присутствуют все цвета радуги, даже те краски, которых в природе не существует.
А ещё фантики - податливый материал – его можно резать клеить, сворачивать, сминать, и просто рвать руками. Для детей это всегда увлекательно... Этим сейчас и займемся. Мне нужны помощники.
2.Практическая часть (На экране слайд)
Подготовительный этап
У педагога лукошко с фантиками.
- В лукошке находится материал, с которым мы будем сегодня работать, хотите узнать, что там? Отгадайте загадку:
С другом мы конфеты ели,
Сладким чаем запивали,
Удержаться не сумели,
Сколько съели - не считали.
Что осталось на столе?
Карамель, ирис, желе?
Разноцветные, как бантики,
Для конфет обёртки ... (ФАНТИКИ).
- Что может быть вкуснее конфеты?
- Ну, вот, мы её съели, фантик в урну….
- Хотя, нет, постойте…..
- С фантиками можно многое сделать.
- Как вы думаете, что?
- Сейчас вы в этом убедитесь …
- Давайте попробуем создать из этого бросового материала интересные творческие работы.
Проходить работа будет под девизом: «Съел конфетку — не сори! Фантик в дело примени».
Работа по группам
Работать будем по подгруппам. ( Разбить педагогов на 2 группы).
1 группа: выполняет объемную аппликацию из фантиков
2 группа: выполнять работу будем вместе в стиле оригами
- Посмотрите, перед вами лежат технологические карты, то есть схема последовательности выполнения работы.
Березка
Для работы нам понадобится: картон, фломастер, клей, ножницы и фантики. Из чего состоит березка? Из ствола и кроны.
Чтобы сделать ствол, возьмите белый картон (квадрат со сторонами 10 см.), соедините два противоположных края, склейте их, чтобы получился ствол, и нарисуйте на нём чечевички.
На другом листе картона нарисуйте волнистую крону и вырежьте.
На крону приклейте заготовки из фантиков. Их можно сделать круглыми или нарезать на полоски, склеить их концы и приклеить к кроне.
С двух сторон наверху в стволе сделайте разрезы глубиной 3 см, чтобы вставить туда крону дерева. И получиться красивая русская береза.
Перед педагогами выкладываются тех. карты с информацией по группам.
Приступайте к работе.
Куколка
А мы с вами попробуем сделать из фантиков куколку. Прообразом этой куклы послужила русская тряпичная кукла Кувадка вятская.
Немного истории. Кукла – Кувадка – это оберег для новорожденного ребенка. Куклы делались без использования ножниц, иголок, вообще любых колющих и режущих инструментов. И значит была безвредной для ребенка.
Куклу наряжали, но лицо не рисовали. Такая кукла была и игрушкой, и оберегом.
Для куколки нам понадобятся: 2 одинаковых фантика от конфет и ниточка. Фантики берем прямоугольные, сделанные из фольги или тонкой бумаги (обычно в них заворачивают карамельные конфеты).
Из первого фантика делаем голову и ручки для куколки. Фантик положите перед собой, и загните противоположные углы к центру, как показано на рисунке.
Еще раз сложите длинные стороны к центру, и еще раз — у вас должна получиться узкая полоска.
Сложите полоску петелькой. Сверху петелька – это голова куклы, с боков — края полоски — это руки.
Из второго фантика будем делать юбочку для куколки. Сложите фантик мелкой гармошкой по длинной стороне. Можно просто фантик присборить.
Перегните гармошку пополам и проденьте в петельку. Левой рукой держите петельку, а правой продевайте юбочку. Сзади и спереди должна быть одинаковая длина юбки у куклы.
Ниточкой завязываем юбку куклы под ручками. Удобно сначала сделать оборот ниткой вокруг юбки, а потом завязывать узел.
Расправляем у куколки из фантиков рукава и юбку, так чтобы юбка стояла колоколом. Наша поделка из фантиков готова.
Посмотрите, березка то же готова. Стройная, нарядилась молодою листвою, красавица. И куколкам сразу захотелось погулять и поводить хоровод вокруг березки.(Объединяем работы в одну композицию).
Вышли куколки гулять, У берёзки танцевать!
Видите, как легко, просто и быстро можно подарить вторую жизнь, казалось бы, уже не нужным вещам. Только представьте, что всей этой красоты могло бы не быть, если бы мы просто выбросили фантик…
Итоговый этап
Посмотрите, какой красивый хоровод у нас получился, вам нравится?
Что же нового вы сегодня узнали?
- Легко ли вам было выполнять задания?
- Что вызвало затруднения?
- А вы запомнили, как делать березку и куколку?
- Тогда предлагаю вам вместе со своими детьми сделать поделки из фантиков.
Спасибо Вам!
3.Заключение
( Показ слайдов)
Предлагаю вам полюбоваться работами детей из фантиков.
Использование бытового мусора приучает ребенка к бережливости, он никогда не сломает игрушку, сделанную своими руками, к изготовлению которой приложил усилия и старания, а в дальнейшем станет уважать и труд других людей.
Все в ваших руках, уважаемые педагоги! Фантазируйте, творите, освобождайте планету от мусора! Поделки из бросового материала - вторая жизнь для вещей и праздник творчества в каждом доме.
Закончить мастер-класс хочу словами Марии Монтессори:
«Наша цель – не просто заставить ребенка понять, но обратиться к его воображению, чтобы привести его в восторг до глубины души!» Удивляйте, вдохновляйте, любите своих детей, и скоро они удивят и вдохновят вас.
Спасибо за внимание!