Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Обобщение опыта
  3. Нескучный урок для детей дошкольного и младшего школьного возраста

Нескучный урок для детей дошкольного и младшего школьного возраста

В данной статье автор - педагог-хореограф делится свои многолетним опытом работы в детском танцевальном коллективе. Автор заостряет внимание на проблеме клипового мышления и связанными с этим особенностями мышления и восприятия детей. Опираясь на опыт работы, приводит примеры методических приемов по организации учебных занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

Предметы

Обобщение опыта

Категория

Обобщение опыта
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Нескучный урок для детей дошкольного и младшего

школьного возраста

Арбагулова Оксана Анатольевна,

педагог дополнительного образования

МБУ ДО ДДТ «Первомайский»

По мнению педагогов-психологов современные дети характеризуются неустойчивым вниманием, не умением сосредоточиться над учебной задачей. Компьютеризация плотно вошла в нашу жизнь. Клипы, сторис, рилсы – это разные форматы подачи информации, но их всех объединяет одно – динамичность подачи и восприятия. В последнее время все специалисты в один голос заявляют о том, что внешнюю среду ребенок воспринимает клиповым мышлением, и неважно сколько ему лет. Из внешней среды ребенок в буквальном смысле выхватывает только ту информацию, которая самая яркая, на чем концентрируется его внимание, то, что легче запоминается.

В современных условиях системы образования, будь то основное или дополнительное, педагогу очень важно уметь грамотно решить проблему концентрации внимания у ребенка, от этого фактора зависит уровень освоения материала, его понимания, и в дальнейшем полноценного применения полученных навыков на практике. Поэтому педагог должен понимать – мало подготовить урок, его нужно сделать таким, чтобы ребенку было интересно, чтобы он его понял, запомнил, и на следующий урок пришел с большим желанием заниматься дальше.

В данной статье я поделюсь своим опытом по решению данной проблемы, поскольку имею многолетний опыт работы с детьми разных возрастов в качестве педагога-хореографа и руководителя детского хореографического коллектива.

В соответствии с методикой проведения урока по ритмике, педагог решает сразу несколько задач:

  • развитие музыкальности у ребенка;

  • развитие двигательных качеств и умений;

  • развитие творческих способностей ребенка;

  • развитие и тренировка психических процессов;

  • развитие нравственно-коммуникативных качеств личности ребенка.

Для того, чтобы выполнить поставленные задачи, педагогу необходимо правильно и интересно выстроить урок, использовать разнообразные формы, приемы и методы работы (таблица №1).

Таблица 1

Наиболее успешные формы и методы работы

№ п/п

Формы работы

Методы работы

1

групповая

словесный наглядный

2

индивидуальная

словесный, наглядный

3

творческое занятие

практический

4

концерт, выступление

игровой

5

занятие – фантазия

театрализованный

6

репетиция

самообучение учащихся

7

занятие – игра

беседа, рассказ,

танцевальный показ

Исходя из практики могу сказать, чтобы не столкнуться с проблемой большого «отсева» детей, необходимо выстраивать урок с разнообразными играми, заданиями на смену активности и умственной, и физической.

Правильно подобранное музыкальное сопровождение урока – залог успеха педагога и детей. Для своих занятий я подбираю музыкальные произведения простые по стилю, жанру и характеру, доступные для детского восприятия, имеющие яркую выразительную мелодию, а также четкий ритмический рисунок. Мною подмечено, что монотонный характер музыкального сопровождения притупляет внимание детей, а сложный музыкальный материал по мелодическому рисунку, может затруднить процесс выполнения танцевальных движений. Если дети на занятии отвлекаются – значит им уже не интересно и они устали.

Для того, чтобы сконцентрировать внимание детей, я использую приемы: переключение внимания, смена рисунка построения, а порой просто даю возможность просто побегать и поиграть. Далее я приведу примеры игр из своей практики, которые помогут обучающимся не только переключиться, но и педагогу сконцентрировать внимание детей для продолжения урока. Каждая игра направлена на решение какой-либо проблемы: устали молчать – мы поговорим, трудно находиться долго в одной точке – мы побегаем, физически устали – мы полежим. Для этого я использую фразу: «А давайте поиграем!» и предлагаю детям переключиться. Стихи и считалочки помогут детям отвлечься от привычного хода урока.

Когда нужно поговорить

Вместе с детьми хором проговариваем детское стихотворение и показываем руками движения:

- Ладушки, ладошки, звонкие хлопушки!

- Где вы бывали? Что вы работали? (ритмично хлопаем в ладоши)

- Рылись мы в песочке (руками показываем - как копаем песок)

- Клали пирожочки (соединив две ладошки, кладем пирожки слева, справа)

- Кубики сложили (руками перед собой складываем кубики - левая рука, сверху правая и опять левая рука над правой)

- Домик смастерили (собираем руки вверху над головой - показываем крышу дома)

- Мышку поймали (наклоняемся вперед и руками «ловим»)

- Кошке не отдали (две руки прячем за спину).

