Организация игрового аппарата пианиста
на начальном этапе обучения
Скидан Елена Петровна,
преподаватель по классу фортепиано
ЛГ МАОУ ДО «Детская школа искусств»
Цель урока: освоение игровых приёмов в соответствии с двигательной (анатомической) природой человека.
Задачи урока:
совершенствовать навык игры «nоn legato»;
освоить способ звукоизвлечения «legato»;
продолжить знакомство с музыкальными терминами: «штрих» (значение и обозначение);
продолжить изучение музыкальной грамоты, закрепить на практике отдельные её элементы;
формировать навыки: чтения с листа, игры в ансамбле, анализа произведения;
развивать двигательно-координационное мышление;
воспитывать осознанное отношение к организации игрового аппарата.
Тип урока: урок изучения нового материала.
Вид урока: комбинированный.
Жанр урока: творческая лаборатория.
ТСО:
фортепиано – 2 шт.;
ноутбук, выход в сеть Интернет;
Учебные пособия:
Геталова О.В., Визная И.В. В музыку с радостью. – Спб.: Композитор, 2010.-177с.
Милич Б. Маленькому пианисту. – Киев.: Музична Украiна, 1975. – 152 с.
Дидактический материал:
словарь музыкальных терминов
онлайн игра «Musicalnotes»
Наглядный материал: «Таблица – подсказка» для чтения нот с листа.
Раздаточный материал: ребус «Шифровщик».
Музыкальный материал:
Детская песенка «Наконец настали стужи»;
Татарская народная песня «Зима»;
Хереско Л. «Две тетери»;
Филиппенко А. «Цыплята».
План урока
Организационный момент: сообщение темы урока, представление обучающегося.
Подготовка к основному этапу урока.
Раскрепощение мышц шеи, рук, плечевого пояса.
Организация игровых движений (мелкая моторика; супинация, пронация рук и пальцев, координация движений; постановка руки).
Выработка правильной посадки за инструментом.
Проверка выполнения домашнего задания.
Работа над музыкальным репертуаром.
Обобщение имеющихся знаний, закрепление их в практических видах деятельности (чтение с листа, игра в ансамбле с педагогом, работа с раздаточным материалом, онлайн игра «Musicalnotes»).
Основной этап урока.
Разучивание нового музыкального произведения: «Зима», татарская народная песня (чтение с листа).
Освоение способа звукоизвлечения «legato» на примере пьесы «Зима».
Заключительный этап урока.
Подведение итогов урока.
Домашнее задание.
Для словаря музыкальных терминов:
Ансамбль - совместное исполнение произведения несколькими музыкантами.
Бемоль - знак, обозначающий понижение звука на полтона.
Лига - знак, обозначающий связное исполнение мелодии.
Легато – приём звукоизвлечения – играть связно.
Штрих – способ исполнения музыки.
Ход урока
Педагог: | Добрый день, Олеся! Проходи, пожалуйста, приготовь всё необходимое для урока. |
учебные принадлежности: дневник, ручка, карандаши, ластик, нотная тетрадь, словарь музыкальных терминов | |
Педагог: | Скажи, пожалуйста, что было задано на дом? |
Ученица: |
«Наконец настали стужи» - поочерёдно каждой рукой. «Две тетери» - двумя руками вместе. «Цыплята» - играть первую партию.
написать и находить в нотах, повторить ноты первой октавы.
