Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Педагогика
  3. Особенности развития коммуникативных навыков у детей с ментальными нарушениями в условиях реабилитационного центра.

Особенности развития коммуникативных навыков у детей с ментальными нарушениями в условиях реабилитационного центра.

Выступление к презентации "Особенности развития коммуникативных навыков у детей с ментальными нарушениями" на семинаре "Организация образовательной деятельности и основы реабилитации лиц с ментальными нарушениями"

Предметы

Педагогика

Категория

Педагогика
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Особенности развития коммуникативных навыков у детей с ментальными нарушениями в условиях реабилитационного центра.

Слайд 1 Коммуникативные навыки — это способность человека адекватно взаимодействовать с другими людьми, с обществом. Приобретаются они в ходе процесса социализации. Если нормотипичным ребенком коммуникативные навыки усваиваются без особых внешних усилий со стороны семьи, то семье, воспитывающей ребенка с ментальными нарушениями, приходится прилагать немало усилий, чтобы помочь ребенку овладеть этими умениями.

Родители детей разного возраста, проходящих реабилитацию в нашем центре, обращаются именно к логопеду с жалобами на задержку развития речи, «странную» речь или вообще ее отсутствие.

Слайд 2 Структура и формат логопедического воздействия в реабилитационном центре значительно отличается от работы логопеда, например, в детском саду, школе или поликлинике, где занятия ребенок посещает длительное время. Логопед реабилитационного центра за достаточно ограниченный период времени должен решить несколько сложных и важных задач: определить речевые и коммуникативные способности ребенка, построить индивидуальный план логопедической реабилитации, и, конечно, провести занятия с максимальной пользой для ребенка.

За 2023 год в филиале Областного реабилитационного центра обслужено 97 детей с расстройствами аутистического спектра.

Логопедическую деятельность по формированию коммуникативных навыков у детей с РАС в условиях реабилитации можно разделить на несколько этапов, каждый из которых имеет свои цели и задачи.

(Слайд3)Первый этап — диагностический. Здесь мы собираем данные об особенностях коммуникативного поведения ребенка. Родители рассказывают о том, как они понимают, что ребенок что-либо хочет или не хочет, как узнают о дискомфорте ребенка или его болезненных ощущениях, какие звуки и слова ребенок произносит и что они обозначают, как ребенок реагирует на незнакомых взрослых, выполняет ли он инструкции близких или других взрослых, как реагирует на свое имя и т. д., что ребенок любит или не любит делать или ему неприятно, какие умения у ребенка уже сформированы.

(Слайд 4) Второй этап — установление эмоционального контакта.

1.Первоочередным инструментом здесь выступает наблюдение за свободной деятельностью ребенка без попыток взаимодействия и комментариев. Нужно позволить ребенку почувствовать себя в безопасности, освоиться в новой обстановке, почувствовать свободу деятельности.

2. Присоединение к интересам ребенка и его речевым реакциям. На этом этапе хорошо помогает взаимодействие с игровым материалом в поле зрения ребенка. При выборе материала учитываются имеющиеся у ребенка интересы. В процессе организованной игры начинаю комментировать действия ребенка, наполнять смыслом его эхолаличные высказывания и стереотипные действия, выполнять манипуляции с игрушками, схожие с действиями ребенка, придавая им игровой смысл («ты механик, ремонтируешь машины», «как красиво ты складываешь пирамидку»)

3. Сенсомоторная игра. Задачей сенсомоторной игры является вовлечение ребенка в простые игры. Это могут быть игры с красками, с водой, игры с крупами и сыпучими веществами, игры с пластичными материалами, игры со звуками, с ритмами, игры с движениями и тактильными ощущениями. Цель таких игр – дать ребенку новые сенсорные ощущения (зрительные, слуховые, тактильные, двигательные) и разнообразные положительные эмоциональные впечатления, что является основой положительного взаимоотношения с окружающим.

4. Организация целенаправленной деятельности ребенка. Важно эмоциональное поведение взрослого, что обеспечивает привлечение внимания ребенка к выполнению заданий, удержание его в рамках этих заданий и выполнение их до конца («мы уберем игрушки и тогда сможем пойти гулять». Поощрение деятельности (обсудить с родителями), если ребенок выполнил задание (хлопать в ладоши, сказать; «Молодец!»).

Если ребенок позволяет приближаться к себе; заинтересован в присоединении взрослого к его деятельности; включается в игры; проявляет радость от процесса взаимодействия; выполняет социальные ритуалы (приветствие, прощание); появляется взгляд в глаза, можно двигаться дальше, постепенно вступать в конфронтацию, создавая при этом возможность для формирования адекватных моделей поведения и условия для развития коммуникативной потребности.

(Слайд 5) Третий этап — формирование импрессивной коммуникации.

