Конспект урока:
Здравствуйте, уважаемые коллеги. Мы рады приветствовать вас в стенах нашей школы. Сегодня я хочу представить вам урок с учащимися первого класса, обучающихся по 8-ми летней предпрофессиональной программе обучения.
Тема нашего урока:«Использование игровых методов на уроке «Сольфеджио».Мы, покажем вам, чему научились за время учёбы, покажем то, над чем упорно работаем.
1)Начнём наш урок с ТЕОРЕТИЧЕСКОЙ РАЗМИНКИ– вспомним наши музыкальные термины:
Гамма, устойчивые ступени, неустойчивые ступени, вводные ступени, тоника, аккорд, трезвучие, разрешение. (Блиц опрос).
Отлично, с этими знаниями самое время поиграть в игру «Я – гамма». Прошу выйти к доскеАлёну, Льва, Дарину. Ребята, расскажите нам, что вы за гаммы? Поделитесь всем, что вы о себе знаете.
Задание : рассказать о пройденных гаммах ( До-мажор, Соль-мажор, Ре-мажор, Фа -мажор). Найдите свою гамму из предложенных.
Спасибо ребята, вы большие молодцы. А теперь послушайте рассказ про мою гамму. Я – гамма До-мажор. (Ищут ошибки)
2)Вокально-интонационные упражнения на примере гаммы Ре-мажор.
Отличная игра получилась, пора двигаться дальше! Сейчас мы с вами будем петь уже известную нам гамму Ре-мажор. Но петь мы её будем не просто так, а разными вариантами, вот первое задание:
Задание: спеть гамму Ре-мажор.
1. Одновременно играя ее на «немой клавиатуре».
2. Петь гамму мы будем четвертными длительностями и хлопать ритмическое остинато. Каким будет ритмическое остинато – нам подскажет ритмический кубик.
Внимание, а теперь загадка на сообразительность: вы знаете, что такое «остинато»? По-итальянски ostinato - значит «упрямый». А какого животного можно охарактеризовать музыкальным термином остинато: лису,
волка, осла? Кто из них самый упрямый? (Осёл)
Остинато в музыке - это многократное повторение мелодической или ритмической фигуры.
Кто хочет бросить кубик и выбрать ритм для остинато? (вызвать по желанию. Ученик должен проговорить и прохлопать выбранный им ритмический рисунок).
3. Устойчивые ступени вслух, неустойчивые про себя.
4.Спеть ступени: работа по столбице:
I- II- I, I – III- II- I- VII- I, I-III-IV-II-I-VII-I, I –V- VI- II- I- VII –I, I – III – V – III – I.
Да, теорию вы хорошо знаете, и поёте чисто, а как на счет длительностей? Их вы сможете угадать?
3)Отгадай длительность :
Педагог шагами отмечает ритмическое остинато четвертными длительностями, а в ладоши хлопает любые из пройденных длительностей.
Дети должны узнать и правильно произнести вслух название длительности, (предварительно подняв руку), прохлопать и просчитать угаданную длительность.
Ну, на первый взгляд с ритмом тоже дела идут хорошо, но мне хочется усложнить задачу, предлагаю следующую игру:
4)Игра «Угадай мелодию»: на доске даны ритмы знакомых песен, пройденных на уроках с начала учебного года. Необходимо отгадать какая из песен соответствует:
по ритмическому рисунку. Дети поднимают карточку с названием песенки после объявления педагогом номера ритма
(можнопроиграть на фортепиано начало мелодий после того, как ребята отгадали песенку)
1) 2)
3)4)
1) Василек 2) Гоп гоп 3) У медведя 4) Жил да был
Убедили вы меня, что хорошо успели с ритмом подружиться за время учебы. Теперь покажите свои данные определения на слух! А определять мы с вами будем разные мелодические построения. У вас на партах карточки мелодических моделей, я буду проигрывать на фортепиано разные построения, а вы поднимать соответствующую карточку. Готовы?
5.1) Подготовка к диктанту
Потренировались, теперь пора и делом заняться. А случилось вот что.
5.2)Диктант – домино. К нам сегодня в гости приехал музыкальный поезд. Он состоит из 4-х вагонов.Но пока он до нас добирался, все вагоны перепутались! Вам надо помочь правильно составить наш поезд, что бы он мог продолжить свое путешествие. Приступим!
1. 2. 3. 4. 5. 6.
5
И так, ребята, мы с вами подошли к последнему испытанию на сегодня. Я думаю, оно принесет вам много радости, потому что вы легко с ним справитесь, ведь с разминкой в начале урока вы справились на ура! Игра:
6)Музыкальное лото (мозаика) – Вам надо выложить ответы на вопросы рисунком вовнутрь. После того, как все ответы будут даны, вам нужно будет перевернуть карточки с рисункам. Составленная картинка покажет, насколько правильно было выполнено задание и вы сможете сами себя проверить. Вперед!
7) Домашнее задание. Придумать и записать мелодию на 8 тактов, применяя пройденные мелодические модели в Ре мажоре.
На этом наш урок закончен. Спасибо всем за внимание, а ребятам за активную работу на уроке.
8)Рефлексия. Ребята, вы отлично справились со всеми заданиями, не смотря на трудности, которые вам встречались. Достойно дошли до конца. И теперь мне хотелось бы узнать у вас, что же вам понравилось\запомнилось больше всего с нашего игрового урока? Спасибо за участие!