Когда нужно побегать

Игра «Самолет»

Дети поднимают руки вверх на уровне плеч и хором говорят стихотворение:

- Я сажусь в самолет - настоящий я пилот

- Я лечу - куда хочу. Виражи мне по плечу

Под музыку дети, раскрыв руки в стороны (изображают самолет) бегут по классу произвольно. Педагог ставит задачу - без аварии, т. е. не столкнуться и следит за детьми, чтобы предотвратить столкновения. Как только музыка стихла - все дети должны построиться в один общий круг, в нем можно провести еще какую-нибудь игру. Например, повторить понятия «право и лево».

Звучит музыка и «самолеты» отправляются в полет. По окончании музыки - дети строятся в двойной круг лицом друг к другу и обращаясь к напарнику говорят:

- А в кабине самолета есть отличных два пилота. Это ты, это я, мы теперь с тобой друзья!

Взявшись за руки, дети исполняют «галоп» в паре по кругу или проученные комбинации в паре. Далее продолжить урок перестроением на следующий этап, рисунок урока.

Когда нужно полежать

Педагог предлагает детям лечь, закрыть глаза и отдохнуть (звучит музыка «Спят усталые игрушки») - дети изображают сон или звучит песня приведений из мультфильма «Ничуть не страшно» - дети спят, а педагог изображает дружелюбное приведение. Можно предложить эту роль исполнить активным детям.

Варианты отдыха: лежа на спине посчитать звезды на небе или полетать в открытом космосе.

В играх я часто использую прыжки и другие танцевальные движения в образах, знакомых детям, например: жуки, аисты, игры в кузнечиков, мышат, лягушат помогут освоить хореографию на базовом уровне. Эти игровые приемы помогут детям отдохнуть или сконцентрировать внимание, а педагог сможет дальше продолжить изучать материал.

Для того чтобы детям было интересно выполнять несвойственные для повседневной жизни действия – их нужно обозначить. Я приведу пример одного урока, где это наглядно видно.

Пример урока.

  1. Вводная часть:

Поклон. Мальчики – короли, девочки – принцессы.

Разминка по кругу:

- Марш, ходьба на полупальцах с вытянутыми вверх (к солнышку) руками, ходьба на пятках (полет самолета – руки вытянуты в стороны); бег, перемещение по кругу в плие- «мячики», галоп.

2Ритмические упражнения на середине зала в образе «кукла»:

- Упражнения для головы, плеч и рук, наклоны корпуса, подъем на полупальцы и плие приседание, наклоны к полу – «кукла оживает».

Музыкально - ритмические комбинации хлопков ладонями – «кукла рада» и т. д.

3Партерная гимнастика:

«Кукла» - дети сидят на полу, «складываемся» вперед.

Падаем на спину с поднятыми ногами вверх и возвращаемся в исходное положение – упражнение на проработку мышц спины и пресса.

Веселая растяжка:

- «Бинокль» - дети сидят на полу, вытянув две ноги вперед с натянутыми стопами, кисти рук делают «бинокль» и переводят голову из 1 точки во 2 и обратно, из 1 точки в 8 и обратно.

- «Бабочка» - дети сидят на полу, растяжка тазобедренных суставов.

- «Рыбалка» - дети сидят на полу, широко разведя ноги в сторону, кистями рук делаем маску для подводного плавания и «ныряем» в море, т. е. наклоняемся низко к полу – ловим рукой рыбу и складываем улов в воображаемое ведро. Последняя рыбка – она обязательно золотая рыбка– исполняет ими же загаданные желания, ее выпускаем в море.

- «Жуки» - дети сидят на полу с широко разведенными ногами в сторону, кисти рук округляем и ставим пальчиками на пол «жуков», которые ползут вперед максимально далеко.

Прыжки:

Исходное положение - 6я позиция ног – соттэ (прыжки) – «как на батуте»,

Соте из 6 во 2 позицию –  « растягиваем резиночку »

Сотте в плие – « Мячики »

4. Танцевальная:

Танец-игра «В гости к бабушке». Музыкальное сопровождение – веселая, ритмичная музыка. Танец каждого животного - 16 тактов. Игра позволяет детям импровизировать, развивает творческие и актерские способности.

Дети становятся в большой круг, руками изображают ведение машины. Перемещаемся по кругу простым шагом в плие 16 тактов, педагог говорит:

«Едем, едем мы в деревню, а навстречу нам корова» - все поворачиваются лицом в круг, делают пальцами рук рога и 4 раза мычат:  « Му-у-у! », наклоняясь корпусом влево, вправо.

-«А мы поехали дальше» - все перемещаются по кругу.

