Районное методическое объединение
специалистов психолого-педагогического сопровождения
Корсаковского района Орловской области
Организация работы над звукопроизношением.
Учитель-логопед
МБОУ «Гагаринская ООШ»
Щербакова Л.Н.
Организация работы над звукопроизношением. Организация работы по исправлению речевых нарушений строится с учётом возрастных особенностей и особенностей речевого дефекта.
Основная форма организации логопедической работы – индивидуальная и направлена на формирование артикуляционных укладов нарушенных звуков, их постановку, развитие фонематического слуха и восприятия, уточнение и расширение словарного запаса, отработку лексико-грамматических категорий с учётом возможностей ребёнка. Индивидуальные занятия проводятся 2 -3 раза в неделю. Продолжительность индивидуальных занятий 20 минут.
Нарушение звукопроизношения является относительно частой патологией средишкольников. В своём выступлении я хочу остановиться на этапе автоматизации звуков. Этап автоматизации звуков обозначен в методике логопедического воздействия по исправлению звукопроизношения как этап формирования первичных произносительных умений и навыков. Его цель заключается в том, чтобы научить ребенка правильно произносить уже поставленный звук. Как известно, сначала произношение закрепляется изолированно, затем в слогах, словах, фразах.
Параллельно продолжается работа, начатая в подготовительном периоде, по развитию навыков звукового анализа, умения определять позицию звука в слове, подбирать слова с заданным звуком.
Для автоматизации звука используются приемы отраженного повторения и самостоятельного называния языковых единиц по картинкам, схемам, символам. Работа идет последовательно и постепенно, от простого к сложному.
При тяжелых речевых нарушениях этап автоматизации затягивается, ребенку долго не удается правильно произносить поставленный звук в слогах и словах, не говоря уже о фразах. Многократное повторение одного и того же речевого материала утомляет ребенка. Дело осложняется еще и тем, что для некоторых звуков речевой материал весьма ограничен (например, [г], [д], [й], [щ] и др.). Если же ребенок «застрял» на автоматизации изолированного звука, то о разнообразии приемов и говорить не приходится. У него теряется интерес к занятиям, пропадает желание посещать занятия логопеда.
Чтобы повысить интерес воспитанников к логопедическим занятиям, нужны разнообразные творческие задания, новые подходы к упражнениям по закреплению правильного произношения.
На этапе автоматизации главная цель – добиться правильного произношения поставленного звука во всех формах речи: в слогах, в словах, в предложениях и в свободной речи и легче, доступнее всего это происходит в игре, игровых упражнениях – ведущем виде деятельности учащихся.
Игровые методы, так же как упражнение и моделирование, обязательно включаются в логопедическую практику.Это позволяет решить сразу несколько задач:
· пробудить в ребенке желание самому активно участвовать в процессе исправления звукопроизношения;
· расширить и обогатить диапазон игровых умений и навыков;
· повысить познавательную активность и работоспособность детей;
· активизировать процессы восприятия, внимания, памяти;
· плавно регулировать поведенческие трудности детей, постепенно приучая их подчиняться правилам игры;
· увеличить объем коррекционного воздействия, включив игровые упражнения в различные режимные моменты.
Работа над автоматизацией звуков ведется поэтапно от простого к сложному: Сначала в слогах, словах, предложениях, в связной речи и в спонтанной речи.
Наиболее сложной по разнообразию упражнений является работа над слогами. Дело в том, что отдельный слог, как и звук, не вызывает у ребенка конкретного образа, не осознается им как структурный компонент речевого высказывания. И если звук порой может вызвать слуховую ассоциацию (з-з-з — комарик звенит, р-р-р — собака рычит), то слог для школьника — весьма абстрактное понятие.
Когда работа по автоматизации достигает этапа закрепления правильного произношения звуков в словах и фразах, можно значительно разнообразить занятия, используя картинный материал. Использование же игровых приемов поможет эффективно провести этапы автоматизации изолированного звука и закрепления правильного произношения этого звука в слогах.
