Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования Детская школа искусств №3
городского округа г. Уфа Республики Башкортостан
Освоение навыков исполнительского дыхания как составная часть механизма управления звучанием инструмента.
Выполнил: преподаватель
по классу духовых инструментов
Охрименко Дмитрий Александрович
_________________________
Уфа 2023 год
Исполнительское дыхание на духовых инструментах достаточно подробно рассмотрено в ряде методических работ (3, 4, 5, 6). Но то, что оно рассматривалось вне связи с объективными закономерностями звукообразования и спецификой функционирования губного аппарата музыканта в роли звукообразующего клапана, вносит много неразберихи в практику его освоения и применения.
«Взгляд на исполнительское дыхание тромбониста с позиций объективных закономерностей звукообразования и звукоизвлечения на тромбоне, с учетом анатомо-физиологических особенностей дыхательных органов человека и требований исполнительства позволяет более полно увидеть его суть и пути практического освоения» (1, с.84).
Прежде всего, нужно уяснить, что естественное дыхание человека является полной противоположностью тому, что нужно для энергетического обеспечения процесса звукообразования в тромбоне. Если дыхательный процесс у здорового человека протекает свободно, без каких-либо усилий, инстинктивно, на основе сигналов центральной нервной системы, то для звукообразования на тромбоне необходимо чтобы выдыхаемая струя воздуха имела определенное давление, способное привести в действие всю автоколебательную систему. Придание выдыхаемой струе воздуха определенного давления необходимо как для возбуждения колебаний, так и для их поддержания. Минимальные пределы давления выдыхаемой струи воздуха (порог возбуждения) обусловлены состоянием губного аппарата, которое, в свою очередь, зависит от высоты возбуждаемого звука.
Придание выдыхаемой струе воздуха определенного давления является основной специфической особенностью, отличающей исполнительское дыхание от естественного, и эта специфика, как уже отмечалось, обусловлена объективными закономерностями звукообразования в инструменте. Еще более широкий круг отличий исполнительского дыхания от обычного обусловлен требованиями самого исполнительства на тромбоне. Широта и многогранность исполнительских задач заставляет исполнителя пользоваться как можно более обширным арсеналом выразительных средств и приемов, которые, как правило, тесно связаны с исполнительским дыханием.
Одной из важнейших особенностей исполнительского дыхания тромбониста, обусловленной непосредственно исполнительскими задачами, является продолжительность выдоха. Исполнение больших фраз, особенно кантиленного характера, при использовании широкого динамического диапазона требует значительного расхода воздуха и понятно, что естественный объем вдоха, используемый человеком, не в состоянии обеспечить выполнение данной исполнительской задачи. Для этого музыканту может потребоваться такой вдох, при котором заполнится весь возможный объем легких. В этом случае вдох перестает быть пассивной функцией дыхания, каковой он является при естественном дыхании. Это является еще одной специфической чертой исполнительского дыхания.
Нередко перед исполнителем стоит задача произвести предельно глубокий вдох за предельно короткий отрезок времени. Подобное сочетание также выходит далеко за рамки естественного дыхания человека, при котором, наоборот, продолжительность вдоха занимает больше времени, чем выдох.
Все это вместе требует от человека существенной перестройки дыхания при игре на инструменте. Успех в этом возможен только при ясном понимании различий между исполнительским дыханием и естественным, так как процесс приобретения человеком специфических навыков, не входящих в систему безусловных рефлексов, может протекать только в результате его сознательной деятельности.
Рассмотрим более подробно основную особенность исполнительского дыхания – механизм создания и регулирования давления выдыхаемой струи воздуха.
«Каждому музыканту, играющему на одном из духовых инструментов, знакомо понятие «опертое дыхание», или дыхание, «поставленное на опору». Эти понятия подразумевают присутствие в исполнительском дыхании музыканта механизма создания и регулирования давления выдыхаемой струи воздуха» (2, с. 71).
Каким образом происходит создание и регулирование давления выдыхаемой струи воздуха и что является «опорой», на которую «опирается» восходящий поток воздуха?
Известно, что основанием грудной полости является диафрагма, которая представляет собой куполообразное мышечно-сухожильное соединение, отделяющее грудную полость от брюшной.
Диафрагма способна выполнять движение вверх и вниз. Движение диафрагмы регулируется диафрагмальным нервом при участии брюшных мышц. Опускание и поднятие купола диафрагмы происходит в результате расширения и сужения области ее крепления.
Участие диафрагмы в процессе исполнительского вдоха продиктовано его основной специфической особенностью - необходимостью придания выдыхаемой струе воздуха определенного давления. Без участия диафрагмы этого сделать невозможно. Именно диафрагма и является той «опорой», на которую «опирается» воздушный столб во время выдоха.
