Урок русского языка 3 «Б» класс
Учитель: Орехова Ирина Владимировна.
Тема: Подбор действий к данному предмету
Цель: Учить подбирать слова действия к названиям предметов.
Задачи:
Образовательные:
Учить соотносить вопрос и слово, обозначающее действия предмета.
Закреплять знания учащихся о словах, обозначающих действие предмета.
Закреплять умение самостоятельно подбирать действие предмета к названию предмета и ставить вопрос.
Коррекционные:
Развивать мелкую моторику.
Развивать и корригировать устную и письменную речь, через задания по развитию речи, коррекция устойчивости внимания, через задание по карточки, логическое мышление, через выполнение логического упражнения.
Обогащать словарный запас.
Развивать познавательную деятельность.
Воспитательные:
Воспитывать аккуратность при выполнении заданий, усидчивость.
Формировать элементы самооценки.
Воспитывать желание помогать птицам.
План урока
1 Орг момент. Психологический настрой.
Хоть и холодно с утра,
Но в душе у нас весна
Мы начнем урок с улыбок
Выполним все без ошибок.
Самомассаж
Руки в кулачки сожмем
Крылья носа разотрем
Точка есть и в центре лба
Помассируй для ума
Возле уха и внутри
Точки хорошо потри
Большим пальцем вниз пойдем
И ангину уберем.
2. А теперь здоровые и бодрые мы начнем наш урок русского языка.
Задание на внимание
-Ребята выполнив задание в парах на внимание, вы узнаете с кем мы сегодня встретимся на уроке и, о ком будем говорить.
Вам необходимо зачеркнуть повторяющиеся буквы и прочитать слово. Объявляю соревнование кто быстрей!
Сссспссстсссссиссцсссссы - птицы.
3 Речевая разминка.
-Сегодня на уроке будем говорить о наших пернатых друзьях птицах.
Отгадайте загадку и узнаете, с кем мы первым встретимся.
Вот пернатый сел на сук
И колотит: тук-тук-тук!
Ищет пищу под корой
Он голодною порой.
(Дятел)
-Что помните и знаете об этой птице?
Дятел – птица умная. Стуча по дереву, он по звукам определяет местонахождение насекомых и старательно извлекает их из под коры. У дятла очень длинный и липкий язык до 15 см. Языком он старательно извлекает насекомых, приносящих дереву вред.
А сейчас проведем речевую разминку правильно, четко и внятно прочитаем скороговорку про дятла.
Добрый дятел дуб долбил
Долго дерево лечил.
4 Актуализация знаний по вопросам.
- Ребята, какой вопрос мы зададим к слову дятел? (КТО?)
-Что дятел делал? (долбил, лечил)
-Какой вопрос мы зададим к этим словам? (Что делал?)
-Что обозначают эти слова? (Действие)
5 Сообщение темы, цели урока.
Сегодня на уроке мы продолжим работать со словами действиями, будем учиться распознавать и подбирать эти слова к предметам.
6Пальчиковая гимнастика
-Подготовим наши пальчики к письму и выполним пальчиковую гимнастику «Дятел»
Дятел
Дятел-дятел
(помашите кистями рук, как крыльями)
Сел на сук.
Тук-тук-тук
(одновременно стучите большими пальцами обеих рук по столу)
Тук-тук-тук
(повторите те же движения указательными)
Тук-тук-тук
(затем средними)
Тук-тук-тук
(после этого безымянными)
Тук-тук-тук
(и наконец мизинцами)
Долбит сук.
7Минутка чистописания
-Какое сегодня число? Сегодня последний день зимы, а это значит, что завтра наступит первый день весны 1 марта.
-Какая букву вычеркивали в задании? С. Дайте ей характеристику. С –согласная, парная глухая. Давайте красиво пропишем эту букву.
6 Работа по теме.
Словарная работа.
-А сейчас мы с вами выполним словарную работу в тетради по карточкам.
