Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Осенние праздники
  3. Октябрь пахнет капустой

Октябрь пахнет капустой

Дети, одетые в русские народные костюмы, приходят в зал, имитирующий деревенскую избу. Здесь приготовлено чистое деревянное корыто, сечки (ножи для резки капусты), деревянный бочонок для засолки капусты, разделочные доски, полотенца, рукомойник, фартуки. В корзины сложены мытые овощи: морковь и капуста. В красивых туесках на полке – соль и специи. В избе стол, лавки, печь, сундук, полки с засолами на зиму (банки с соленьями). Детей встречают хозяйки – Ивановна (воспитатель) и Петровна (мама одного из воспитанников) в русских сарафанах и красивых цветных платках.

Вид сценария

Осенние праздники

Категория

Осенние праздники
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Октябрь пахнет капустой


Фольклорный праздник

Дети, одетые в русские народные костюмы, приходят в зал, имитирующий деревенскую избу. Здесь приготовлено чистое деревянное корыто, сечки (ножи для резки капусты), деревянный бочонок для засолки капусты, разделочные доски, полотенца, рукомойник, фартуки. В корзины сложены мытые овощи: морковь и капуста. В красивых туесках на полке – соль и специи. В избе стол, лавки, печь, сундук, полки с засолами на зиму (банки с соленьями).
Детей встречают хозяйки – Ивановна (воспитатель) и Петровна (мама одного из воспитанников) в русских сарафанах и красивых цветных платках.
Звучит музыка, дети входят в зал и поют «К нам гости пришли» Александрова.
Ивановна: 
Здравствуйте, гости дорогие, работнички удалые!
Петровна: 
Мы уж вас заждались! Добро пожаловать!
Ивановна: 
Осень в этом году знатная, урожаем богатая.
Петровна:
Поспели овощи, фрукты – полезные продукты.
Ребёнок: 
Осень дарит урожай,
Не ленись и собирай!
Помидоры, щавелёк
Лук, морковку и чеснок,
Репу, свёклу, кабачок
И горошка стручок.
Ребёнок: 
Огурцы растут на грядках
Под листом играют в прятки.
Ребёнок:
Вот сударушка свекла
Прилегла на грядке.
Нос уткнула в мягкий грунт,
Над землёю пятки.
Побурела от жары.
Корочкой покрылась.
Распушила сверху хвост:
«Ой, как притомилась!»
Ребёнок: 
Что за красный там сеньор?
Он зовётся помидор.
У него лоснится бок
Глаз не видно из-за щёк.
Ребёнок: 
Баклажан весь посинел
Бок на солнце перегрел,
Голову убрал в тенёк:
«Ой, и жаркий был денёк!»
Ребёнок: Тыква, как головка сыра
Золотиста и красива,
2.А в земле не поместилась – 
Боком к грядке привалилась.
Вниз пустила длинный хвост
Он в земле продолжит рост.
(Дети-овощи, прочитав стихотворения, присаживаются на «грядку».)
Ивановна:
Дети, собирайте урожай!


Дети исполняют танец «Овощи и огородники» (музыкальные  вариации  на русские народные мелодии)


Ребёнок: 
1 Сарафан надела осень,
Пестрый, расписной:
Листик желтый, листик алый,
Листик золотой.
2 Вдруг первые дождинки
Капают на крыши
Дождь пошел сильнее,
А потом потише.
Песня «Осень наступила» Насауленко.

Ребёнок: 
Да разве дождик – это плохо?
Надень лишь только сапоги
И в них не только по дорогам,
А хоть по лужицам беги.
Ребёнок:
А как приятно под дождём
Шептаться с зонтиком вдвоём.
И даже можно зонтик взять
И под  дождём потанцевать.


