План открытого урока во втором классе ДПП «ДПТ» 8 (9) лет обучения
Тема урока: Традиционная народная вышивка «Орловский спис».
Учебный предмет: «Прикладное творчество»
Класс:2
Раздел: Текстиль. Кружево и вышивка
Тема урока: Традиционная народная вышивка «Орловский спис»
Тип урока: приобретение новых знаний и применение их в работе.
Форма проведения: урок – путешествие.
Цель урока: познакомить с традиционной народной вышивкой «Орловский спис». Выполнить рисунок вышивки.
Задачи:
Обучающие- познакомить с традиционной вышивкой «Орловский спис», её орнаментальными особенностями, мотивами, особенностями выполнения;
-выполнить зарисовку схемы узора вышивки «Орловский спис»;
Воспитательные- воспитывать интерес к народной вышивке, к художественным традициям своего народа, приобщать детей к национальной культуре русского народа.
Развивающие - развивать самостоятельность и индивидуальность, при выборе работы, творческое мышление, глазомер;
Вид и форма урока: Комбинированный, путешествие.
Методы обучения: репродуктивный метод, проблемный, словесный, метод анализа и самоанализа, объяснительно-иллюстративный, наглядный, практический.
Формы организации познавательной деятельности: групповая, индивидуальная.
Оборудование: ноутбук, иллюстрации, схемы.
Средства обучения:
- телевизор;
- ноутбук;
- презентация.
Материалы для обучающихся:
- бумага формата А4, листы квадратной формы, графитный карандаш, резинка, точилка, фломастеры, цветные карандаши.
Ход урока
(Слайд 1)
Организационный момент
Добрый день, мои друзья
Рада видеть всех здесь я
Тех, кто к мастерству стремится
Хочет многому учиться:
Шить, вязать и вышивать
Все ремесла постигать.
2. Проверка домашнего задания
- Домашним заданием для вас было сделать стилизованные рисунки цветов, листиков на бумаге в клеточку, используя и преобразуя формы квадратиков. Покажите мне свои рисунки. (дети показывают, выполненное задание на карточках)
- Молодцы, вы хорошо справились.
- А в каком виде ручного творчества они нам будут нужны вы узнаете, если отгадаете загадку?
Нитки цветные- палитра моя,
Кисти- иголки.
Что делаю я? (Вышиваю)
(ответы детей)
- Что же такое вышивка?
- Узор, выполненный вручную, при помощи иглы и нитей.
(Слайд 2)
Сообщение темы и цели урока
Сегодня мы побываем в очень увлекательном путешествии.
- А каким видом вышивки мы познакомимся вы узнаете, отгадав загадки. (Каждая загадка, это буква темы урока. После ответа обучающихся, преподаватель вывешивает соответствующие названию темы буквы на доску)
Пальчик спрячется в ведерко
Не страшна ему иголка (наперсток)-О
Ухо есть, а не слышит,
Без глаз, без ног, а ходит
И за собой водит. (Игла)-р
Железная рыбка ныряет,
А хвост на волне оставляет. (Игла с ниткой)-л
Одна подружка
Пролезла другой в ушко. (Нитка)-о
Носик стальной,
Хвостик льняной,
Сквозь полотно проходит,
Конец себе находит. (Иголка с ниткой)-в
Ткань держать устали пальцы,
Мне пришли на помощь... (пяльцы)-с
На стеблях белеют чашки,
В них и нитки, и рубашки.-к
(Хлопок)
Тот «цилиндр» из дерева
Всегда хранит уверенно,
Как длинную тропку,
Нитку из хлопка! (Катушка)-и
Инструмент бывалый –
Не большой, не малый.
У него полно забот,
Он и режет, и стрижет. (Ножницы)-й
В нашем доме, знаю точно,
Что хранится в ней так прочно,
То, что в стоге не найдёшь,
Прочно ты в неё воткнёшь,
Можно брать её с собой-
Выручит в беде любой.
Эта милая вещица
В каждом доме пригодится.
С нею дело спорится,
Зовут её- (Игольница)-с
То назад, то вперед
Ходит, бродит пароход
Остановишь – горе!
