«Опыт внедрения типовой модели по реализации программ вовлечения в систему дополнительного образования детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации»
Я думаю, что не все знают о нашем Доме детского творчества, поэтому мне хочется немного о нем рассказать.
Дом детского творчества - многопрофильное учреждение дополнительного образования детей, которое отличается гибкостью и разнообразием программ, методов обучения и воспитания, а также является центром организационно-массовой работы в Тагилстроевском районе.
Дом детского творчества Тагилстроевского района – это 6 структурных подразделений, которые размещены в разных микрорайонах Тагилстроевского района (ГГМ, Рудник 3-го интернационала, Красный камень).
Дом детского творчества – это почти 4000 мальчишек и девчонок, которых обучают 60 педагогов дополнительного образования, реализующих 130 дополнительных общеобразовательных программ.
Каждый ребенок может выбрать объединения в соответствии со своими интересами по пяти направленностям, таким как: Социально-гуманитарная, художественная, техническая, естественнонаучная и физкультурно-спортивная.
В рамках реализации регионального проекта «Успех каждого ребенка» национального проекта «Образование», Дом детского творчества Тагилстроевского района с 2020г. является Муниципальным опорным центром по внедрению типовой модели реализации программ вовлечения в систему дополнительного образования детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.
Цель типовой модели - максимальное вовлечение детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в продуктивную внеурочную деятельность, систему дополнительного образования, а также реабилитационные мероприятия в условиях межведомственного взаимодействия
К категории детей, находящихся в трудной жизненной ситуации относятся дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалиды, дети – сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, дети, проживающие в малообеспеченных семьях, а также дети из семей, находящихся в социально - опасном положении. Проблемы детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в настоящее время активно обсуждаются профессиональными сообществами. Термин «трудная жизненная ситуация» относится к числу понятий, наиболее часто употребляемых в социологической, педагогической, психологической литературе. Дети данной категории особенно нуждаются в помощи. В отличие от взрослого человека, ребенок пока не имеет достаточного жизненного опыта, тех знаний, способностей, сил, которые необходимы, чтобы разрешить возникшие сложные ситуации. В данном случае на помощь ребенку должны прийти педагоги, педагоги-психологи и специалисты субъектов, работающих в этом направлении.
Если ребенок развивается в позитивных и благоприятных условиях, то у него формируются позитивные качества (чувство прекрасного, забота о людях и животных, щедрость, доброта), в иной ситуации возникают зависть к ближнему, ненависть, злоба, агрессия, скупость, жадность и другое.
При выборе типовой модели мы основывались на опыте своей работы в данном направлении и социальном запросе Территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав. Начиная работу по внедрению типовой модели, в первую очередь мы проанализировали Тагилстроевский район. Наш район – самый большой в городе Нижний Тагил как по площади, так и по количеству населения, в нем проживает более 120 тысяч человек. Он охватывает и новые микрорайоны, и частный сектор, и индустриальную часть города. Основная часть жителей района – это работники металлургического комбината, которые работают по 12 часов, а в это время дети предоставлены сами себе. С целью оказания помощи родителям мы и предлагаем услуги дополнительного образования. Главная наша задача - организовать свободное время детей, их досуг, «забрать» детей с улицы, путем вовлечения их в систему дополнительного образования, в актуальные и интересные для ребят объединения.
Нами были проведены организационные мероприятия. Создана рабочая группа, в которую вошли: заместители по учебно-воспитательной и организационно-массовой работе, методисты, педагоги-организаторы, педагоги дополнительного образования, разработаны локальные нормативно-правовые документы для организации работы в данном направлении, они представлены на слайде. Также назначен ответственный, создана инициативная группа, утверждена дорожная карта.
На официальном сайте создан информационный ресурс, обеспечивающий апробацию и освещение внедрения типовой модели.
Организовано обучение сотрудников на курсах повышения квалификации, по поддержке и реабилитации детей, попавших в трудную жизненную ситуацию по теме «Профилактика девиантных форм поведения обучающихся в образовательной среде» (24 час.) В ГАОУ ДПО Свердловской области «Институте развития образования» г. Екатеринбург.
Для более эффективного положительного результата в данной работе нами проведены встречи, круглые столы с представителями различных организаций города, работающих с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации и заключены соглашения о совместной деятельности с:
- Территориальной комиссией Тагилстроевского района города Нижний Тагил по делам несовершеннолетних и защите их прав Администрации Горнозаводского управленческого округа;
- государственным автономным учреждением социального обслуживания Свердловской области «Комплексный центр социального обслуживания населения Тагилстроевского района города Нижний Тагил»;
- Фондом поддержки ветеранов и сотрудников правоохранительных органов;
- Социально-реабилитационным центром для несовершеннолетних Ленинского района «Улыбка».
Мы организуем работу с каждой категорией детей, находящихся в трудной жизненной ситуации.
Для помощи детям с отклонениями в поведении, состоящими на различных видах учета мы тесно сотрудничаем с Территориальной комиссией Тагилстроевского района города Нижний Тагил по делам несовершеннолетних и защите их прав. На основании Распоряжения Правительства Свердловской области директор МБУ ДО ТДДТ, включена в состав комиссии.
Таким образом, мы имеем возможность участвовать в совместной работе субъектов системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, таких как, городские детские поликлиники, органы внутренних дел, управление социальной защиты и социальной политики, центр занятости населения и др. Еженедельно я присутствую на заседаниях ТКДН и ЗП. На заседания приглашаются родители с детьми, которым рекомендуют посетить Дом детского творчества и выбрать объединения по интересам.