«Танец с листьями и зонтиками»


Дождь  закончился.
Петровна: 
Урожай собрали, а теперь нужно и о зиме подумать – запасы сделать.
Ивановна:
Многие запасы мы уже сделали (показывает на «кладовку»). Варенье сварили, огурцы, помидоры посолили, салаты позакрывали.
Петровна:
Вот капусту осталось нарубить. Квашенная капуста – это полезно и вкусно
Ивановна:
Ведь не даром на Руси говорили: «Огурчики – дело важное, для скусу, а без капусты не проживёшь, самая заправка наша, рабочая».
Петровна:
Кто про капусту пословицы знает, пусть говорит – не зевает! 
Дети по очереди говорят:
Сентябрь пахнет яблоками, октябрь – капустой.
Ни один рот без капусты не живёт.
Без капусты щи не густы.
Ивановна:
Ай да молодцы, как солёные огурцы!
Петровна: 
Чтобы капуста выросла тугой, белой и вкусной много трудились люди да складывали об этом разные потешки и заговоры.
Ивановна:
Кто потешку может сказать, тому мы будем с усердием внимать.
Ребёнок:
Я на камешке сижу
Да топор в руке держу,
Да всё колышки тешу,
Да капустку посажу.
Сажу беленькую, да качаненькую.
Петровна:
Огород вы хорошо городили.
Ивановна:
И капусту густо там насадили. А как её заговорить, чтобы кочаны крепкие получились?
Ребёнок:
Капуста виласта,
Не будь голенаста
А будь пузата,
Да узловата.
Не будь пузатая, а будь тугая
Вкусная да молодая.
Петровна: Завивайся, народ, как капуста, в хоровод.


Хоровод «Огородная – хороводная»

«Урожайная» Филиппенко.


Петровна: 
Завилась капуста, уродилась густо. Собрали мы её с грядок, пора и квасить.
Ивановна: 
А квасить мы её будем по – особенному, так как делали это издавна на Руси. И я могу рассказать вам об этом. Капусту квасили в деревянных кадках. Их принимались парить заранее. На дно клали пряную траву и заливали кипятком. А то и докрасна раскалённых деревянных углей туда подбросят. А потом кипяточку. Шипенье, высокие клубы дыма, как от костра. Накрывают рогожей и парят, чтобы выгнать застойный дух, плесени чтобы не было. Капуста любит чистоту. Мы с вами кадку тоже подготовили, капуста у нас есть, можно начинать дело. А квасить капусту вместе с нами будут ваши родители. Выходят родители в русских сарафанах, передниках, платках.
Ивановна:
Рубят капусту в колоде. Это длинное корыто из досок, такое огромное, что десять человек могут рубить с одной стороны. Рубят специально сделанными сечками (показывает), а можно и чисто вымытой лопатой
Ставится колода, родители берут сечки, лопаты. 
Ивановна: Делать надо всё по порядку. Вначале обсекают сочень (кочан), валят их в колоду, а «сердечко» в колоду не бросают. Его потом очистят и съедят все, кто рубил капусту. Как наполнят полколоды, начинают рубить. Ну что ж, с Богом, начинаем работу.
Петровна (детям): 
Будете помогать нам рубить капусту?
Ребёнок:
Вы, ребята, не зевайте
И хозяйкам помогайте.
Эй, подружки, выходите,
Да капусту порубите.
Начинают рубить капусту. По очереди приглашают и детей, чтобы и они попробовали себя в этом деле. Тут же трут на тёрке морковь. Дети учатся и под присмотром родителей помогают.
Петровна: 
Руки ваши работу знают, хотя сноровки ещё не хватает.
Ивановна:
Да это дело наживное! Главное о работе не забывать.
Петровна: 
А теперь можно немного отдохнуть. Ведь недаром пословица молвится 
«Сделал дело – гуляй смело». Давайте-ка мы с вами поиграем.


Русская народная игра «Капуста».


Рисуется круг (огород). На середину все играющие складывают шапки, платки, пояса, обозначающие капусту. Все участники игры стоят за кругом, один – в кругу, рядом с капустой. 
Дети идут по кругу и поют:
Я на камушке сижу
Мелки колышки тешу
Мелки колышки тешу
Огород свой горожу
Чтоб капусту не украли
В огород не прибегали
Волк и лисица
Бобёр и куница,
Заинька усатый,
Медведь косолапый.
Дети пытаются быстро забежать в огород, схватить капусту, убежать. Кого водящий коснётся рукой в городе, в игре больше не участвует. Игрок, унёсший больше всех капусты – победитель.

