Образ Богородицы в произведениях поэта казачьего зарубежья Н.Н. Туроверова.
Есть у казаков замечательные поговорки: «Слава Богу, что мы - казаки!» и «Казак без веры – не казак!». В этих поговорках – глубина и полнота подлинной народной мудрости, потому что казачество немыслимо без православия. Православие всегда было духовным стержнем казачества, а казаки - верными защитниками Православной Церкви. Казаки всегда чтили церковные традиции, радостно встречали и праздновали Воскресение Господне, Рождество Христово и другие двунадесятые и великие праздники. И в то же время не было у казаков имени, более благоговейно произносимого, более любимого, более близкого после Спасителя, чем имя Матери Божьей, Заступницы и покровительницы казачьего рода. И не случайно поэтому День матери-казачки отмечается на Дону в праздник Введения во Храм Пресвятой Богородицы.
« К кому возопию, Владычице, к кому прибегну в горести моей, аще не к тебе, Царица небесная? Кто плач мой и воздыхание мое приимет, аще не Ты, Пренепорочная…» Так обращались казаки к Матери Бога.
Образ Божией Матери –светлый, чистый, поэтичный занимает особое место в творчестве Николая Николаевича Туроверова – «одного из крупнейших поэтов российского и казачьего зарубежья, публициста, собирателя и хранителя русской и казачьей старины, активного общественного деятеля казачьего зарубежья». (К.Н.Хохульников).
Имя Н.Н.Туроверова, в изгнании прославившего казачество своим творчеством, долгое время оставалось незаслуженно забытым. И даже сейчас, к сожалению, поэт известен далеко не всем в России. «Очень хочется надеяться на то, … что процесс возвращения в Отечество имени и большого литературно-художественного … наследия талантливого донского казака Н.Н. Туроверова будет ускорен и его поэзия войдёт в школьные хрестоматии и учебные программы, хотя бы … на Дону». (К.Н. Хохульников)
Поэзия Н.Н. Туроверова не только казачья, но общечеловеческая. В проникновенных строках его стихов, льющихся из глубины души, есть, на мой взгляд, самое главное – любовь к Богу, к Матери Божией, к близким, к «батюшке Тихому Дону», к «многострадальной, великой Матери России»
Удивительные стихи донского казака, истинно православного, не могут не трогать за душу любого нормального человека.
Мы увидим Матерь Божью, Доброту Её чела, По степям, по бездорожью К нам с Иосифом пришла. И сюда, в снега глухие, Из полуденной земли, К замороженной России Приезжают короли Преклонить свои колени Там, где благостно светя, На донском душистом сене Спит чудесное Дитя.(Туроверов Н. Горечь задонской полыни, с.86) В этом стихотворении впервые встречается священный для каждого казака образ Божьей Матери. Но удивительным является то, что Царица Небесная, символизирующая бесконечную доброту и благодать, вместе с Иосифом Обручником приходит «по степям, по бездорожью» именно на казачью землю. Волхвы «приезжают» «к замороженной России», а Божественное Дитя спит «на донском душистом сене».Так близко и так глубоко лично воспринимали казаки Веру православную.
В 1949 году в «Общеказачьем журнале» в США было опубликовано стихотворение Н.Туроверова «Знамя». Знамя – это святыня казачества. Каза-ки обязаны были беречь и защищать своё знамя до последней капли крови. Икона на знамени означает веру православную. Где есть знамя, там и победа в бою. Символично, что на «казачьей парче» в стихотворении Н.Н.Туроверо-ва - «лики всех Богородиц». Это и икона Покрова Пресвятой Богородицы, и Донская чудотворная икона Божьей Матери, преподнесённая, по преданию, казаками Дмитрию Донскому перед Куликовской битвой, и другие лики Царицы Небесной.
И знамя средь чёрного дыма Сияло своею парчой, Единственной, неопалимой, Нетленной в огне купиной. ……..………………………………….. И воды прощальные Дона Несли по течению нас, Над нами на стяге иконы, Иконы – иконостас; И горький ветер усобиц, От гари став горячей, Лики всех Богородиц Качал на казачьей парче. (Туроверов Н.Н. Горечь задонской полыни,с. 208)Образ Богородицы у Николая Туроверова следует не только евангель-ским традициям, но и традициям земным, жизненным. Он как бы сводит Матерь Божию с небес на землю и приближает Её к обычным людям, ведь Богородица – Мать всех живущих на земле – близкая, родная, любимая и почитаемая. Оберегая и защищая своего Божественного Младенца – Она спасает мир. И в каждой женщине – матери, любящей своего ребёнка, поэт видит образ Матери Бога.
