ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ КВИЗ,
КАК СРЕДСТВО ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА
В настоящее время, учитывая особенности современных школьников, правильной организации занятий отвечают применяемые учителем и учащимися современных методов обучения, в большей степени игровых.
Об огромной роли игры в жизни и развитии ребенка отмечают в своих трудах деятели педагогической науки. «В игре раскрывается перед детьми мир, раскрываются творческие способности личности. Без них нет, и не может быть полноценного умственного развития.
Игра – это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности…», – писал В. А. Сухомлинский.
Проведение занятий с использованием игровых методов обучения:
снижает степень нервно-психологического напряжения у обучающихся
помогает закрепить знания на основе создания ситуации успеха.
Активное применение в учебном процессе интерактивных игр способствует развитию не только предметных, но и метапредметных и личностных компетенций обучающихся, т.н. soft skills (Простыми словами – это умение детей общаться друг с другом и со взрослыми, комфортно и уверенно чувствовать себя в школе.).
Образовательные квесты и квизы становятся популярными благодаря своей игровой сущности, что позволяет согласовать практические потребности обучающихся в получении знаний через увлекательную познавательную деятельность, вызывающую положительные эмоции и предоставляющую возможность максимально проявить свою индивидуальность и креативность, в этом заключается актуальность данной работы.
Игровая деятельность – одна из форм активности человека. Это первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, формировании свойств и обогащении его внутреннего содержания. Ценность игровой технологии велика и заключается в том, что, являясь по своей сути отдыхом, она выполняет образовательную функцию, стимулирует творческую реализацию и самовыражение. Игровая деятельность развивает нестандартное самостоятельное мышление, интуицию, интеллект.
Метод «квиз» также является новым в обучении, который входит в группу активных имитационных (игровых) методов обучения. Слово “quiz” английского происхождения, означающий в переводе на русский язык «предварительный экзамен, проверочный опрос», «радио- или телефизионная игра в «вопросы-ответы» на разные темы с призами для победителей», «литературная, музыкальная или какая-либо другая викторина».
Квиз – это взаимодействующая игра, которая может проходить в виде квеста или интерактивной викторины, цель которой – ответы на различные вопросы.
Квиз является пропагандой интеллектуально-развлекательных игр как действенной формы проведения содержательного досуга воспитанников.
По своему виду квизы делятся на следующие группы:
По числу участников:
1.Одиночные
2.Групповые
По продолжительности:
1. Кратковременные
2. Долговременные
По содержанию:
1.Сюжетные
2.Несюжетные
По структуре сюжетов:
1.Линейные – основное содержание квеста построено по цепочке. Разгадаешь одно задание – получишь следующее, и так пока не дойдешь до финиша.
2. Штурмовые – каждый игрок решает свою цепочку загадок, чтобы в конце собрать их воедино.
3. Кольцевые – отправляются по кольцевой траектории: выполняя определенные задания он вновь и вновь возвращается в пункт «А».
Все квизы поделены на следующие группы:
1. Образовательный – данная группа квизов применяется в целях повторения пройденного материала, а также для закрепления новых изученных тем.
2.Развлекательный – квизы этой группы используют для привлечения аудитории, для проведения социологических исследований и прочего. Самые распространенные формы – опросы, конкурсы и тесты.
Квиз - это интеллектуальная игра, которая включает в себя различные вопросы, блиц -опросы, музыкальные загадки, фото вопросы и многое другое. В России самый популярный квиз, это та самая популярная игра - "что? где? когда?". Квиз в отличии от квеста не требует никакой предварительной подготовки, все загадки и задания которые присутствуют в игре - это задания, которые основаны на общеобразовательных знаниях. Квиз, это одним словом викторина, где участники проверяют свой ум, свою логику, внимательность и эрудированность .
Квиз представляет собой соревнование или состязание, в ходе которого участники отвечают на поставленные перед ними вопросы.
Вопросы к квизу подбираются специально из разных областей знаний школьной программы, с учетом возрастных особенностей детей, для того, чтобы объединить детский коллектив, посмотреть, как будут взаимодействовать старшие ребята с младшими. Будут ли слушать друг друга, смогут ли стать единой командой.
Для подготовки вопросов к игре, следует учитывать следующие моменты:
Особое внимание необходимо обращать на корректную формулировку вопросов;
Вопросы должны быть логичными, чёткими, доступными, соответствовать возрасту игроков;
Вопросы должны соответствовать теме игры;
Если необходимо угадать слово, то искомое существительное должно быть в именительном падеже, едином числе, глагол — в неопределённой форме, прилагательное — в именительном падеже, мужском роде, единственном числе;
Вопросы не должны быть слишком сложными или слишком лёгкими. Если игра, состоит из нескольких туров, вопросы подбирают постепенно, усложняя их от тура к туру;
Игра не должна быть слишком затянутой.
Эмоциональная насыщенность квестов и квизов положительно воздействует на отношение обучающихся к изучаемому предмету. Использование в образовательных процессах активных методов обучения предполагает личностную направленность взаимодействия субъектов образовательной среды на развитие soft skills.
Использование квиз технологии развивает следующие навыки:
Умение организовывать командную работу.
Умение вести переговоры и договариваться с коллегами.
Креативность.
Способность учиться и адаптироваться к изменениям.
Развитие творческих способностей.
Расширение кругозора.
Развитие логического мышления, умения быстро думать и принимать правильное решение;
Развитие сообразительности, интуиции и находчивости учащихся;
Алгоритм работы с квизом как дидактического метода состоят из трех последовательных этапов:
осуществления фронтального контроля посредством использования символов и выполнения заданий квиза;
предъявления ключа, сообщения критериев оценивания работы и проверки работ обучающихся;
высказываний обучающихся с использованием содержания квиза в качестве сигнала или без такового.
Преимуществом использования метода квиза в обучении является вовлечение обучающихся в образовательный процесс на основе соревновательности и увлеченности. Участие в квизах способствует формированию у них навыков коллективного поиска верного решения и познавательной активности в процессе коммуникации участников команд, развитию лидерских качеств.
Таким образом, квизы как методы имитационного обучения позволяют преподавателю вступать в активную коммуникацию с учениками. Данные методы могут использоваться при изучении любых тем. При этом стоит отметить, что для участников нет жестких инструкций в достижении поставленных целей. Будучи свободными в импровизации, фантазии ученики оказываются максимально вовлеченными в игру и нацеленными на результат. Однако использование данных методов ни в коем случае не должно быть постоянным, что может привести к некоторой дезорганизации учебно-воспитательного процесса. Возникает необходимость чередовать эти методы с множеством других методов, также ориентированных на развитие soft skills обучающихся.