Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Административная работа
  3. «Организация консультативной работы с семьями учащихся «группы риска».

«Организация консультативной работы с семьями учащихся «группы риска».

Материал полезен для классный руководителей и социальных педагогов при организации работы с семьями обучающихся группы риска , а также семьями, находящихся на межведомственном учете социально-опасном положении.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Административная работа

Категория

Административная работа
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Автор: Малышева Юлия Геннадьевна

Место работы: Пермский край, Александровский муниципальный район, п. Яйва, МБОУ «СОШ п. Яйва»

Должность: Социальный педагог

«Организация консультативной работы с семьями учащихся «группы риска».

При взаимодействии с родителями подростков "группы риска" наиболее эффективной в ряде случаев является групповая форма работы. Она прово­дится после окончания индивидуальной работы, а чаще всего параллельно с ней.

Группы могут быть следующих видов: обучающие; консультативные; фор­мирования родительской компетентности и зрелости; родительские клубы. Для родителей организуются консультативные группы (их мы в дальнейшем называем "родительскими"), которые подразумевают краткосрочную работу (3-10 занятий).

Темы занятий могут быть, например, такими:

1. Вводное занятие. Анализ семейных взаимоотношений.

2. Способы разрешения конфликтов.

3. Где проходят границы. Вводятся понятия "семейные границы" (внут­ренние и внешние; жесткие, размытые и проницаемые)," семейные правила" (гласные и негласные). Обсуждается их влияние на взаимодействие членов семьи, приводятся примеры нарушения правил семейной системы.

4. Декларация прав. Обсуждение в группе прав личности с позиции ре­бенка и с позиции взрослого.

5. Наказывать или не наказывать. Обсуждение применяемых родителя­ми наказаний. Понятие "дисциплина".

6. Родительская поддержка. Важным родительским умением является эффективное одобрение или поддержка. Похвала ставит в прямую зависимость оценку личности человека от результатов деятельности и тем самым снижает самооценку в случае неудач. Поддержка направлена на признание промежу­точных результатов и личностного вклада в их достижение. Тем самым она способствует повышению самоуважения ребенка и взрослого

7. Как общаться с ребенком. Знакомство с понятием "активного слушания”. 8. Принятие чувств ребенка.

9. Не бывает плохих качеств. Основная задача - проанализировать от­рицательные качества ребенка и найти им применение в позитивном русле.

Совместное занятие с детьми. Участники составляют портрет хороше­го человека.

10. Заключительное занятие. Подведение итогов.

В работе с группой преследуются следующие цели:

  • развитие представлений участников группы о себе, друг о друге, о семье;

  • создание предпосылок для нормализации отношений в семье, снятие психологического напряжения;

  • развитие навыков перевода отношений из дисфункциональных в функ­циональные;

  • повышение самооценки у родителей, формирование адекватной само­оценки;

  • освоение техник, методов решения проблем.

Цель занятий с родителями: формирование адекватной самооценки социальной роли родителя, изменение стиля семейного воспитания, повыше­на родительской компетентности в вопросах воспитания детей.

Целевая группа: родители подростков.

Количество участников: от 7 до 15.

Организация занятий: каждое занятие рассчитано на 2 астрономических часа, проводится 1 раз в неделю.

Условия формирования группы: группы формируются из числа желающих. К сожалению, родители, чьи дети имеют проблемы в поведении, редко сами проявляют охоту принять участие в занятиях. В этом случае им можно поставить условие - посещать занятия в обязательном порядке. Социальный педагог должен контролировать присутствие.

Далее для примера предлагаются конспекты двух занятий.

Занятие 1. Анализ семейных взаимоотношений

Цели занятия: определение круга проблем во взаимоотношениях с подростком, обучение навыку выявления своей позиции и позиции ребенка мето­дов трансактного анализа.

Необходимые материалы: бланки опросников "Три Я" и "Мера заботы”.

Ход занятия

Знакомство. Родители садятся по кругу и говорят свое имя и имя ребёнка, объясняя почему они так его назвали.

