Нескучный урок для детей дошкольного и младшего
школьного возраста
Арбагулова Оксана Анатольевна,
педагог дополнительного образования
МБУ ДО ДДТ «Первомайский»
По мнению педагогов-психологов современные дети характеризуются неустойчивым вниманием, не умением сосредоточиться над учебной задачей. Компьютеризация плотно вошла в нашу жизнь. Клипы, сторис, рилсы – это разные форматы подачи информации, но их всех объединяет одно – динамичность подачи и восприятия. В последнее время все специалисты в один голос заявляют о том, что внешнюю среду ребенок воспринимает клиповым мышлением, и неважно сколько ему лет. Из внешней среды ребенок в буквальном смысле выхватывает только ту информацию, которая самая яркая, на чем концентрируется его внимание, то, что легче запоминается.
В современных условиях системы образования, будь то основное или дополнительное, педагогу очень важно уметь грамотно решить проблему концентрации внимания у ребенка, от этого фактора зависит уровень освоения материала, его понимания, и в дальнейшем полноценного применения полученных навыков на практике. Поэтому педагог должен понимать – мало подготовить урок, его нужно сделать таким, чтобы ребенку было интересно, чтобы он его понял, запомнил, и на следующий урок пришел с большим желанием заниматься дальше.
В данной статье я поделюсь своим опытом по решению данной проблемы, поскольку имею многолетний опыт работы с детьми разных возрастов в качестве педагога-хореографа и руководителя детского хореографического коллектива.
В соответствии с методикой проведения урока по ритмике, педагог решает сразу несколько задач:
развитие музыкальности у ребенка;
развитие двигательных качеств и умений;
развитие творческих способностей ребенка;
развитие и тренировка психических процессов;
развитие нравственно-коммуникативных качеств личности ребенка.
Для того, чтобы выполнить поставленные задачи, педагогу необходимо правильно и интересно выстроить урок, использовать разнообразные формы, приемы и методы работы (таблица №1).
Таблица 1
Наиболее успешные формы и методы работы
№ п/п | Формы работы | Методы работы |
1 | групповая | словесный наглядный |
2 | индивидуальная | словесный, наглядный |
3 | творческое занятие | практический |
4 | концерт, выступление | игровой |
5 | занятие – фантазия | театрализованный |
6 | репетиция | самообучение учащихся |
7 | занятие – игра | беседа, рассказ, танцевальный показ |
Исходя из практики могу сказать, чтобы не столкнуться с проблемой большого «отсева» детей, необходимо выстраивать урок с разнообразными играми, заданиями на смену активности и умственной, и физической.
Правильно подобранное музыкальное сопровождение урока – залог успеха педагога и детей. Для своих занятий я подбираю музыкальные произведения простые по стилю, жанру и характеру, доступные для детского восприятия, имеющие яркую выразительную мелодию, а также четкий ритмический рисунок. Мною подмечено, что монотонный характер музыкального сопровождения притупляет внимание детей, а сложный музыкальный материал по мелодическому рисунку, может затруднить процесс выполнения танцевальных движений. Если дети на занятии отвлекаются – значит им уже не интересно и они устали.
Для того, чтобы сконцентрировать внимание детей, я использую приемы: переключение внимания, смена рисунка построения, а порой просто даю возможность просто побегать и поиграть. Далее я приведу примеры игр из своей практики, которые помогут обучающимся не только переключиться, но и педагогу сконцентрировать внимание детей для продолжения урока. Каждая игра направлена на решение какой-либо проблемы: устали молчать – мы поговорим, трудно находиться долго в одной точке – мы побегаем, физически устали – мы полежим. Для этого я использую фразу: «А давайте поиграем!» и предлагаю детям переключиться. Стихи и считалочки помогут детям отвлечься от привычного хода урока.
Когда нужно поговорить
Вместе с детьми хором проговариваем детское стихотворение и показываем руками движения:
- Ладушки, ладошки, звонкие хлопушки!
- Где вы бывали? Что вы работали? (ритмично хлопаем в ладоши)
- Рылись мы в песочке (руками показываем - как копаем песок)
- Клали пирожочки (соединив две ладошки, кладем пирожки слева, справа)
- Кубики сложили (руками перед собой складываем кубики - левая рука, сверху правая и опять левая рука над правой)
- Домик смастерили (собираем руки вверху над головой - показываем крышу дома)
- Мышку поймали (наклоняемся вперед и руками «ловим»)
- Кошке не отдали (две руки прячем за спину).
