Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Музыка
  3. "О способах развития художественного мышления у учащихся-пианистов"

"О способах развития художественного мышления у учащихся-пианистов"

Статья адресована преподавателям фортепиано в ДМШ и ДШИ и имеет практико-ориентированный характер. В ней рассматривается метод художественных ассоциаций , описаны разные виды ассоциаций. Автор статьи, опираясь на собственный педагогический опыт, рассматривает уместность применения "Словаря эмоциональных настроений" Ражникова В. Г. и "Словаря эмоций" Анисимова В. П. в обучении при игре на инструменте. В статье так же предложены приемы и формы работы, являющиеся наиболее эффективными в развитии музыкального мышления юных музыкантов, систематическое использование которых позволит разбудить фантазию ученика, вызвать его эмоциональный отклик, помогающий глубже осмыслить содержание музыки.

Предметы

Музыка

Категория

Музыка
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Ясинская Татьяна Викторовна

преподаватель, концертмейстер

Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования

«Детская школа искусств имени С. С. Прокофьева» г. Азова, г. Азов

super.tatiana19680718@yandex.ru

О СПОСОБАХ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ-ПИАНИСТОВ

1.Метод ассоциаций. Его применение в классе фортепиано

Музыкальное произведение — это прежде всего определённый эстетический смысл, и основная цель музыканта -исполнителя — раскрытие этой музыкальной идеи, содержания произведения. И именно метод художественных ассоциаций является одним из эффективных путей проникновения в художественный смысл произведения.

В психологии ассоциацияопределяется как «возникающая в опыте индивида закономерная связь между двумя содержаниями сознания (ощущениями, чувствами и т. п.), которая выражается в том, что появление в сознании одного из содержаний влечёт за собой и появление другого» [3; 42]. В деятельности музыканта ассоциации могут быть и достаточно чёткими внутренними представлениями, и оставаться в подсознании, при этом продолжая влиять на настроение, эмоциональный подтекст игры.

С самого начала обучения игре на инструменте важно вести работу в данном направлении, побуждая ребёнка с первых шагов за фортепиано играть выразительно, с пониманием художественного образа произведения. Словесные пояснения являются необходимыми в процессе обучения юного пианиста. Уже на первом этапе педагог при исполнении произведения дополняет, разъясняет художественное содержание музыки. При этом важно ориентироваться на возраст учащегося, используя в словесном комментарии понятные и близкие для него ассоциации. Так стимулируется исполнительская инициатива, интерес к новому произведению. В этом отношении рассматривается и потребность в специальном формировании у учащегося «персонального тезауруса психоэмоциональных состояний» [3;3], который будет способствовать более глубокому, интересному в художественном отношении прочтению музыкального произведения.

Кроме того, полезным в исполнительском обучении является и другой родственный методический приём — подтекстовкамелодического рисунка. К этому средству прибегали и такие выдающиеся пианисты-педагоги как А. Рубинштейн (в фугах И.С. Баха), Г. Коган (в концерте ля мажор В.А. Моцарта), А.Д. Артоболевская и многие др.

Также, в повседневной работе с учеником можно мысленно «оркестровать» музыкальное произведение. Особенно нагляден этот приём при разучивании сонат, которые можно условно рассматривать как маленькие симфонии, сопоставляя звучание с тембрами разных инструментов симфонического (камерного) оркестра.

Очень интересен вопрос о влиянии тональности произведения на познание его художественного смысла. Ведь можно говорить о том, что каждая тональность уже имеет свой ассоциативный ряд, несёт определённую эмоционально-смысловую нагрузку. В фортепианной педагогике в этом отношении используется специальный приём, когда ученика просят привести примеры других произведений, написанных композитором в тональности изучаемого произведения.

Успех обучения в исполнительском классе зависит среди прочего и от контакта между преподавателем и учащимся. Метод художественно-ассоциативного воздействия способствует появлению творческой атмосферы, интереса к разучиваемому произведению, что помогает лучшему взаимопониманию участников педагогического процесса.

