Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Доклады
  3. Приемы рефлексии на уроках

Приемы рефлексии на уроках

К современному уроку предъявляется множество требований. Одним из самых важных требований - это сохранение физического и психического здоровья учащихся. Данная статья раскрывает один из этапов урока - рефлексия. ее понятие и значение, а также содержит разные виды рефлексии, которые подходят в основном для учащихся начальных классов.

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Доклады

Категория

Доклады
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Перейти в корзину
Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Слово рефлексия происходит от латинского reflexio – обращение назад. Словарь иностранных слов определяет рефлексию как самопознание. Толковый словарь русского языка трактует рефлексию как самоанализ. В современной педагогике под рефлексией понимают самоанализ деятельности и её результатов.

Исходя из функций рефлексии предлагается следующая классификация:

  1. рефлексия настроения и эмоционального состояния;

  2. рефлексия деятельности;

  3. рефлексия содержания учебного материала;

Рефлексия может осуществляться не только в конце урока, как это принято считать, но и на любом его этапе.

При проведении рефлексии следует учитывать возраст учащихся и их категорию.

Проведение рефлексии настроения и эмоционального состояния целесообразно в начале урока с целью установления эмоционального контакта с классом и в конце деятельности. Такой вид рефлексии особенно подходит для начальных классов коррекционной школы.

На среднем и старшем этапах обучения можно использовать

Рефлексия деятельности - этот вид рефлексивной деятельности приемлем на разных этапах урока.

Рефлексия содержания учебного материала используется для выявления уровня осознания содержания пройденного.

При взаимодействии с учащимся учитель использует, в зависимости от обстоятельств, один из видов учебной рефлексии, отражающих четыре сферы человеческой сущности:

1) физическую (успел – не успел);

2) сенсорную (самочувствие: комфортно - дискомфортно);

3) интеллектуальную (что понял, что осознал – что не понял, какие затруднения испытывал);

4) духовную (стал лучше – хуже, созидал или разрушал себя, других).

Если физическая, сенсорная и интеллектуальная рефлексия может быть как индивидуальная, так и групповая, то духовную следует проводить лишь письменно, индивидуально и без огласки результатов.

Приёмы рефлексии, наиболее подходящие для учащихся начальных классов.

«Дерево творчества»

По окончании дела, дня, урока дети прикрепляют на дереве листья, цветы, плоды:

Плоды – дело прошло полезно, плодотворно;

Цветок – довольно неплохо;

Зелёный листик – не совсем удовлетворён днём;

Жёлтый листик – «пропащий день», неудовлетворённость.

«Светофор»

Дети сигналят карточками:

Зелёной – побольше таких дел,                 поучительно,

Жёлтой – понравилось, но не всё,            интересно,

Красной – дело не понравилось,                 скучно.

 «Солнышко»

Моё настроение похоже на:          солнышко,

                                                           солнышко с тучкой,

                                                           тучку,

                                                           тучку с дождиком,

                                                           тучку с молнией.

Прием «Эмоционально-музыкальная концовка».

Учащиеся слушают фрагменты из двух музыкальных произведений (желательно указать композитора произведения) Звучит тревожная музыка и спокойная, восторженная. Учащиеся выбирают музыкальный фрагмент, который соответствует их настроению.

«Букет настроения». В начале урока учащимся раздаются бумажные цветы: красные и голубые. На доске изображена ваза. В конце урока учитель говорит: «Если вам понравилось на уроке, и вы узнали что-то новое, то прикрепите к вазе красный цветок, если не понравилось, - голубой».

«Поляна». На доске – поляна из цветов, над каждым цветком – этап урока – (работа с текстом, фонетическая зарядка и т. д.). Перед каждым ребенком – бабочка. Вы предлагаете детям прикрепить свою бабочку на тот цветок, какой вид деятельности ему понравился больше всего.

«Маятник настроения» - отображает настроение ребёнка. Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая - радостным, веселым. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.

«Пантомима». Учащиеся пантомимой должны показать результаты своей работы. Например, руки вверх – довольны, голова вниз – не довольны, закрыть лицо руками – безразлично. 

«Релаксация»

Закройте глаза и вспомните приятные моменты нашего занятия.

Я рада, что на протяжении всего занятия вы были внимательны.

Я хочу, чтобы все, кто работал хорошо – улыбнулись мне, а кто чувствует в себе потенциал работать еще лучше – поаплодировали себе.

«Ёлочка настроения»

Детям раздаются вырезанные из бумаги шары (ёлочные игрушки), на которых они рисуют своё настроение.
«Радостный снеговик» – всё хорошо, «грустный снеговик» – грустно.

 «Волшебный мешочек»

Преподаватель показывает ребятам мешочек и предлагает: «Давайте соберем в этот волшебный мешочек все самое интересное, что было на сегодняшнем уроке».

Интеллектуальная    рефлексия. Техника осмысления процесса, способов и результатов мыслительной работы, практических действий. Интеллектуальная рефлексия способствует осмыслению помех и затруднений в разных ситуациях на уроке, выступает в качестве одного из основных механизмов развития мышления, сознания и учебной деятельности. На уроках можно использовать следующие виды рефлексии с учетом возможностей детей с ОВЗ.

Продолжи фразу, выбери понравившуюся, ответь на вопрос.

Мне больше всего удалось…

За что ты можешь себя похвалить?

За что ты можешь похвалить одноклассников??

Сегодня на уроке я научился…

Мне было интересно..

Мне было трудно…

Больше всего мне понравилось…

В завершении хочется повторить, что в начальных классах в нашей школе нам наиболее подходит сенсорная рефлексия, нежели интеллектуальная в силу психофизических особенностей наших детей.

Рефлексия — это не пустая трата времени, а важный и необходимый этап урока. Она способствует развитию очень важных качеств личности: самостоятельность, предприимчивость и конкурентоспособность, что облегчит вхождение личности в сообщество и позволит успешно функционировать в нём.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Выпускная квалификационная работа по направлению 44.04.03 Специальное (дефектологическое) образование Направленность программы магистратуры «Психолого-педагогическая реабилитация лиц с ограниченными возможностями здоровья»
0 ₽
Данный конспект предназначен для учителей, работающих в коррекционных школах 8 вида. Тема: "Подбор действий к данному предмету" Цель: Учить подбирать слова действия к названиям предметов. Задачи: Образовательные: 1. Учить соотносить вопрос и слово, обозначающее действия предмета. 2. Закреплять знания учащихся о словах, обозначающих действие предмета. 3. Закреплять умение самостоятельно подбирать действие предмета к названию предмета и ставить вопрос. Коррекционные: 1. Развивать мелкую моторику. 2. Развивать и корригировать устную и письменную речь, через задания по развитию речи, коррекция устойчивости внимания, через задание по карточки, логическое мышление, через выполнение логического упражнения. 3. Обогащать словарный запас. 4. Развивать познавательную деятельность. Воспитательные: 1. Воспитывать аккуратность при выполнении заданий, усидчивость. 2. Формировать элементы самооценки. 3. Воспитывать желание помогать птицам.
0 ₽
К современному уроку предъявляется множество требований. Одним из самых важных требований - это сохранение физического и психического здоровья учащихся. Данная статья раскрывает один из этапов урока - рефлексия. ее понятие и значение, а также содержит разные виды рефлексии, которые подходят в основном для учащихся начальных классов.
0 ₽