Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Химия
  3. Опыты с атомарным водородом в школьной лаборатории.

Опыты с атомарным водородом в школьной лаборатории.

Материал содержит методические рекомендации и описание опытов с химическими уравнениями, которые можно провести в школьной лаборатории в профильном классе или на занятии внеурочной деятельности. Всего предлагается 6 опытов как с неорганическими, так и с органическими веществами. В описании дана последовательность действий, количество веществ, необходимые концентрации. Данные опыты безопасны.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Химия

Категория

Химия
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Опыты с атомарным водородом в школьной лаборатории

При изучении химии в средней школе учащиеся знакомятся с основными свойствами водорода и способами его получения. Обсуждение восстановительных свойств водорода предполагает его существование в молекулярной форме. В результате у учащихся формируется несколько одностороннее представление: они не знают отличительных свойств атомарного и молекулярного водорода и считают, что получить атомарный водород можно лишь нагревая молекулярный до температуры свыше 2000 °C, что в условиях школьной лаборатории практически невозможно.

Чтобы искоренить это заблуждение учащихся, можно порекомендовать учителям, по их усмотрению, включить в программу нижеприведённые опыты. Особенно это касается профильных классов с углублённым изучением химии, а также внеурочной деятельности по химии. Предлагаемые опыты неоднократно проверены и относительно безопасны.

Опыт 1. Восстановление перманганатом калия

Приготовьте разбавленный 0,5%-ный раствор перманганата калия. Подкислите его серной кислотой и разлейте в два цилиндра. В один из них поместите несколько гранул цинка. Тотчас же наблюдается выделение водорода. В течение десятых долей секунды водород существует в виде отдельных атомов, а затем происходит образование молекулярного водорода. В другой цилиндр опустите газоотводную трубку от аппарата Киппа, заряженного цинком и кислотой, и отрегулируйте ток водорода соизмеримо с током водорода в первом цилиндре. В дальнейшем при выполнении других опытов с атомарным водородом параллельно ставьте опыт с молекулярным водородом, получаемым в аппарате Киппа. Через 4–5 минут в первом цилиндре наблюдается обесцвечивание раствора, свидетельствующее о протекании реакции:

2KMnO4+ 3H2SO4+ 10H = K2SO4+ 2MnO4+ 8H2O

Обесцвечивание раствора во втором цилиндре происходит через больший (25–30 минут) промежуток времени, так как атомарный водород обладает большей химической активностью по сравнению с молекулярным.

Сравнительная устойчивость атомов водорода (0,1 с) может объясняться тем, что для образования молекул водорода необходимы не двойные соударения атомов (как следовало бы ожидать), при которых цепочка образований молекул быстро обрывается, а тройные. При этом выделяющаяся при образовании молекулы водорода энергия сообщается третьему атому и так далее. Очевидно, что атомы водорода претерпевают огромное число взаимных соударений прежде, чем произойдет взаимодействие.

Опыт 2. Восстановление дихромата калия

Опыт проводится аналогично предыдущему. Уравнениереакции:

K2Cr2O7+ 4H2SO4 + 6H = K2SO4 + Cr2(SO4)3 + 7H2O

На протекание химической реакции в этом случае указывает довольно быстрое изменение цвета раствора от оранжевого до зелёного. Этот цвет обусловлен присутствием в растворе ионов Cr3+.

Опыт 3. Восстановление хлорида железа (III)

В разбавленный раствор хлорида железа (III) поместите несколько гранул цинка. Несмотря на то, что в результате гидролиза среда кислая, и что цинк в электрохимическом ряду напряжений металлов стоит левее железа, внешних признаков протекания реакции не наблюдается. При добавлении соляной кислоты начинает выделяться водород, и в момент выделения он взаимодействует с ионами Fe3+, восстанавливая их до ионов Fe2+. Через 3–4 минуты происходит обесцвечивание раствора. Для того чтобы подтвердить результаты опыта, можно к полученному и исходному растворам прилить раствор «красной кровяной соли» K3[Fe(CN)6]. Образование «турнбулевой сини» в первом случае свидетельствует об осуществлении окислительно-восстановительного процесса:

FeCl3 + H = FeCl2 + HCl

Опыт 4. Восстановление иода

Перед проведением опыта необходимо приготовить раствор иода в воде. Для этого небольшой кристаллик иода разотрите в ступке и растворите в дистиллированной воде. Для увеличения растворимости иода можно добавить 1–2 капли раствора иодида калия. В полученный раствор прилейте разбавленную серную кислоту и поместите несколько гранул цинка. Характерная для иодной воды окраска через короткое время исчезает:

I2 + 2H = 2HI

Чтобы убедиться, что восстановление иода прошло полностью, добавьте в раствор несколько капель свежеприготовленного крахмального клейстера. Отсутствие синей окраски указывает на то, что реакция прошла до конца.

Опыт 5. Восстановление метилоранжа

В два цилиндра с дистиллированной водой прилейте несколько миллилитров концентрированной серной кислоты, затем добавьте туда несколько капель метилоранжа. В один из цилиндров поместите 2–3 гранулы цинка, в другой – газоотводную трубку, идущую от аппарата Киппа. Через несколько минут в первом цилиндре раствор обесцвечивается, а во втором по-прежнему остаётся красным. Схема реакции:

Опыт 6. Восстановление нитробензола

В пробирку поместите несколько капель нитробензола C6H5NO2. Добавьте туда 4–6 капель концентрированной соляной кислоты и маленький кусочек (2х2 мм) металлического цинка. Пробирку постоянно встряхивайте, чтобы нитробензол постоянно находился в дисперсном состоянии и хорошо перемешивался с выделяющимся водородом. Если реакция начнёт замедляться, пробирку слегка подогрейте над пламенем спиртовки. Схема реакции:

Zn + 2HCl = ZnCl2 + 2H

Если нитробензола было взято недостаточно, то в указанных выше условиях реакции весь нитробензол перейдет в анилин, вернее в его хлоргидрат, растворимый в воде:

Из хлоргидрата анилина можно получить анилин, подщелачивая раствор едким натром:

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Материал содержит методические рекомендации и описание опытов с химическими уравнениями, которые можно провести в школьной лаборатории в профильном классе или на занятии внеурочной деятельности. Всего предлагается 6 опытов как с неорганическими, так и с органическими веществами. В описании дана последовательность действий, количество веществ, необходимые концентрации. Данные опыты безопасны.
0 ₽