Когда нужно побегать
Игра «Самолет»
Дети поднимают руки вверх на уровне плеч и хором говорят стихотворение:
- Я сажусь в самолет - настоящий я пилот
- Я лечу - куда хочу. Виражи мне по плечу
Под музыку дети, раскрыв руки в стороны (изображают самолет) бегут по классу произвольно. Педагог ставит задачу - без аварии, т. е. не столкнуться и следит за детьми, чтобы предотвратить столкновения. Как только музыка стихла - все дети должны построиться в один общий круг, в нем можно провести еще какую-нибудь игру. Например, повторить понятия «право и лево».
Звучит музыка и «самолеты» отправляются в полет. По окончании музыки - дети строятся в двойной круг лицом друг к другу и обращаясь к напарнику говорят:
- А в кабине самолета есть отличных два пилота. Это ты, это я, мы теперь с тобой друзья!
Взявшись за руки, дети исполняют «галоп» в паре по кругу или проученные комбинации в паре. Далее продолжить урок перестроением на следующий этап, рисунок урока.
Когда нужно полежать
Педагог предлагает детям лечь, закрыть глаза и отдохнуть (звучит музыка «Спят усталые игрушки») - дети изображают сон или звучит песня приведений из мультфильма «Ничуть не страшно» - дети спят, а педагог изображает дружелюбное приведение. Можно предложить эту роль исполнить активным детям.
Варианты отдыха: лежа на спине посчитать звезды на небе или полетать в открытом космосе.
В играх я часто использую прыжки и другие танцевальные движения в образах, знакомых детям, например: жуки, аисты, игры в кузнечиков, мышат, лягушат помогут освоить хореографию на базовом уровне. Эти игровые приемы помогут детям отдохнуть или сконцентрировать внимание, а педагог сможет дальше продолжить изучать материал.
Для того чтобы детям было интересно выполнять несвойственные для повседневной жизни действия – их нужно обозначить. Я приведу пример одного урока, где это наглядно видно.
Пример урока.
Вводная часть:
Поклон. Мальчики – короли, девочки – принцессы.
Разминка по кругу:
- Марш, ходьба на полупальцах с вытянутыми вверх (к солнышку) руками, ходьба на пятках (полет самолета – руки вытянуты в стороны); бег, перемещение по кругу в плие- «мячики», галоп.
2. Ритмические упражнения на середине зала в образе «кукла»:
- Упражнения для головы, плеч и рук, наклоны корпуса, подъем на полупальцы и плие приседание, наклоны к полу – «кукла оживает».
Музыкально - ритмические комбинации хлопков ладонями – «кукла рада» и т. д.
3. Партерная гимнастика:
«Кукла» - дети сидят на полу, «складываемся» вперед.
Падаем на спину с поднятыми ногами вверх и возвращаемся в исходное положение – упражнение на проработку мышц спины и пресса.
Веселая растяжка:
- «Бинокль» - дети сидят на полу, вытянув две ноги вперед с натянутыми стопами, кисти рук делают «бинокль» и переводят голову из 1 точки во 2 и обратно, из 1 точки в 8 и обратно.
- «Бабочка» - дети сидят на полу, растяжка тазобедренных суставов.
- «Рыбалка» - дети сидят на полу, широко разведя ноги в сторону, кистями рук делаем маску для подводного плавания и «ныряем» в море, т. е. наклоняемся низко к полу – ловим рукой рыбу и складываем улов в воображаемое ведро. Последняя рыбка – она обязательно золотая рыбка– исполняет ими же загаданные желания, ее выпускаем в море.
- «Жуки» - дети сидят на полу с широко разведенными ногами в сторону, кисти рук округляем и ставим пальчиками на пол «жуков», которые ползут вперед максимально далеко.
Прыжки:
Исходное положение - 6я позиция ног – соттэ (прыжки) – «как на батуте»,
Соте из 6 во 2 позицию – « растягиваем резиночку »
Сотте в плие – « Мячики »
4. Танцевальная:
Танец-игра «В гости к бабушке». Музыкальное сопровождение – веселая, ритмичная музыка. Танец каждого животного - 16 тактов. Игра позволяет детям импровизировать, развивает творческие и актерские способности.
