Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Биология
  3. Особенности реализации содержания учебного предмета «Биология» в соответствии с обновлённым ФГОС

Особенности реализации содержания учебного предмета «Биология» в соответствии с обновлённым ФГОС

Одно из ключевых направлений развития системы образования страны – формирование единого образовательного пространства. Единые подходы к формированию содержания образования, единые стандарты и единая система мониторинга – это гарантия доступности ресурсов, равенства условий и возможностей для обучающихся, и, как следствие, гарантия повышения качества образования. Для формирования единого образовательного пространства разработаны и приняты стратегически важные документы, касающиеся содержания образования: обновлены федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС), утверждены федеральные основные общеобразовательные программы. В статье описан опыт работы.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Биология

Категория

Биология
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Особенности реализации содержания учебного

предмета «Биология» в соответствии с обновлённым ФГОС

Зварич Оксана Михайловна,

учитель биологии МБ НОУ «Лицей №111», г. Новокузнецк, Кемеровская область – Кузбасс, Россия

Одно из ключевых направлений развития системы образования страны – формирование единого образовательного пространства. Единые подходы к формированию содержания образования, единые стандарты и единая система мониторинга – это гарантия доступности ресурсов, равенства условий и возможностей для обучающихся, и, как следствие, гарантия повышения качества образования. Для формирования единого образовательного пространства разработаны и приняты стратегически важные документы, касающиеся содержания образования: обновлены федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС), утверждены федеральные основные общеобразовательные программы.

С 1 сентября 2023 года содержание и планируемые результаты разработанных образовательными организациями образовательных программ должны быть не ниже соответствующих содержания и планируемых результатов федеральных программ.

В соответствии с обновленным ФГОС ООО биология является обязательным предметом на уровне основного общего образования и может преподаваться на базовом уровне с 5 класса и на углубленном уровне с 7 класса. В текущем учебном году я реализую биологию в 7 классе на базовом уровне.

В соответствии с обновленным ФГОС преподавание биологии переходит с концентрической модели на линейную. Сложность данного перехода затронуло в большей степени параллель 7 классов

Именно с 7 классов по обновленным ФГОСам предполагается введение углубленного уровня, но учебников сейчас нет (вероятно появление углубленного УМК только в 2025 г.) В прошлом учебном году ребята шли по концентрической программе, а в этом году перешли на линейную систему базового УМК и опять стали изучать систематику растений, которую они уже прошли в 6 классе, т.е. появился повтор изучения систематических групп растений. В такой ситуации нежелательно повторное использование учебника, по которому учащиеся учились в 6 классе в 2022/2023 году, да и фактически по этим учебникам обучаются современные 6 классники. Для 7 классов более подходит переработанный в соответствии с обновленными ФГОС учебник 7 класса линии Пасечника В.В. из Приложения 1 действующего ФПУ (№ 858 от 21.09.2022, 1.1.2.6.3.1.3). Но и тут есть трудность перехода… и на данный момент используются учебники из приложения 2 до окончания их срока. Фактически получается, т.к. программа является первичной, а учебник вторичен, то далеко не весь учебный материал можно подчерпнуть из учебника. И тут на выручку приходят информационные технологии.

Отдельными блоками собранный материал высылается ученикам по средствам ЭШ 2.0. Кроме того при разработке программы я поурочно планировала какими электронными цифровыми образовательными ресурсами буду пользоваться и в большей степени ЦОР мною используется именно в параллели 7 классов.

Каталог материалов ФГИС Моя школа - (здесь представлены уроки по классам обучения, которые отсутствуют в УМК)

Библиотека цифрового образовательного контента https://myschool.edu.ru/

Банки заданий для оценки естественнонаучной грамотности https://skiv.instrao.ru/bank-zadaniy/, https://instrao.ru/

Материалы для учителей и задания по функциональной грамотности

Эти ресурсы содержат интересные сведения, рисунки, схемы, фотографии, аудио- и видеофрагменты, касающиеся жизни и развития растений, животных, человека.

Повтор учебного материала с 7-классниками позволяет более тщательно отработать материал, выделить время на обобщение, провести значимое кол-во лабораторных и практических работ из избыточного перечня, приведенного в ФОП, а ведь перечень лабораторных и практических действительно избыточен: 6 класс – 15 лабораторных и 9 практических работ (получается на 34 урока приходится 24 работы практической направленности.) 7 класс – 12 практических и 2 лабораторные работы.

В предметной программе (5–9 классы) приводится расширенный перечень лабораторных и практических работ, из которых допустимо сделать выбор по своему усмотрению. Конечно, в первую очередь на мое усмотрение влияет материально-техническое оснащение кабинета.