Продырявит море. (Утюг)-п
Шьёт прекрасно, порет лихо
Рукодельница - ... (Портниха)-и
Из земли вырастаю –
Весь мир одеваю. (Лён)-с
- Давайте прочитаем, название темы урока (коллективное чтение темы урока)
Вот мы и познакомились с темой урока!
- Что же вижу я друзья
Вы готовы, ну тогда
В путь дорогу к мастерству
Я вам в этом помогу
А путешествовать мы будем на паровозике. Итак, едем мы на далекую Орловщину. Приготовились, поехали (музыкальное сопровождение «Песенка паровозика»)
(Слайд 3)
Изложение нового материала
Остановка: «Познавательная»
Кто же нас встречает?
Нас встречает Мудрая Сова, которая поведает нам, что…
Орловщина — срединная Русь, центр и сердце России. Богатейший русский край, названный нашим «плодородным подстепьем». Этот край выполнял и до сей поры выполняет большую роль в материальном, в государственном, в духовном развитии нашего народа.
Чем же славилась Орловщина?
(В сундучке заготовлены картинки со знаменитыми промыслами и подсказками о особенностях Орловского края)
- Мценское кружево;
- Орловская земля гордится рождением глиняной игрушки:
Плешковская, Чернышенская;
- Русскими богатырями и сказаниями о них; (богатырь Илья Муромец, торопясь в Киев на службу к Владимиру Красно Солнышко. У селения Девять Дубов повстречал он страшного Соловья-Разбойника - и победил его в честном бою.)
- Ливенская гармошка
- Искусными вышивальщицами.
(Слайд 4)
Славится Орловская земля своей народной вышивкой «Орловский спис». Зародилась эта вышивка в сёлах Домнино и Золотарёво. Эта вышивка получила известность не только у нас в России, но и за ее пределами. А называется она так потому, чтонапоминала древнерусское шитье золотом. Слово «спис» означает списывание, срисовывание.
(Слайд5)
В быту ходит такая легенда: девушки- вышивальщицы, не имея рисованных узоров, долгими вечерами, под треск лучинок, зачастую списывали узоры с разукрашенных морозом окон, использовали в качестве образцов цветы и травы, придавая им неповторимых фантастический вид. Каждая мастерица могла добавить в вышивку свой элемент и от этого вышивка становилась еще интереснее
(слайд 6)
-Как вы думаете, зачем люди учились вышивать?
- Для украшения одежды. Еще они вышивали магические знаки, которые являлись обережными и, по старым поверьям защищали человека, дом от злых духов, помыслов.
-А какую одежду могли украшать вышивкой в далёкие времена?
В каждой губернии был свой костюм
Сова нам приготовила детали одежды и предлагает нарядить в традиционный народный костюм Орловской губернии девушку, а что значат все эти детали, вы узнаете, если прочтете их значение на обратной стороне
(На доске закреплена фигура женщины в нижней рубахе. На столе разложены детали костюма. Дети, одевая женщину в костюм, на обратной стороне деталей костюма, зачитывают значение каждого вида одежды)
женские и мужские рубахи- нательная одежда древних славян;
Поверх рубахи одевали
поневу- вид юбки состоящая из трех полотнищ.
Чем богаче был украшен подол поневы, чем больше ярких полос было на ней, тем наряднее считалась хозяйка.
Либо одевали сарафан
Передники, самая нарядная часть одежды, которые предохраняли одежду от загрязнения, в праздник, служил дополнительным украшением праздничного наряд.
Навешник- это одеваемая через голову любая одежда, опускалась, чуть ниже пояса
Кокошники (Кокошником называют старинный русский головной убор в виде округлого щита вокруг головы);
Не менее красочными были и
рушники (полотенце из домотканого холста. Предмет народной культуры и народного творчества славян).
Предмет обыденного и ритуального назначения, которые не только применялись в быту, но и были традиционным русским подарком.
(Слайд 7,8)
Совушка нам предлагает рассмотреть и изучить основные мотивы «Орловского списа и ждет ответа на вопрос
- Какое значение в себе несут вышитые мотивы?
Главный мотив -Дерево жизни, (Слайд 9)
По поверьям древних славян оно являлось центром мира и соединяло Мир богов с Миром людей и Подземным миром. Вышивка изображала семена, корни, стебли, листья, цветы дерева.
