Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Музыка
  3. Открытый урок «Организация игрового аппарата пианиста на начальном этапе обучения»

Открытый урок «Организация игрового аппарата пианиста на начальном этапе обучения»

0 подписчиков
Освоение игровых приемов в соответствии с двигательной природой человека. Формирование навыков: чтение с листа, игра в ансамбле, анализ произведения. Продолжить изучение музыкальной грамоты, закрепить на практике.

Предметы

Музыка

Категория

Музыка
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Организация игрового аппарата пианиста

на начальном этапе обучения

Скидан Елена Петровна,

преподаватель по классу фортепиано

ЛГ МАОУ ДО «Детская школа искусств»

Цель урока: освоение игровых приёмов в соответствии с двигательной (анатомической) природой человека.

Задачи урока:

  • совершенствовать навык игры «nоn legato»;

  • освоить способ звукоизвлечения «legato»;

  • продолжить знакомство с музыкальными терминами: «штрих» (значение и обозначение);

  • продолжить изучение музыкальной грамоты, закрепить на практике отдельные её элементы;

  • формировать навыки: чтения с листа, игры в ансамбле, анализа произведения;

  • развивать двигательно-координационное мышление;

  • воспитывать осознанное отношение к организации игрового аппарата.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Вид урока: комбинированный.

Жанр урока: творческая лаборатория.

ТСО:

  • фортепиано – 2 шт.;

  • ноутбук, выход в сеть Интернет;

Учебные пособия:

Геталова О.В., Визная И.В. В музыку с радостью. – Спб.: Композитор, 2010.-177с.

Милич Б. Маленькому пианисту. – Киев.: Музична Украiна, 1975. – 152 с.

Дидактический материал:

словарь музыкальных терминов

онлайн игра «Musicalnotes»

Наглядный материал: «Таблица – подсказка» для чтения нот с листа.

Раздаточный материал: ребус «Шифровщик».

Музыкальный материал:

  1. Детская песенка «Наконец настали стужи»;

  2. Татарская народная песня «Зима»;

  3. Хереско Л. «Две тетери»;

  4. Филиппенко А. «Цыплята».

План урока

  1. Организационный момент: сообщение темы урока, представление обучающегося.

  2. Подготовка к основному этапу урока.

    1. Раскрепощение мышц шеи, рук, плечевого пояса.

    2. Организация игровых движений (мелкая моторика; супинация, пронация рук и пальцев, координация движений; постановка руки).

    3. Выработка правильной посадки за инструментом.

  3. Проверка выполнения домашнего задания.

    1. Работа над музыкальным репертуаром.

    2. Обобщение имеющихся знаний, закрепление их в практических видах деятельности (чтение с листа, игра в ансамбле с педагогом, работа с раздаточным материалом, онлайн игра «Musicalnotes»).

  4. Основной этап урока.

    1. Разучивание нового музыкального произведения: «Зима», татарская народная песня (чтение с листа).

    2. Освоение способа звукоизвлечения «legato» на примере пьесы «Зима».

  5. Заключительный этап урока.

    1. Подведение итогов урока.

    2. Домашнее задание.

Для словаря музыкальных терминов:

Ансамбль - совместное исполнение произведения несколькими музыкантами.

Бемоль - знак, обозначающий понижение звука на полтона.

Лига - знак, обозначающий связное исполнение мелодии.

Легато – приём звукоизвлечения – играть связно.

Штрих – способ исполнения музыки.

Ход урока

Педагог:

Добрый день, Олеся! Проходи, пожалуйста, приготовь всё необходимое для урока.

учебные принадлежности: дневник, ручка, карандаши, ластик, нотная тетрадь,

словарь музыкальных терминов

Педагог:

Скажи, пожалуйста, что было задано на дом?

Ученица:

  1. Играть пьесы:

«Наконец настали стужи» - поочерёдно каждой рукой.

«Две тетери» - двумя руками вместе.

«Цыплята» - играть первую партию.

  1. Выучить, где пишутся ноты второй октавы, уметь их

написать и находить в нотах, повторить ноты первой октавы.

  1. А ещё придумать песенку про «диез» #.

Педагог:

Совершенно верно, молодец! Но прежде, чем приступить к исполнению музыкальных произведений, мы должны привести наш игровой аппарат в рабочее состояние.

выполнение упражнений:

  • стоя: «Шалтай-Балтай», «Достань до солнышка», «Маятник»;

  • сидя: «Жираф», «Расправь крылья», «Иди ко мне», «Кулачки», «Прощание», «Посоли суп», «Соринки с коленки».

  • на мелкую моторику: «Хлебные шарики», «Веер», «Барабанщик».

  • за инструментом: «Радуга».

Педагог:

И так, наш игровой аппарат готов к работе и продолжим урок.

Олеся, ты уже знаешь, что мелодия состоит из отдельных звуков. Самое маленькое расстояние между двумя соседними звуками называется….

Ученица:

Полутон.

Педагог:

Правильно. А два полутона составляют …

Ученица:

Один тон.

Педагог:

Знак, который повышает звук на полтона, называется…

Ученица:

Диез.

Педагог:

Верно. На дом тебе было задано сочинить песенку про диез. Давай посмотрим, что у тебя получилось?

ученица исполняет пьесу собственного сочинения штрихом «nonlegato»

педагог контролирует посадку, положение корпуса, ног, движения рук

Педагог:

Какая интересная получилась песенка, молодец! Предлагаю исполнить её вместе, ансамблем.

