Организация проектной деятельности на уроках технологии в рамках реализации ФГОС
Творчество-это деятельность , в результате которой создается нечто новое, отличающееся неповторимостью. оригинальностью, для удовлетворения новых потребностью людей.
Проект-творческая деятельность, направленная на достижение определенной цели, решение какой-либо проблемы.
Сегодня перед образовательными учреждениями стоит задача повышения качества обучения учащихся, развитие и воспитание конкурентоспособного ученика, имеющего твердую позицию относительно своего профессионального становления.
Проектная работа в рамках образовательной деятельности технология есть особое результативное действие, которое даёт ребёнку возможность действовать самостоятельно и получать результат. Этот результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности. Чтобы добиться такого результата, необходимо научить детей на уроке самостоятельно мыслить, находить и решать проблемы, привлекая для этой цели знания из разных областей, умения прогнозировать результаты и возможные последствия разных вариантов решения, умения устанавливать причинно-следственные связи.
Таким образом, метод проекта на уроках технологий предполагает:
- связь обучения с жизнью;
- развитие самостоятельности и активности детей в учебном процессе;
- развития умения адаптироваться к действительности;
- умение общаться, сотрудничать с детьми в различных видах деятельности.
Замысел творческого проекта возникает как логическое завершение учебной темы, но в то же время, имея практическую направленность, он выходит за рамки учебного процесса и является значимым для ученика. Это позволяет мотивировать учащихся на создание проекта и достичь положительного результата.
Проектная деятельность — это всегда четкий алгоритм учебных действий, строгое выполнение технологии реализации и в то же время достаточная свобода творчества ученика. Необходимо организовать выполнение плана, правил, инструкций и в то же время помочь учащимся реализовать свою творческую индивидуальность в работе, применить умения и знания, полученные на уроках технологии.
Основной задачей обучения становится освоение алгоритма построения проектной деятельности сначала под руководством учителя, а затем самостоятельно. Результатом обучения становится не только освоение приемов работы с новыми материалами и инструментами, но и формирование навыков работы над проектом: продумывание идеи проекта, что можно сделать с того или иного материала , анализ готового изделия, построение плана работы, непосредственно выполнение работы и, наконец, ее презентация, анализ и оценка, т.е. приемов работы от замысла до презентации поделки
Проектная деятельность учащихся состоит из трех этапов: организационно-подготовительного, технологического и заключительного.
1-й этап — погружение в проект. Первый этап осуществления проекта — самый короткий, но очень важный для получения ожидаемых результатов. На этом этапе учитель пробуждает в учащихся интерес к теме проекта, очерчивает проблемное поле, расставляя акценты значимости, предлагая тот или иной ракурс рассмотрения темы, формулирует проблему проекта.. В результате проблематизации, определяют цель и задачи проекта — поиск способа или способов решения проблемы проекта. Погружение в проект требует от учителя глубокого понимания всех психолого-педагогических механизмов воздействия на учащихся.
2-й этап — организация деятельности. На этом этапе организуется деятельность детей. Если проект групповой, то необходимо организовать детей в группы, определить цели и задачи каждой группы. Если это необходимо, определить роль каждого члена группы. На этом же этапе происходит и планирование работы по решению задачи проекта. Например, сначала ученикам необходимо познакомиться с информацией по теме проекта, найти статьи в журналах и посмотреть, что пишут об этом ученые. Следующий этап в их работе — сделать собственные замеры. Далее следует обобщить то и другое. Далее следует выступление с результатами ученического исследования. Затем — анкетирование: например, что думает население по данной проблематике. Такая деятельность может осуществляться последовательными этапами или идти параллельно и одновременно — в разных группах своя.
3-й этап — осуществление деятельности. Здесь роль учителя минимальна. Учащиеся все делают сами. Безусловно, степень самостоятельности зависит от того, как их подготовили.
4-й этап — презентация.
Этап презентации как одна из целей проектной деятельности и с точки зрения ученика, и с точки зрения учителя бесспорно обязателен. Он необходим для завершения работы, для анализа проделанного, самооценки и оценки со стороны, демонстрации результатов.
Когда подходит время анализировать, подводить итоги проделанной работе, ученики относятся к этому как к штатной, плановой ситуации. О том, что им это предстоит делать, они знают уже в начале работы над проектом, учитывают при планировании.
На первый взгляд, кажется, что работа была нацелена на изготовление некоего продукта: дети делали макет, но интересующий результат проектной деятельности — это прежде всего ход самой деятельности.
То, что в ходе подготовки к презентации дети готовят, является продуктом проектной деятельности. Это могут быть рисунки, плакаты, слайд-шоу. Таким образом, проект — это метод обучения. Он может быть использован в изучении любого предмета. Он может применяться на уроках и во внеклассной работе. Он ориентирован на достижение целей самих учащихся. Он формирует невероятно большое количество умений и навыков. Он формирует опыт деятельности.
Вся проектная деятельность учащихся требует строгого учета их возраста, спектра интересов. Это важно и при выборе темы проекта, и при организации работы по его выполнению.