А логопедические игры помогают сделать задания для детей интересными, эмоционально-окрашенными, развивающими и познавательными. Для развития фонематического восприятия звуков полезна игра со «Звукоедом», который “похищает” звук из слова, а дети должны спасти звук – вернуть его в слово и сказать это слово правильно: гла...а – глаЗа, к...от – кРот, Алёну...ка – Алёнушка… Это очень трудно, но доставляет детям удовольствие побыть в роли спасателей и справиться со злодеем Звукоедом. Дети с нетерпением ждут новых встреч с ним.
При автоматизации звука в слогах на своих занятиях я также использую логопедические песенки. Логопедические песенки вызывают особый интерес к моим обучающимся. Такие как. Логопедические песенки помогают разнообразить фронтальные и индивидуальные занятия. Это увлекательный и веселый способ организовать занятие по коррекции речевых нарушений. Такие песенки также могут использоваться для занятий с детьми, не испытывающими трудностей с разговорной речью.
Занятияобеспечивают:
• развитие музыкального слуха и ритма;
• запуск и развитие речи и слуховой памяти;
• развитие моторики в результате взаимодействия с различными
предметами и музыкальными инструментами;
• позитивный эмоциональный контакт со взрослыми;
• физкультминутки;
• развитие способности общаться и взаимодействовать с другими детьми;
Логопедические песенки можно разучить дома с родителями и даже самостоятельно.
Видео - показ с обучающимся фрагмента логопедической песенки «Ёж»
КОЗА (ЗЫ ЗЕ ЗУ ЗА) ЗЫ ЗЫ ЗЫ ЗЫ СТАЛО СКУЧНО БЕЗ КОЗЫ ЗЕ ЗЕ ЗЕ ЗЕ Я НАРВАЛ ТРАВЫ КОЗЕ ЗУ ЗУ ЗУ ЗУ Я ПРИВЕЛ ДОМОЙ КОЗУ ЗА ЗА ЗА ЗА У МЕНЯ ЖИВЕТ КОЗА | КОЗА (ЗА, ЗЫ, ЗО, ЗУ) ЗА ЗА ЗА ЗА ЗА ЗА ПРИБЕЖАЛА К НАМ КОЗА ЗЫ ЗЫ ЗЫ ЗЫ ЗЫ ЗЫ ОЙ, БЕДА У ТОЙ КОЗЫ ЗО ЗО ЗО ЗО ЗО ЗО НЕ ПОЮТ КОЗЛЯТА ЗО ЗУ ЗУ ЗУ ЗУ ЗУ ЗУ НАДО ВЫРУЧИТЬ КОЗУ |
ГОРА (РА РЫ РО РУ) РА РА РА РА НА ГОРЕ СТОИТ ГОРА РЫ РЫ РЫ РЫ ЗА ГОРОЮ КОМАРЫ РО РО РО РО ПОТЕРЯЛ ПЕТУХ ПЕРО РУ РУ РУ РУ А БАРСУК УНЕС В НОРУ | ОСА (СА, СЫ, СУ, СЫ) СА СА СА СА СА СА ОЙ-ОЙ-ОЙ, ЛЕТИТ ОСА СЫ СЫ СЫ – 2 раза НЕ БОИМСЯ МЫ ОСЫ СУ СУ СУ – 2 раза ВИДЕЛ КТО ИЗ ВАС ОСУ СЫ СЫ СЫ – 2 раза МЫ НЕ ВИДЕЛИ ОСЫ |