Конечно же, есть такие родители, которые сразу откликаются и приходят в Дом детского творчества, чтобы оформить сертификат и зачислить своего ребенка на интересную ему программу. Но есть и такие, до которых «достучаться» просто нет возможности.
Родителям, которые так и не оформили сертификат дополнительного образования, Домом детского творчества, предлагается помощь в оформлении сертификатов, но в результате, они на контакт не идут. В связи с тем, что это персональные данные, без согласия родителей мы не имеем права оформить сертификат ребенку. Но совместно с ТКДНиЗП и образовательными учреждениями, в которых обучаются данные дети, мы стараемся решить эту проблему, в наших планах сократить этот процент в ближайшее время.
В данную статистику не попадают дети, которым еще не исполнилось 5 лет, так как, сертификат дополнительного образования выдается только по достижению 5-ти летнего возраста. Но мы отслеживаем эту категорию детей, и как только они, достигнут допустимого для зачисления возраста, их родителям будет оказана помощь в оформлении сертификатов.
Мы обеспечиваем доступность дополнительного образования для детей с ограниченными возможностями здоровья, то есть имеющими недостатки в физическом и (или) психическом развитии, детей-инвалидов.
С детьми ОВЗ у нас работают 5 опытных педагога, детей данной категории у нас обучаются 93 человека.
С целью вовлечения всех категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, проводятся массовые мероприятия различного уровня:
Фестивали – один из таких - фестиваль семейного творчества «Все можем», увлекательные экскурсии, конкурс социальных плакатов и рисунков «Говорим здоровью – «Да!», игровые программы, мастер-классы, которые были организованы совместно с Управлением образования города, администрацией Тагилстроевского района, ТКДН и ЗП.
Наша помощь заключается в том, что, во время проведения досуговых мероприятий, нами создаются условия для приобщения детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, в игровую деятельность создаются возможности для их общения, и, как следствие, возможности для реабилитации и положительной социальной адаптации.
Работая со школами, в которых обучается ребенок, приглашаем их для участия в массовых мероприятиях, на которых мы видим, какое направление ребенку ближе и подводим его к тому, что он сам уже выбирает объединение и затем с удовольствием занимается.
Для проведения массовых мероприятий шьются различные костюмы педагогами-организаторами и швеей МБУ ДО ТДДТ.
Дом детского творчества реализует социально-значимые проекты как:
- «Маршрут успеха». Инновационный образовательный проект в рамках базовой площадки ГАНОУ СО «Дворец молодёжи» предполагает реализацию программ и мероприятий ранней профориентации, в том числе в рамках проектов «Билет в будущее», «Проектория», WorldSkills и др.
Для учащихся старших классов с целью знакомства с профессиями в рамках проекта ежегодно проводятся - «День инженера», «День педагога», «День работника системы правоохранительных органов» и др., включающие в себя Дни открытых дверей, мастер-классы, профпробы и т.д.
- «Танцуй ГОРОД»- семейный проект, реализуется в летний сезон в городском парке им. Бондина.
- «Танцуй ДОБРО!» - это выездные мероприятия для детей находящихся в реабилитационных центрах и интернатах.
- «Традиционный турнир по стритболу на кубок Главы Администрации Тагилстроевского района, посвященный Победе в Великой Отечественной войне», который проводиться ежегодно, принимают участие ОУ Тагилстроевского района.
- «Горжусь городом, в котором живу!» - посвящен 300-летию Нижнего Тагила.
- «Музей образования Тагилстроевского района» - экспозиции меняются несколько раз в год. Экскурсии проводятся для учащихся ОУ, интернатов, реабилитационных центров. Экспозиция «Звуки Нижнего Тагила» стала победителем муниципального, а затем и областного этапов областного конкурса музеев образовательных организаций, который организуется и проводится Региональным центром детско-юношеского туризма и краеведения Свердловской области (ГАНОУ СО «Дворец молодежи»).
- «Экологическая тропа» - в этом проекте принимают участие обучающиеся объединений «Фитодизайн», «Юный натуралист».
- «Национальное подворье». Городской конкурс впервые был организован нами среди школ и учреждений дополнительного образования в октябре 2022 года и посвящен духовному и культурному наследию народов, проживающих на Среднем Урале. Это был муниципальный этап областного конкурса национальных культур.
- «Будь здоров!» - о нем вам расскажет Каратаева Анна Николаевна.
К участию во всех проектах привлекаются дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
Ежегодно ТДДТ организует лагерь с дневным пребыванием детей, выделяется квота для детей ТЖС.
С 2021 года открыт набор на программу «Английский без границ». Программа рассчитана на подростковый возраст. Английский язык очень популярен среди подростков, но не каждый родитель может оплатить платные уроки, а в ТДДТ эти занятия проходят бесплатно.
В 2022 году мы как муниципальный опорный центр Тагилстроевского района разработали и организовали совместно с Управлением образования г. Нижний Тагил Муниципальный конкурс лучших практик по работе с детьми, находящимися в трудной жизненной ситуации. В настоящее время проходит работа жюри по оценке конкурсных работ.
Мы планируем расширение форм досуговой деятельности для детей, находящихся в трудной жизненной ситуации, в игровой форме.
Планируем ежегодно в начале учебного года проведение семинаров-совещаний с заместителями по воспитательной работе ОУ с привлечением ТКДН и отделом полиции по делам несовершеннолетних, на котором будут рассматриваться вопросы о сотрудничестве и взаимодействии с ТДДТ.
В нашем городе все, от малышей до взрослых знают, любят и относятся с уважением к Дому детского творчества, где тепло и уютно, красиво и комфортно, где каждый, пришедший сюда, чувствует себя нужным, талантливым, счастливым.