1.Обучение пониманию обращенной речи. Выбираю один предмет, который должен соответствовать двум характеристикам: часто встречаться в быту; удобный по форме и размеру, чтобы ребенок мог взять этот предмет рукой. Например, чашку. Сажусь рядом с ребенком за столом (либо лицом к столу, либо на стульях друг напротив друга). На столе не должно ничего находиться. Кладу на стол предмет, затем привлекаю внимание ребенка («Саша, посмотри на меня»). Затем дается инструкция («Дай чашку»). В случае, если ребенок выполняет инструкцию, а именно, берет чашку со стола и кладет мне в руку, немедленно следует поощрение.

Если ребенок не выполняет инструкцию, за ней следует физическая помощь: своей рукой беру руку ребенка так, чтобы его рукой взять чашку и вложить ее в свою свободную руку. Затем ребенка поощряю, комментируя: «Умница, ты дал чашку». Каждый следующий раз стараюсь уменьшить степень помощи - все более легкими движениями направляю руку ребенка. В результате обучения инструкция должна выполняться без помощи со стороны.

(Слайд 6) 2. Обучение выполнению инструкций. Выполнение простых движений (похлопай, постучи). Инструкция: «Сделай как я» (постучать по столу или похлопать в ладоши). Сначала по подражанию движения. Когда ребенок начнет выполнять подражания, убираю показ, прошу выполнять по словесной инструкции.

(Слайд 7) 3. Обучение пониманию жестов и выразительных движений, в том числе с помощью альтернативных коммуникационных систем.

Например: обучение использовать указательный жест. Перед ребенком помещаю 2 предмета, один из которых для него привлекателен (например, кубик и машинка). Затем спрашиваю: «Покажи, что ты хочешь?» Как только он потянется к одному из предметов, надо оказать помощь - руку ребенка сложить в указательный жест и показать на желаемый предмет. Выбор альтернативных средств и методов обсуждается с родителями (система PECS, жестовый язык, планшет и т.д.).

(Слайд 8) Четвертый этап — развитие экспрессивной коммуникации. Расширение рамок общения с окружающими. Важно научить ребенка привлекать к себе внимание, обращаться за помощью, сообщать о боли или дискомфорте; выражать простые просьбы с помощью жестов или альтернативных коммуникативных систем. Создаю или использую ситуации, когда у ребенка есть потребность в чем-то. Например, убираю понравившуюся игрушку повыше, чтобы ребенок не смог достать. Когда ребенок будет тянуть за руку и показывать предмет, помочь ему сказать: «Дай». Если получилось - поощрить.

(Слайд 9) Пятый этап — развитие общих речевых навыков.

1. Вызывание речевого подражания, потребности подражать слову (отдельные звуки, звукоподражания, первые формы слов)

2. Формирование речевого дыхания, силы голоса, активизация движений артикуляционного аппарата и мимической мускулатуры в игровой форме по подражанию.

(Слайд 10) 3. Развитие слухового внимания. Ко времени начала обучения речевым навыкам ребенок уже должен уметь повторять за взрослым простые движения по инструкции «Делай так» или «Повторяй за мной».

Сначала делаю 2-3 знакомых движения, а затем движение открыть рот (например

3 раза хлопнул и открыл рот). Если ребенок повторил - поощрение.

Начал повторять движение самостоятельно, можно осваивать следующие движения: показать язык, надуть щеки, подуть.

Обучение повторять звуки обычно начинаю на материале гласных.

Инструкция: «Повторяй за мной», затем показ движений и звука: 2-3 раза

хлопнуть в ладоши и открыть рот, сказать «а». Если ребенок повторил -

поощрение. Если не повторяет звуки, вернуться к этапу имитации движений,

а затем пробовать еще раз вызвать звукоподражание.

Очень важно включать родителей в образовательный процесс, чтобы коррекционная работа осуществлялась и в домашних условиях. Для этого провожу индивидуальные консультации, даю рекомендации по продолжению работы дома.

Вывод: главная особенность в работе с детьми РАС по обучению коммуникативным навыкам – успешное установление эмоционального контакта с ребенком, гибкая структура коррекционного занятия, учитывающая индивидуальные особенности и интересы ребенка, активное вовлечение в коррекционную работу членов семьи ребенка.

(Слайд 11)Последующая логопедическая работа осуществляется по стандартным схемам преодоления нарушений звуков, развития словарного запаса, грамматического строя речи.

В 2023 году в филиале Областного реабилитационного центра по АДОП «Развитие речи» прошло обучение 153 чел, из них детей младшего возраста 68, детей старшего возраста - 85. По нозологии на первом месте дети с заболеваниями нервной системы- 30%, психические заболевания - 7%, заболевания ОДА -24%, прочие патологии – 41%. Отмечалась положительная динамика в понимании обращенной речи, в речевом и неречевом взаимодействии, в повышении мотивации к сотрудничеству, улучшении памяти, внимания, работоспособности.

Спасибо за внимание!

5

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Выступление к презентации "Особенности развития коммуникативных навыков у детей с ментальными нарушениями" на семинаре "Организация образовательной деятельности и основы реабилитации лиц с ментальными нарушениями"
0 ₽