Сценарий урока
по окружающему миру
по теме «Царство природы. Грибы»
Составитель: Власова Ольга Аркадьевна –
учитель начальных классов
МАОУ «Артинский лицей»
Учебный предмет: окружающий мир
Класс: 3
УМК: «Начальная школа XXI века»
Учебная тема: Царство природы. Грибы.
Тип урока: Открытие нового знания
Цель: содействовать формированию у учащихся представления о грибах как отдельном царстве природы.
Задачи:
Обобщить признаки растений и животных, сформулировать признаки грибов, как отдельного царства природы.
Познакомить с видами шляпочных грибов.
Формировать умение строить доказательства, развивать внимание, память, мыслительные операции.
Учить выполнять самооценку, взаимопроверку.
Планируемые образовательные результаты.
Личностные: нравственно-этическая ориентация – оценивает эмоционально-эстетические впечатления, принимает ценности мира.
Метапредметные:
регулятивные:
-выполняет задание в соответствии с поставленной целью,
- отвечает на поставленные вопросы, ориентируется в рабочей тетради и учебнике;
познавательные:
- выделяет и формулирует познавательную цель,
- использует условные знаки, символы, приведенные в учебной литературе;
Коммуникативные:
- сотрудничает, проявляя активность во взаимодействии для решения познавательных задач.
Предметные:научатьсяопределять четыре царства живой природы; получат возможность познакомиться: с разнообразием шляпочных грибов.
Средства:ПК,ИД, документ-камера, 2 листа бумаги «Снегурочка», раздаточный материал – рисунки гриба, карточки с названиями частей гриба, листы самооценки, фломастеры, клей.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Используемые средства ИКТ |
1.Мотивация к учебной деятельности | - Начинаем урок окружающего мира. - Сегодня на уроке вы будете работать в группах. Давайте вспомним правила совместной работы. | Дети называют правила: -слушать мнения друг друга, ведь каждый имеет право высказать свое мнение; - не спорить по пустякам; - обсуждать ответы и приходить к единому мнению; - ответы давать по-очереди или по указанию консультанта группы. | |
2.Актуализация знаний | Беседа на тему «Царства живой природы» - В некотором царстве, в некотором государстве жили – были…как вы думаете кто? - Нет, не царь с царицей. И речь идет не об одном царстве, и находятся они не за тридевять земель, а вокруг нас. - Это царства живой природы. - Давайте вспомним, какие царства живой природы мы уже изучили.(слайд2) (используется таблица «Царства живой природы») Формулирование темы, постановка цели - А вот в какое царство мы сегодня отправимся, вы узнаете, отгадав загадку.(слайд 3) И на горке, и под горкой, Под березой и под елкой, Хороводами и в ряд В шапках молодцы стоят. (грибы) - Сформулируете тему урока. - Тема нашего урока «Царство природы. Грибы». - Сегодня мы вспомним, что нам известно о грибах и узнаем много нового. - А что бы вы хотели узнать о грибах? - Итак, ребята, вы сами поставили цели урока. | Слушают учителя, высказывают свои предположения. - Царство животных, царства растений, царство бактерий и вирусов. Отгадывают загадку - Гриб Формулируют тему урока «Царства природы. Грибы» Учащиеся задают вопросы: - Что такое грибы? - Какие бывают грибы? -Где, как и когда растут грибы? - Все ли грибы можно собирать? | Интерактивная доска |
3.Поиск решения проблемы (открытие нового знания) | Постановка проблемного вопроса - Начнем нашу работу с определения грибов. Нам нужно определить , а к какому царству относятся грибы. - Послушайте диалог Лены и Миши. Лена: Грибы не могут передвигаться, значит это растения. Миша:Грибы не зеленые, значит, они животные. - Что вас удивляет в диалоге наших героев? - Какой возникает вопрос? - Грибы – это растения или животные? (Слайд 4) Исследовательская работа - Давайте проведем маленькое исследование, что бы ответить на вопрос «Грибы – это растения или животные?» - Давайте выдвинем гипотезу. - Цель: Выяснить, грибы – это растения или животные. - А что бы ответить на этот вопрос, давайте вспомним, какие свойства присущи царству растений и царству животных. - 1 группа работает с царством растений, 2 группа – с царством животных. - Каждая группа расскажет о свойствах, которые они выделили для своего царства. Если у вас будут дополнения, пожалуйста, дополните ответы товарищей. (слайд 5) - А сейчас выделим существенные признаки у грибов. Открываем учебник на странице 50. Прочитайте текст и выделите отличия грибов от растений и животных. (каждая группа записывают отличительные признаки на листах) - А какие признаки вы выделили мы сейчас увидим. (с помощью документ – камеры работы групп выводится на экран) - Да, вы правы в своих ответах. - Какой вывод мы можем сделать, опираясь на эту схему? - Результат нашего небольшого исследования - грибы составляют отдельное царство живой природы. (слайд 6) Физминутка. Свежий воздух мы вдохнём – - Давайте вспомним, что еще мы знаем о грибах. Отгадайте загадку: Землю пробуравил Грибницу оставил, На ножке явился, Шляпкой прикрылся - Попробуйте в загадке найти части гриба. Обозначьте каждую часть. (У каждой группы рисунок гриба и названия частей гриба). - Расскажите, что вы знаете о частях гриба.