Образовательные технологии на уроках физики
Камышов А.А.
Учитель физики
МБОУ «ВОШ № 2» г. Пугачева
Саратовской области
Аннотация. В статье проводится анализ влияния образовательных ИКТ на формирование ключевых компетентностей обучающихся осужденных. Рассматривается использование современных подходов в образовательном процессе.
Ключевые слова:образование, осужденные, компьютер, грамотность, ИКТ-технологии, компетенции.
В соответствии с Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» и «Уголовно-исполнительным кодексом» Российской Федерации обязательному обучению подлежат все граждане, находящиеся в местах лишения свободы, не достигшие возраста 30 лет и не имеющие общего образования. МБОУ «ВОШ №2» является муниципальным общеобразовательным учреждением, ориентированным на получение гражданами любого возраста основного общего и среднего (полного) общего образования.
Контингент обучающихся очень сложный. Все они отбывают наказание за различные преступления и имеют различные сроки наказания от 1 года до 25 лет. Многие из обучающихся совершили особо тяжкие преступления и представляют опасность для общества, но есть и такие обучающиеся, которые осознали свою вину и стремятся стать на путь исправления. Желание повысить свой образовательный уровень имеют далеко не все из тех, кто обязан учиться, а некоторых приходится вести в школу насильно. Но есть граждане и более старшего возраста, которые приходят в школу, чтобы получить знания. Обучающиеся нашей школы имеют значительные перерывы в освоении образовательных программ, и учителям-предметникам приходится постоянно восполнять пробелы знаний при изучении нового материала. Наблюдается наличие устойчивых тенденций к нарушению мотивационно-волевой сферы, выражающейся в падении интереса к обучению, утверждение в структуре личности неверных ценностных ориентаций и поведенческих установок. Многие из обучающихся затаили злобу на школу, в которой они обучались на свободе и учителям школы приходится приложить максимум усилий, чтобы изменить их отношение к школе.
Главная цель нашей вечерней школы – это обеспечение получения образования в соответствии с личностными особенностями обучающихся, создание основы для последующего образования и самообразования, формирования общей культуры личности обучающегося. Задачей обучения на современном этапе является формированиеключевых компетенций, необходимых для практической деятельности каждого человека.
В своей деятельности каждый современный учитель стремится к тому, чтобы обучающиеся умели вступать в диалог и были понятыми, свободно владели информационными технологиями, были способны к самоопределению и самообразованию. Школа должна формировать опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е. ключевые компетентности, определяющие современное качество образования. Ключевые компетенции – новая парадигма результата образования. Компетенция — это общая способность, основанная на знаниях, опыте, склонностях, которые приобретены благодаря обучению. Основной задачей обучения является формированиеключевых (базовых) компетенций, необходимых для практической деятельности каждого человека. В своей деятельности я создаю условия для формирования следующих ключевых компетенций: Коммуникативных – умение вступать в диалог с целью быть понятым. Информационных – владение информационными технологиями. Автономизационные – способность к самоопределению и самообразованию. Нравственных — способность жить по общечеловеческим нравственным законам. Общепредметных - владение навыками, знаниями и умениями, которые необходимы для успешного обучения и развития в любой предметной области. Одной из значимых составляющих Приоритетного национального проекта «Образование» является информатизация образовательного пространства школ, которая включает в себя их оснащение современной техникой, позволяющей в полной мере реализовывать информационно-коммуникационные технологии обучения. Создаются условия для интерактивной информатизации учебного процесса, с учетом специфики школы с очно-заочной формой обучения. Низкая познавательная потребность обучающихся-осуждённых, большие перерывы в обучении, принудительный характер посещения школы обучающимися, отсутствие специальных программ и цифровых образовательных ресурсов для очно-заочных школ в исправительных учреждениях создают предпосылки и необходимость использовать ИКТ технологии. Использование современных информационно-коммуникационных технологий является важнейшим средством социализации осужденных-учащихся. Решающее влияние на качество