Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №12»
Левокумского муниципального округа Ставропольского края
Общешкольное родительское собрание
«Роль семьи
в духовно-нравственном воспитании детей»
Составитель: Магомедова П.М.,
учитель начальных классов.
с.Турксад
2024 год
«Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей»
– Что у меня в руке??
– Губка (родители).
– Она хорошо впитывает жидкость. Давайте представим себе, что произойдет с губкой, если она впитает жидкость синего цвета?
– Губка станет синего цвета (родители).
– А если мы вольем в губку красную жидкость?
– Губка станет красной (родители).
– А если мы одновременно вольем в губку жидкости разных цветов?
– Губка станет непонятного, неопределенного цвета (родители).
– В начале мы с вами определили, что особенностью губки является способность к впитыванию. Давайте определим, от какого слова происходит слово «воспитание»? Слово «воспитание» образовано от слов «питание», «впитывание». Ребенок в детстве, подобно губке, впитывает в себя все то, что «вливают» в него родители.
Высказывания известных людей.
«Дети святы и чисты. Нельзя безнаказанно похабничать в их присутствии... нельзя делать их игрушкою своего настроения: то нежно лобызать, то бешено топать на них ногами...» А. П. Чехов
«Ребенок - зеркало семьи; как в капле воды отражается солнце, так в детях отражается нравственная чистота матери и отца». В. А. Сухомлинский
«Наши дети - это наша старость. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной». А. С. Макаренко
Мы поговорим сегодня на тему «Роль семьи в духовно-нравственном воспитании детей». Семья является традиционно главным институтом воспитания. Важность семьи обусловлена тем, что в ней ребёнок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьёй. Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребёнка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей – матери, отца, бабушки, дедушки не относятся к ребёнку лучше, не любят его так и не заботятся о нём столько. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.
Ребёнок, даже ещё не умея говорить, не осознавая речь и поступки взрослых, уже понимает, «улавливает» моральный климат семейного окружения и по-своему реагирует на него. Доброжелательность в отношении друг к другу, спокойная ласковая речь, спокойный тон в общении – хороший и обязательный фон для формирования в ребёнке нравственных потребностей, и, наоборот, крик, грубые интонации – такая семейная атмосфера приведет к противоположным результатам.
В настоящее время подрастающее поколение часто обвиняют в бездуховности, безверии, агрессивности. Поэтому проблема нравственного воспитания актуальна как никогда.
Есть одно частое искажение в устройстве современных семей. Оказывается, часто негласной главой семьи является ребёнок. В советской педагогике в 50-х годах был объявлен всем нам известный девиз: «Всё лучшее – детям». Мы настолько к нему привыкли, что не сомневаемся в его справедливости. Чтобы понять, откуда идут беды родителей с детьми, достаточно задать себе вопрос: «Кому в вашей семье достаётся лучший кусок?» – «Конечно, ребёнку», – следует ответ. А это и есть признак того, что в семье все отношения перевёрнуты. Начнём с того, что лучших кусков в семье быть не должно вообще. За что ребёнок в семье получает самый лучший кусок? За то, что он маленький?Тогда берегитесь, родители! Ребёнок очень легко усваивает, что он имеет некие привилегии просто за то, что он маленький.
У ребёнка не должно быть никаких привилегий, никаких особых прав, которые возвышали бы его над родителями. Он должен знать своё место в семье. Сначала он маленький, потому что ещё не ходит в школу. Потом он маленький, потому что ещё только учится в школе. Затем он маленький, потому что ещё только учится в институте. И всё это время человек требует себе особых привилегий за то, что он маленький.
К трём годам у ребёнка появляется сознание своей личности, и он начинает говорить «я». В это время надо начинать приучать к послушанию. Послушание — это начало воспитания.
Всё должно быть чётко разграничено: что нельзя и что можно, за что всегда (а не под горячую руку) накажут. С малых лет дети должны понимать, что есть дозволенное и недозволенное.
Одновременно с наставлениями, родители должны показывать личный пример. Чтобы научиться сопереживать другому, дети должны видеть, как мать или отец утешают чужого плачущего малыша, помогают пожилым людям при переходе улицы, уступают в автобусе место инвалиду. И, конечно же, обязательно рассказывайте детям, как вам самим в беде помогали люди.
Родители никогда не должны ссориться в присутствии детей или жаловаться им друг на друга. Дети должны видеть родителей всегда едиными.