Дети становятся в большой круг, руками изображают ведение машины. Перемещаемся по кругу простым шагом в плие 16 тактов, педагог говорит:
- «Едем, едем мы в деревню, а навстречу нам корова» - все поворачиваются лицом в круг, делают пальцами рук рога и 4 раза мычат: « Му-у-у! », наклоняясь корпусом влево, вправо.
-«А мы поехали дальше» - все перемещаются по кругу.
- «Едем, едем, а на встречу нам курица» - все поворачиваются лицом в круг и танцуют танец курицы, которая крыльями машет, хвостиком виляет, а в конце копает лапкой.
- «И позвала курица цыплят» - машут руками - зовут цыплят.
- «Прибежали цыплята» - танцуют и клюют червячков.
- «Цыплята наелись, хвостиками виляют … и пришел папа петух» - все изображают петуха и кричат «Ку-ка-ре-ку»
- «Увел петух всех домой, а мы поехали дальше» - продолжают движение по кругу.
- «Едем мы, едем, а навстречу нам злая кошка» - все поворачиваются лицом в круг, показывают кошачьи когти и шипят.
- «Мы кошку покормили - она стала добрая» - все танцуют танец доброй кошки. Умываются, за ушком почесали, помяукали
- «Кошка нам сказала: «Спасибо», - и мы поехали дальше» - перемещаемся по кругу.
- «Едем мы, едем, а навстречу нам свинка, просит спинку почесать» - дети выстраиваются в одну линию и чешут спинку впереди стоящему ребенку, что вызывает бурю положительных эмоций.
- «Повернулись в другую сторону» - дети поворачиваются обратно и чешут другому ребенку спинку.
- «Свинка нам сказала: «Спасибо», и мы поехали дальше» - перемещаемся по кругу.
- «Вот и приехали к бабушке в деревню» - все делают поклон корпусом вперед, лицом в круг.
- «Бабушка нам рада, просит дров нарубить» - все берут в руки воображаемый топор и изображают рубку дров в сочетании с выкриком «Ух».
- «Бабушка просит помочь ей постирать» - танцуем танец стирка.
- «Мы так много работали – нужно и отдохнуть» - поиграем в футбол (бокс).
- «Мы так устали, нужно немного отдохнуть» - все ложатся на пол. Звучит музыка «Спят усталые игрушки» и дети отдыхают.
5. Учебная
После непродолжительного отдыха можно заняться постановочной работой. Изучением нового материала.
6. Поклон
Весь учебный материал должен быть подан в доступной для детей форме – игре. Каждый урок должен содержать игровые элементы, иначе детям будет просто не интересно. Исходя из планов педагога, или эмоционального состояния детей 4 и 5 части урока можно менять местами.
В конце представленного мною опыта работы с детьми по проведению нескучных занятий по хореографии, хочу отменить, что в первую очередь, педагогу необходимо научиться понимать детей. Такая тонкая настройка педагога и детей помогает вовремя понять, когда и на что необходимо переключить фокус внимания. В педагогической практике такие уроки помогают мне не только концентрировать внимание детей, но и дать им материал в такой форме, который им ближе и понятнее. Это способствует музыкальному развитию, двигательных качеств и умений, творческих способностей, развитию психических процессов и коммуникативных качеств личности. И как результат – посещаемость моих уроков 99%. Плюс большое количество побед в творческих конкурсах различного уровня.
Список литературы:
Хойден Т. Э. Основы детской хореографии. Педагогическая работа в детском хореографическом коллективе. Учебное пособие, 3-е изд., испр. М. : Планета музыки, 2024. 46 с. ISBN 978-5-507-48756-1.—Текст : непосредственный.
Каблуков Д. С. Здоровье в балете. Стопа балерины. М. : Планета музыки, 2023. 67 с. ISBN 785731105279. — Текст : непосредственный.
Овчинникова Т. С. М. : КАРО, Музыка, движение и воспитание, 2023. 88 с. ISBN 9785992506952.—Текст : непосредственный.
Хореография, ребенок и природа. Воспитание эмоционально-нравственного отношения к природе у детей 6-10 лет по программе "Экотанцпластика" Гном М. : Знание, 2019. 224 с. ISBN 978-5-91928-722-3. — Текст : непосредственный.
Ли Л. Н. Балет. Детская энциклопедия. М. : Эксмо, 2022. 95 с. ISBN 978-5-17-139003-7. — Текст : непосредственный.