Петровна:
Что ж, поработали сначала руками, а теперь давайте языками. Устроим бой скороговорок.
Из детей формируются две команды. Дети каждой команды по очереди говорят скороговорки друг другу (домашнее задание). Выигрывает та команда, которая сказала скороговорку последней. Как вариант можно прибегнуть к помощи зала, ведущих. Родители во время игр заканчивают рубку капусты.
Ивановна (к рубщикам):
Как много капусты вы нарубили! Чтоб капуста была сочна да вкусна, её не только рубят, а ещё, подсаливают, жмут и мнут, чтоб сок дала, и добавляют разные специи. Кто капусту мешать хочет, да семенами укропа сдобрить?
Дети и мамы солят капусту, добавляют туда морковь, укропные семена, перемешивают капусту, мнут её. В это время одна из хозяек запевает русскую народную песню, остальные подхватывают. К ним присоединяются дети.


Русская народная песня. «Ой, встала я ранёшенько» русская народная песня в обработке Н Метлова


Петровна (пробуя капусту):
Капусту можно перекладывать в кадку. Только не забудьте хорошенько утрамбовать её. А сверху надо положить новые щиты для гнёта и вынести капусту в прохладное место в погреб. К концу работы одна из мам в изнеможении садится на лавку и трёт себе лоб.
Мама: 
Ах, как голова разболелась!
Ивановна:
Не горюй, хозяюшка, капуста тебя вылечит, всю хворь снимет.
Прикладывает лист капусты к голове «больной», привязывает косынкой.

Петровна: 
Капуста не только лечить умеет, но и красотой наделяет. Кто хочет красивым вырасти? Подходи умываться соком квашенной капусты: кожа будет белая да гладкая. 
Ивановна и Петровна символически умывают девочек капустным соком – смачивают им лбы и щёки.
Мама
Ой, а голова – то у меня и вправду прошла.
Ивановна:
Вот и кончилась работа. Веселиться вам охота?
Тогда быстро все вставайте, песню дружно запевайте.
Ребёнок:
Как у наших у ворот
Собирается народ
Игры затевают,
Песни запевают.
Петровна:
А теперь вставай честной народ в хоровод.


Хоровод «Как у наших у ворот»
Ивановна:
Уж вы пели и плясали, да трудились, как могли,
И за это мы с Петровной испекли вам пироги.
Петровна:
А начинки из капусты, угощайтесь, очень вкусно!
Ивановна: 
Пироги из печи румяны и горячи!
Петровна: 
Дорогие дети! Садитесь за столы дубовые, за скатерти узорные, да угощайтесь на  здоровье.
Все пьют чай, едят пироги с капустой. Звучит русские народные мелодии.

6

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Почему так важно знать современные концепции самоценности детства и какова их роль в решении задач музыкального воспитания и развития ребенка-дошкольника? Постижение смысла феномена детства и его самоценности, т. е. понимание того, ради чего каждому человеку дано детство, − важнейшая задача для педагога. Ее решение позволяет обрести смысл и индивидуальный стиль профессионально-педагогической деятельности, определить приоритетные задачи воспитания и развития дошкольника, в том числе задачи музыкального воспитания и развития, ценностные основания педагогического взаимодействия с ребенком.
0 ₽
В основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у детей восприятия музыкальных образов и умения отразить их в движении. Двигаясь в соответствии с временным ходом музыкального произведения, ребенок воспринимает и звуковысотное движение, т. е. мелодию в связи со всеми выразительными средствами. Он отражает в движении характер и темп музыкального произведения, реагирует на динамические изменения, начинает, изменяет и оканчивает движение в соответствии со строением музыкальных фраз, воспроизводит в движении несложный ритмический рисунок. Следовательно, ребенок, воспринимая выразительность музыкального ритма, целостно воспринимает все музыкальное произведение.
0 ₽
Для ребенка, в отличие от взрослого исполнителя, не существенна связь исполнитель – слушатель. Он не стремится донести до зрителя идею, заложенную в музыкальном произведении композитором. Дошкольник наслаждается самим процессом участия в музыкальной деятельности, он играет в музыку. И только к старшему дошкольному возрасту он достигает той грани между игровой и художественной деятельностью, которая заставляет его критично относиться к продуктам своей деятельности, прежде чем выносить их на суд зрителей. Музыкальная исполнительская деятельность детей с точки зрения обучения музыке традиционно рассматривается как процесс овладения ребенком специальными умениями, позволяющими ему правильно петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах.
0 ₽