Уезжала на работу мать, Ежедневную тяжёлую работу. Как же ей ребёночка не взять На работу – лучезарную заботу. Возвращалась мать домой. Устало Спал ребёнок на коленях.Как всегда, За окном автобуса сияла Та же Вифлеемская звезда. (Туроверов Н.Н. Горечь задонской полыни, с. 238
Но особым православным праздником для казаков является великий праздник - Покров Пресвятой Богородицы. Испокон веков под Покров Божьей Матери прибегали казаки в своей нелёгкой жизни. Надежда на покровительство Матери Бога, на Её скорое заступничество и помощь помогала преодолевать все тяготы и страдания военной казачьей службы.
«Покров был и остаётся одним из самых почитаемых праздников среди казаков. Под Покровом Богоматери казаки не боялись ни вражеского огня, ни грозной стихии, ни морской бури, защищая от врагов свою Родину и Православную Веру». (В.П.Водолацкий)
Явление Покрова Пресвятой Богородицы связано с одной из самых героических, самых ярких страниц казачьей истории, когда в 1641году казаки и казачки отбили двадцать четыре приступа превосходящих турецких сил, защищая крепость Азов. Казак с молоком матери впитывал, что голову сложить за Престол Пресвятой Богородицы великая честь, ибо зачем на-зываться казаком, если не служить «вере православной, Дону и Отечеству». И на ранней росе, средь тумана, Как молитва, звучали слова: За Христа, за святого Ивана, За казачий Престол Покрова, За свободу родную, за ветер, За простую степную любовь, И за всех православных на свете, И за свой прародительский кров.(Туроверов Н Горечь задонской … с.116)И в тот самый момент, когда обессиленные защитники крепости приго-товились достойно умереть, не сдаваясь, увидели «во сне и вне сна ово жену прекрасну и светлолепну в багрянице светле на воздусе стояще посреди града Азова. … Ты нас, Мати Божия Богородица, не предала в руце басур-манские».( Повесть об Азовском осадном сидении донских казаков).А накануне казаки всю ночь молились перед иконой Покрова Пресвятой Богородицы. Это видение было истолковано, как знак того, что они находятся под покровительством самой Царицы Небесной. И случилось великое чудо! Именно в преддверии праздника Покрова турецкая армия сняла осаду и ушла от Азова.
Вымирают старцы на Афоне. На казачьих землях вымирают казаки. О Кубани, Тереке и Доне Песни преисполнены тоски. Но покуда веет вольный ветер И в степи колышется трава, Будет снова чудо на рассвете, На казачий праздник Покрова. (Туроверов Н. Горечь задонской … с. 263)Здесь отчётливо звучит вера в чудо божественное. И это чудо должно произойти именно на казачий праздник Покрова Пресвятой Богородицы. В этих щемящих душу строках есть всё: и свежий ветер с горьким запахом полыни, и степь донская бескрайняя, и предчувствие радости, и надежда на счастье.
Но это вовсе не значит, что казак должен просто надеяться на чудо и сидеть, сложа руки, себя особо не утруждая. В Кодексе чести казака говорится: «Каждый казак должен стремиться к тому, чтобы он и его семья жили в достатке. Живи своим трудом. Презирай праздность. Любое дело должно гореть в твоих руках». И всегда помнить о том, что над каждым казаком – «милость Господня» и «казачий престол Покрова». Расправя широкие плечи, Берись за топор, дровосек; За плуг и за косы беритесь, Кохайте и ширьте поля, С молитвой трудитесь, крепитесь, Не даром даётся земля – Высокая милость Господня, Казачий престол Покрова…(Туроверов Н. Горечь задонской полыни, с.119)
Никакие физические и духовные испытания не ожесточили поэта, не смогли заставить его впасть в уныние, не сломили веру его в Бога, в Матерь Божью, которая накрывает своим покровом всех нуждающихся, оберегая и спасая от бед. Никакие лишения не поколебали убеждённость «донского Есенина» в воскрешение России, в великую силу любви к людям.
У нас ведь есть глагол: «казаковать», Что значит: никогда не измениться. И тайной музыкой казачьих рек, И песнями ветров над ними, Мы крещены из века в век, Из рода в род мы рождены родными. Пройдёт орда. И вырастет трава, Дубок расправится, грозою смятый. Над нами вечные покровы Покрова: Любить всё человечество, как брата. (Туроверов Н. Горечь задонской … с.293)
Именно вера в Бога, в Божию Матерь помогла Николаю Туроверову выдержать все тяготы жизни, все лишения, выпавшие на его долю: уцелеть во время гражданской войны, не сломиться, когда он вынужден был покинуть свою горячо любимую донскую землю. Оказавшись на чужбине и тоскуя по Родине, он очень часто в своих стихах обращается к Богу, к Божьей Матери. И эти православные строки, которых у поэта немало, на мой взгляд, самые проникновенные, самые светлые, самые душевные. В них отражается духовный мир донских казаков, наших героических дедов и прадедов.
Слава Богу, что мы – казаки!