Естественно-научная грамотность достигается через учебно-исследовательскую деятельность, через постановку и оценку экспериментов, что в свою очередь требует наличие хорошо оборудованной школьной лаборатории. На данный момент в кабинете биологии имеются комплекты биологических микролабораторий на каждую парту, включающих лабораторную посуду, комплекты микропрепаратов, микроскопы, простейшие химические реактивы.

В параллели 6-7 классов изучаются растения, поэтому недостатка в живых объектах исследования нет. Это водоросли, водное растение элодея, части растения: семя, корень, стебель, лист. Фасоль проращиваем в кабинете, а затем изучаем клеточное строение различных частей.

.Небольшую часть работ рекомендую обучающимся провести в качестве внеурочной деятельности, осуществляемой самостоятельно, если наблюдаемые процессы длительные во времени. Таким образом реализуется предъявляемое требование к процессу обучения – самостоятельное получение знаний, выполнение наблюдений и других исследовательских работ в природе и домашних условиях.

В техническое оснащение кабинета входит Цифровая лаборатория по физиологии (профильный уровень). Ее возможности обеспечивают одновременное получение данных от датчиков по нескольким независимым измерительным каналам, разные способы представления полученных данных (таблицы, графики), позволяет проводить накопление статистики по проведённым экспериментам и сериям экспериментов, а также при необходимости вычислять погрешности определяемых величин.

Экологическая лаборатория «Экознайка» позволяет заинтересовать ребят исследовательской/проектной деятельностью.

Предлагаемый перечень работ измерением температуры, кислотности, минерализации, "Определение цветности, прозрачности (мутности), запаха, жесткости воды", "Исследование воды на наличие синтетических поверхностно-активных веществ (СПАВ)", "Измерение содержания растворенного кислорода в воде", так же в комплекте имеется нитратомер, дозиметр

Но все же темы и проблемы проектных и исследовательских работ подбираются в соответствии с личностными предпочтениями каждого обучающегося и находятся в области их самоопределения. Ребята приобретают опыт не только в исследовательской деятельности, но и опыт публичных выступлений перед одноклассниками.

В перспективе есть идея для осуществления проектной деятельности использовать Цифровой сервис для 5-11 классов «Лаборатория проектов», от издательства «Просвещение». Это образовательный сервис, который может помочь организовать работу по созданию проектов (исследовательский, творческий, производственный, социальный) учеником в 4 уровнях сложности. Данный сервис платный, поэтому пока рассматривается возможность его использования.

Еще одной особенностью реализации учебного предмета Биология является то, что содержание в программе 5–9 классов выстроено линейно и не предполагает выделения целого раздела для изучения общебиологических закономерностей (которые ранее изучались отдельно в 9 классах), тем не менее предполагается формирование общебиологических представлений и знаний во всех параллелях с 5 по 9 класс.

В 7 классе уделяю особое внимание эволюции растительного мира на Земле, знакомлю с основными ароморфозами растений в разные исторические периоды (этого материала в 6 классе у ребят не было). На данный момент ребятам предложены темы для проектной деятельности:

  • Загадки палеоботаники

  • Формы сохранности ископаемых остатков растений

  • Способы определения возраста палеонтологических находок

  • Переходные формы в развитии растительного мира на Земле

  • «Живые ископаемые» современной флоры Земли и т.д.

Расширяю учебную информацию экологической направленности за счет привлечения к просвещению специалистов – экологов, (так например с нами сотрудничает Дарья Владимировна, эколог «Санатория-профилактория «Железнодорожник» на станции Новокузнецк») Она привлекает внимание ребят как среднего звена, так и старшего к проблемам экологии в родном городе, знакомит учеников с различными Эко-акциями проходящими в нашем городе и регионе, призывает к участию в них, приходит к нам с лекториями/экологическими викторинами.

Большинство интернет-ресурсов, наряду с содействием овладению биологическими знаниями, способствуют формированию у школьников необходимого экологического образования, воспитывают любовь к уникальной и многообразной природе России. С учениками как 6-7, так и 10-11 кл. участвуем во всероссийских экологических уроках: итогом проведения такого урока в 10 классе «Вирусы и люди», стало изготовление модели вируса.

Таким образом, в соответствии с обновлённым ФГОС стремлюсь реализовать структурно-функциональный, эколого-эволюционный и системно-деятельностный подход к отбору содержания учебного предмета «Биология»

11

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Одно из ключевых направлений развития системы образования страны – формирование единого образовательного пространства. Единые подходы к формированию содержания образования, единые стандарты и единая система мониторинга – это гарантия доступности ресурсов, равенства условий и возможностей для обучающихся, и, как следствие, гарантия повышения качества образования. Для формирования единого образовательного пространства разработаны и приняты стратегически важные документы, касающиеся содержания образования: обновлены федеральные государственные образовательные стандарты (далее – ФГОС), утверждены федеральные основные общеобразовательные программы. В статье описан опыт работы.
0 ₽