Принятие правил работы в группе. Участники самостоятельно формулируют правила работы в группе. После совместного обсуждения их записывают на листе ватмана - он должен висеть на видном месте до окончания курса занятий. В число правил необходимо включить следующие:

  • сохранять конфиденциальность;

  • уважать партнеров;

  • не переносить игровые ситуации на дальнейшие взаимоотношения.

Упражнение «Реальность и убеждения»

Ведущий: "Сколько недоразумений происходило, происходит в жизни из-за

того, что люди неправильно истолковывают чьи-то поступки, жесты и слова! Как часто люди воспринимают мир не таким, какой он есть, а таким, каким хотят его видеть, исходя из собственных идей установок и концепций! Имен­но убеждения мешают нам увидеть реальную ситуацию и найти правильный вариант ее разрешения".

Группе предлагается обсудить следующую ситуацию. Родители твердо

убеждены, что их ребенок лжет им. Однажды подросток опаздывает домой к назначенному времени и объясняет это тем, что застрял в лифте. Ранее была за­ключена договоренность, что за опоздание подросток лишается прогулок. Родители не верят ребенку и наказывают его.

Обсуждается сложившиеся ситуация - такой, как участники группы видят ее соответствие со своими убеждениями, и ситуация, в которой они поверили бы ребёнку.

Далее можно предложить родителям проанализировать свои взаимоот­ношения с ребенком при помощи тестов «Три Я» и «Мера заботы".

Тест "Три Я"

на определение ведущей позиции в обшении
«родитель - взрослый – ребёнок»

В зависимости от ситуации у одного и того же человека может проявляться каждое из трех эго-состояний (по теории Э. Берна ). Но большинство людей на вопросы теста отвечает преимущественно с одной позиции : "родителя "взрослого"или "ребенка". Определим, какую из позиций чаще всего занимаете вы.

Оцените в баллах от 0 до 10, насколько эти высказывания характеризуют вас

Мне порой не хватает выдержки.

Если мои желания мешают мне, то я умею их подавлять

Родители как более зрелые люди должны устраивать семейную

жизнь своих детей.

Я иногда преувеличиваю свою роль в каких-либо событиях.

Меня провести нелегко.

Мне бы понравилось быть воспитателем.

Бывает, мне хочется подурачиться, как маленькому.

Думаю, что я правильно понимаю все происходящие события.

Каждый должен выполнять свой долг.

Нередко я поступаю не так, как надо, а так, как хочется

Принимая решение, я стараюсь продумать его последствия

Младшие должны учиться у старших, как им следует жить.

Я, как и многие люди, бываю обидчив.

Мне удается видеть в людях больше, чем они говорят о себе.

Дети должны безусловно следовать указаниям родителей.

Я увлекающийся человек.

Мой основной критерий оценки человека - объективность.

Мои взгляды непоколебимы.

Бывает, что я не уступаю в споре лишь потому, что не хочу уступать.

Правила оправданны лишь до тех пор, пока они полезны.

Люди должны соблюдать все правила независимо от обстоятельств.

Подсчитайте сумму баллов: отдельно по трем блокам вопросов. Вопросы 1,4, 7, 10, 13, 16, 19 отражают позицию "ребенка". Вопросы 2, 5, 8,11,14, 17, 20 — позицию "взрослого". Вопросы 3, 6, 9, 12,15,18, 21 - позицию "родителя". Группа вопросов, по которой вы набрали суммарно большее количество баллов, и опре­деляет вашу ведущую позицию в общении.

Тест «Мера заботы»

Известно, что многие нарушения в поведении и развитии ребенка связаны с недостаточным вниманием к нему родителей. Однако, как считают психологи, чрезмерная опека может оказаться опасна так же, как и ее недостаток. Этот тест поможет вам разобраться, насколько верна ваша воспитательная позиция. Даны 15 утверждений. Отметьте ответ, соответствующий вашему суждению, пользуясь следующей шкалой:

- категорически не согласен;

- не совсем согласен;

- пожалуй, это верно;

- совершенно верно, я считаю именно так.

