Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Административная работа
  3. «Организация консультативной работы с семьями учащихся «группы риска».

«Организация консультативной работы с семьями учащихся «группы риска».

Материал полезен для классный руководителей и социальных педагогов при организации работы с семьями обучающихся группы риска , а также семьями, находящихся на межведомственном учете социально-опасном положении.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Административная работа

Категория

Административная работа
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Перейти в корзину
Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Автор: Малышева Юлия Геннадьевна

Место работы: Пермский край, Александровский муниципальный район, п. Яйва, МБОУ «СОШ п. Яйва»

Должность: Социальный педагог

«Организация консультативной работы с семьями учащихся «группы риска».

При взаимодействии с родителями подростков "группы риска" наиболее эффективной в ряде случаев является групповая форма работы. Она прово­дится после окончания индивидуальной работы, а чаще всего параллельно с ней.

Группы могут быть следующих видов: обучающие; консультативные; фор­мирования родительской компетентности и зрелости; родительские клубы. Для родителей организуются консультативные группы (их мы в дальнейшем называем "родительскими"), которые подразумевают краткосрочную работу (3-10 занятий).

Темы занятий могут быть, например, такими:

1. Вводное занятие. Анализ семейных взаимоотношений.

2. Способы разрешения конфликтов.

3. Где проходят границы. Вводятся понятия "семейные границы" (внут­ренние и внешние; жесткие, размытые и проницаемые)," семейные правила" (гласные и негласные). Обсуждается их влияние на взаимодействие членов семьи, приводятся примеры нарушения правил семейной системы.

4. Декларация прав. Обсуждение в группе прав личности с позиции ре­бенка и с позиции взрослого.

5. Наказывать или не наказывать. Обсуждение применяемых родителя­ми наказаний. Понятие "дисциплина".

6. Родительская поддержка. Важным родительским умением является эффективное одобрение или поддержка. Похвала ставит в прямую зависимость оценку личности человека от результатов деятельности и тем самым снижает самооценку в случае неудач. Поддержка направлена на признание промежу­точных результатов и личностного вклада в их достижение. Тем самым она способствует повышению самоуважения ребенка и взрослого

7. Как общаться с ребенком. Знакомство с понятием "активного слушания”. 8. Принятие чувств ребенка.

9. Не бывает плохих качеств. Основная задача - проанализировать от­рицательные качества ребенка и найти им применение в позитивном русле.

Совместное занятие с детьми. Участники составляют портрет хороше­го человека.

10. Заключительное занятие. Подведение итогов.

В работе с группой преследуются следующие цели:

  • развитие представлений участников группы о себе, друг о друге, о семье;

  • создание предпосылок для нормализации отношений в семье, снятие психологического напряжения;

  • развитие навыков перевода отношений из дисфункциональных в функ­циональные;

  • повышение самооценки у родителей, формирование адекватной само­оценки;

  • освоение техник, методов решения проблем.

Цель занятий с родителями: формирование адекватной самооценки социальной роли родителя, изменение стиля семейного воспитания, повыше­на родительской компетентности в вопросах воспитания детей.

Целевая группа: родители подростков.

Количество участников: от 7 до 15.

Организация занятий: каждое занятие рассчитано на 2 астрономических часа, проводится 1 раз в неделю.

Условия формирования группы: группы формируются из числа желающих. К сожалению, родители, чьи дети имеют проблемы в поведении, редко сами проявляют охоту принять участие в занятиях. В этом случае им можно поставить условие - посещать занятия в обязательном порядке. Социальный педагог должен контролировать присутствие.

Далее для примера предлагаются конспекты двух занятий.

Занятие 1. Анализ семейных взаимоотношений

Цели занятия: определение круга проблем во взаимоотношениях с подростком, обучение навыку выявления своей позиции и позиции ребенка мето­дов трансактного анализа.

Необходимые материалы: бланки опросников "Три Я" и "Мера заботы”.