«Едем, едем, а на встречу нам курица» - все поворачиваются лицом в круг и танцуют танец курицы, которая крыльями машет, хвостиком виляет, а в конце копает лапкой.

«И позвала курица цыплят» - машут руками - зовут цыплят.

«Прибежали цыплята» - танцуют и клюют червячков.

«Цыплята наелись, хвостиками виляют … и пришел папа петух» - все изображают петуха и кричат «Ку-ка-ре-ку»

«Увел петух всех домой, а мы поехали дальше» - продолжают движение по кругу.

«Едем мы, едем, а навстречу нам злая кошка» - все поворачиваются лицом в круг, показывают кошачьи когти и шипят.

«Мы кошку покормили - она стала добрая» - все танцуют танец доброй кошки. Умываются, за ушком почесали, помяукали

- «Кошка нам сказала«Спасибо», - и мы поехали дальше» - перемещаемся по кругу.

«Едем мы, едем, а навстречу нам свинка, просит спинку почесать» - дети выстраиваются в одну линию и чешут спинку впереди стоящему ребенку, что вызывает бурю положительных эмоций.

«Повернулись в другую сторону» - дети поворачиваются обратно и чешут другому ребенку спинку.

- «Свинка нам сказала«Спасибо», и мы поехали дальше» - перемещаемся по кругу.

«Вот и приехали к бабушке в деревню» - все делают поклон корпусом вперед, лицом в круг.

«Бабушка нам рада, просит дров нарубить» - все берут в руки воображаемый топор и изображают рубку дров в сочетании с выкриком «Ух».

«Бабушка просит помочь ей постирать» - танцуем танец стирка.

«Мы так много работали – нужно и отдохнуть» - поиграем в футбол (бокс).

«Мы так устали, нужно немного отдохнуть» - все ложатся на пол. Звучит музыка «Спят усталые игрушки» и дети отдыхают.

5. Учебная

После непродолжительного отдыха можно заняться постановочной работой. Изучением нового материала.

6. Поклон

Весь учебный материал должен быть подан в доступной для детей форме – игре. Каждый урок должен содержать игровые элементы, иначе детям будет просто не интересно. Исходя из планов педагога, или эмоционального состояния детей 4 и 5 части урока можно менять местами.

В конце представленного мною опыта работы с детьми по проведению нескучных занятий по хореографии, хочу отменить, что в первую очередь, педагогу необходимо научиться понимать детей. Такая тонкая настройка педагога и детей помогает вовремя понять, когда и на что необходимо переключить фокус внимания. В педагогической практике такие уроки помогают мне не только концентрировать внимание детей, но и дать им материал в такой форме, который им ближе и понятнее. Это способствует музыкальному развитию, двигательных качеств и умений, творческих способностей, развитию психических процессов и коммуникативных качеств личности. И как результат – посещаемость моих уроков 99%. Плюс большое количество побед в творческих конкурсах различного уровня.

Список литературы:

    1. Хойден Т. Э. Основы детской хореографии. Педагогическая работа в детском хореографическом коллективе. Учебное пособие, 3-е изд., испр. М. : Планета музыки, 2024. 46 с. ISBN 978-5-507-48756-1.Текст : непосредственный.

    2. Каблуков Д. С. Здоровье в балете. Стопа балерины. М. : Планета музыки, 2023. 67 с. ISBN 785731105279. — Текст : непосредственный.

    3. Овчинникова Т. С. М. : КАРО, Музыка, движение и воспитание, 2023. 88 с. ISBN 9785992506952.Текст : непосредственный.

    4. Хореография, ребенок и природа. Воспитание эмоционально-нравственного отношения к природе у детей 6-10 лет по программе "Экотанцпластика" Гном М. : Знание, 2019. 224 с. ISBN 978-5-91928-722-3. — Текст : непосредственный.

    5. Ли Л. Н. Балет. Детская энциклопедия. М. : Эксмо, 2022. 95 с. ISBN 978-5-17-139003-7. — Текст : непосредственный.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Статья посвящена возрождению обучающих занятий по шахматам с детьми в учреждении дополнительного образования. Автор делится опытом работы по применению технологий, методов и приемов обучения детей. Все материалы можно с легкостью использовать в работе как начинающего, так и стажиста-педагога.
0 ₽
Представленный авторский материал представляет собой многолетний опыт работы концертмейстера хореографического коллектива одного из учреждений дополнительного образования. В статье автор делится своими наблюдениями, подчеркивает важной совместной работы педагога-хореографа и концертмейстера для становления и роста детского хореографического ансамбля.
0 ₽
В данной статье автор - педагог-хореограф делится свои многолетним опытом работы в детском танцевальном коллективе. Автор заостряет внимание на проблеме клипового мышления и связанными с этим особенностями мышления и восприятия детей. Опираясь на опыт работы, приводит примеры методических приемов по организации учебных занятий с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.
0 ₽