|
Педагог: | Совершенно верно, молодец! Но прежде, чем приступить к исполнению музыкальных произведений, мы должны привести наш игровой аппарат в рабочее состояние. |
выполнение упражнений:
| |
Педагог: | И так, наш игровой аппарат готов к работе и продолжим урок. Олеся, ты уже знаешь, что мелодия состоит из отдельных звуков. Самое маленькое расстояние между двумя соседними звуками называется…. |
Ученица: | Полутон. |
Педагог: | Правильно. А два полутона составляют … |
Ученица: | Один тон. |
Педагог: | Знак, который повышает звук на полтона, называется… |
Ученица: | Диез. |
Педагог: | Верно. На дом тебе было задано сочинить песенку про диез. Давай посмотрим, что у тебя получилось? |
ученица исполняет пьесу собственного сочинения штрихом «nonlegato» педагог контролирует посадку, положение корпуса, ног, движения рук | |
Педагог: | Какая интересная получилась песенка, молодец! Предлагаю исполнить её вместе, ансамблем. |
игра в ансамбле: ученица - основная мелодия, педагог – аккомпанирует | |
Педагог: | У меня для тебя тоже сюрприз. Я для тебя приготовила загадки. Пожалуйста, посмотри внимательно каждый рисунок, отгадай зашифрованные в них слова, а затем запиши их, используя ноты второй октавы. |
работа с раздаточным материалом: ребус «Шифровщик» | |
Педагог: | Молодец! Задание выполнено верно. Сейчас я прошу тебя исполнить пьесы, которые были заданы на дом. |
ученица исполняет пьесы: Л. Хереско «Две тетери», «Наконец настали лужи» (данная пьеса исполняется без нот, напамять) педагог контролирует, корректирует движения рук, пальцев и посадку ученицы | |
Педагог: | Спасибо, молодец! А как называется приём игры, которым были исполнены пьесы? И что он означает? |
Ученица: | Приём игры называется «nonlegato» - это означает играть не связно, каждый звук берётся движением сверху. |
Педагог: | Усложним задачу, предлагаю сыграть пьесу «Наконец настали лужи» не глядя в ноты. Просмотри глазами, определи движение мелодии: плавное, скачками или на месте? |
Ученица: | Плавное, поступенное движение. Сначала спускается вниз, повторяя каждый звук два раза, а потом также плавно поднимается поступенно вверх. |
ученица успешно исполняет пьесу | |
Педагог: | Молодец,Олеся! Ты успешно справилась со сложным заданием. А сейчас мы вместе с тобой исполним ещё одну пьесу из домашнего задания. Обратит внимание на динамический оттенок – mp - |
Ученица: | Меццо пиано – играть не очень громко. |
Педагог: | Верно. Скажи, какое главное правило исполнения любого музыкального произведения ты должна всегда помнить? |
Ученица: | Начало и окончание нужно исполнять мягким негромким звуком. |
Педагог: | Верно, молодец! |
игра в ансамбле А. Филиппенко «Цыплята» | |
Педагог: | Олеся, скажи, пожалуйста, какое слово в музыке означает, что музыканты играют все вместе? |
Ученица: | Ансамбль. |
Педагог: | Верно, молодец! Предлагаю немного поиграть. |
онлайн игра «Musicalnotes» | |
Педагог: | Продолжим урок. Разбор нового произведения - «Зима», татарская народная песня. Посмотри внимательно в ноты: определи размер, какие длительностями написана пьеса, продумай, как ты будешь считать; какой аппликатурой нужно исполнять эту пьесу; что необычное встречается в пьесе; определи движение мелодии; есть ли повторения в мелодии? А затем исполни пьесу. |
работа с наглядным материалом «Таблица-подсказка для чтения с листа» | |
Ученица: | Размер – 4/4, есть знак фа-диез – значит нужно сыграть на чёрной клавише, мелодия исполняется поочерёдно: из левой руки она переходит в правую и назад в левую. Первая и вторая строчки одинаковые. Все длительности – четвертные, только в конце строчек есть половинные. Ещё есть паузы. |
чтение с листа пьесы «Зима», ученица исполняет её на «nonlegato» педагог контролирует, корректирует движения, посадку, постановку | |
Педагог: | Олеся, скажи, что-то в тексте есть незнакомое для тебя? |
Ученица: | Да, вот эти линии. |
Педагог: | Эти линии называются лигами. Лига – это знак, который указывает, что нужно играть связно. А приём исполнения называется «legato». |
педагог показывает приём игры на «legato», объясняет способ его исполнения ученица выполняет упражнение на «legato» | |
Педагог: | «legato» и «non legato» - это приёмы звукоизвлечения или способы исполнения музыки, они обозначаются музыкальным термином «штрих». Теперь исполни эту пьесу верным штрихом, а новое слово запишем в наш музыкальный словарик. |
ученица исполняет пьесу на «legato» педагог контролирует посадку, постановку рук, пальцев работа с учебным пособием «Музыкальный словарь» | |
Педагог: | Молодец, для первого раза это довольно хорошо. К сожалению, урок подходит к концу, и завершая урок, подведём итоги. Вспомни, что мы делали на уроке? |
Ученица: | Выполняли упражнения, играли в ансамбле, читали с листа, играли в игру, разгадывали ребус. |
Педагог: | Что нового ты узнала сегодня на уроке? Какие слова - термины повторили и выучили? |
Ученица: | Новое слово – «штрих», лига – она показывает, что нужно играть, связывая звуки, на «legato». |
Педагог: | Верно, молодец! Ещё раз, покажи, как нужно играть на «legato» и «nonlegato»? |
ученица исполняетштрихи 2-3 пальцами | |
Педагог: | Молодец, продолжи дома играть упражнение на легато. Какой ещё новый музыкальный знак встретился тебе во время игры. |
Ученица: | Бемоль и он понижает звук. |
Педагог: | Молодец, запомнила! Как он пишется и где располагается на нотном стане, я тебе расскажу на следующем уроке. А сейчас - задание на дом:
На этом наш урок окончен, до свидания. |