игра в ансамбле: ученица - основная мелодия, педагог – аккомпанирует

Педагог:

У меня для тебя тоже сюрприз. Я для тебя приготовила загадки. Пожалуйста, посмотри внимательно каждый рисунок, отгадай зашифрованные в них слова, а затем запиши их, используя ноты второй октавы.

работа с раздаточным материалом: ребус «Шифровщик»

Педагог:

Молодец! Задание выполнено верно. Сейчас я прошу тебя исполнить пьесы, которые были заданы на дом.

ученица исполняет пьесы: Л. Хереско «Две тетери», «Наконец настали лужи» (данная пьеса исполняется без нот, напамять)

педагог контролирует, корректирует движения рук, пальцев и посадку ученицы

Педагог:

Спасибо, молодец! А как называется приём игры, которым были исполнены пьесы? И что он означает?

Ученица:

Приём игры называется «nonlegato» - это означает играть не связно, каждый звук берётся движением сверху.

Педагог:

Усложним задачу, предлагаю сыграть пьесу «Наконец настали лужи» не глядя в ноты. Просмотри глазами, определи движение мелодии: плавное, скачками или на месте?

Ученица:

Плавное, поступенное движение. Сначала спускается вниз, повторяя каждый звук два раза, а потом также плавно поднимается поступенно вверх.

ученица успешно исполняет пьесу

Педагог:

Молодец,Олеся! Ты успешно справилась со сложным заданием. А сейчас мы вместе с тобой исполним ещё одну пьесу из домашнего задания. Обратит внимание на динамический оттенок – mp -

Ученица:

Меццо пиано – играть не очень громко.

Педагог:

Верно. Скажи, какое главное правило исполнения любого музыкального произведения ты должна всегда помнить?

Ученица:

Начало и окончание нужно исполнять мягким негромким звуком.

Педагог:

Верно, молодец!

игра в ансамбле А. Филиппенко «Цыплята»

Педагог:

Олеся, скажи, пожалуйста, какое слово в музыке означает, что музыканты играют все вместе?

Ученица:

Ансамбль.

Педагог:

Верно, молодец! Предлагаю немного поиграть.

онлайн игра «Musicalnotes»

Педагог:

Продолжим урок. Разбор нового произведения - «Зима», татарская народная песня. Посмотри внимательно в ноты: определи размер, какие длительностями написана пьеса, продумай, как ты будешь считать; какой аппликатурой нужно исполнять эту пьесу; что необычное встречается в пьесе; определи движение мелодии; есть ли повторения в мелодии? А затем исполни пьесу.

работа с наглядным материалом «Таблица-подсказка для чтения с листа»

Ученица:

Размер – 4/4, есть знак фа-диез – значит нужно сыграть на чёрной клавише, мелодия исполняется поочерёдно: из левой руки она переходит в правую и назад в левую. Первая и вторая строчки одинаковые. Все длительности – четвертные, только в конце строчек есть половинные. Ещё есть паузы.

чтение с листа пьесы «Зима», ученица исполняет её на «nonlegato»

педагог контролирует, корректирует движения, посадку, постановку

Педагог:

Олеся, скажи, что-то в тексте есть незнакомое для тебя?

Ученица:

Да, вот эти линии.

Педагог:

Эти линии называются лигами. Лига – это знак, который указывает, что нужно играть связно. А приём исполнения называется «legato».

педагог показывает приём игры на «legato», объясняет способ его исполнения

ученица выполняет упражнение на «legato»

Педагог:

«legato» и «non legato» - это приёмы звукоизвлечения или способы исполнения музыки, они обозначаются музыкальным термином «штрих». Теперь исполни эту пьесу верным штрихом, а новое слово запишем в наш музыкальный словарик.

ученица исполняет пьесу на «legato»

педагог контролирует посадку, постановку рук, пальцев

работа с учебным пособием «Музыкальный словарь»

Педагог:

Молодец, для первого раза это довольно хорошо.

К сожалению, урок подходит к концу, и завершая урок, подведём итоги. Вспомни, что мы делали на уроке?

Ученица:

Выполняли упражнения, играли в ансамбле, читали с листа, играли в игру, разгадывали ребус.

Педагог:

Что нового ты узнала сегодня на уроке?

Какие слова - термины повторили и выучили?

Ученица:

Новое слово – «штрих», лига – она показывает, что нужно играть, связывая звуки, на «legato».

Педагог:

Верно, молодец! Ещё раз, покажи, как нужно играть на «legato» и «nonlegato»?

ученица исполняетштрихи 2-3 пальцами

Педагог:

Молодец, продолжи дома играть упражнение на легато.

Какой ещё новый музыкальный знак встретился тебе во время игры.

Ученица:

Бемоль и он понижает звук.

Педагог:

Молодец, запомнила! Как он пишется и где располагается на нотном стане, я тебе расскажу на следующем уроке.

А сейчас - задание на дом:

  1. Мне очень понравилась песенка про диез, поэтому предлагаю сочинить песенку про бемоль, а песенку про диез запиши нотами.

  2. Дома закрепи произведение «Зима», которое мы разучили сегодня, постарайся выучить его на память.

  3. Для самостоятельного разбора предлагаю тебе следующее произведение «Скок, скок, поскок», исполнять его нужно штрихом «legato».

  4. Заниматься нужно ежедневно, по 30-60 минут в день.

На этом наш урок окончен, до свидания.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Освоение игровых приемов в соответствии с двигательной природой человека. Формирование навыков: чтение с листа, игра в ансамбле, анализ произведения. Продолжить изучение музыкальной грамоты, закрепить на практике.
0 ₽