Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Музыка
  3. Открытое занятие по вокалу на тему: «Работа над художественной выразительностью исполнения вокального произведения»

Открытое занятие по вокалу на тему: «Работа над художественной выразительностью исполнения вокального произведения»

- Научить работать с поэтическим текстом вокального произведения - определять художественно-смысловые и динамические кульминации - использовать средства музыкальной выразительности при исполнении вокального произведения

Предметы

Музыка

Категория

Музыка
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Разработка открытого занятия по вокалу на тему: «Работа над художественной выразительностью исполнения вокального произведения»

Цель: формирование навыков работы над художественной выразительностью исполнениявокального произведения

Задачи:

Обучающие: - Научить работать с поэтическим текстом вокального произведения

- определять художественно-смысловые и динамические кульминации

- использовать средства музыкальной выразительности при исполнении вокальногопроизведения

Развивающие:

развивать умение мыслить образами через исполнение музыкального произведения

развивать интеллектуальные способности, творческое воображение, музыкально-эстетическоевосприятие, интерес к выразительному пению, мотивацию к приобретению певческих навыков

Воспитательные:  -  расширять представления об окружающем мире воспитывать художественный и музыкально-эстетический вкус

повышать культуру поведения и общения

Методы и приемы:

- Объяснительный;

- Образно-иллюстративный;

- Сочетание индивидуального и дифференцированного подходов;

- иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальный показ педагогом ивоспроизведение услышанного учащимися).

- пластическое интонирование

Форма проведения: индивидуальное

Оборудование материалы:
- фортепиано

- Нотный материал

Структура занятия:

  1. Организационный момент

2. Упражнения на развитие певческого дыхания,

артикуляционная разминка, вокальные упражнения – распевание.

3. Работа над художественным образом в вокальном произведении

а)  беседа о содержании, о характере музыки

б) выразительное чтение поэтического текста

в) разбор нотного текста по средствам музыкальной выразительности, исполнение песни

г) разбор динамического развития, определение кульминаций (динамической, смысловой),

д) работа над художественным образом: над передачей характера, над умением донести замысел авторов произведения до слушателя (на основе знания и понимания содержания и характера, знания динамического развития, знания кульминаций)

е) выразительное исполнение песни

4. Рефлексия.

5. Домашнее задание.

Ход занятия

1. Приветствие. Объявление темы урока. Сообщение о содержании урока.

Педагог: Здравствуйте, ребята! 

Тема сегодняшнего занятия  «Работа над художественной выразительностью исполнения вокального произведения». Прежде чем приступить к изучению нашей темы мы должны подготовить наш голосовой аппарат.

2. Пение вокальных упражнений – распевание.

Педагог: Как обычно, занятие мы начинаем с дыхательной и артикуляционной гимнастики, вокальных упражнений (снятие внутреннего напряжения, ощущение психологической и физической раскованности). Напомните, пожалуйста, что такое правильная певческая позиция? Ответ: стоять  прямо,  грудь свободна,  плечи  развернуты  и опущены вниз,  хороший  упор  на  обе ноги, руки свободные. Голову держать прямо.  Лицо должно быть спокойное, не напряженное. Педагог:   Правильно!                 

Упражнения на дыхание. Педагог: С чего начинается процесс пения? (Ответ: с вдоха) Куда направляем воздух при вдохе? (в живот) Корпус свободный, плечи опущены.

Предлагаю провести упражнения на дыхание

1.Медленный спокойный вдох - медленный выдох .

2.Упражнение «Ветер» - Все превращаемся в “ветер” и своим дыханием дуем на подушечки пальцев и следим за тем, чтобы выдох был ровным, без толчков и длительным;

3. Короткий, бесшумный вдох - активный выдох, чередуем короткий звук с, с, с, с - длинный сссссссс.

4. Короткий, бесшумный вдох – на выдохе активный счет до 8, до 16

Педагог: Спасибо! А теперь переходим к артикуляционной гимнастике.

Ребята, скажите , пожалуйста, в работе артикуляционного аппарата какие органы участвуют? (Ответ: гортань, голосовые складки, язык, мягкое и твердое небо, зубы верхней и нижней челюсти, губы, носоглотка и резонаторные полости).

1. Четыре раза слегка прикусить зубами кончик языка. Высовывать язык до отказа, слегка прикусывая последовательно весь язык

2. Вытянуть язык вперед, поднять кончик языка вверх-вниз

3. «Часики» (круговые вращения языка при сомкнутых губах)

4. «Укольчики» (уколоть языком правую, левую щеку)

5. «Улыбка Буратино» (максимально растянуть сомкнутые губы, собрать губы в трубочку)

6. Упражнения на раскрепощение челюсти, мышц лица

Педагог:  спасибо.

Интонационно-фонетические упражнения.

1. Исходное положение: рот открыт максимально движениями челюсти вперед-вниз. Упражнение состоит в сильном, активном произнесении согласных звуков в следующей последовательности: Ш, С, Ф, К, Т. П, Б, Д, Г. В, З, Ж. Каждый звук произносится четыре раза.

2. Последовательность гласных: А, Э, И, О, У.

Вокально-интонационные упражнения.

Упражнения помогают сформировать вокальные навыки в процессе их исполнения, требующее необходимости следить за пением с ощущением «лёгкого зевка», т.е. за высокой певческой позицией и за направлением звука в резонаторы, за правильным певческим дыханием, за свободой голосового аппарата и за правильной артикуляцией гласных звуков.

1.Пение с закрытым ртом способствует  выравниванию тембрового звучания, слуховой настройки. Упражнение  пропевается со слегка разомкнутыми зубами (рот закрыт),  высоким небом,  на сонорный согласный звук «М». При пении ощущается  легкая вибрация и легкое щекотание губ. 

