Разработка открытого занятия по вокалу на тему: «Работа над художественной выразительностью исполнения вокального произведения»
Цель: формирование навыков работы над художественной выразительностью исполнениявокального произведения
Задачи:
Обучающие: - Научить работать с поэтическим текстом вокального произведения
- определять художественно-смысловые и динамические кульминации
- использовать средства музыкальной выразительности при исполнении вокальногопроизведения
Развивающие:
- развивать умение мыслить образами через исполнение музыкального произведения
- развивать интеллектуальные способности, творческое воображение, музыкально-эстетическоевосприятие, интерес к выразительному пению, мотивацию к приобретению певческих навыков
Воспитательные: - расширять представления об окружающем мире - воспитывать художественный и музыкально-эстетический вкус
- повышать культуру поведения и общения
Методы и приемы:
- Объяснительный;
- Образно-иллюстративный;
- Сочетание индивидуального и дифференцированного подходов;
- иллюстративный в сочетании с репродуктивным (вокальный показ педагогом ивоспроизведение услышанного учащимися).
- пластическое интонирование
Форма проведения: индивидуальное
Оборудование материалы:
- фортепиано
- Нотный материал
Структура занятия:
Организационный момент
2. Упражнения на развитие певческого дыхания,
артикуляционная разминка, вокальные упражнения – распевание.
3. Работа над художественным образом в вокальном произведении
а) беседа о содержании, о характере музыки
б) выразительное чтение поэтического текста
в) разбор нотного текста по средствам музыкальной выразительности, исполнение песни
г) разбор динамического развития, определение кульминаций (динамической, смысловой),
д) работа над художественным образом: над передачей характера, над умением донести замысел авторов произведения до слушателя (на основе знания и понимания содержания и характера, знания динамического развития, знания кульминаций)
е) выразительное исполнение песни
4. Рефлексия.
5. Домашнее задание.
Ход занятия
1. Приветствие. Объявление темы урока. Сообщение о содержании урока.
Педагог: Здравствуйте, ребята!
Тема сегодняшнего занятия «Работа над художественной выразительностью исполнения вокального произведения». Прежде чем приступить к изучению нашей темы мы должны подготовить наш голосовой аппарат.
2. Пение вокальных упражнений – распевание.
Педагог: Как обычно, занятие мы начинаем с дыхательной и артикуляционной гимнастики, вокальных упражнений (снятие внутреннего напряжения, ощущение психологической и физической раскованности). Напомните, пожалуйста, что такое правильная певческая позиция? Ответ: стоять прямо, грудь свободна, плечи развернуты и опущены вниз, хороший упор на обе ноги, руки свободные. Голову держать прямо. Лицо должно быть спокойное, не напряженное. Педагог: Правильно!
Упражнения на дыхание. Педагог: С чего начинается процесс пения? (Ответ: с вдоха) Куда направляем воздух при вдохе? (в живот) Корпус свободный, плечи опущены.
Предлагаю провести упражнения на дыхание
1.Медленный спокойный вдох - медленный выдох .
2.Упражнение «Ветер» - Все превращаемся в “ветер” и своим дыханием дуем на подушечки пальцев и следим за тем, чтобы выдох был ровным, без толчков и длительным;
3. Короткий, бесшумный вдох - активный выдох, чередуем короткий звук с, с, с, с - длинный сссссссс.
4. Короткий, бесшумный вдох – на выдохе активный счет до 8, до 16
Педагог: Спасибо! А теперь переходим к артикуляционной гимнастике.
Ребята, скажите , пожалуйста, в работе артикуляционного аппарата какие органы участвуют? (Ответ: гортань, голосовые складки, язык, мягкое и твердое небо, зубы верхней и нижней челюсти, губы, носоглотка и резонаторные полости).
1. Четыре раза слегка прикусить зубами кончик языка. Высовывать язык до отказа, слегка прикусывая последовательно весь язык
2. Вытянуть язык вперед, поднять кончик языка вверх-вниз
3. «Часики» (круговые вращения языка при сомкнутых губах)
4. «Укольчики» (уколоть языком правую, левую щеку)
5. «Улыбка Буратино» (максимально растянуть сомкнутые губы, собрать губы в трубочку)
6. Упражнения на раскрепощение челюсти, мышц лица
Педагог: спасибо.
Интонационно-фонетические упражнения.
1. Исходное положение: рот открыт максимально движениями челюсти вперед-вниз. Упражнение состоит в сильном, активном произнесении согласных звуков в следующей последовательности: Ш, С, Ф, К, Т. П, Б, Д, Г. В, З, Ж. Каждый звук произносится четыре раза.
2. Последовательность гласных: А, Э, И, О, У.
Вокально-интонационные упражнения.
Упражнения помогают сформировать вокальные навыки в процессе их исполнения, требующее необходимости следить за пением с ощущением «лёгкого зевка», т.е. за высокой певческой позицией и за направлением звука в резонаторы, за правильным певческим дыханием, за свободой голосового аппарата и за правильной артикуляцией гласных звуков.
1.Пение с закрытым ртом способствует выравниванию тембрового звучания, слуховой настройки. Упражнение пропевается со слегка разомкнутыми зубами (рот закрыт), высоким небом, на сонорный согласный звук «М». При пении ощущается легкая вибрация и легкое щекотание губ.