Родители должны предвидеть все проблемы ребенка, чтобы помочь ему их преодолеть.

Хорошей матери достаточно общения только с собственной семьей.

Маленького ребенка следует всегда крепко держать во время купания, чтобы он не упал и не ушибся.

Когда ребенок делает то, что обязан, он находится на правильном пути и благодаря этому будет счастлив.

Хорошо, если ребенок занимается спортом. Но посещать тренировки по спортивным единоборствам ему не следует, т. к. это чревато физическими увечь­ями и нарушениями психики.

6.Воспитание - это тяжелый труд.

7. У ребёнка не должно быть тайн от родителей.

8. Если мать не справляется с обязанностями по отношению к детям, это скорее всего, означает, что отец плохо выполняет обязанности по содержанию семьи.

9. Материнская любовь не может быть чрезмерной: любовью ребёнка не испортишь.

10. Родители должны ограждать ребёнка от негативных сторон жизни.

11. Не следует приучать ребёнка к рутинной домашней работе, чтобы он не потерял охоту к любому труду.

12. Если бы мать не руководила домом, мужем, детьми, всё происходило бы менее организованно.

13. В рационе семьи всё самое вкусное и полезное должно в первую очередь доставаться ребёнку

14.Лучшая защита от инфекционных заболеваний - ограничение контактов с окружающими.

15. Родители должны активно влиять на то, кого из сверстников ребёнок выбирает в друзья.

Подсчёт результатов.

Менее 25 баллов: вы явно недооцениваете себя как воспитателя, слишком полагаетесь на случай и благоприятное стечение обстоятельств. Проблемы в деловых и супружеских взаимоотношениях часто отвлекают ваше внимание от ребёнка. А он вправе ожидать от вас большего участия и заботы!

От 25 до 40 баллов: вашему ребёнку не грозит стать распущенным и избалованным, поскольку вы уделяете ему достаточное, но не чрезмерное внимание. Постарайтесь сохранить этот уровень отношений.

Более 40 баллов: вашу семью, вероятнее всего, можно назвать детоцентристской. То есть интересы ребёнка - главный мотив вашего поведения. Психологи называют это чрезмерной опекой. В подобных семьях взрослые все выполняют за ребёнка, стремятся оградить его от мнимых опасностей, заставляют следовать своим требованиям, суждениям, настроениям. В результате у ребёнка формируется пассивная зависимость от родителей, которая по мере взросления все более препятствует личностному росту. Вам следовало бы больше доверять ребёнку, верить в него прислушиваться к его интересам, ведь верно замечено: «Воспитывать детей -значит учить их обходиться без нас».

Упражнение «Рукопожатие вслепую»

Один участник стоит, закрыв глаза и протянув руку для пожатия. Остальные члены группы по одному подходят и молча здороваются с ним. От них требуется пол возможности сдержанно пожимать руку, стараясь не делать своё рукопожатие каким-то особенным.

Участник, который принимает рукопожатия, должен, сообразуясь со своими внутренними ощущениями, впечатлениями и даже капризами, распределить здоровающихся на три группы - "Родители", "Взрослые", "Дети".

Игра носит, прежде всего, диагностический характер. Если самой много­численной оказалась группа "Родители", то участник, который распределял роли, ощущает себя в группе ребенком, маленьким человеком, подчиненным. Если самая большая группа "Дети", то наоборот. Третий вариант свидетельству­ет о позиции "на равных". Если в роли принимающих рукопожатие с закрытыми глазами побывают все участники группы, то почти каждый сможет обнаружить, в какую группу он чаще всего попадал: "Начальники - родители" "Взрослые - коллеги" или "Подчиненные - дети".

Занятие 2. Способы разрешения конфликтов.

Цели занятия: предоставление родителям возможности понять пережи­вания ребенка; формирование умения разрешать конфликты с детьми; повы­шение самооценки родителей.