Ход занятия

Знакомство. Родители садятся по кругу и говорят свое имя и имя ребёнка, объясняя почему они так его назвали.

Принятие правил работы в группе. Участники самостоятельно формулируют правила работы в группе. После совместного обсуждения их записывают на листе ватмана - он должен висеть на видном месте до окончания курса занятий. В число правил необходимо включить следующие:

  • сохранять конфиденциальность;

  • уважать партнеров;

  • не переносить игровые ситуации на дальнейшие взаимоотношения.

Упражнение «Реальность и убеждения»

Ведущий: "Сколько недоразумений происходило, происходит в жизни из-за

того, что люди неправильно истолковывают чьи-то поступки, жесты и слова! Как часто люди воспринимают мир не таким, какой он есть, а таким, каким хотят его видеть, исходя из собственных идей установок и концепций! Имен­но убеждения мешают нам увидеть реальную ситуацию и найти правильный вариант ее разрешения".

Группе предлагается обсудить следующую ситуацию. Родители твердо

убеждены, что их ребенок лжет им. Однажды подросток опаздывает домой к назначенному времени и объясняет это тем, что застрял в лифте. Ранее была за­ключена договоренность, что за опоздание подросток лишается прогулок. Родители не верят ребенку и наказывают его.

Обсуждается сложившиеся ситуация - такой, как участники группы видят ее соответствие со своими убеждениями, и ситуация, в которой они поверили бы ребёнку.

Далее можно предложить родителям проанализировать свои взаимоот­ношения с ребенком при помощи тестов «Три Я» и «Мера заботы".

Тест "Три Я"

на определение ведущей позиции в обшении
«родитель - взрослый – ребёнок»

В зависимости от ситуации у одного и того же человека может проявляться каждое из трех эго-состояний (по теории Э. Берна ). Но большинство людей на вопросы теста отвечает преимущественно с одной позиции : "родителя "взрослого"или "ребенка". Определим, какую из позиций чаще всего занимаете вы.

Оцените в баллах от 0 до 10, насколько эти высказывания характеризуют вас

Мне порой не хватает выдержки.

Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять

Родители как более зрелые люди должны устраивать семейную

жизнь своих детей.

Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях.

Меня провести нелегко.

Мне бы понравилось быть воспитателем.

Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому.

Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события.

Каждый должен выполнять свой долг.

Нередко я поступаю не так, как надо, а так, как хочется

Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия

Младшие должны учиться у старших, как им следует жить.

Я, как и многие люди, бываю обидчив.

Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.

Дети должны безусловно следовать указаниям родителей.

Я увлекающийся человек.

Мой основной критерий оценки человека - объективность.

Мои взгляды непоколебимы.

Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать.

Правила оправданны лишь до тех пор, пока они полезны.

Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств.

Подсчитайте сумму баллов: отдельно по трем блокам вопросов. Вопросы 1,4, 7, 10, 13, 16, 19 отражают позицию "ребенка". Вопросы 2, 5, 8,11,14, 17, 20 — позицию "взрослого". Вопросы 3, 6, 9, 12,15,18, 21 - позицию "родителя". Группа вопросов, по которой вы набрали суммарно большее количество баллов, и опре­деляет вашу ведущую позицию в общении.

Тест «Мера заботы»

Известно, что многие нарушения в поведении и развитии ребенка связаны с недостаточным вниманием к нему родителей. Однако, как считают психологи, чрезмерная опека может оказаться опасна так же, как и ее недостаток. Этот тест поможет вам разобраться, насколько верна ваша воспитательная позиция. Даны 15 утверждений. Отметьте ответ, соответствующий вашему суждению, пользуясь следующей шкалой:

- категорически не согласен;

- не совсем согласен;

- пожалуй, это верно;

- совершенно верно, я считаю именно так.

Родители должны предвидеть все проблемы ребенка, чтобы помочь ему их преодолеть.

