Ясинская Татьяна Викторовна
преподаватель, концертмейстер
Муниципального бюджетного учреждения дополнительного образования
«Детская школа искусств имени С. С. Прокофьева» г. Азова, г. Азов
super.tatiana19680718@yandex.ru
О СПОСОБАХ РАЗВИТИЯ ХУДОЖЕСТВЕННОГО МЫШЛЕНИЯ У УЧАЩИХСЯ-ПИАНИСТОВ
1.Метод ассоциаций. Его применение в классе фортепиано
Музыкальное произведение — это прежде всего определённый эстетический смысл, и основная цель музыканта -исполнителя — раскрытие этой музыкальной идеи, содержания произведения. И именно метод художественных ассоциаций является одним из эффективных путей проникновения в художественный смысл произведения.
В психологии ассоциацияопределяется как «возникающая в опыте индивида закономерная связь между двумя содержаниями сознания (ощущениями, чувствами и т. п.), которая выражается в том, что появление в сознании одного из содержаний влечёт за собой и появление другого» [3; 42]. В деятельности музыканта ассоциации могут быть и достаточно чёткими внутренними представлениями, и оставаться в подсознании, при этом продолжая влиять на настроение, эмоциональный подтекст игры.
С самого начала обучения игре на инструменте важно вести работу в данном направлении, побуждая ребёнка с первых шагов за фортепиано играть выразительно, с пониманием художественного образа произведения. Словесные пояснения являются необходимыми в процессе обучения юного пианиста. Уже на первом этапе педагог при исполнении произведения дополняет, разъясняет художественное содержание музыки. При этом важно ориентироваться на возраст учащегося, используя в словесном комментарии понятные и близкие для него ассоциации. Так стимулируется исполнительская инициатива, интерес к новому произведению. В этом отношении рассматривается и потребность в специальном формировании у учащегося «персонального тезауруса психоэмоциональных состояний» [3;3], который будет способствовать более глубокому, интересному в художественном отношении прочтению музыкального произведения.
Кроме того, полезным в исполнительском обучении является и другой родственный методический приём — подтекстовкамелодического рисунка. К этому средству прибегали и такие выдающиеся пианисты-педагоги как А. Рубинштейн (в фугах И.С. Баха), Г. Коган (в концерте ля мажор В.А. Моцарта), А.Д. Артоболевская и многие др.
Также, в повседневной работе с учеником можно мысленно «оркестровать» музыкальное произведение. Особенно нагляден этот приём при разучивании сонат, которые можно условно рассматривать как маленькие симфонии, сопоставляя звучание с тембрами разных инструментов симфонического (камерного) оркестра.
Очень интересен вопрос о влиянии тональности произведения на познание его художественного смысла. Ведь можно говорить о том, что каждая тональность уже имеет свой ассоциативный ряд, несёт определённую эмоционально-смысловую нагрузку. В фортепианной педагогике в этом отношении используется специальный приём, когда ученика просят привести примеры других произведений, написанных композитором в тональности изучаемого произведения.
Успех обучения в исполнительском классе зависит среди прочего и от контакта между преподавателем и учащимся. Метод художественно-ассоциативного воздействия способствует появлению творческой атмосферы, интереса к разучиваемому произведению, что помогает лучшему взаимопониманию участников педагогического процесса.
В.В. Горностаева говорила о том, что педагог должен быть впереди ученика по уровню развития фантазии, художественно-ассоциативного мышления, постоянно пополняя свою педагогическую копилку новыми впечатлениями из области живописи, литературы и т.д. Таким образом, важно творчески подходить к поиску средств воздействия на пианистическое развитие ученика. Художественно-образные ассоциации помогают вызвать нужное настроение, обогатить эмоциональную и звуковую палитру юного исполнителя. Метод ассоциаций способствует развитию творческого воображения, интуиции, вносит одухотворённость, поэтичность и глубину в исполнительскую трактовку разучиваемого произведения.
2. «Словарь эмоциональных настроений» Ражникова В. Г., «Словарь эмоций» Анисимова В. П и их эффективность в обучении музыке
Полноценное восприятие музыкального искусства учащимися невозможно без развития музыкального мышления. Следовательно, в методической копилке каждого преподавателя музыки должны быть подобраны приемы и формы работы, являющиеся наиболее эффективными в развитии музыкального мышления юных музыкантов. Систематическое использование этих приемов и форм работы позволит разбудить фантазию ученика, вызвать его эмоциональный отклик, помогающий глубже осмыслить содержание музыки.
Приемы работ по развитию художественно-образного мышления у учащихся-пианистов с использованием ассоциаций можно условно разделить на следующие виды:
подбор музыкальных ассоциаций, связанных с вербальным рядом;
подбор музыкальных ассоциаций, связанных с визуальным рядом;
подбор музыкальных ассоциаций, связанных с пластической передачей движений;
подбор музыкальных ассоциаций, связанных с жизненным опытом детей.
Подбор музыкальных ассоциаций, связанных с вербальным рядом:
«смайлики» из «Словаря эмоций» Анисимова В. П.
Рис. 1 «Словарь эмоций» Анисимова В.П.
«Подбор эмоциональных эпитетов» на основе «Словаря эстетических эмоций» Ражникова В.Г.