ПЕСОК (С-С-С) СЫПЕТСЯ СЫПЕТСЯ СЫПЕТСЯ ПЕСОК СЛЫШИТСЯ СЛЫШИТСЯ СЛЫШИТСЯ СЫПУЧИЙ ГОЛОСОК ВЕТЕР ПЕСНЮ НАПЕВАЕТ С С С С С И ПЕСОЧЕК НАСЫПАЕТ С С С С С С С С С С С С С С С | ЖУКИ (ЖУ, ЖИ) МЫ ЖУКИ МЫ ЖУКИ МЫ ЖИВЁМ У РЕКИ ЖУ ЖУ ЖУ ЖУ ЖУ МЫ ЛЕТАЕМ И ЖУЖЖИМ СОБЛЮДАЕМ СВОЙ РЕЖИМ ЖУ ЖУ ЖУ ЖУ ЖУ МЫ ЖУКИ МЫ ЖУКИ МЫ ЖИВЁМ У РЕКИ ЖУ ЖУ ЖУ ЖУ ЖУ МЫ ЛЕТАЕМ И ЖУЖЖИМ СОБЛЮДАЕМ СВОЙ РЕЖИМ ЖУ ЖУ ЖУ ЖУ ЖУ |
ЗМЕЯ (Ш-Ш-Ш) ШУРШИТ ЗМЕЯ Ш Ш Ш Ш ШИПИТ ЗМЕЯ Ш Ш Ш Ш ПОЛЗЁТ ПОЛЗЁТ СТАРАЕТСЯ Ш Ш Ш Ш Ш ОПАСНАЯ УЖАСНАЯ ПРУЖИНОЙ ИЗВИВАЕТСЯ ОБМАНЧИВ ТИХИЙ ШОРОХ И ПОКОЙ НАПАСТЬ ОНА ГОТОВА В МИГ ЛЮБОЙ НЕ ПРИНИМАЙ ЗМЕИНЫЙ КОМПЛИМЕНТ ЗМЕЯ ТЕБЯ ПРЕДАСТ В ЛЮБОЙ МОМЕНТ ОБМАНЧИВ ТИХИЙ ШОРОХ И ПОКОЙ НАПАСТЬ ОНА ГОТОВА В МИГ ЛЮБОЙ НЕ ПРИНИМАЙ ЗМЕИНЫЙ КОМПЛИМЕНТ ЗМЕЯ ТЕБЯ ПРЕДАСТ В ЛЮБОЙ МОМЕНТ | ЁЖ (ЖА, ЖУ, ЖЕ, ЖИ) ЖА ЖА ЖА ЖА МЫ НАШЛИ В ЛЕСУ ЕЖА ЖУ ЖУ ЖУ ЖУ ДАЛИ ЯБЛОКО ЕЖУ ЖЕ ЖЕ ЖЕ ЖЕ ЕЖИК СЬЕЛ ЕГО УЖЕ ЖИ ЖИ ЖИ ЖИ НАМ ЖИВОТИК ПОКАЖИ |
МИШКА (ЧЕ, ЧУ, ЧИ, ЧА) ЧЕ ЧЕ ЧЕ ЧЕ ГРЯЗЬ У МИШКИ НА ПЛЕЧЕ ЧУ ЧУ ЧУ ЧУ ИСКУПАТЬ ЕГО ХОЧУ ЧИ ЧИ ЧИ ЧИ ТИШЕ МИШКА НЕ ВОРЧИ ЧА ЧА ЧА ЧА ВЕДЬ ВОДА НЕ ГОРЯЧА | КОНФЕТКИ (ШИ, ШО, ШУ, ША) ШИ ШИ ШИ ШИ КАК КОНФЕТКИ ХОРОШИ ШО ШО ШО ШО МОЙТЕ РУЧКИ ХОРОШО ШУ ШУ ШУ ШУ Я К СТОЛУ ВАС ПРИГЛАШУ ША ША ША ША БУДЕМ КУШАТЬ НЕ СПЕША |
ЖУРАВЛИ (ЛИ ЛО ЛЯ ЛЮ) ЛИ ЛИ ЛИ ЛИ УЛЕТЕЛИ ЖУРАВЛИ ЛО ЛО ЛО ЛО ВСЕ ДОРОЖКИ ЗАМЕЛО ЛЯ ЛЯ ЛЯ ЛЯ ПОБЕЛЕЛА ВСЯ ЗЕМЛЯ ЛЮ ЛЮ ЛЮ ЛЮ НОВЫЙ ГОД ВСТРЕЧАТЬ ЛЮБЛЮ | ПЕТУХ (КУ ГИ ГУ КИ) КУ КУ КУ КУ СПЕЛ ПЕТУХ КУКАРЕКУ ГИ ГИ ГИ ГИ НА ЛУЖОК СКОРЕЙ БЕГИ ГУ ГУ ГУ ГУ ХОДЯТ ГУСИ НА ЛУГУ КИ КИ КИ КИ ХОДЯТ КОНИ И БЫКИ |
ЛИСА (СУ СА СЫ СИ) СУ СУ СУ СУ НЕ ПУСКАЮТ В ДОМ ЛИСУ СА СА СА СА ЖДЕТ ЗА ДВЕРЬЮ ДВА ЧАСА СЫ СЫ СЫ СЫ ОНА ХОЧЕТ КОЛБАСЫ СИ СИ СИ СИ ЕЙ КУСОЧЕК ОТНЕСИ | МИШКА (ЧЕ ЧУ ЧИ ЧА) ЧЕ ЧЕ ЧЕ ЧЕ ГРЯЗЬ У МИШКИ НА ПЛЕЧЕ ЧУ ЧУ ЧУ ЧУ Я ПОМЫТЬ ЕГО ХОЧУ ЧИ ЧИ ЧИ ЧИ ТИХО, МИШКА, НЕ ВОРЧИ ЧА ЧА ЧА ЧА ВЕДЬ ВОДА НЕ ГОРЯЧА |
ЛИСА (СА, СУ, СЫ, СО) СА СА СА СА ЭТО ХИТРАЯ ЛИСА СУ СУ СУ СУ И ЖИВЁТ ОНА В ЛЕСУ СЫ СЫ СЫ СЫ МНОГО ДЕЛА У ЛИСЫ СО СО СО СО ОНА КРУТИТ КОЛЕСО | КАРАСИ (СИ, СЯ, СЕ) СИ СИ СИ СИ СИ СИ СИ В ВОДОЁМЕ КАРАСИ СЯ СЯ СЯ СЯ СЯ СЯ ВОТ ПОЙМАТЬ БЫ КАРАСЯ СЕ СЕ СЕ СЕ СЕ СЕ СЕ КАРАСЕЙ ЛОВИЛИ ВСЕ |