Нынешний ребёнок погружен в детскую среду из своих сверстников, или просто детскую среду, – детский сад, школа, детский лагерь. Контакт детей с взрослыми крайне ограничен. Ранее такого разрыва между поколениями не было. Отец работал или по дому, или недалеко от дома, и дети с самого раннего возраста участвовали во всех работах. Ребёнок впитывал трудолюбие с самого раннего возраста. Мальчишки часто помогали отцам в поле, девочки помогали матерям по дому. Сейчас большинство женщин работает. В течение всего дня папа на работе, мама на работе, дети в детском саду или в школе. Где семья? Можно ответить: вечером же все собираются, по выходным тоже все вместе. Но какая цель, как правило, у взрослых вечером и в выходные? Отдохнуть. А дети часто и в это время сбегают погулять или посидеть у друзей. Каждое поколение растёт само по себе.
В развитии ребёнка есть определённые этапы, когда в нём формируются те или иные способности. Так привычка к труду закладывается примерно в возрасте от 4 до 6 лет. Именно в этом возрасте надо начинать приучать ребёнка к труду. Конечно, надо учитывать и способность ребенка. Он действительно ещё не способен к длительному и усидчивому кропотливому труду. Но ребёнок уже должен знать, что такое труд. У него должны быть определённые обязанности по дому. Если упустить этот возраст, то потом приучать ребёнка к труду будет практически бесполезно. Когда ребёнок подрастёт, его можно и нужно приобщать к правильному планированию своей жизни. Очень важно, чтобы у каждого ребёнка в семье была своя постоянная обязанность. Это может быть – для малышей – обязанность убирать свои игрушки, позже, когда ребёнок подрастёт, – убирать свою постель, ещё позже – вытирать пыль в квартире, поливать цветы, вовремя покупать хлеб для семьи, забирать младших из детсада и т. д. Обязанностей, конечно, не должно быть непосильно много – лучше одна, но выполняемая неукоснительно.
Методы воспитания:
1.Метод убеждения: (лучше разъяснять) почему одно хорошо, а другое плохо. Учить анализировать свои и чужие поступки. Спор основан на взаимоуважении.
2.Метод требование. Прямое "сделай", "сходи", "убери". Косвенное - просьба, совет, пожелание.
3.Метод - внушение. Когда ребенок находится в состоянии растерянности, психологической депрессии, когда у него неприятности - не нужно его ругать, лучше действовать внушением. При этом важен авторитет родителей.
4.Поощрение и наказание. Наказание должно соответствовать проступку и быть направлено на разрушение отрицательного поведения.
Желание любой ценой сломить упрямство детей, напоминает пружину, сжимаемую до предела, которая потом разжимается и бьет или ломается. У ребенка утрачивается вера в себя, самостоятельность и др.
Поощрение, важно не допускать захваливания, задаривания. Излишние материальные блага растят потребителя, иждивенца.
Лучшее поощрение - похвала, одобрение, наслаждение от совместного труда, удовлетворение от добрых дел.
Притча
- Моё выступление хочется закончить притчей.
Однажды утром один рыбак с двумя сыновьями отправился ловить рыбу. Улов был хорош, и к полудню трое мужчин готовы были вернуться домой. Но когда они начали вытягивать сети, внезапно налетела буря и полностью скрыла из вида береговую линию.
А в это же самое время буря не пощадила и их маленький домик. Он загорелся, огонь сжег дотла их жилье и все имущество.
Когда рыбак с сыновьями выбрались на берег, его ждала плачущая жена, которая тут же рассказала мужу и детям о постигшем их несчастье. Но рыбак и бровью не повел. Жена возмутилась: «Муж, мы потеряли все, что у нас было, а тебе и дела нет!»
Тогда рыбак ответил: «Огонь, уничтоживший наш дом, оказался тем самым светом, который внезапно возник в тумане и указал нам дорогу к берегу».
Свет в окне дома... Какие чувства он вызывает у наших детей? Радость, что тебя ждут? Слезы очищения: «Ну, вот я и дома»: раздражение — ну, что им надо, чего им не спится: боязнь — как пройти тихонько, чтобы обошлось без скандала и воплей?
Уходя с собрания, очень хочется, чтобы вы задумались, а какие чувства свет в вашем окне вызывает у ваших детей, которые сами через очень небольшой промежуток времени станут папами и мамами, и сами будут зажигать свет в своих окнах.
Спасибо за внимание! Желаю вашим семьям взаимоуважения и взаимопонимания!
1