Рис. 2
В этих словарях эмоциональные эпитеты существуют как признаки характера звучания музыки. Для удобства пользования признаки объединены в модальности. В каждую модальность объединены признаки, которые отражают одно и то же настроение, различаясь нюансами в зоне этого настроения и степенью выраженности основного свойства этой модальности. Главное свойство признаков, объединенных в модальность, - способность в большей или меньшей степени замещать друг друга в реакции человека на художественный объект.
Рис.3.
Подбор музыкальных ассоциаций, связанных с визуальным рядом:
Визуальное мышление - способ творческого решения проблемных задач в плане образного моделирования. Визуальное мышление направлено на систематизацию и упорядочивание той информации и тех сюжетов, которые происходят в жизни человека.
Задание «Музыкальная линия» уместно применять в самом начале обучения с маленькими учениками. Строится на основе графического моделирования и подбора графических знаков и линий под музыку. Под звучание музыкального произведения ребенок должен начертить на листе бумаги разные линии: например, плавные, волнообразные - под медленную и спокойную музыку; прямые, изогнутые - под решительную музыку; прерывные - под легкую, отрывистую музыку.
Задание «Музыка и живопись». Ученику предлагается выбрать из ряда предложенных репродукций или рисунков, наиболее подходящий по настроению к изучаемому произведению.
Задание «Нарисуй музыку». Ученику младшего возраста предлагается в домашнем задании нарисовать рисунок к пьесе.
Подбор музыкальных ассоциаций, связанных с передачей движений, или пластическое интонирование.
Б.В. Асафьев утверждал, что музыкальное искусство постоянно испытывает на себе «воздействие «немой интонации» пластики и движений человека (включая язык руки)». Музыкальная интонация, по его мнению, никогда не теряет связи ни со словом, ни с танцем, ни с мимикой (пантомимой) человеческого тела» [1;97].
Музыкальная педагогика постоянно обращается к решению проблемы «музыка - движение». Известный швейцарский педагог XX века Э. Жак-Далькроз разработал целую систему ритмического воспитания, основой которой является развитие музыкальности слуха посредством движений, органически сочетающихся с музыкой.
Свободное дирижирование - передача в дирижерских жестах фразировки, динамики, логических ударений, кульминации прослушанной музыки.
Подбор танцевальных движений в различных жанрах в соответствии с характером музыки.
Пластические этюды - изображение с помощью пластики рук и тела музыкальных образов (образы природы: море, непогода, рассвета; образы животных и птиц, образы сказочных персонажей)
Подбор музыкальных ассоциаций, связанных с жизненным опытом детей.
Педагогическая практика показывает, что в условиях информационно-ориентированного общества, когда одной из важнейших ценностей является информация, знание, организовывать обучение следует с позиций самого ребенка, его опыта и ценностных ориентации. Жизненный опыт школьников может использоваться для иллюстрации изучаемого материала, для создания проблемной ситуации и поиска путей для ее разрешения, для корректировки имеющихся представлений и понятий.
Задание «Музыкальный портрет». Ученику предлагается прослушать несколько произведений и выбрать из них такое, которое в наибольшей степени соответствует образу , мамы, дедушки и т.д.
Задание «Если это...»активизирует знания и опыт начинающих учащихся, учит его уходить от стереотипов. Ученику предлагается вытащить из коробки карточку с изображением какого-либо объекта. Это могут быть уже пройденные на уроках музыкальные инструменты, название темпа или динамического оттенка. Учащемуся предстоит под одну и ту же звучащую для всех музыку пофантазировать на тему: если это будет виолончель, то, как изменится данное музыкальное произведение, что оно будет напоминать, и т.д. [2:40].
Задание «Придумай название к произведению»Ученику предлагается самому придумать название к пьесе или этюду. Если ученик затрудняется сразу найти нужное слово, соответствующее Уместно прибегнуть и к литературному сравнению, или провести аналогии к живописи, архитектуре или театру и кино.
Резюмируя вкратце сказанное, можно сделать вывод, что образное мышление лежит в основе процесса обучения музыке; с него и начинается собственно музыкальное мышление, связанное с оперированием музыкальными образами. По мнению педагогов-исследователей, преподавателей-практиков развитие образного мышления является фактором успешного воспитания музыканта.
Развитие образного мышления в классе фортепиано обладает определенной спецификой.
Музыкальный образ не является лишь музыкальным по своей природе, поскольку при формировании образа важную роль играет зрительная память, воображение и ассоциативность. Ассоциации по контрасту, сходству, смежности неизменно присутствуют в процессе работы над музыкальным произведением, чем многообразнее ассоциации, тем ярче звучит исполняемая музыка.
Список использованной литературы
Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс. Книги первая и вторая. Л., "Музыка", 1971. 376 с
Кошмина, И.В. Музыкальное мышление как проблема восприятия /И.В. Кошмина //Музыка в школе. - 2009. - №5.
Хотенцева, И. А. Формирование художественно-образного мышления как основа интерпретации музыкального произведения у студентов в классе фортепиано :дис. ... канд. пед. наук : 13.00.02 / И. А. Хотенцева ; Моск. гос. гуманитар. ун-т им. М. А. Шолохова. – М., 2009. – 195 с.
8