Вам нужно будет поработать самостоятельно. Послушайте задание. Вам необходимо будет вставить пропущенные буквы в словарные слова, а также слова из 1 столбика соединить со словами из 2 столбика и узнать, кто как голос подает.
(3 уровень списать слова в тетрадь, подчеркнуть непроверяемую гласную)
В…рона кукарекает В…робей каркает П…тух чирикает |
Прочитайте слова из 1 столбика. Что объединяет слова из 1 столбика? Это птицы. Что вы знаете о вороне? Где ее можно увидеть?
Вороны – умные и находчивые птицы. Известен факт, когда ворона, наблюдавшая за тем, как люди идут по пешеходному переходу, недолго думая, важно отправилась за ними следом, как настоящий пешеход.
-Что вы знаете о воробье? Воробьи по характеру птицы смелые, даже драчливые. Но, несмотря на свой «боевой» характер, воробьи — это очень дружные птички. Они друг другу помогают Никогда так не бывает, чтобы нашел воробей крошки и все эти крошки сам съел, друзьям не оставил. Вот какая птица – маленькая, а что такое дружба уже знает!!!
-Кто такой петух? Это домашняя птица.
-Как вы считаете, какое слово лишнее в 1 столбике и почему?
Петух, потому что это домашняя птица, а ворона и воробей это дикие зимующие птицы нашего края.
Проверка.
Какие буквы вставили в словарные слова? На какой вопрос отвечают слова из 1 столбика? Что они обозначают?
Какой вопрос мы зададим к словам из второго столбика? Что обозначают эти слова? Давайте проверим, кто как голос подает.
Физминутка
Встал воробушек на лапки,
Приготовился к зарядке.
Повернулся вправо, влево
Приседанье сделал справно
Клювиком почистил пух
И скорей за парту плюх.
Логическое упражнение.
-Хотите узнать, как поют другие птицы? Тогда нам надо выполнить логическое упражнение. Послушайте его: Птицы: скворцы, синицы, сороки поют по-разному: пищат, трещат, свистят. Сорока трещит, скворец не пищит.
Давайте определим, как поет каждая птица.
-Что сказано про сороку?
Сорока трещит
-Что сказано про скворца? Раз он не пищит, значит, что он делает?
Скворец свистит.
Тогда, кто пищит?
Синица пищит.
-Какие слова помогли нам определить, как поют эти птицы? Что обозначают эти слова? На какой вопрос они отвечают? Посмотрите, получились предложения, давайте запишем их в тетрадь и подчеркнем предметы и действия предметов.
( По ходу записи предложений, учитель рассказывает о птицах)
Стрекотухой сороку величают за то, что она, перелетая с места на место, громко стрекочет: «Ча-ча-ча!» Громким тревожным стрекотанием сороки предупреждают лесных обитателей об опасности.
Еще называют сороку «лесной газетой», а про интересную новость говорят: «Сорока на хвосте принесла».
С наступлением весны, в середине марта прилетают к нам скворцы.Скворец – птица говорливая и очень любит подражать всем звукам, которые она слышит. О скворечниках следует сказать особо. Маленькие домики, изготовленные человеком, очень нравятся скворцам.
Синица – подвижная, энергичная, заметная птица. «Мороз и солнце – день чудесный» — гласит известный стих. И синица об этом знает. Она любит петь зимой, поет даже в 20 градусный мороз.
- Кому из этих птиц сейчас тяжело и нужна наша помощь? Почему им тяжело? Как мы можем помочь им?
Работа по развитию речи. Составление предложений по иллюстрации.
-Куда пришли дети?
-Зачем дети пришли в лес?
-Что дети делают в лесу?
-Какие птицы прилетели к кормушке?
(назовите слова действия)
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма,
Горсть зерна нужна.
Горсть одна –
И не страшна будет им зима.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну.
Письмо под диктовку.