Необходимость участия диафрагмы в процессе выдоха при исполнительском дыхании, естественно, предполагает и ее участие в процессе вдоха. Участие диафрагмы в процессе вдоха способствует выполнению и таких важных специфических особенностей исполнительского дыхания, как увеличение объема легких и обеспечение достаточной скорости вдоха. В принципе, функции диафрагмы человека при игре на тромбоне аналогичны функциям диафрагмы в диафрагмальном насосе.
Являясь основанием грудной полости, диафрагма в момент опускания способствует увеличению объема легких и, вместе с этим, заполнение этого объема может произойти очень быстро. Быстрота вдоха зависит от скорости опускания купола диафрагмы, при котором она выполняет засасывающую функцию, подобно диафрагме в диафрагмальном насосе. Скорость опускания купола диафрагмы зависит, в свою очередь, от скорости сокращения мускулатуры, приводящей диафрагму в движение.
После произведения вдоха губы смыкаются, и именно с этого момента, встречая сопротивление образовавшегося клапана, выдыхаемая струя воздуха в состоянии преодолеть это сопротивление только под воздействием диафрагмы. Активное использование упомянутых функций диафрагмы в исполнительском дыхании возможно только при участии мышц брюшного пресса.
Учитывая особенности функционирования дыхательной мускулатуры тромбониста в исполнительском дыхании при освоении его навыков, особое внимание необходимо сосредоточить на вовлечении в дыхательный процесс системы мышц, расположенных в области крепления диафрагмы. Решение подобной задачи представляет определенную трудность не только в силу того, что музыкант должен в определенной мере перестроить естественные дыхательные рефлексы, но и от того, что контроль за этой перестройкой может успешно осуществляться только посредством проприоцепции (термин проприоцепция в физиологии означает чувствительность мышц). Поэтому успешное овладение музыкантом навыками исполнительского дыхания возможно только при ясном понимании его специфики и умения управлять мускулатурой, обеспечивающей выполнение этой специфики.
Рассмотрим один из возможных методов освоения навыков исполнительского дыхания, базирующийся на использовании эффекта усиления чувствительности мышц, включаемых в дыхательный процесс, что позволяет сознательно управлять мышечным движением. Этот метод прошел длительную и широкую проверку практикой и показал, что, благодаря ему музыкант способен в короткие сроки овладеть спецификой исполнительского дыхания.
Освоение основ исполнительского дыхания должно начинаться с освоения его важнейшего элемента - вовлечения в дыхательный процесс системы мышц, расположенных в области крепления диафрагмы. Эта группа мышц, принимающая активное участие в работе диафрагмы, должна обеспечить полноценное опускание и поднятие ее купола.
Добиться того, чтобы мускулатура обеспечила равномерное расширение области крепления диафрагмы, а, следовательно, и опускание ее купола, можно с помощью простого приспособления. Для этого достаточно надеть музыканту на талию эластичный пояс (это может быть обычная резинка, резиновый жгут и тому подобное, главное, чтобы это приспособление обеспечило музыканту возможность ощущать мускулатуру, движением которой он хочет управлять), затем он должен сделать попытку силой мышц, охваченных поясом, «разорвать» его. При этом мышцы совершат движение, расширяющее область крепления диафрагмы и купол диафрагмы опустится, что соответствует ее движению во время вдоха в исполнительском дыхании. Необходимо только проследить, чтобы воздействие мышц на пояс происходило равномерно по всей окружности. Это будет способствовать более полному и равномерному вовлечению в движение всей системы мышц, участвующих в этом процессе, что в свою очередь будет способствовать более полному и равномерному расширению области крепления диафрагмы, а, следовательно, и более качественному участию диафрагмы в дыхательном процессе.
Освоение навыков вовлечения в дыхательный процесс системы мышц, расположенных в области крепления диафрагмы, на начальном этапе должно протекать при задержке дыхания. Все внимание должно быть сосредоточено только на мышечном движении. Многократные напряжения и расслабления мускулатуры на задержанном дыхании позволяют лучше осмыслить суть этого дыхательного движения мышц, расположенных в области крепления диафрагмы.
Наиболее часто встречающиеся недостатки при освоении навыков вовлечения в дыхательный процесс мышц, расположенных в области крепления диафрагмы, на начальном этапе выпячивание живота и пассивность мышц в области поясницы. Чтобы избежать их, в момент напряжения мышц, охваченных поясом, брюшной пресс сокращается как во время нанесения по нему удара. Если мышечное движение выполнено правильно, то в момент напряжения мускулатуры музыканта слегка наклоняет вперед, он как бы прогибается в пояснице.
В целом, исполнитель должен всегда помнить – исполнительский вдох начинается с напряжения брюшного пресса.