В «Орловском списе» можно также обнаружить образ
«Лягушки-рожаницы»(Слайд10) -символ плодородия, состоявшегося продолжения жизни. Тело этой фигуры заполнялось разными зигзагообразными линиями, которые означали волны.
Птицы-павы, (Слайд 11) это эмблемы счастья и плодородия, они часто изображалась на вышивках с изящной небольшой головой, украшенной пышным хохолком, перышки которого полностью застелены красной нитью. Поднятое вверх крыло имеет округлые очертания, хвост распускается ажурным веером, который завершается крупными «глазками».
Позже появился образ двухглавого орла, (Слайд 12) который символизировал собой земное светило и отображал двуединое летнее и зимнее солнце, и другие.
Вышивка выполнялась на ткани белого цвета. Белый цвет- это цвет чистоты.
Сказочные узоры обшивались стебельчатым или тамбурным швами, (показ швов на таблице) которые считались контурами и выполнялись нитками в два сложения красного цвета. Красный цвет символизирует солнце, весну, тепло, здоровье, саму жизнь. Узор внутри контура заполнялся красным и синим цветами. Синий- цвет воды и неба, он дает, по старым поверьям, силы для жизни. Позже стали добавлять оранжевый, желтый, зеленый цвета.
Узор внутри контура заполнялся бранками.(Слайд 13)
Бранки – геометрические обережные узоры, которые оберегали человека от злых духов, помыслов.
Узоры заполняли плавные произвольные линии замкнутого контура.
Мастерица словно набирала на иглу с рабочей нитью определенное число нитей основы. Такой вид вышивки также называли "браное шитье" (от слова "брать, набрать").Разнообразиебранок безгранично: «шахматка», «волна», «штоф», «ребро», «кочерга» и другие.
Обязательным и завершающим элементом является кайма (Слайд14). Она придает вышивке законченность, и является оберегом. Кайма то же состоит из полосы бранок (шашечек и дробнушек), которые чередуются между собой.
Особенность этой вышивки заключается в том, что одна форма плавно перетекает в другую
Люди, носившие одежду с такой вышивкой были удачливыми и счастливыми в жизни.
Еще говорят, что Орловский спис — это «космос, который можно прочитать на ткани»
Закрепление теоретических знаний (по кругу передается перо, дети проговаривают, что они узнали.)
-Итак на этой остановке вы познакомились с каким видом вышивки? Как она называется?
-Какие цвета преобладают в этой вышивке? (красный, синий, можно добавить желтый, зеленый, оранжевый)
-Что они символизируют?
-Чем характерна эта вышивка? Что изображают? (деревья, птиц, животных)
-В чем заключается особенность вышивки? (Есть контур, который выполняется стебельчатым или тамбурным швом, вышивка завершается каймой)
Продолжаем путешествие!
Физминутка (выполняется парами)
Едет едет паровоз чух чух
притопывают, делая круговые движения согнутыми в локтях руками, пальцы сжаты в кулак)
Чух-Чух-Чух ,Чух-Чух-Чух!
Ребятишек он повез,
Чух-Чух-Чух, Чух-Чух-Чух!
А колесики стучат
Так-так-так
Так-так-так
(хлопают ладонями по коленям)
Будто с нами говорят
Так-так-так, так-так-так!
(стучат кулаками по коленям)
Громко подаем гудок:
(поднимают и опускают правую руку, сжав пальцы в кулак)
Ту-ту-ту, ту-ту-ту
Подъезжает паровоз-
(поднимают и опускают левую руку, сжав пальцы в кулак)
Ту-ту-ту. ту-ту-ту!
Ребятишек он привез!
5.Самостоятельная работа
Прибываем на остановку-«Сделаем сами своими руками».
Мудрая Сова читает задание- послание.
Дорогие ребята! Вы много узнали о загадочной вышивке. Я предлагаю вам выполнить один из узоров этой вышивки по эскизам, которые я вам предлагаю.
(На доске прикреплены семхы-картинки узоров «Орловского списа»)
-Ведь прежде чем научиться вышивать и стать мастерицами вы должны научиться рисовать схемы, научиться их читать, и зашифровывать в них обережные знаки
Для выполнения задания вам понадобится простой карандаш, ластик, точилка, графические материалы: цветные карандаши, фломастеры (по выбору). Работаем одним из выбранных, графических материалов.