В.В. Горностаева говорила о том, что педагог должен быть впереди ученика по уровню развития фантазии, художественно-ассоциативного мышления, постоянно пополняя свою педагогическую копилку новыми впечатлениями из области живописи, литературы и т.д. Таким образом, важно творчески подходить к поиску средств воздействия на пианистическое развитие ученика. Художественно-образные ассоциации помогают вызвать нужное настроение, обогатить эмоциональную и звуковую палитру юного исполнителя. Метод ассоциаций способствует развитию творческого воображения, интуиции, вносит одухотворённость, поэтичность и глубину в исполнительскую трактовку разучиваемого произведения.

2. «Словарь эмоциональных настроений» Ражникова В. Г., «Словарь эмоций» Анисимова В. П и их эффективность в обучении музыке

Полноценное восприятие музыкального искусства учащимися невозможно без развития музыкального мышления. Следовательно, в методической копилке каждого преподавателя музыки должны быть подобраны приемы и формы работы, являющиеся наиболее эффективными в развитии музыкального мышления юных музыкантов. Систематическое использование этих приемов и форм работы позволит разбудить фантазию ученика, вызвать его эмоциональный отклик, помогающий глубже осмыслить содержание музыки.

Приемы работ по развитию художественно-образного мышления у учащихся-пианистов с использованием ассоциаций можно условно разделить на следующие виды:

  • подбор музыкальных ассоциаций, связанных с вербальным рядом;

  • подбор музыкальных ассоциаций, связанных с визуальным рядом;

  • подбор музыкальных ассоциаций, связанных с пластической передачей движений;

  • подбор музыкальных ассоциаций, связанных с жизненным опытом детей.

Подбор музыкальных ассоциаций, связанных с вербальным рядом:

  • «смайлики» из «Словаря эмоций» Анисимова В. П.

Рис. 1 «Словарь эмоций» Анисимова В.П.

  • «Подбор эмоциональных эпитетов» на основе «Словаря эстетических эмоций» Ражникова В.Г.

Рис. 2

В этих словарях эмоциональные эпитеты существуют как признаки характера звучания музыки. Для удобства пользования признаки объединены в модальности. В каждую модальность объединены признаки, которые отражают одно и то же настроение, различаясь нюансами в зоне этого настроения и степенью выраженности основного свойства этой модальности. Главное свойство признаков, объединенных в модальность, - способность в большей или меньшей степени замещать друг друга в реакции человека на художественный объект.

Рис.3.

Подбор музыкальных ассоциаций, связанных с визуальным рядом:

Визуальное мышление - способ творческого решения проблемных задач в плане образного моделирования. Визуальное мышление направлено на систематизацию и упорядочивание той информации и тех сюжетов, которые происходят в жизни человека.

  • Задание «Музыкальная линия» уместно применять в самом начале обучения с маленькими учениками. Строится на основе графического моделирования и подбора графических знаков и линий под музыку. Под звучание музыкального произведения ребенок должен начертить на листе бумаги разные линии: например, плавные, волнообразные - под медленную и спокойную музыку; прямые, изогнутые - под решительную музыку; прерывные - под легкую, отрывистую музыку.

  • Задание «Музыка и живопись». Ученику предлагается выбрать из ряда предложенных репродукций или рисунков, наиболее подходящий по настроению к изучаемому произведению.

  • Задание «Нарисуй музыку». Ученику младшего возраста предлагается в домашнем задании нарисовать рисунок к пьесе.

Подбор музыкальных ассоциаций, связанных с передачей движений, или пластическое интонирование.

Б.В. Асафьев утверждал, что музыкальное искусство постоянно испытывает на себе «воздействие «немой интонации» пластики и движений человека (включая язык руки)». Музыкальная интонация, по его мнению, никогда не теряет связи ни со словом, ни с танцем, ни с мимикой (пантомимой) человеческого тела» [1;97].