применения ИКТ оказывает игровое и предметное их применение. Средства ИКТ, особенно интерактивные, уже не являются новыми средствами обучения, но пока нашли лишь ограниченное применение в школах исправительных учреждений. Это связано с ограниченностью методической литературы, в которой описывался бы практический опыт применения компьютеров для обучения взрослых учащихся-осуждённых. Анализ доступных цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) показывает не полное соответствие их при работе в школах исправительных учреждений со своей спецификой. По существующим на сегодня правилам внутреннего распорядка осужденный не имеет права работать с компьютером без надзора учителя. Интернет на территории исправительных учреждений запрещен. Образовательные информационные ресурсы доступные ученикам дневных школ у нас ограничены. ИКТ широко используются в нашей вечерней школе. Компьютер стал полноправным участником учебного процесса в школе пенитенциарного учреждения. По данным исследований, в памяти человека остается 25% услышанного материала, 33% увиденного, 50% увиденного и услышанного, 75% материала, если ученик вовлечен в активные действия в процессе обучения. Технология применения средств ИКТ в предметном обучении основывается на использовании возможностей компьютера для создания условий доступности и наглядности изложения материала. Компьютер может использоваться на всех этапах процесса обучения: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при этом для обучающегося он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива. Компьютер позволяет усилить мотивацию учения путем активного диалога обучающегося с компьютером, разнообразием и красочностью информации (текст, звук, видео, цвет), путем ориентации учения на успех (позволяет довести решение любой задачи, опираясь на необходимую помощь), используя игровой фон общения человека с машиной и что немаловажно - выдержкой, спокойствием и дружественностью машины по отношению к обучающемуся. В своей работе я использую информационные технологии в формах:
Работая в первом направлении, я пользуюсь самым простым, доступным и эффективным программным обеспечением, которым может пользоваться каждый учитель - средой MS Power Point, с помощью которой можно реализовать принцип наглядности на уроках математики. В среде MS Power Point мною созданы презентации, которые содержат демонстрационные программы для объяснения нового материала. Я считаю, что мультимедийные уроки - это уроки богато иллюстрированные, содержащие большой объем информации в различных видах, имеющие эффективный контрольно-практический блок. Модели с анимацией, тестовые задания в компьютерной версии, интерактивные тренажеры, слайдовые презентации особенно привлекательны для моих обучающихся. Применение презентаций на уроке позволяет:
Одной из форм, применяемых мною на уроке информационных технологий, является использование готовых программных продуктов. Комплексное воздействие видеоряда, звука, диалога с обучающимися, автоматизированного контроля усвоения пройденного позволяют облегчить усвоение математического материала. Ещё одной сферой применения информационных технологий в моей практике является использование ресурсов громадной сети Интернет. Интернет содержит в себе огромные информационные, дидактические, методические возможности, объемы имеющейся текстовой, статистической, графической информации которого на несколько порядков превышают объемы любых печатных изданий (в том числе по математике). Центр тяжести в обучении математики переносится на методы поисковой и творческой деятельности. Но необходимо знать каталог ресурсов Интернет. На личном опыте я убедилась, что использование ИКТ в учебно-воспитательном процессе позволяет:
Какие преимущества дает использование ИКТ на уроках?
Итак, ИКТ широко используются в нашей вечерней школе. Компьютер стал полноправным участником учебного процесса в школе пенитенциарного учреждения. Итогом внедрения ИКТ в образовательный процесс является позитивная динамика изменения мотивации учащихся. Но есть и недостатки применения ИКТ технологий: это и личностный фактор – особенности обучающихся-осуждённых. Это мужчины 18-30 лет, со всевозможными психическими отклонениями, низким интеллектуальным уровнем и разной степенью образованности, связанными прежде всего с длительными перерывами в обучении в дневных школах (5-12 лет), а также влияние криминального мышления, которое негативно сказывается на процессе обучения и ресоциализации обучающихся-осужденных. Отсутствие мотивации к обучению. |