2.Сглаживание регистров. ( Вибрация губ, затем РРРР) Следить за свободой губ и ровным наполненным звуком при переходе к головному регистру. Чем медленнее скорость вибрации, тем лучше.
3.Отработка мягкой, но точной атаки звука. Этому будет способствовать исполнение упражнения на легато на одной ноте, на любые слоги с гласными А-Э-И-О-У.
4. Пение стаккато по ступеням трезвучия. Лью-у-у-у-у, льо-о-о-о-о (расширяет звуковой диапазон, выравнивает регистровое звучание голосов, активизирует работу передней стенки живота).
5.Пение развернутого трезвучия на различные слоги, йотированные гласные выравнивает регистровое звучание голосов, расширяет диапазон.
6. Пение гаммы в восходящем движении - легато, в нисходящем движении – каждый звук повторяется 2,3,4,6 раз на стаккато.
Работа над дикцией.
Пропевание скороговорок: от медленного темпа до быстрого, от пиано (активный шепот) до форте (добиваться четкой, активной работы губ, языка):
- «От топота, от топота, от топота копыт
пыль по полю, пыль по полю, пыль по полю летит».
- «Мы перебегали берега»
- «Проворонила ворона вороненка»
3. Работа над художественным образом в вокальном произведении
Ответ: о мире, который хочет быть счастливым и прекрасным, о его красоте.
Педагог .Молодцы, хорошо. Что можете сказать о характере музыки? Какой он? (Ответ) Характер музыки певучий, мелодичный. Музыка передаёт эмоциональный настрой, заложенный автором текста.
б) Выразительное чтение поэтического текста
Педагог: Ребята, давайте прочтём текст выразительно, эмоционально, передавая настроение. ( выделяя логические ударения, обращая внимание на четкое произношение согласных звуков)
в) Разбор нотного текста по средствам музыкальной выразительности, исполнение песни
Педагог: - А каким образом музыка передаёт характер? Какими средствами музыкальной выразительности это выражается в музыке, какие краски помогают сделать музыку ярче?
Ответ: Это мелодия, лад, ритм, темп, динамика.
Педагог: Правильно. В каждой песни есть свои средства музыкальной выразительности.
Лад – минорный, это грусть, печаль и в то же время – радость в надежде, что желаемое будет исполнено
Мелодия – плавная, нежная, певучая, волнообразная
Темп – с движением (но не быстрый, и, не медленный)
Ритм – сложный ритмический рисунок, есть восьмые и шестнадцатые длительности, начинается из затакта
Динамика – mp, mf, f (creshendo и diminuendo - внутри фраз и предложений)
Звуковедение - основной вид звуковедения – легато (непрерывность мелодической линии помогает сохранять цепное дыхание)
Педагог: Правильно. Давайте исполним песню, точно передавая все эти краски.
- Ребята, как вы думаете, где находится самое яркое по громкости место в этой песне, на какие слова оно приходится? Почему? Ответ: на последние две строки 2 куплета.
Педагог: Внутри каждой фразы имеются свои кульминации, свои ударения. Динамическая кульминациянаходится в окончани припева после 2-го куплета. (Здравствуй, быль, здравствуй, новь,
Здравствуй, светлая любовь!)
- Ребята, как вы думаете, где находится самое яркое по смысловой значимости, место в этой песне, на каких словах? (Ответ). Смысловая значимость приходится на слова: «Мир, ты хочешь быть прекрасным?
Значит миром будь всегда!»
Верно, смысловая кульминация – в окончании всей песни, т.е.мир прекрасен, певуч и звонок и научит нас верить в солнце и траву. Надо исполнить 2 куплет ярко, очень выразительно,
Давайте ещё раз исполним песню на легато, в указанном темпе, с выполнением динамического развития, выделяя в каждой фразе, куплете, свои ударения и частные кульминации, ярко передавая настроение песни!(исполнение песни)
- Хорошо! Молодцы!
Теперь давайте исполним песню «Здравствуй мир!» под фонограмму, передавая художественный образ вокального произведения. ВАЖНО донести до слушателя характер, содержание и смысл вокального произведения, задуманных авторами музыки и поэтического текста, т.е. композитором и поэтом. В достижении образностивокального произведения помогают жестикуляции рук, мимика лица. Взгляд, улыбка и вся возможная мимика лица помогут передать эмоции, характер, настроение, смысл и содержание вокального произведения.
4. Рефлексия.
Педагог: сегодня мы выполнили большую и очень важную работу - раскрасили песню разноцветными красками. Подводя итог занятия, скажите, пожалуйста, что сегодня было для тебя новым? (ответ )
Сегодня новым было:
получение информации о средствах музыкальной выразительных в песне
определение кульминаций в произведении, исполнение произведения с динамическими оттенками и с выполнением кульминаций.
Прочувствованное, художественно-образное исполнение песни .
5. Домашнее задание.
Наше занятие подошло к концу. А чтобы ты смог взглянуть на себя со стороны, предлагаю дома произносить вслух поэтический текст песни четко, с выражением, эмоционально перед зеркалом. До свидания!