- Ребята, давайте запишем одно предложение в тетрадь под диктовку. Мы запишем с вами предложения «Ребята кормят птиц», а ребята 3 уровня будут определять, чем можно покормить птиц. Вам нужно поработать по карточкам, прочитать слова и соединить с нужной картинкой стрелкой.
- Давайте подчеркнем слова предметы и действия в предложении.
-Кто? Ребята – это…
-Что делают? Кормят – это…
Давайте узнаем, чем ребята кормят птиц. Проверка карточек\
Физминутка
Вы, наверное, устали?
Ну, тогда все дружно встали
Ножками потопали,
Ручками похлопали
Покрутились, повертелись
И за парты все уселись
Глазки крепко закрываем
Дружно до 5 считаем.
Открываем, поморгаем
И работать продолжаем.
Работа по учебнику.
-Ребята, в учебнике у нас также есть информация о птицах. Давайте выполним упражнение 11 на стр. 152
Стр.152 Упр. 11 Прочитай. Вставь пропущенные слова по смыслу. Запиши предложения без вопросов. Подчеркни названия действий.
Многие птицы (что делают?) … (вьют) гнезда.
Куропатка (что делает?) … (вьет) гнездо в траве.
Грачи (что сделали?) … (свили) гнезда на дереве.
-А ребята 3 варианта будут работать индивидуально с пазлами. Вам необходимо собрать картинку, прочитать слово и записать предложение в тетрадь.
( Арлан, Даша Петрова и Даша Якимова собирают пазлы: ласточка, соловей, иволга)
Проверка
-Завтра первый день весны!!! В нашем классе тоже наступила весна. Посмотрите, какое уже зеленое дерево распустилось, и солнышко ярко светит, и даже подснежники распустились. Но, по-моему, здесь кого-то не хватает, как вы думаете, кого? Кто прилетает самый первый к нам весной? – О ком мы записали последнее предложение? Кто уже свили гнезда? Давайте мы поселим грачей на наше дерево. А пока мы писали предложение, ребята собрали из пазлов птиц, они нам сейчас их тоже назовут.
Работа по вопросам с учащимися 3 уровня. – Это кто? Какой вопрос зададим? Давай подберем слова действия. – Она что делает? Что вы знаете об этой птице?
Иволга - "Лесная флейта". Птица эта - одна из красивейших в мире. Кроме того, она лучшая певунья русских лесов! Ее трели напоминают игру на флейте. Прилетает позже всех птиц в мае месяце.
Соловей- один из самых знаменитых певцов среди птиц. Далеко разносится его песня в тёплых весенних сумерках. А сам певец - серенькая, невзрачная птичка, чуть больше воробья.
Ласточка - Большую часть жизни ласточки проводят в полете. Их маленькие коротенькие лапки не дают им свободно перемещаться по земле.
-Давайте этих птичек тоже поселим в наш сад.
Творческое задание. Работа в парах. Рефлексия
-Хотите узнать, кто еще здесь поселится по соседству, и будет радовать нас, тогда вам нужно поработать в парах, прочитать слова-действия, а потом определить и назвать, кто так делает.
Ходит, клюёт, воркует (голубь)
Прыгает, щебечет, чирикает (воробей)
Летает, радуется, кукует (кукушка)
Сидит, стучит, долбит (дятел)
-Ребята поищите глазками этих птиц в классе. Кто нашел?
-Давайте, заселим наш сад и этими птицами и послушаем их пение. Они так радуются приходу весны! И мы с ними тоже радуемся этому!
(пение птиц)
О чём поют воробушки
В последний день зимы?
- Мы выжили!
- Мы дожили!
-Мы живы! Живы мы!
7 Итог урока
– Ребята, вам понравился наш урок? Что нового узнали?
-С какими птицами познакомились?
https://www.prodlenka.org/component/mtree/303052-otkrytyj-urok-po-russkomu-jazyku-v-3-klasse