В 5-8 классах на уроках технологий используются творческие проекты. Технологический проект предусматривает применение технологий обработки конструкционных материалов, изготовление текстильных и кулинарных изделий. По окончании работы над проектом проводят испытания созданного изделия. На защите демонстрируют готовое изделие и электронную презентацию проекта.
В 9 классах используютс творческие специализированные проекты. Возможны следующие специализации проектов:
- Дизайн-проект-это комплект документов и материалов, характеризующих внешний вид отдельного жилого помещения, комнаты, квартиры,дома и др. Такой проект содержит чертежи помещений, эскизы будущего интерьера с учетом эстетики и эргономики. План расстановки мебели (желательно в виде 3D-моделей),расчет стоимости реализации проекта.
- Бизнес-проект- заключается в составлении бизнес-плана -документа , содержащего обоснование действий ,которые необходимо осуществлять для реализации бизнес-проекта. Бизнес-план состоит из разделов:
1) цели и здачи предпринимательской сделки,
2)основные показатели и параметры бизнес-плана(цель, сроки, область использования;
3) характеристика товаров, продуктов, услуг педоставляемых потребителю;
4)анализ спроса на предлагаемый товар, потребителей товара, объемов продаж;
5)план действий ;
6) оценка риска;
7)финансовый план;
8)эффективноссть сделки(проекта).
- Инженерный проект- комплект конструкторской и технологической документации, раскрывающей сущность будущего устройства квартиры, жилого дома. А также торгового , административного или другого помещения. Инженерный проект рекомендуется выполнять тем учащимся, кто принимает участие в семейных ремонтно- строительных работах в квартире или собственном доме.Тематика таких проектов6 инженерный проект водоснабжения и канализации, Инженерный проект электрификации, инженерный проект отопления и вентиляции и инженерный проект ремонта квартиры или жилого дома.Такие проекты содержат планы оборудования, чертежи , расчеты затрат, дефектные ведомости и др.
- Исследовательский проект-творческая исследовательская работа, выполняемая индивидуально или в группе под руководством учителя. Темы таких проектов: исследования закономерностей технологического развития цивилизации, исследования развития современных материальных, информационных и гуманитарных технологий, исследования экологических, социальных, транспортных проблем и др.
- Социальный проект- сконструированное инициатором проекта нововведение, целью которого является поддержка какой-либо материальной или духовной ценности, оказывающей положительное (по своему социальному значению )влияние на людей.Темы таких проектов:
1) помощь участникам Великой Отечественной войны, труженикам тыла, детям войны;
2) создание виртуальной экспозиции школьного музея;
3) спортивный проект(создания спортивной площадки, самодельного спортивно-оздоровительного инвентаря;
4)экологическая безопасность(охраны окружающей среды);
5) «Мой родной край»(экспедиции по историческим и культурным местам своего региона);
6) «Мы- с вами»(оказания помощи, социальной адаптации детям-инвалидам) и другие.
Проектная деятельность дает большие возможности в обучении и воспитании учащихся – применять свои знания на практике, умение исследовать, анализировать, оценивать. способствует творческой самостоятельности, развивает целеустремленность, инициативность, умение работать в команде, воспитывает чувство толерантности, ответственности за свою деятельность, удовлетворенность, формирует самооценку, активную жизненную позицию.
Применяя на уроках проектный метод, мы моделируем будущую трудовую деятельность ученика. Ведь проработав в коллективе, знание приемов креативного мышления (мозговой штурм, метод фокальных объектов и др.), умение собирать, анализировать и формировать материал в проектную документацию, а также презентация своего продукта, поможет ученикам в будущем писать курсовые и дипломные работы, презентовать свои идеи, быть творческим работником или стать организатором своего бизнеса.
Проекты могут быть индивидуальные, групповые и коллективные. Любой проект обязательно выполняется под руководством учителя.. Главная задача состоит в том, чтобы создать для учащихся предпосылки для успешного творчества, организовать проектную деятельность и поэтапную проработку выбранной темы. Проектная деятельность учащихся состоит из трех этапов: организационно-подготовительного, технологического и заключительного.
На первом этапе ученики проводят мини-маркетинговые исследования, осуществляют выбор и обоснование проекта, анализируют предстоящую деятельность, определяют оптимальный вариант конструкции, подбирают материал, осуществляют планирование технологического процесса, разрабатывают конструкторско-технологическую документацию.
На втором этапе ребята выполняют технологические операции, предусмотренные технологическим процессом, с самоконтролем своей деятельности и соблюдением технологической и трудовой дисциплины, культуры труда.
На заключительном этапе проводится контроль и испытание изделия, при необходимости корректируется конструкторско-технологическая документация, оформляется пояснительная записка с экономическим обоснованием и экологической оценкой проекта, проводится защита проекта.
В выборе темы проекта школьники иногда испытывают трудности. Тогда им на помощь приходит составленный заранее примерный перечень тематики творческих проектов, состоящий из реально выполнимых заданий. Вместе с тем необходимо обратить внимание на отражение в тематике региональных особенностей, связанных с творчеством народных умельцев. Важно, чтобы выполненное проектное изделие было востребовано. Нет смысла создавать то, что никому не нужно.
