Тема: «Перемены в культуре России в годы Петровских реформ»
Цель:Создать условия для формирования и обобщения знаний по нововведениям Петра 1 в области культуры и быта, рассмотреть достижения в области архитектуры.
Задачи:
• формирование основ общественно-политических, гуманитарных знаний об эпохе Петра1;
• вырабатывать умения систематизировать и анализировать полученные знания.
• развитие навыков отбора самого главного и существенного в материале, концентрации внимания, логического мышления;
• через игровые элементы урока и работу в паре прививать интерес к истории России;
• способствовать нравственно-патриотическому воспитанию школьников;
• формировать у учащихся оценочные суждения на основе обобщения событий и явлений, умения работать с историческим документом, как историческими источниками.
Формирование УУД:
1.Предметные
- выделяют основные черты реформ, конкретизируют их примерами, на основе анализа текста учебника, раздаточного материала, представляют информацию в виде проекта, определяют причинно-следственные связи событий и процессов.
2.Метапредметные:
Коммуникативные- развитие умений выбирать адекватные речевые средства в диалоге с учителем, одноклассниками; задавать вопросы, адекватные данной ситуации, позволяющие оценить ее в процессе общения; договариваться, приходить к общему решению (при работе в группе).
Регулятивные -– развитие умений принимать и сохранять учебную задачу;
– развитие умений принимать роль в учебном сотрудничестве;
Познавательные
- развитие умений самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель;
- развитие умений искать, анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, способностей определять и аргументировать своё отношение к ней;
- развитие умений работать с книгой;
3. Личностные
-воспитание уважения к историческому наследию России; чувства гордости за своё государство;
- осмысление опыта российской истории как части мировой истории;
- формирование интереса к предметно-исследовательской деятельности.
Ход урока:
Организационный.(1мин)
Мотивационный этап и актуализация знаний.(4мин)
-Добрый день уважаемые ребята и гости. Наше занятие я предлагаю начать стихотворением М. В. Ломоносова о великом россиянине, имя которого вы назовете чуть позже.
Се образ изваян премудрого героя,
Что, ради подданных лишив себя покоя,
Последний принял чин и царствуя служил,
Свои законы сам примером утвердил,
Рожденны к скипетру простер в работу руки,
Монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки.
Когда он строил град, сносил труды в войнах,
В землях далеких был и странствовал в морях,
Художников сбирал и обучал солдатов,
Домашних побеждал и внешних сопостатов;
И, словом, се есть (Петр), отечества Отец.
Земное божество Россия почитает,
И столько олтарей пред зраком сим пылает,
Коль много есть ему обязанных сердец.
(Называют имя великого россиянина, аргументируя свою догадку строками)
- Конечно речь идет о Петре I. - Известный русский историк С.М.Соловьёв писал: «Чем значительнее какое-нибудь явление, тем более разноречивых взглядов и мнений порождает оно, и тем далее толкуют о нем, чем долее ощущают на себе его влияние». Как вы думаете, можно ли Петра Первого считать значительным явлением в русской истории? А какими известными фактами из стихотворения Ломоносова вы готовы подтвердить свою мысль?(ответы обучающихся. Н:«Свои законы сам примером утвердил,
Рожденный к скипетру, простер в работу руки»;)
Действительно, в оде Ломоносова отражена и внешнеполитическая деятельность Петра, и внутренние государственные преобразования.
Предлагаю вам пополнить багаж знаний по теме, которую подсказывают следующие строки: «Монаршу власть скрывал, чтоб нам открыть науки», «когда он строил град, художников сбирал». Как одним словом назвать такие сферы общественной жизни, как наука, архитектура, живопись? (Культура)
Формулируют тему урока: «Преобразования в области культуры в эпоху Петра Великого»
Об этом сегодня и пойдет речь. Вам предстоит еще раз прикоснуться к миру прекрасного и познакомиться с нововведениями Петра 1 в области культуры.
- Давайте вместе попробуем сформулировать на какой вопрос в конце урока мы с вами должны ответить?
Проблемный вопрос: Что нового появилось в культурном развитии России и в чьих интересах проводились изменения в культуре эпохи Петра I?
Изучение нового материала. (26 мин)
1. Наука. (5 мин) (3+2)
-Поделитесь вашими мыслями, что символизирует эта картинка? (изображение совы и книги) (ответы обучающихся: мудрость, знание)
- Правильно, эти символы подсказывают, что первые открытия мы совершим, исследовав нововведения в области Просвещения и науки.
- При Петре 1 особенно активно развивались естественные науки. Как вы думаете почему? (ответы обучающихся: необходимы были знания при сооружении каналов, плотин, при строительстве зданий, крепостей, корабельных верфей и т. д.)
- Работая с п.1 п.10 (1 ряд – 1 часть пункта; 2 ряд – 2 часть пункта.) в рабочей тетради составьте перечень научных достижений, сделанных в России в этот период, начиная со слова Впервые.
(выполнение задания, проверка, обмен знаниями)
2. Образование. (5 мин) (3+2)
-Одни твердят:
Ученье – это свет,
Другие говорят:
Наука – это мука!
А что для вас учёба? Свет или мука? Предлагаю узнать, как бы вам, школьникам, жилось при Петре.
- изучите внимательно п.2 п. 10 и выполните задание в информационном листе.
(Выберите из предложенного списка новшества Петра 1 в сфере образования:
Формирование в России светской системы образования. +
В государственных школах обучались только дети дворян. +
Все дети дворян желали учиться, т.к. это было почетно и престижно. –
Петром 1 проведена реформа алфавита – введен гражданский шрифт. +
Петр 1 основал кунсткамеру – помещение для редкостей. +
Впервые в России была открыта публичная библиотека. – (научная)
Указом Петра неучам разрешалось вступать в брак. –
Указ Петра запрещал неграмотным дворянским юношам жениться. +
С 1703г. Петр 1 начал издавать первую официальную русскую печатную газету «Вести» - (Ведомости)
- О каком еще одном преобразовании Петра 1 мы не упомянули? (Академия наук и художеств, но она открылась только в 1725 г. После смерти Петра 1)
- Мы узнали много интересных преобразований Петра в сфере образования и науки. Каков, по-вашему, итог всех этих нововведений? (Образовательный уровень молодёжи резко повысился, чем мы можем гордиться.)
- Как вы думаете, одобрил бы Пётр Алексеевич уроки физкультуры для дворянской молодёжи?(ответы)
- Уверена, что он мечтал разбудить не только «интеллект дворян от спячки», но и видеть своих подданных полными сил здоровья для работы на благо Отечества!
IV. Физкультминутка (2мин)
Учитель. Мы с вами уже хорошо, плодотворно поработали, немного устали, поэтому сейчас мы с вами не только будем заниматься физкультурой, но и узнаем немного о самом Петре Великом, о мерах длины периода его правления.
Учащиеся встают.
Учитель. Рост Петра I 204 см. Поднимите руки и покажите рост императора.
Учитель. Несмотря на огромный рост царя, нога у него была совсем небольшая – 38 размер.
Учащиеся наклоняются и достают руками до своей обуви.
Учитель. Петр – отец русского флота. А как себя ведут моряки, когда вглядываются вдаль, чтобы увидеть, наконец, долгожданную землю?
Учащиеся прикладывают ладонь ко лбу и «вглядываются» вдаль.
Учитель. Надеюсь, что вы там увидели свое счастливое будущее. Поэтому мы с вами сейчас сядем на наши места и продолжим работу, чтобы к этому счастливому будущему смогли благополучно прийти.
3. Художественная культура. (12 мин)
- Ребята, давайте вспомним как называлась первая печатная газета при Петре I? изучая изменения Петра 1 в художественной культуре , я предлагаю вам создать одну информационную страницу для этой газеты?
- Работать вы будете в парах. У вас на столах лежит шаблон страницы для будущей газеты, куда вы должны будете внести все, что посчитаете нужным; раздаточным материал в котором вы найдете: - заголовок рубрики; - картинки и названия к ним; вырезки с фактами, опираясь на которые вы должны составить статью.
(выполнение задания, обмен знаниями)
4. Изменения в повседневной жизни. (4 мин)
-Позвольте мне небольшое интервью:
- Ваш любимый напиток за завтраком?
- Извините за нескромный вопрос: Вы курите? (Уместнее спросить ученика и поощрить за здоровый образ жизни)
- Любите ли вы вечеринки, дискотеки?
- Какой ваш любимый праздник?
- Ну что ж, опрос показал, что среди вас, есть поклонники петровских преобразований. Почему мы сделали такой вывод, вы сейчас узнаете.
- чтобы посмотреть какие изменения произошли в повседневной жизни населения, я предлагаю вам посмотреть фрагмент документального фильма «Романовы».
- Посмотрите отрывок и ответьте на вопрос: Какие нововведения Петр 1 сделал в повседневной жизни? (бритье бород, ношение западной одежды, бородовая пошлина, европейские платья, учить танцам, светскому обращению, чистить зубы, пить кофе, есть картофель, новое летоисчесление.)
V. закрепление. (3 мин)
- Давайте вспомним и ответим на проблемный вопрос, который мы ставили в начале урока: Что нового появилось в культурном развитии России и в чьих интересах проводились изменения в культуре эпохи Петра I?
- Полезны или вредны изменения в образовании и культуре?
Составление синквейна «Культура Петра 1»
(Культура Петра 1
Возвышенная, многогранная
Создавала, творила, преобразовывала
Высочайший этап в развитии культуры
Преобразование)
VI. Домашнее задание. (1мин) п. 10
На «5» - написать рассказ от лица иностранца, попавшего в Россию в начале XVIII века.
На «4» - составить кроссворд (10-12 слов) по п.10
На «3» - ответить на вопросы после п. 10
VII. Рефлексия. (3мин)
- Оцените свою работу в листе самооценки. Закрасьте лист настроения в конце урока и прокомментируйте.
- Сдайте свои тетради, информационные листы, листы самооценки, проекты. Урок окончен!