После того, как будет освоено и достаточно твердо закреплено движение мышц в области крепления диафрагмы, можно соединить его с дыханием. Это уже не представляет особых трудностей, так как достаточно только открыть доступ воздуха в легкие и напрячь мышцы, охваченные поясом, как одна из фаз исполнительского дыхания - вдох - будет осуществлена.
Для того, чтобы произвести глубокий вдох и заполнить весь возможный объем легких, необходимо в момент напряжения мышц в области крепления диафрагмы произнести беззвучно на вдохе слог «Ах». При этом необходимо обратить внимание на то, чтобы верхняя часть грудной клетки и плечи не поднимались. В противном случае диафрагма не сможет сохранить положение вдоха (т.е. предельно возможное выпрямление купола), а, следовательно, и окажется не в состоянии полноценно выполнить роль «опоры» в момент атаки звука, что может привести к дефектам в звукоизвлечении.
После того, как первая фаза исполнительского дыхания -вдох - будет тщательно отработана и закреплена, можно приступать к соединению её со следующей фазой - выдохом. Для этого следует после произведения вдоха сомкнуть губы и, не меняя напряжения дыхательной мускулатуры, достигнутого в результате вдоха, начать выпускать воздух, следя при этом, чтобы губы были сомкнуты достаточно плотно и оказывали активное сопротивление выдыхаемой струе воздуха. Одновременно нужно следить за тем, чтобы область крепления диафрагмы сжималась равномерно.
Для того чтобы лучше прочувствовать взаимосвязь движения диафрагмы и создаваемого этим движением давления выдыхаемой струи, можно впроцессе выдоха несколько раз резко сократить дыхательную мускулатуру, резко повышая тем самым давление выдыхаемой струи воздуха. Чередование постоянного давления, оказываемого диафрагмой на выдыхаемую струю воздуха, с его увеличениями способствует более глубокому ощущению мышечного движения, являющегося источником создания и регулирования давления выдыхаемой струи воздуха.
В период упражнений с поясом необходимо обратить внимание еще на одну особенность исполнительского дыхания взаимосвязь скорости вдоха с количеством оставшегося в легких воздуха после предыдущего вдоха. Чем больше воздуха остается в легких после выдоха, тем быстрее может быть произведен очередной вдох. И, наоборот, в результате более полного выдоха глубокий вдох займет гораздо больше времени. Эта особенность обусловлена количеством времени, за которое диафрагма может совершить движение сверху вниз. Чем полнее произведен выдох, тем выше поднимается купол диафрагмы, следовательно, при полном выдохе потребуется значительное время для его опускания в нижнюю точку. Об этой особенности необходимо помнить в исполнительской практике и стараться реже пользоваться полным объемом легких. Во время полного выдоха в его окончании заметно снижение качественных кондиций звучания и, в общем, злоупотребление большим дыханием приводит к перегрузкам дыхательной мускулатуры, особенно гладкой, и к чрезмерному переутомлению исполнителя. Гораздо рациональней и с позиций физиологии, и с позиций исполнительства пользоваться при игре дыханием, когда диафрагма остается в возможно более низком положении и не совершает большого движения вверх. В этом случае основная нагрузка лежит на сильных мышцах брюшного пресса и при этом сохраняется постоянная возможность поддерживать необходимое давление выдыхаемой струи воздуха.
Освоение навыков исполнительского дыхания с помощью пояса на начальном этапе должно протекать без инструмента, так как присутствие инструмента отвлекает внимание от контроля за работой мышц, включаемых в дыхательный процесс. После достаточно твердого овладения навыками исполнительского дыхания (его «технологической» сутью) можно приступать к внедрению их в процесс игры на инструменте. Иногда оказывается полезным (для определенной категории учащихся) произвести ряд дыхательных циклов в инструмент без извлечения звука. Затем, начиная с простых упражнений, довести «технологическую» сторону исполнительского дыхания до автоматизма. Занятия с поясом должны продолжаться до тех пор, пока в этом будет необходимость. Периодически начинающий музыкант может возвращаться к занятиям с поясом для совершенствования самоконтроля.
Освоение навыков исполнительского дыхания - составная часть механизма управления звучанием инструмента.
Литература
Горовой С. Технология и искусство игры на тромбоне. - Донецк, 1988.
Горовой С. Общие закономерности управления звучанием тромбона. - Дис. канд. искусствоведения. - Харьков, 1997.
Диков Б. О дыхании при игре на духовых инструментах. - М., 1962.
Должиков Ю. Техника дыхания флейтиста //Вопросы музыкальной педагогики. - М., 1983. - Вып. 4.
Пушечников И. Особенности дыхания при игре на гобое //Вопросы музыкальной педагогики. - М., 1991. - Вып. 10.
Bing W. A scientific study of pulmonari funktion. - Brass Bulletin N13.- Switzerland, 1976.