Упражнение-разминка

Ведущий:«Сейчас мы будем бросать друг другу мяч, и тот, у кого он ока­жется, должен завершить фразу "Никто из вас не знает, что я (или у меня)..." Будем внимательны и сделаем так, чтобы участие в выполнении задания при­няли все. У каждого из нас мяч может побывать много раз».

Визуализация "Погружение в детство"

Упражнение проводится на фоне спокойной музыки.

Ведущий: "Сядьте удобно, ноги твердо поставьте на пол, обопритесь на спинку стула. Закройте глаза и прислушайтесь к своему дыханию, оно ровное и спокойное. Почувствуйте тяжесть в руках и ногах. Поток времени уносит вас в детство. Представьте себя в возрасте, в котором вы лучше себя помните (5-7 лет). Теплый весенний день, вы идете по улице. Посмотрите, что на вас надето, какая одежда, обувь. Вам весело, рядом с вами близкий человек, посмот­рите, кто это. Вы берете его за руку и чувствуете теплую, надежную ладонь. Потом вы отпускаете этого человека и убегаете вперед, но недалеко, останав­ливаетесь, ждете его и снова берете за руку. Вдруг вы слышите смех, поднимае­те голову и обнаруживаете, что держите за руку незнакомца. Оборачиваетесь и видите, что ваш близкий человек стоит сзади и улыбается. Вы бежите к нему и снова за руку идете дальше и вместе смеетесь над тем, что произошло.

А сейчас пришло время вернуться обратно в комнату и открыть глаза."

В этом упражнении актуализируется чувство привязанности и переживание потери.

Упражнение "Способы разрешения конфликтов"

Участников группы просят привести пример конфликта, который произо­шел у них с ребенком, а затем проанализировать поводы, мотивы и исход кон­фликта. Можно задать вопросы: кто в этой ситуации выиграл, а кто проиграл? Чего бы вам хотелось: одержать победу, сдаться или найти иной способ разре­шения конфликта?

На примере дележа яблока родителям следует показать, как происходит разрешение конфликтов.

с Двум соперникам необходимо поделить яблоко. Есть такие варианты:

  • яблоко делится пополам. Обе стороны идут на компромисс, но целое яблоко не получает никто;

  • яблоко получает противник, но ущемляются собственные интересы;

  • яблоко присваивается себе, что противоречит интересам противника.

В двух последних случаях конфликт не разрешен.

На этом примере можно разобрать любую конфликтную ситуацию. Оппо­нентам главное понять, чего хочет каждый из них, и обсудить это. Если о кон­фликте говорят, значит, его как такового уже не существует.

Родители конфликтуют не только с ребенком, но и друг с другом. Как чув­ствует себя подросток, наблюдая ссору матери и отца? Родителям можно пред­ложить поделиться опытом: когда они ссорятся, как ведет себя их ребенок?

Необходимо организовать ролевую игру: добровольцы представят не­сколько ситуаций:

  • отец с матерью ссорятся, и каждый пытается перетянуть ребенка на свою сторону;

  • отец грубо разговаривает с матерью, применяет физическую силу, а мать пытается спрятаться за ребенка;

  • мать обвиняет в чем-то отца и говорит подростку, что он вырастет таким же;

  • отец с матерью ссорятся и не обращают внимания на ребенка.

Упражнение "Я хороший родитель"

Участникам по кругу предлагается продолжить предложение "Я хороший родитель, потому что...".

Итоговое упражнение

Ведущий: «Расскажите о том, что сегодня показалось вам самым важным (интересным, полезным и т. п.). Рассказ закончите описанием своего состояния (как вы себя чувствуете) «здесь и сейчас».

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Материал полезен для классный руководителей и социальных педагогов при организации работы с семьями обучающихся группы риска , а также семьями, находящихся на межведомственном учете социально-опасном положении.
0 ₽
Данный материал будет полезен для классных руководителей при проведении родительских собраний. Цель: Расширение представлений родителей о значимости эмоциональной составляющей в детско-родительских отношениях.
0 ₽