Хорошей матери достаточно общения только с собственной семьей.

Маленького ребенка следует всегда крепко держать во время купания, чтобы он не упал и не ушибся.

Когда ребенок делает то, что обязан, он находится на правильном пути и благодаря этому будет счастлив.

Хорошо, если ребенок занимается спортом. Но посещать тренировки по спортивным единоборствам ему не следует, т. к. это чревато физическими увечь­ями и нарушениями психики.

6.Воспитание - это тяжелый труд.

7. У ребёнка не должно быть тайн от родителей.

8. Если мать не справляется с обязанностями по отношению к детям, это скорее всего, означает, что отец плохо выполняет обязанности по содержанию семьи.

9. Материнская любовь не может быть чрезмерной: любовью ребёнка не испортишь.

10. Родители должны ограждать ребёнка от негативных сторон жизни.

11. Не следует приучать ребёнка к рутинной домашней работе, чтобы он не потерял охоту к любому труду.

12. Если бы мать не руководила домом, мужем, детьми, всё происходило бы менее организованно.

13. В рационе семьи всё самое вкусное и полезное должно в первую очередь доставаться ребёнку

14.Лучшая защита от инфекционных заболеваний - ограничение контактов с окружающими.

15. Родители должны активно влиять на то, кого из сверстников ребёнок выбирает в друзья.

Подсчёт результатов.

Менее 25 баллов: вы явно недооцениваете себя как воспитателя, слишком полагаетесь на случай и благоприятное стечение обстоятельств. Проблемы в деловых и супружеских взаимоотношениях часто отвлекают ваше внимание от ребёнка. А он вправе ожидать от вас большего участия и заботы!

От 25 до 40 баллов: вашему ребёнку не грозит стать распущенным и избалованным, поскольку вы уделяете ему достаточное, но не чрезмерное внимание. Постарайтесь сохранить этот уровень отношений.

Более 40 баллов: вашу семью, вероятнее всего, можно назвать детоцентристской. То есть интересы ребёнка - главный мотив вашего поведения. Психологи называют это чрезмерной опекой. В подобных семьях взрослые все выполняют за ребёнка, стремятся оградить его от мнимых опасностей, заставляют следовать своим требованиям, суждениям, настроениям. В результате у ребёнка формируется пассивная зависимость от родителей, которая по мере взросления все более препятствует личностному росту. Вам следовало бы больше доверять ребёнку, верить в него прислушиваться к его интересам, ведь верно замечено: «Воспитывать детей -значит учить их обходиться без нас».

Упражнение «Рукопожатие вслепую»

Один участник стоит, закрыв глаза и протянув руку для пожатия. Остальные члены группы по одному подходят и молча здороваются с ним. От них требуется пол возможности сдержанно пожимать руку, стараясь не делать своё рукопожатие каким-то особенным.

Участник, который принимает рукопожатия, должен, сообразуясь со своими внутренними ощущениями, впечатлениями и даже капризами, распределить здоровающихся на три группы - "Родители", "Взрослые", "Дети".

Игра носит, прежде всего, диагностический характер. Если самой много­численной оказалась группа "Родители", то участник, который распределял роли, ощущает себя в группе ребенком, маленьким человеком, подчиненным. Если самая большая группа "Дети", то наоборот. Третий вариант свидетельству­ет о позиции "на равных". Если в роли принимающих рукопожатие с закрытыми глазами побывают все участники группы, то почти каждый сможет обнаружить, в какую группу он чаще всего попадал: "Начальники - родители" "Взрослые - коллеги" или "Подчиненные - дети".

Занятие 2. Способы разрешения конфликтов.

Цели занятия: предоставление родителям возможности понять пережи­вания ребенка; формирование умения разрешать конфликты с детьми; повы­шение самооценки родителей.