С целью коррекции дефектов речи у учащихся я широко использую в своей работе дидактические игры. Ведь известно, что в игре развитие ребенка идет гораздо быстрее, чем при использовании только традиционных приемов воспитания и обучения.
Зима и весна.
Перед детьми разложены картинки: зима и весна. Логопед просит ребёнка помочь закончить предложения, добавляя последний слог.
К нам зима приш…ЛА,
Снег и вьюгу принес…ЛА.
Всё, что Ал…ЛА разброса…ЛА,
Вьюга снегом занес…ЛА!
Весна приш…ЛА,
Ал…ЛА сразу всё наш…ЛА.
На лужайку вышла Ал…ЛА,
Видит там лежит ю…ЛА.
Использование следующих игровых приёмов поможет эффективно провести этап автоматизации звуков в словах.
Построй домик.
Автоматизация звука в словах, развитие фонематического восприятия, моторики рук. Перед детьми лежат кубики, на них наклеены картинки с автоматизированным звуком и несколько картинок с другими звуками. Ребёнок выбирает кубики, называя картинку, и строит дом. За неправильно выбранный кубик начисляется штрафное очко.
Солнышко.
Перед детьми лежит солнышко и картинки с автоматизированным звуком. Дети украшают солнышко картинкой, называя её. Затем закрывают глаза, а педагог убирает картинку. Дети определяют, какой картинки не стало, и определяют позицию звука в слове.
По такому же принципу проводятся игры: «Украсим ёлочку», «Собери бусы», «Соберём цветочки», «Собери яблочки», «Напоим куклу чаем». Игры очень эффективно проводить во время прогулки.
Слова вокруг нас.
Дети подбирают слова с определённым звуком, принимаются только те слова, которые ребёнок правильно произнёс. Это я привела примеры только некоторых из них.
Заключение:
Наблюдение за успешным решением задач осуществляется на протяжении всего коррекционного процесса обучения с учётом индивидуальных особенностей и темпов развития ребёнка;
– обсуждение с детьми результатов деятельности;
– беседы с родителями, анкеты помогают составить более полную картину качественных изменений в личности ребёнка;
– оценка динамики работы
– количественный и качественный анализ ошибок.
Все результаты логопедической работы фиксируются в речевой карте.