Особенности уроков физической культуры у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Смирнова Татьяна Дмитриевна
ГБОУ СОШ №19
Физическая культура играет важную роль в жизни детей с ограни-ченными возможностями здоровья (ОВЗ). Она помогает им развивать
физические и психологические возможности, повышать самооценку, устанав-ливать социальные связи и становиться активными участниками общества.
Адаптивная физическая культура направлена на реабилитацию, социализа-цию и коррекцию нарушений у таких детей. Занятия адаптивной физической культурой способствуют физическому развитию, психологическому благопо-лучию, социализации, укреплению здоровья и повседневной жизни детей с
ОВЗ.
Особенности уроков физической культуры для детей с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ):
индивидуальный подход к каждому ребёнку, учитывающий его спе-цифические особенности и заболевания;
коррекционно-развивающая направленность занятий, направленная на коррекцию физического и психического здоровья;
разнообразие двигательной деятельности для обеспечения достаточ-ной физической активности;
адаптированные упражнения, облегчённые для выполнения;
исключение некоторых видов упражнений по медицинским показаниям;
формирование правильного отношения к физической культуре, себе и своему здоровью;
наблюдение за состоянием ребёнка во время занятий инструктором, медицинской сестрой и воспитателем группы;
мотивация на улучшение результатов (похвала, близость с ребёнком во время объяснения задания);
дополнительная релаксация во время занятий;
дифференцированный подход к участию в соревнованиях;
оказание помощи ребёнку при выполнении упражнений;
предоставление дополнительного времени для выполнения заданий.
На уроках физической культуры с детьми с ограниченными
возможностями здоровья (ОВЗ) можно использовать игровые приёмы
для повышения двигательной активности, развития моторики и
стимулирования интереса к занятиям.
Вот некоторые примеры игровых приёмов:
Сюжетные игры: используйте сказки, истории или мультфильмы
для создания игрового контекста и мотивации детей.
Игры с правилами: предложите детям выполнять упражнения или задания в соответствии с определёнными правилами, что поможет развить координацию и внимание.
Эстафеты: разделите детей на команды и проведите соревнования между ними, используя различные виды эстафет.
Игры с элементами спорта: адаптируйте элементы популярных видов спорта (футбол, баскетбол, волейбол) для детей с ОВЗ, чтобы они могли участвовать в них.
Игры с использованием специального оборудования: применяйте
мячи, скакалки, обручи и другие приспособления для развития моторики и координации движений.
Игры на внимание и реакцию: проводите игры, требующие быстрой реакции на сигналы или смену действий, чтобы улучшить внимание и координацию.
Игры на развитие мелкой моторики: используйте упражнения с
мелкими предметами (бусины, пуговицы, камешки) для развития моторики пальцев.
Игры на развитие крупной моторики: предлагайте детям упражне-ния, направленные на развитие силы, гибкости и координации движений.
Игры на развитие пространственного восприятия: проводите игры, в которых дети должны ориентироваться в пространстве и выполнять задания, связанные с перемещением в разных направлениях.
Игры на развитие социальных навыков: организуйте совместные игры, в которых дети учатся работать в команде, общаться и сотрудничать друг с другом.
Использование мнемотехники на уроках физической культуры.
Мнемотехника может быть полезна на уроках физической культуры
для детей с ОВЗ, так как она помогает развивать память, внимание и
ассоциативное мышление. С помощью мнемотехники можно создавать ассоциации между физическими упражнениями и их выполнением, что облегчает процесс запоминания и повышает эффективность занятий.
Мнемотехника включает в себя использование специальных приёмов и техник для улучшения памяти и запоминания информации. На уроках физической культуры с детьми с ОВЗ мнемотехника может быть
использована для запоминания различных упражнений, последователь-ности их выполнения и правил безопасности.
Мнемотаблицы представляют собой графические изображения, кото-рые помогают детям с ОВЗ запомнить информацию. Они состоят из
картинок или символов, связанных с определённым упражнением или
группой упражнений. Например, для запоминания упражнения «присе-дание» можно использовать мнемотаблицу с изображением человека, приседающего на корточки.
Использование мнемотехники на уроках физической культуры с детьми с ОВЗ способствует развитию памяти, внимания и мышления, а также облег-чает процесс запоминания и освоения новых упражнений.