Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Доклады
  3. Обучение решению практических задач на основе серии пособий «Практические задачи по математике» как один из способов формирования математической грамотности младших школьников

Обучение решению практических задач на основе серии пособий «Практические задачи по математике» как один из способов формирования математической грамотности младших школьников

0 подписчиков
В данном докладе описывается необходимость и целесообразность использования специальных заданий для развития математической функциональной грамотности младших школьников. в качестве примера удачной результативной работы приводится опыт использования серии пособий "Практические задачи по математике" издательства "Академкнига/Учебник".

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Доклады

Категория

Доклады
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Обучение решению практических задач на основе серии пособий «Практические задачи по математике» как один из способов формирования математической грамотности младших школьников


Шагина Лариса Адамовна,
учитель начальных классов,
заместитель директора по УВР
МБОУ «Гимназия №32»
города Новокузнецка Кемеровской области

В п.34.2 ФГОС НОО сказано,что в целях обеспечения реализации программы начального общего образования в Организации для участников образовательных отношений должны создаваться условия, обеспечивающие возможность:

- формирования функциональной грамотностиобучающихся (способности решать учебные задачи и жизненные проблемные ситуации на основе сформированных предметных, метапредметных и универсальных способов деятельности), включающей овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу готовности к успешному взаимодействию с изменяющимся миром и дальнейшему успешному образованию.

Таким образом, функциональная грамотность является ключевой основой формирования УУД, более того, этот комплекс навыков и компетенций необходим школьнику для жизни в мире будущего.

К компонентам функциональной грамотности относят читательскую,математическую иестественнонаучную грамотность –то есть способность применять знанияиз этих областей в реальной жизни; а такжеглобальные компетенции, финансовую грамотность, их креативное и критическое мышление.

Начальная школа – это несомненный фундамент школьного образования, поэтому крайне важно именно в начальной школе развивать умение использовать математические знания в практической жизни, то есть закладывать основыматематической функциональной грамотности.

По словам Алексея Алексеевича Леонтьева, математическая грамотность предусматривает способность человека использовать приобретенные в течение жизни знания для решения широкого диапазона жизненных задач в различных сферах человеческой деятельности, общения и социальных отношений.

На формирование математической грамотности направлена, в первую очередь, программа по математике на уровне начального общего образования ,которая позволяет достигать следующих образовательных, развивающих целей, а также целей воспитания:

1. Создание условий для освоения обучающимся основ математических знаний.Ученику нужно достичь предметных результатов.Научиться пониматьсмысл математических величин, приобрести опыт использования арифметических приемов для разрешения сюжетных ситуаций, научиться распознавать математическую проблему в учебных практических ситуациях.

    1. Формирование математической грамотности младшего школьника.

Особенностью начального этапа в становлении математической грамотности является необходимость создания условий для накопления обучающимся опыта решения познавательных и практических задач средствами математики.

    1. Формирование основ функциональной грамотности.Функциональнаяграмотность – результат работы педагога по развитию как предметных, так и универсальных учебных действий (УУД) до уровня, на котором школьник сам применяет изученное для выделения математической сути проблемы, переводя

еенаязыкпредмета,атакжедлярешенияианализаответа.

    1. Математическое развитие. Методисты все чаще обращают внимание на то, что дети мало говорят на уроках, все реже комментируют и поясняют свои действия. Поэтому в обновленном стандарте

  • программе по математике усилена линия развития математической речи школьника.

    1. Воспитание школьников на уроках математики.Воспитание на урокахматематики является неотъемлемой их частью и организуется с учетом требований стандарта к личностным результатам обучения младших школьников.

На какие изменения в математическом содержании и его представлении

впрограммеследуетобратитьвниманиепедагогу,организуяобучение

по ФГОС НОО?

На этот вопрос отвечает методическое пособие «Математика. Реализация требований ФГОС начального общего образования».

Основноесодержаниекурсапредставлено в пособии погодамобучения, и у педагога есть возможность увидеть перспективу изучения той или иной темы. Например, достаточно новым направлением обучения (появилось содержании курса в 2009 году) является работа с элементами структуры и отдельными этапами решения текстовой задачи с целью повышения качества математической грамотности. В разделе «Работа с текстовыми задачами» учебного предмета «Математика» были выделены такие позиции: представление текста задачи, планирование хода решения и собственно решение. Авторы разных учебно-методических комплектов по предмету по-разному расставляли смысловые акценты: в одних внимание концентрировалось на отработке решения, в других – на получении и записи ответа, в-третьих – на составлении модели к тексту и дельнейшее ее использование для поиска способа, планирования и оформления решения.

В разделе «Текстовые задачи» программы, доработанной в соответствии с обновленным ФГОС НОО 2021 года, все этапы работы над обучением решению задач представлены по годам обучения.

Структура текстовой задачи и этапы ее решения (выдержки из ФОП НОО)

Класс

Работа со структурой задачи и этапами ее решения

1

Текстовая задача: структурные элементы, составление текстовой задачи по образцу.

