Опыты с атомарным водородом в школьной лаборатории
При изучении химии в средней школе учащиеся знакомятся с основными свойствами водорода и способами его получения. Обсуждение восстановительных свойств водорода предполагает его существование в молекулярной форме. В результате у учащихся формируется несколько одностороннее представление: они не знают отличительных свойств атомарного и молекулярного водорода и считают, что получить атомарный водород можно лишь нагревая молекулярный до температуры свыше 2000 °C, что в условиях школьной лаборатории практически невозможно.
Чтобы искоренить это заблуждение учащихся, можно порекомендовать учителям, по их усмотрению, включить в программу нижеприведённые опыты. Особенно это касается профильных классов с углублённым изучением химии, а также внеурочной деятельности по химии. Предлагаемые опыты неоднократно проверены и относительно безопасны.
Опыт 1. Восстановление перманганатом калия
Приготовьте разбавленный 0,5%-ный раствор перманганата калия. Подкислите его серной кислотой и разлейте в два цилиндра. В один из них поместите несколько гранул цинка. Тотчас же наблюдается выделение водорода. В течение десятых долей секунды водород существует в виде отдельных атомов, а затем происходит образование молекулярного водорода. В другой цилиндр опустите газоотводную трубку от аппарата Киппа, заряженного цинком и кислотой, и отрегулируйте ток водорода соизмеримо с током водорода в первом цилиндре. В дальнейшем при выполнении других опытов с атомарным водородом параллельно ставьте опыт с молекулярным водородом, получаемым в аппарате Киппа. Через 4–5 минут в первом цилиндре наблюдается обесцвечивание раствора, свидетельствующее о протекании реакции:
2KMnO4+ 3H2SO4+ 10H = K2SO4+ 2MnO4+ 8H2O
Обесцвечивание раствора во втором цилиндре происходит через больший (25–30 минут) промежуток времени, так как атомарный водород обладает большей химической активностью по сравнению с молекулярным.
Сравнительная устойчивость атомов водорода (0,1 с) может объясняться тем, что для образования молекул водорода необходимы не двойные соударения атомов (как следовало бы ожидать), при которых цепочка образований молекул быстро обрывается, а тройные. При этом выделяющаяся при образовании молекулы водорода энергия сообщается третьему атому и так далее. Очевидно, что атомы водорода претерпевают огромное число взаимных соударений прежде, чем произойдет взаимодействие.
Опыт 2. Восстановление дихромата калия
Опыт проводится аналогично предыдущему. Уравнениереакции:
K2Cr2O7+ 4H2SO4 + 6H = K2SO4 + Cr2(SO4)3 + 7H2O
На протекание химической реакции в этом случае указывает довольно быстрое изменение цвета раствора от оранжевого до зелёного. Этот цвет обусловлен присутствием в растворе ионов Cr3+.
Опыт 3. Восстановление хлорида железа (III)
В разбавленный раствор хлорида железа (III) поместите несколько гранул цинка. Несмотря на то, что в результате гидролиза среда кислая, и что цинк в электрохимическом ряду напряжений металлов стоит левее железа, внешних признаков протекания реакции не наблюдается. При добавлении соляной кислоты начинает выделяться водород, и в момент выделения он взаимодействует с ионами Fe3+, восстанавливая их до ионов Fe2+. Через 3–4 минуты происходит обесцвечивание раствора. Для того чтобы подтвердить результаты опыта, можно к полученному и исходному растворам прилить раствор «красной кровяной соли» K3[Fe(CN)6]. Образование «турнбулевой сини» в первом случае свидетельствует об осуществлении окислительно-восстановительного процесса:
FeCl3 + H = FeCl2 + HCl
Опыт 4. Восстановление иода
Перед проведением опыта необходимо приготовить раствор иода в воде. Для этого небольшой кристаллик иода разотрите в ступке и растворите в дистиллированной воде. Для увеличения растворимости иода можно добавить 1–2 капли раствора иодида калия. В полученный раствор прилейте разбавленную серную кислоту и поместите несколько гранул цинка. Характерная для иодной воды окраска через короткое время исчезает:
I2 + 2H = 2HI
Чтобы убедиться, что восстановление иода прошло полностью, добавьте в раствор несколько капель свежеприготовленного крахмального клейстера. Отсутствие синей окраски указывает на то, что реакция прошла до конца.
Опыт 5. Восстановление метилоранжа
В два цилиндра с дистиллированной водой прилейте несколько миллилитров концентрированной серной кислоты, затем добавьте туда несколько капель метилоранжа. В один из цилиндров поместите 2–3 гранулы цинка, в другой – газоотводную трубку, идущую от аппарата Киппа. Через несколько минут в первом цилиндре раствор обесцвечивается, а во втором по-прежнему остаётся красным. Схема реакции:
Опыт 6. Восстановление нитробензола
В пробирку поместите несколько капель нитробензола C6H5NO2. Добавьте туда 4–6 капель концентрированной соляной кислоты и маленький кусочек (2х2 мм) металлического цинка. Пробирку постоянно встряхивайте, чтобы нитробензол постоянно находился в дисперсном состоянии и хорошо перемешивался с выделяющимся водородом. Если реакция начнёт замедляться, пробирку слегка подогрейте над пламенем спиртовки. Схема реакции:
Zn + 2HCl = ZnCl2 + 2H
Если нитробензола было взято недостаточно, то в указанных выше условиях реакции весь нитробензол перейдет в анилин, вернее в его хлоргидрат, растворимый в воде:
Из хлоргидрата анилина можно получить анилин, подщелачивая раствор едким натром: