Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. История
  3. Открытый урок по теме: «Перемены в культуре России в годы Петровских реформ»

Открытый урок по теме: «Перемены в культуре России в годы Петровских реформ»

0 подписчиков
Тема: «Перемены в культуре России в годы Петровских реформ» Цель: Создать условия для формирования и обобщения знаний по нововведениям Петра 1 в области культуры и быта, рассмотреть достижения в области архитектуры. Задачи: • формирование основ общественно-политических, гуманитарных знаний об эпохе Петра1; • вырабатывать умения систематизировать и анализировать полученные знания. • развитие навыков отбора самого главного и существенного в материале, концентрации внимания, логического мышления; • через игровые элементы урока и работу в паре прививать интерес к истории России; • способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников; • формировать у учащихся оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений, умения работать с историческим документом, как историческими источниками.

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

История

Категория

История
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Тема: «Перемены в культуре России в годы Петровских реформ»

Цель:Создать условия для формирования и обобщения знаний по нововведениям Петра 1 в области культуры и быта, рассмотреть достижения в области архитектуры.

Задачи:

• формирование основ общественно-политических, гуманитарных знаний об эпохе Петра1;
• вырабатывать умения систематизировать и анализировать полученные знания.
• развитие навыков отбора самого главного и существенного в материале, концентрации внимания, логического мышления;
• через игровые элементы урока и работу в паре прививать интерес к истории России;  
• способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников;

• формировать у учащихся оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений, умения работать с историческим документом, как историческими источниками.
Формирование УУД:

1.Предметные

- выделяют основные черты реформ, конкретизируют их примерами, на основе анализа текста учебника, раздаточного материала, представляют информацию в виде проекта, определяют причинно-следственные связи событий и процессов.

2.Метапредметные:

Коммуникативные- развитие умений выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения; договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе).

Регулятивные -–  развитие умений принимать и сохранять учебную задачу;

– развитие умений  принимать роль в учебном сотрудничестве;

Познавательные

- развитие умений самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;

-  развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять  и аргументировать  своё  отношение к ней;

- развитие умений работать с книгой;

3. Личностные

-воспитание уважения к историческому наследию России; чувства гордости за своё государство;

- осмысление опыта российской истории как части мировой истории;

- формирование интереса к предметно-исследовательской деятельности.

Ход урока:

  1. Организационный.(1мин)

  2. Мотивационный этап и актуализация знаний.(4мин)

-Добрый день уважаемые ребята и гости. Наше занятие я предлагаю начать стихотворением М. В. Ломоносова о великом россиянине, имя которого вы назовете чуть позже.

Се образ изваян премудрого героя,

Что, ради подданных лишив себя покоя,

Последний принял чин и царствуя служил,

Свои законы сам примером утвердил,

Рожденны к скипетру простер в работу руки,

Монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки.

Когда он строил град, сносил труды в войнах,

В землях далеких был и странствовал в морях,

Художников сбирал и обучал солдатов,

Домашних побеждал и внешних сопостатов;

И, словом, се есть (Петр), отечества Отец.

Земное божество Россия почитает,

И столько олтарей пред зраком сим пылает,

Коль много есть ему обязанных сердец.

(Называют имя великого россиянина, аргументируя свою догадку строками)

- Конечно речь идет о Петре I. - Известный русский историк С.М.Соловьёв писал: «Чем значительнее какое-нибудь явление, тем более разноречивых взглядов и мнений порождает оно, и тем далее толкуют о нем, чем долее ощущают на себе его влияние». Как вы думаете, можно ли Петра Первого считать значительным явлением в русской истории? А какими известными фактами из стихотворения Ломоносова вы готовы подтвердить свою мысль?(ответы обучающихся. Н:«Свои законы сам примером утвердил,
Рожденный к скипетру, простер в работу руки»;)

Действительно, в оде Ломоносова отражена и внешнеполитическая деятельность Петра, и внутренние государственные преобразования.

Предлагаю вам пополнить багаж знаний по теме, которую подсказывают следующие строки: «Монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки», «когда он строил град, художников сбирал». Как одним словом назвать такие сферы общественной жизни, как наука, архитектура, живопись? (Культура)

Формулируют тему урока: «Преобразования в области культуры в эпоху Петра Великого»

Об этом сегодня и пойдет речь. Вам предстоит еще раз прикоснуться к миру прекрасного и познакомиться с нововведениями Петра 1 в области культуры.

- Давайте вместе попробуем сформулировать на какой вопрос в конце урока мы с вами должны ответить?

Проблемный вопрос: Что нового появилось в культурном развитии России и в чьих интересах проводились изменения в культуре эпохи Петра I?

  1. Изучение нового материала. (26 мин)

1. Наука. (5 мин) (3+2)

-Поделитесь вашими мыслями, что символизирует эта картинка? (изображение совы и книги) (ответы обучающихся: мудрость, знание)

- Правильно, эти символы подсказывают, что первые открытия мы совершим, исследовав нововведения в области Просвещения и науки.

- При Петре 1 особенно активно развивались естественные науки. Как вы думаете почему? (ответы обучающихся: необходимы были знания при сооружении каналов, плотин, при строительстве зданий, крепостей, корабельных верфей и т. д.)

- Работая с п.1 п.10 (1 ряд – 1 часть пункта; 2 ряд – 2 часть пункта.) в рабочей тетради составьте перечень научных достижений, сделанных в России в этот период, начиная со слова Впервые.

(выполнение задания, проверка, обмен знаниями)

2. Образование. (5 мин) (3+2)

-Одни твердят:

Ученье – это свет,

Другие говорят:

Наука – это мука!

А что для вас учёба? Свет или мука? Предлагаю узнать, как бы вам, школьникам, жилось при Петре.

- изучите внимательно п.2 п. 10 и выполните задание в информационном листе.

(Выберите из предложенного списка новшества Петра 1 в сфере образования:

  1. Формирование в России светской системы образования. +

  2. В государственных школах обучались только дети дворян. +

  3. Все дети дворян желали учиться, т.к. это было почетно и престижно. –

  4. Петром 1 проведена реформа алфавита – введен гражданский шрифт. +

  5. Петр 1 основал кунсткамеру – помещение для редкостей. +

  6. Впервые в России была открыта публичная библиотека. – (научная)

  7. Указом Петра неучам разрешалось вступать в брак. –

  8. Указ Петра запрещал неграмотным дворянским юношам жениться. +

  9. С 1703г. Петр 1 начал издавать первую официальную русскую печатную газету «Вести» - (Ведомости)

- О каком еще одном преобразовании Петра 1 мы не упомянули? (Академия наук и художеств, но она открылась только в 1725 г. После смерти Петра 1)

- Мы узнали много интересных преобразований Петра в сфере образования и науки. Каков, по-вашему, итог всех этих нововведений? (Образовательный уровень молодёжи резко повысился, чем мы можем гордиться.)

- Как вы думаете, одобрил бы Пётр Алексеевич уроки физкультуры для дворянской молодёжи?(ответы)

- Уверена, что он мечтал разбудить не только «интеллект дворян от спячки», но и видеть своих подданных полными сил здоровья для работы на благо Отечества!

IV. Физкультминутка (2мин)

Учитель. Мы с вами уже хорошо, плодотворно поработали, немного устали, поэтому сейчас мы с вами не только будем заниматься физкультурой, но и узнаем немного о самом Петре Великом, о мерах длины периода его правления.

Учащиеся встают.

Учитель. Рост Петра I 204 см. Поднимите руки и покажите рост императора.

Учитель. Несмотря на огромный рост царя, нога у него была совсем небольшая – 38 размер.

Учащиеся наклоняются и достают руками до своей обуви.

Учитель. Петр – отец русского флота. А как себя ведут моряки, когда вглядываются вдаль, чтобы увидеть, наконец, долгожданную землю?

Учащиеся прикладывают ладонь ко лбу и «вглядываются» вдаль.

Учитель. Надеюсь, что вы там увидели свое счастливое будущее. Поэтому мы с вами сейчас сядем на наши места и продолжим работу, чтобы к этому счастливому будущему смогли благополучно прийти.

3. Художественная культура. (12 мин)

- Ребята, давайте вспомним как называлась первая печатная газета при Петре I? изучая изменения Петра 1 в художественной культуре , я предлагаю вам создать одну информационную страницу для этой газеты?

- Работать вы будете в парах. У вас на столах лежит шаблон страницы для будущей газеты, куда вы должны будете внести все, что посчитаете нужным; раздаточным материал в котором вы найдете: - заголовок рубрики; - картинки и названия к ним; вырезки с фактами, опираясь на которые вы должны составить статью.

(выполнение задания, обмен знаниями)

4. Изменения в повседневной жизни. (4 мин)

-Позвольте мне небольшое интервью:

- Ваш любимый напиток за завтраком?

- Извините за нескромный вопрос: Вы курите? (Уместнее спросить ученика и поощрить за здоровый образ жизни)

- Любите ли вы вечеринки, дискотеки?

- Какой ваш любимый праздник?

- Ну что ж, опрос показал, что среди вас, есть поклонники петровских преобразований. Почему мы сделали такой вывод, вы сейчас узнаете.

- чтобы посмотреть какие изменения произошли в повседневной жизни населения, я предлагаю вам посмотреть фрагмент документального фильма «Романовы».

- Посмотрите отрывок и ответьте на вопрос: Какие нововведения Петр 1 сделал в повседневной жизни? (бритье бород, ношение западной одежды, бородовая пошлина, европейские платья, учить танцам, светскому обращению, чистить зубы, пить кофе, есть картофель, новое летоисчесление.)

V. закрепление. (3 мин)

- Давайте вспомним и ответим на проблемный вопрос, который мы ставили в начале урока: Что нового появилось в культурном развитии России и в чьих интересах проводились изменения в культуре эпохи Петра I?

- Полезны или вредны изменения в образовании и культуре?

Составление синквейна «Культура Петра 1»

(Культура Петра 1

Возвышенная, многогранная

Создавала, творила, преобразовывала

Высочайший этап в развитии культуры

Преобразование)

VI. Домашнее задание. (1мин) п. 10

На «5» - написать рассказ от лица иностранца, попавшего в Россию в начале XVIII века.

На «4» - составить кроссворд (10-12 слов) по п.10

На «3» - ответить на вопросы после п. 10

VII. Рефлексия. (3мин)

- Оцените свою работу в листе самооценки. Закрасьте лист настроения в конце урока и прокомментируйте.

- Сдайте свои тетради, информационные листы, листы самооценки, проекты. Урок окончен!

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Тема: «Перемены в культуре России в годы Петровских реформ» Цель: Создать условия для формирования и обобщения знаний по нововведениям Петра 1 в области культуры и быта, рассмотреть достижения в области архитектуры. Задачи: • формирование основ общественно-политических, гуманитарных знаний об эпохе Петра1; • вырабатывать умения систематизировать и анализировать полученные знания. • развитие навыков отбора самого главного и существенного в материале, концентрации внимания, логического мышления; • через игровые элементы урока и работу в паре прививать интерес к истории России; • способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников; • формировать у учащихся оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений, умения работать с историческим документом, как историческими источниками.
0 ₽