(слайд 7) Постановка проблемного вопроса - Ученые утверждают, что грибы бывают пластинчатые и трубчатые. А как вы думает , почему они так называются? - Сейчас мы заглянем под шляпку грибов. (Слайд 8) - Одинаковые они или разные? - Что вы увидели под шляпкой первого гриба? Как называются эти грибы?(слайд 9) - Назовите шляпочные грибы. - Загляните под шляпку второго гриба? Как называются эти грибы?(слайд 10) - Назовите трубчатые грибы | Двое учащихся разыгрывают сценку, остальные слушают. Высказывают свои сомнения, формулируют проблемный вопрос: Грибы – это растения или животные? Формулируют гипотезу, цель - Грибы –это растения,грибы – это животные. Работают в группах, выделяют существенные признаки: Царство растений: - Имеют корни, листья, стебли, цветы, плоды с семенами. - Питаются растворенными в воде минеральными солями. - Могут сами вырабатывать питательные вещества. - Для нормального роста и развития необходимы тепло и влага Царство животных: - Могут передвигаться. - используют в пищу другие живые организмы: растения или животных. - Не могут сами вырабатывать питательные вещества. Каждая группа перечисляет свойства своего царства. Читают текст параграфа и выделяют отличия грибов от растений и животных: - Грибы не имеют зеленой окраски. - Не могут сами создавать для себя питательные вещества. - Поглощают готовые питательные вещества. - Для нормального роста нужны тепло, воздух, влага и питательные вещества. - Самостоятельно не передвигаются. - Грибы составляют отдельное царство природы, так как им присущи признаки и растений и животных. Представители каждой группы поясняют свои ответы. - Грибам присущи некоторые признаки животных и растений. - Грибы – это не растения и не животные. Учащиеся выполняют физминутку - Гриб. Учащиеся обозначают части гриба. - Верхняя часть - шляпка. В ней созревают споры – маленькие семена. - Под шляпкой находится ножка. - Шляпка и ножка – это плодовое тело. - Грибница – подземная часть гриба. - Грибница – это тонкие, белые, ветвистые, похожие на паутину нити. Дети высказывают свои предположения. Дети высказывают свое мнение. Рассматривают картинку гриба, отвечают на вопрос. - Под шляпкой первого гриба видим пластинки. Следовательно, это пластинчатые грибы. -Груздь, сыроежка, шампиньон. - Под шляпкой второго гриба видим трубочки. Следовательно, это трубчатые грибы. - Белый гриб, подосиновик, подберезовик. | Интерактивная доска Документ-камера Интерактивная доска |
4.Первичное осмысление и закрепление | Работа с таблицей(рабочая тетрадь) - Вы в группе должны заполнить таблицу «Пластинчатые и трубчатые грибы». Проверка с помощью документ - камеры Игра «Какие грибы вы положите в лукошко»(слайд 11) - Помогите собрать съедобные грибы. | Учащиеся совещаются и записывают названия грибов в таблицу. Выбирают съедобные грибы. | Документ – камера Интерактивная доска |
5.Итоги урока. Рефлексия. | - Наш урок подходит к концу. Что нового вы сегодня узнали на уроке? - Что вас больше всего заинтересовало? - Оцените свою работу на уроке. Сегодня на уроке | Отвечают на вопросы. Определяют свое эмоциональное состояние на уроке. Оценивают свою работу на уроке. | |
6.Домашнее задание | - Домашнее задание будет состоять из двух частей: 1) подготовьте рассказ «Любимые грибы нашей семьи»; 2) составьте памятку «Правили сбора грибов» |
Литература:
Окружающий мир: 3 класс: учебник для учащихся общеобразовательных учреждений: 1 часть/ Н.Ф.виноградова, Г.С.калинова – М.: Вентана – Граф, 2013.
Н.Ф.Виноградова., Г.Г.Ивченкова, И.В.Потапов. Окружающий мир. 3- 4 класс. Книга для учителя. М: Просвещение, 2012г.
Безрукова В.С. Настольная книга педагога-исследователя. Екатеринбург: Изд-во Дома учителя, 2000.
Гарибова Л.В., Сидорова И.И. Грибы. Энциклопедия природы России. Справочное издание. М.: ABF, 1990.