Музыкальная педагогика постоянно обращается к решению проблемы «музыка - движение». Известный швейцарский педагог XX века Э. Жак-Далькроз разработал целую систему ритмического воспитания, основой которой является развитие музыкальности слуха посредством движений, органически сочетающихся с музыкой.

  • Свободное дирижирование - передача в дирижерских жестах фразировки, динамики, логических ударений, кульминации прослушанной музыки.

  • Подбор танцевальных движений в различных жанрах в соответствии с характером музыки.

  • Пластические этюды - изображение с помощью пластики рук и тела музыкальных образов (образы природы: море, непогода, рассвета; образы животных и птиц, образы сказочных персонажей)

Подбор музыкальных ассоциаций, связанных с жизненным опытом детей.

Педагогическая практика показывает, что в условиях информационно-ориентированного общества, когда одной из важнейших ценностей является информация, знание, организовывать обучение следует с позиций самого ребенка, его опыта и ценностных ориентации. Жизненный опыт школьников может использоваться для иллюстрации изучаемого материала, для создания проблемной ситуации и поиска путей для ее разрешения, для корректировки имеющихся представлений и понятий.

  • Задание «Музыкальный портрет». Ученику предлагается прослушать несколько произведений и выбрать из них такое, которое в наибольшей степени соответствует образу , мамы, дедушки и т.д.

  • Задание «Если это...»активизирует знания и опыт начинающих учащихся, учит его уходить от стереотипов. Ученику предлагается вытащить из коробки карточку с изображением какого-либо объекта. Это могут быть уже пройденные на уроках музыкальные инструменты, название темпа или динамического оттенка. Учащемуся предстоит под одну и ту же звучащую для всех музыку пофантазировать на тему: если это будет виолончель, то, как изменится данное музыкальное произведение, что оно будет напоминать, и т.д. [2:40].

  • Задание «Придумай название к произведению»Ученику предлагается самому придумать название к пьесе или этюду. Если ученик затрудняется сразу найти нужное слово, соответствующее Уместно прибегнуть и к литературному сравнению, или провести аналогии к живописи, архитектуре или театру и кино.

Резюмируя вкратце сказанное, можно сделать вывод, что образное мышление лежит в основе процесса обучения музыке; с него и начинается собственно музыкальное мышление, связанное с оперированием музыкальными образами. По мнению педагогов-исследователей, преподавателей-практиков развитие образного мышления является фактором успешного воспитания музыканта.

Развитие образного мышления в классе фортепиано обладает определенной спецификой.

Музыкальный образ не является лишь музыкальным по своей природе, поскольку при формировании образа важную роль играет зрительная память, воображение и ассоциативность. Ассоциации по контрасту, сходству, смежности неизменно присутствуют в процессе работы над музыкальным произведением, чем многообразнее ассоциации, тем ярче звучит исполняемая музыка.

Список использованной литературы

  1. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Книги первая и вторая. Л., "Музыка", 1971. 376 с

  1. Кошмина, И.В. Музыкальное мышление как проблема восприятия /И.В. Кошмина //Музыка в школе. - 2009. - №5.

  2. Хотенцева, И. А. Формирование художественно-образного мышления как основа интерпретации музыкального произведения у студентов в классе фортепиано :дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / И. А. Хотенцева ; Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М. А. Шолохова. – М., 2009. – 195 с.

8

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Статья адресована преподавателям фортепиано в ДМШ и ДШИ и имеет практико-ориентированный характер. В ней рассматривается метод художественных ассоциаций , описаны разные виды ассоциаций. Автор статьи, опираясь на собственный педагогический опыт, рассматривает уместность применения "Словаря эмоциональных настроений" Ражникова В. Г. и "Словаря эмоций" Анисимова В. П. в обучении при игре на инструменте. В статье так же предложены приемы и формы работы, являющиеся наиболее эффективными в развитии музыкального мышления юных музыкантов, систематическое использование которых позволит разбудить фантазию ученика, вызвать его эмоциональный отклик, помогающий глубже осмыслить содержание музыки.
0 ₽