При подборе объектов проектной деятельности учитываются основные требования:
- подготовленность учащихся к данному виду деятельности;
- интерес школьников к проблеме;
- практическая направленность и значимость проекта;
- творческая постановка задачи;
- практическая осуществимость проекта.
В тематике проектных заданий учитываются вопросы экономики, экологии, современного дизайна, моды. Правильный выбор темы с учетом названных требований, возрастных и личностных интересов учащихся обеспечивает положительную мотивацию и дифференциацию в обучении, активизирует самостоятельную творческую деятельность при выполнении проекта. Окончательный выбор темы остается за учеником. Это обеспечивает не декларативный, а индивидуальный подход к каждому ученику. Обучающимся с низкой мотивацией к учебе предлагаю выполнение проекта с меньшим объёмом работ, где основное внимание уделяется изготовлению изделия, а поисково-исследовательский и конструкторский этапы сведены до минимума. Ребятам из малообеспеченных семей предлагается тему, связанную с обновлением и ремонтом одежды или изготовлением изделия с наименьшими материальными затратами.
На следующем этапе проводится индивидуальные консультации с каждым школьником, определяя конкретные задания, выбор материалов и инструментов, необходимой литературы, повторяем правила техники безопасности. Затем ученики приносят план работы над проектом, эскиз или рисунок изделия, образцы выбранных материалов. Вместе с учащимися просматриваем эскиз изделия, анализируем его конструкцию и технологию изготовления. При необходимости вносятся поправки. После этого учащиеся составляют технологическую карту, делают необходимые расчеты, при необходимости консультируются у учителя. Вместе с этим приступают к практической работе по изготовлению изделия и поэтапному оформлению творческого проекта..
Реализуется проект в течение года. Занятия по проектам не обязательно следуют одно за другим, а иногда выделяется лишь часть времени на занятиях. Если работа требует больших затрат времени, то предлагается выполнять часть проекта на уроках, а значительная часть проекта выполняется дома. Таким образом появляется возможность для общения детей и родителей, укрепляется взаимопонимание, поддержка в выполнении общего дела. Иногда родители помогают с правильным выбором темы проекта.
При работе над проектом у учащихся возникает потребность использования знаний и умений по ряду других учебных дисциплин. Специфика нашего предмета такова, что ученицы должны обладать хотя бы минимумом знаний по таким дисциплинам как изобразительное искусство, черчение, математика, химия, физика. Мы касаемся этих предметов при изучении различных блоков. Так, при конструировании и моделировании очень важно уметь представить эскиз модели, выполнить её чертёж. А при построении чертежа изделия не обойтись без знаний по математике и черчению. Изучая раздел “Материаловедение”, вплотную приближаемся к химии, “машиноведение” – к физике.
При подсчете предварительной и полной себестоимости изделия мы касаемся экономических знаний; делая экологическое обоснование, соприкасаемся с экологией; разрабатывая рекламу, проводим маркетинговые исследования. Таким образом, межпредметные связи играют важную роль в образовательной области “Технология” и, в частности, при выполнении творческого проекта.
Выполнение творческого проекта обязательно завершается его защитой перед всем классом. Такая защита помогает выработать единство требований и подходов к проектным работам со стороны руководителя, стимулирует формирование у учащихся чувства ответственности, вносит в учебный процесс дух здоровой состязательности, позволяет не только знакомить коллектив с работой всех, делать учащимся определенные выводы по своей работе в сравнении с другими, включая самооценку, но и помогает им развивать способности отстаивать свои творческие идеи.
К защите ученик представляет пояснительную записку и изделие.
Пояснительная записка должна быть аккуратно оформлена, написана четким почерком или напечатана с использованием компьютера на одной стороне бумаги формата А 4.
1. Титульный лист.
2. Содержание
3. Введение.
4. Главы основной части:
Глава 1. Конструкция изделия.
Глава 2. Технология изготовления.
Глава 3. Экономическое обоснование проекта.
Глава 4. Экологическая оценка проекта.
5. Заключение.
6. Список использованных источников.
7. Приложения.
Успешность выполнения учебного проекта окончательно выясняется на его защите.Учащиеся делают сообщения о ходе выполнения проекта.Представляют наглядный материал (изделие, документацию по его выполнению).Автор проекта делает самоанализ своей работы, выслушивает мнение других учащихся, учителя.Подводится итог обсуждению и ставится оценка.
При оценке проекта учитываю целесообразность, сложность и качество выполнения изделия, кроме того – полноту пояснительной записки, аккуратность выполнения схем, чертежей, уровень самостоятельности, степень владения материалом при защите.
Считаю, что метод проектов позволяет активно развивать у учащихся основные виды мышления, творческие способности, стремление самому созидать, осознавать себя творцом. У учащихся вырабатывается и закрепляется привычка к анализу потребительских, экономических, экологических и технологических ситуаций, способность оценивать идеи, исходя из реальных потребностей и материальных возможностей. Научившись создавать проекты в школе, дети смогут и во взрослой жизни без проблем и опасений осуществлять самые разнообразные идеи. Тем самым мы готовим в школе нового современного человека, которому предстоит развивать самые различные отрасли и направления экономики нашей страны.