2.Сглаживание регистров. ( Вибрация губ, затем РРРР) Следить за свободой губ и ровным наполненным звуком при переходе к головному регистру. Чем медленнее скорость вибрации, тем лучше.

3.Отработка мягкой, но точной атаки звука. Этому будет способствовать исполнение упражнения на легато на одной ноте, на любые слоги с гласными А-Э-И-О-У. 

4. Пение стаккато по ступеням трезвучия. Лью-у-у-у-у, льо-о-о-о-о (расширяет звуковой диапазон, выравнивает  регистровое звучание голосов, активизирует работу передней   стенки живота).

5.Пение развернутого трезвучия на различные слоги, йотированные гласные выравнивает регистровое звучание голосов, расширяет диапазон.

6. Пение гаммы в восходящем движении - легато, в нисходящем движении – каждый звук повторяется 2,3,4,6 раз на стаккато.

Работа над дикцией.

Пропевание скороговорок: от медленного темпа до быстрого, от пиано (активный шепот) до форте (добиваться четкой, активной работы губ, языка):

«От топота, от топота, от топота копыт

пыль по полю, пыль по полю, пыль по полю летит».

«Мы перебегали берега»

- «Проворонила ворона вороненка»

3. Работа над художественным образом в вокальном произведении

Педагог. а)Ребята, перескажите, пожалуйста, своими словами, о чём рассказывается в песне муз. Л. Квинта, сл. В. Кострова​ «Здравствуй,мир!»

Ответ: о мире, который хочет быть счастливым и прекрасным, о его красоте.

Педагог .Молодцы, хорошо. Что можете сказать о характере музыки? Какой он? (Ответ) Характер музыки певучий, мелодичный. Музыка передаёт эмоциональный настрой, заложенный автором текста.

б) Выразительное чтение поэтического текста

Педагог: Ребята, давайте прочтём текст выразительно, эмоционально, передавая настроение. ( выделяя логические ударения, обращая внимание на четкое произношение согласных звуков)

в) Разбор нотного текста по средствам музыкальной выразительности,  исполнение песни

Педагог: - А каким образом музыка передаёт характер? Какими средствами музыкальной выразительности это выражается в музыке, какие краски помогают сделать музыку ярче?

Ответ: Это мелодия, лад, ритм, темп, динамика.

Педагог: Правильно. В каждой песни есть свои средства музыкальной выразительности.

Лад – минорный, это грусть, печаль и в то же время – радость в надежде, что желаемое будет исполнено

Мелодия – плавная, нежная, певучая, волнообразная

Темп – с движением (но не быстрый, и, не медленный)

Ритм – сложный ритмический рисунок, есть восьмые и шестнадцатые длительности, начинается из затакта

Динамика – mp, mf, f  (creshendo и diminuendo - внутри фраз и предложений)

Звуковедение - основной вид звуковедения – легато (непрерывность мелодической линии помогает сохранять цепное дыхание)

Педагог: Правильно. Давайте исполним песню, точно передавая все эти краски.

- Ребята, как вы думаете, где находится самое яркое по громкости место в этой песне, на какие слова оно приходится? Почему? Ответ: на последние две строки 2 куплета.

Педагог: Внутри каждой фразы имеются свои кульминации, свои ударения. Динамическая кульминациянаходится в окончани припева после 2-го куплета. (Здравствуй, быль, здравствуй, новь,
Здравствуй, светлая любовь!)

- Ребята, как вы думаете, где находится самое яркое по смысловой значимости, место в этой песне, на каких словах? (Ответ). Смысловая значимость приходится на слова: «Мир, ты хочешь быть прекрасным?
Значит миром будь всегда!»
Верно, смысловая кульминацияв окончании всей песни, т.е.мир прекрасен, певуч и звонок и научит нас верить в солнце и траву. Надо исполнить 2 куплет ярко, очень выразительно,

Давайте ещё раз исполним песню на легато, в указанном темпе, с выполнением динамического развития, выделяя в каждой фразе, куплете, свои ударения и частные кульминации, ярко передавая настроение песни!(исполнение песни)

- Хорошо! Молодцы!

Теперь давайте исполним песню «Здравствуй мир!» под фонограмму, передавая художественный образ вокального произведения. ВАЖНО донести до слушателя характер, содержание и смысл вокального произведения, задуманных авторами музыки и поэтического текста, т.е. композитором и поэтом. В достижении образностивокального произведения помогают жестикуляции рук, мимика лица. Взгляд, улыбка и вся возможная мимика лица помогут передать эмоции, характер, настроение, смысл и содержание вокального произведения.

4. Рефлексия. 

Педагог: сегодня мы выполнили большую и очень важную работу - раскрасили песню разноцветными красками. Подводя итог занятия, скажите, пожалуйста, что сегодня было для тебя новым? (ответ )

Сегодня новым было:

  1. получение информации о средствах музыкальной выразительных в песне

  2. определение кульминаций в произведении, исполнение произведения с динамическими оттенками и с выполнением кульминаций.  

  3. Прочувствованное, художественно-образное исполнение песни .

5. Домашнее задание.

Наше занятие подошло к концу. А чтобы ты смог взглянуть на себя со стороны, предлагаю дома произносить вслух поэтический текст песни четко, с выражением, эмоционально перед зеркалом. До свидания!

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

- Научить работать с поэтическим текстом вокального произведения - определять художественно-смысловые и динамические кульминации - использовать средства музыкальной выразительности при исполнении вокального произведения
0 ₽