Решениезадач в одно действие.

2

Чтение,представление текста задачи в виде рисунка, схемы или другой модели.

План решения задачи в два действия.

3

Представление на модели, планирование хода решения задачи,

решениеарифметическим способом.

Запись решения задачи по действиям и с помощью числовоговыражения.

Проверка решения и оценка полученного результата.

4

Работа с текстовой задачей, решение которой содержит

2–3 действия: анализ, представление на модели, планирование и запись решения, проверка решения и ответа.

Разные способы решения некоторых видов изученных задач. Оформление решенияпо действиям с пояснением,по вопросам,с помощью числового выражения.

Shape1

Из таблицы видно, что повышение внимания к каждому этапу решения задачи и преемственность в формировании умения выполнять каждый этап позволит сформировать у младших школьников более прочные знания по этому разделу.

Чем же отличается любая текстовая задача от практической задачи?

Текстовая задача это искусственно созданная математическая ситуация для обучения младших школьников решению задач.Вопросы в реальной жизни звучат несколько иначе: Поместится ли….? По размеру ли…? Поэтому важно формировать и навыки оценки и прикидки, и решать не только «чистые» математические модели.

Цель практических задач – научить младших школьников предметными средствами математики отвечать на вопросы, которые предлагает им сама жизнь.

Особенностью начального этапа в становлении математической грамотности становитсянеобходимость создания условий для накопления опыта решения познавательных и практических задач средствами математики.
С этой целью все педагоги начальных классов нашей гимназии стали участниками творческой лаборатории «Развиваем у младших школьников готовность решать математические задачи» издательства «Академкнига /Учебник» и получили возможность использовать в своей работе готовую программу внеурочной деятельности и серию пособий «Практические задачи по математике. Подготовка к олимпиаде». В каждом из пособий в введении размещены по 12 задач и приведена таблица, позволяющая соотнести название практической задачи и темы математики, которая требуется для решения. На слайде пример такой таблицы за 4 класс. Если у ученика возникнут трудности, в помощь ему в конце пособия размещен раздел «Указания к решению задач».
А так же раздел «Задания для олимпиады». Решение практических задач является отличной базой в подготовке учащегося к олимпиадам.

Picture 2Picture 1


Авторы отмечают следующие особенности:

1.Тексты практических задач объёмные, в них много подробностей из реальной жизни. Эти тексты не имеют сигналов об использовании математических инструментов и это ,зачастую является препятствием в решении таких задач. Эта особенность (объёмность) затем встретится ребятам при решение подобных задач при подготовке к ВПР. Пример задача с самолётом, план сквера, план здания.

2. Требования в практической задаче могут быть как количественными, так и качественными.

3.Регулярное решение практических задач -это лучший способ формирования математической грамотности с использованием набора инструментов.

Ребёнок, решая практические задачи, изучает окружающий его мир, используя математику как инструмент. Он узнаёт немало нового о животных, о космосе, о планете Земля.

Предлагаю вашему вниманию примеры задач и прошу обратить внимание на математические инструменты, которым будут пользоваться дети, решая задачи.Решение некоторых задач основано на работе со схемами, таблицами, диаграммами и картами.

Примеры практических задач

2 класс

Порядковый номер задачи

Наименование практической задачи

Инструменты для решения задачи

Задача 4.

«Планета Земля»

Построение схемы с изображением океанов.

Задача 9.

«Абак»

Знакомство с древним калькулятором.

Задача 10.

«Картофель»

Практическая работа по измерению размеров картофелины.

3 класс

Задача 5

«Быстро ли растёт человек?»

Построение диаграммы.

Задача 7.

«Сказочный мир горных пещер»

Построение таблицы крупнейших пещер Крыма.

Задача 6.

«Как начиналась математика»

Геометрические построения.

4 класс

Задача 9

«Перелётные птицы»

Чтение географической карты, практическое измерение. расстояния

Задача 7

«Что нам стоит дом построить»,

Выполнениеразвёрток геометрических фигур.

Задача 3

«Копейка»

Выявление соотношений между величинами.

Используя в течение года в своей практике пособия «Практические задачи по математике. Подготовка к олимпиаде» , учителя начальных классов отмечают, что обучающиеся лучше понимают формулировки заданий, смелее ищут ключ к решению нестандартных задач. Проанализировав по некоторым заданиям итоги выполнения ВПР обучающимися 4 классов в этом учебном году, мы увидели положительную динамику, что свидетельствует о том, что решение практических задач помогает развивать умение решать текстовые задачи, формирует пространственное воображение, основы логического и алгоритмического мышления.

Shape2

Принцип функциональной грамотности:

«Овладение = Усвоение + Применение знаний на практике»

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

В данном докладе описывается необходимость и целесообразность использования специальных заданий для развития математической функциональной грамотности младших школьников. в качестве примера удачной результативной работы приводится опыт использования серии пособий "Практические задачи по математике" издательства "Академкнига/Учебник".
0 ₽