Вы самостоятельно выбираете схему вышивки, формат листа. А-4, квадрат)
Этапы выполнения задания
Необходимо выполнить рисунок узора простым карандашом
Используя цвета, которые используются в данной вышивке, выполнить рисунок в цвете.
Памятка
а) Контур красным цветом;
б) Заполнение пустого пространства узпром из бранок;
в) Завершением рисунка является кайма, узор каймы выполняется из бранок.
Дети под музыку ( русские народные мотивы, попури, выполняют задание)
Целевые обходы:
- инструктирование обучающихся по выполнению работы.
-Оказание помощи обучающимся, затрудняющимся в выполнении работы.
- Проверка организованности начала работы обучающимися.
- Контроль над рациональным использованием учебного времени обучающимися.
6. Подведение итогов урока
Попрощаемся с Совой
Сова – Я улетаю, но оставляю свой головной убор, а в нем вас ждёт сюрприз.
-А вы, ребята, пожалуйста ответьте на такие вопросы:
- как называется вышивка, которую мы с вами сегодня изучили?
- для чего, древние славяне украшали предметы быта, одежду вышивкой?
- какие мотивы вышивки «Орловский спис» вы запомнили?
- назовите, какие цвета использовались для этой вышивки
- как называются элементы, которыми заполняются контуры узоров? (бранки)
- где можно применить вышивку «Орловский спис» сейчас в современном мире? (Слайд 15)
Итак, отправляемся домой
(Физминутка)
Чух-чух! Чух-чух!
Мчится поезд во весь дух.
(дети бегут по кругу друг за другом, положив руки на плечи впереди стоящего ребенка)
Паровоз пыхтит.
Тороплюсь!- гудит.
Ту-у-у-у
Прибываем на станцию- «Демонстрационная»
Вот и подходит к концу наше путешествие. Вы познакомились еще с одним видом вышивки.
А теперь организуем выставку- показ наших узоров. Для демонстрации вам необходимо выбрать изделие, где вы можете применить свои схемы.
(Дети самостоятельно выбирают имитацию изделий: салфетка, рушник, рубаха, передник, полотенце, прихватка. Рисунки, прикрепляются к изделиям
Под музыку дети демонстрируют изделия (дефиле)
выходят и последовательно выстраиваются в ряд
Читают стихотворение.
Труд мастериц вызывал уважение,
Говорил о любовном к игле отношении.
По вышивке целый рассказ читали,
За смысл и правдивость узор почитали.
Тонкий узор выводила рука:
Волнистая линия — это река.
Крест — огонь, а полоска — земля.
Квадрат с точками внутри — засеянные поля.
Наносили всюду обереги:
Солнце, воду и речные бреги.
Кони, птицы и цветы -
Небывалой красоты!
Наши русские узоры
Не стареют сотни лет.
В красоте, в таланте русском
Весь скрывается секрет!
А где сейчас, в современном мире возможно применить искусство вышивки, в технике «Орловский спис»?
7. Домашнее задание.
Сова улетела, но оставила нам свой головной убор и предлагает вам
домашнее задание (дети самостоятельно вытаскивают из шапки совы записки с домашним заданием)
8. Рефлексия (слайд 16)
А теперь мы узнаем с каким вы настроением работали. У меня приготовлены для вас цветы и ваза со стебельками. Вы прикрепите к стебелькам цветы по вашему настроению, с которым вам работалось на уроке
На слайде:
КРАСНЫЙ – ВОСХИЩЕНИЕ
ОРАНЖЕВЫЙ – РАДОСТНОЕ, ТЕПЛОЕ
ЖЕЛТЫЙ – СВЕТЛОЕ, ПРИЯТНОЕ
ЗЕЛЕНЫЙ – СПОКОЙНОЕ
СИНИЙ – НЕУДОВЛЕТВОРЕННОЕ, ГРУСТНОЕ
ФИОЛЕТОВЫЙ – ТРЕВОЖНОЕ, НАПРЯЖЕННОЕ
ЧЕРНЫЙ – УПАДОК, УНЫНИЕ
Я рада, что есть восхищение, радость. Вы все большие молодцы! Спасибо за урок!
(Слайд 17)