Упражнение-разминка

Ведущий:«Сейчас мы будем бросать друг другу мяч, и тот, у кого он ока­жется, должен завершить фразу "Никто из вас не знает, что я (или у меня)..." Будем внимательны и сделаем так, чтобы участие в выполнении задания при­няли все. У каждого из нас мяч может побывать много раз».

Визуализация "Погружение в детство"

Упражнение проводится на фоне спокойной музыки.

Ведущий: "Сядьте удобно, ноги твердо поставьте на пол, обопритесь на спинку стула. Закройте глаза и прислушайтесь к своему дыханию, оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках и ногах. Поток времени уносит вас в детство. Представьте себя в возрасте, в котором вы лучше себя помните (5-7 лет). Теплый весенний день, вы идете по улице. Посмотрите, что на вас надето, какая одежда, обувь. Вам весело, рядом с вами близкий человек, посмот­рите, кто это. Вы берете его за руку и чувствуете теплую, надежную ладонь. Потом вы отпускаете этого человека и убегаете вперед, но недалеко, останав­ливаетесь, ждете его и снова берете за руку. Вдруг вы слышите смех, поднимае­те голову и обнаруживаете, что держите за руку незнакомца. Оборачиваетесь и видите, что ваш близкий человек стоит сзади и улыбается. Вы бежите к нему и снова за руку идете дальше и вместе смеетесь над тем, что произошло.

А сейчас пришло время вернуться обратно в комнату и открыть глаза."

В этом упражнении актуализируется чувство привязанности и переживание потери.

Упражнение "Способы разрешения конфликтов"

Участников группы просят привести пример конфликта, который произо­шел у них с ребенком, а затем проанализировать поводы, мотивы и исход кон­фликта. Можно задать вопросы: кто в этой ситуации выиграл, а кто проиграл? Чего бы вам хотелось: одержать победу, сдаться или найти иной способ разре­шения конфликта?

На примере дележа яблока родителям следует показать, как происходит разрешение конфликтов.

с Двум соперникам необходимо поделить яблоко. Есть такие варианты:

  • яблоко делится пополам. Обе стороны идут на компромисс, но целое яблоко не получает никто;

  • яблоко получает противник, но ущемляются собственные интересы;

  • яблоко присваивается себе, что противоречит интересам противника.

В двух последних случаях конфликт не разрешен.

На этом примере можно разобрать любую конфликтную ситуацию. Оппо­нентам главное понять, чего хочет каждый из них, и обсудить это. Если о кон­фликте говорят, значит, его как такового уже не существует.

Родители конфликтуют не только с ребенком, но и друг с другом. Как чув­ствует себя подросток, наблюдая ссору матери и отца? Родителям можно пред­ложить поделиться опытом: когда они ссорятся, как ведет себя их ребенок?

Необходимо организовать ролевую игру: добровольцы представят не­сколько ситуаций:

  • отец с матерью ссорятся, и каждый пытается перетянуть ребенка на свою сторону;

  • отец грубо разговаривает с матерью, применяет физическую силу, а мать пытается спрятаться за ребенка;

  • мать обвиняет в чем-то отца и говорит подростку, что он вырастет таким же;

  • отец с матерью ссорятся и не обращают внимания на ребенка.

Упражнение "Я хороший родитель"

Участникам по кругу предлагается продолжить предложение "Я хороший родитель, потому что...".

Итоговое упражнение

Ведущий: «Расскажите о том, что сегодня показалось вам самым важным (интересным, полезным и т. п.). Рассказ закончите описанием своего состояния (как вы себя чувствуете) «здесь и сейчас».

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Материал полезен для классный руководителей и социальных педагогов при организации работы с семьями обучающихся группы риска , а также семьями, находящихся на межведомственном учете социально-опасном положении.
0 ₽
Данный материал будет полезен для классных руководителей при проведении родительских собраний. Цель: Расширение представлений родителей о значимости эмоциональной составляющей в детско-родительских отношениях.
0 ₽