Тема урока: «Постигая мир Ф.М. Достоевского».
Цели:
- знакомство с биографией русского писателя Ф.М. Достоевского, особенностями его мировоззрения, своеобразием творчества;
- формирование читательских умений;
- развитие навыков самостоятельной работы, умения работать с информацией, умения обобщать и систематизировать материал по определённому вопросу;
-развитие критического мышления и умения работать в группе;
- развитие культуры устной и письменной речи;
- воспитание чувства гордости за русскую литературу.
Оборудование: рефераты, презентации, портрет писателя, учебники, тесты.
Толстой и Достоевский – два величайших гения, силою своих
талантов они потрясли весь мир, они обратили на Россию
изумлённое внимание всей Европы, и оба встали как равные
в великие ряды людей, чьи имена – Шекспир, Данте, Сервантес,
Руссо, Гёте.
М. Горький.
В сегодняшнем мире…тревожный набат Достоевского гудит,
неумолчно взывая к человечности и гуманизму.
Ч. Айтматов
Необыкновенность, сила, глубина и оригинальность таланта Достоевского были признаны тотчас же всеми, и … публика тотчас же обнаружила ту неумеренную требовательность в отношении к таланту Достоевского и ту неумеренную нетерпимость к его недостаткам, которые имеет свойство возбуждать только необыкновенный талант.
В.Г. Белинский
Вы говорите, что Достоевский описывал себя в своих героях, воображая, что все люди такие. И что же! Результат тот, что даже в этих исключительных лицах не только мы, родственные ему люди, но и иностранцы узнают себя, свою душу.
Лев Толстой.
Он даёт мне больше, чем любой мыслитель…
Альберт Эйнштейн
Гениальность Достоевского неоспорима, по силе изобразительности его талант равен, быть может, только Шекспиру.
М. Горький
Ход урока:
I. Организационный момент.
Человек есть тайна. Её надо разгадывать, и даже если будешь разгадывать её на протяжении всей жизни, не говори, что потратил время; я занимаюсь этой тайной, потому что хочу быть человеком.
(Отрывок из письма Ф.М. Достоевского брату)
II. Основное содержание урока.
Подготовка студентов к активному усвоению материала.
Ф.М. Достоевский – самый знаменитый, самый издаваемый и читаемый в мире русский писатель. При жизни же Ф.М. Достоевский считался самым беспокойным, порывистым, изменчивым и страстным литератором. В нём ощущалась огромная напряжённость всех чувств и мыслей, буря страстей, борьба самых разных мнений и верований, взлёты и падения, сила веры и отрицания.
Этого писателя нельзя читать спокойно, без душевного страдания и напряжения, его жестокий реализм захватывает и пугает.
Сегодня мы будем говорить о жизни и творчестве этого великого человека, попытаемся понять, чему же учит нас Достоевский, что может дать нам, современным людям, писатель, живший в ХIX веке. Быть может, мысли и выводы, к которым он приходит, сегодня неактуальны?
Произведения Достоевского сложны, требуют вдумчивого чтения, определённых усилий не только ума, но и души. Вместе с тем его книги просты и понятны, если читать их с неравнодушным сердцем. Чтобы чувствовать себя человеком в мире людей, мы должны задать себе вопросы: для чего и как мы живём? Что может позволить себе человек? Где границы человеческой свободы?
Великий писатель через свой взгляд на мир, на человека, указывает нам путь к самим себе.
Сформулируйте, пожалуйста, цель нашего урока.
Итак, наша задача – создать собственное представление о личности писателя, о своеобразии его творчества, о созданном им художественном мире.
Рассказ студента «Детство и юность Ф.М. Достоевского (1821-1837)».
(Примерное выступление)
/Все выступления сопровождаются презентациями/
Ф.М. Достоевский родился 30 октября (11 ноября) 1821 года в Москве. «Я происходил из семейства русского и благочестивого».
Отец – Михаил Андреевич – сын священника, врач московской Мариинской больницы для бедных, в 1828 году получил звание потомственного дворянина.
Мать – Мария Фёдоровна Нечаева – из купеческой семьи, из среды старинных кустарей; женщина умная, жизнерадостная, прожившая короткую жизнь.
Достоевские были небогаты, но вполне обеспечены и, не позволяя себе никакой роскоши и излишеств, никогда не нуждались в необходимом. Часто говорят о деспотизме отца Достоевского, но это не так. По воспоминаниям современников, Михаил Андреевич был странный человек, обладал трудным, тяжёлым характером: строгий и требовательный к себе, он был ещё строже и требовательнее к другим; постоянно угрюмый, нервный, подозрительный и часто ревнивый, вспыльчивый, он заставлял часто страдать и жену, и детей.
«Любви моей не видят, не понимают чувств моих, смотрят на меня с тихим презрением, тогда как я дышу моей любовью. Между тем время и годы проходят. Морщины и желчь разливаются по лицу, весёлость природного характера обращается в грустную меланхолию, и вот удел мой, вот награда непорочной страстной любви моей, и ежели бы не подкрепляла меня чистая моя совесть и надежда на провидение, то конец судьбы моей был бы плачевный. Прости мне, что пишу резкую истину чувств моих». Эти интимнейшие письма не перестают волновать и сегодня. Печальная участь матери навсегда запала в душу писателя, образ её стал для сына воплощением нравственной красоты.
Но отец Достоевского был в то же время добрым, прекрасным семьянином и в высшей степени просвещённым человеком. Он любил своих детей и старался воспитать у них стремление к прекрасному. В тот век, когда главным средством воспитания были розги, он не только никогда не применял к детям телесного наказания, но и не отдавал своих детей в казённую гимназию только потому, что там детей пороли.
Достоевский вспоминал: «С тех пор, как я себя помню, я помню любовь ко мне родителей. Мы в семействе нашем знали Евангелие чуть не с первого детства. Мне было всего лишь десять лет, когда я уже знал почти все главные эпизоды русской истории Карамзина, которого вслух по вечерам читал нам отец.»
И если Достоевский в 16 лет пережил смерть Пушкина как великое русское горе, то кому он этим обязан, как не своей семье, рано привившей ему любовь к литературе?!
27 февраля 1837 года он лишился и своей любящей и самоотверженной матери.
Сообщение «Обучение в Главном инженерном училище».
С января 1838 года достоевский учился в Главном инженерном училище, страдал от военной атмосферы и муштры, от чуждых его интересам дисциплин и от одиночества. Он старался уйти в мир Пушкина, Шиллера, Корнеля. Как свидетельствовал его товарищ по училищу, художник К.А. Трутовский, Достоевский держался замкнуто, но поражал товарищей начитанностью, вокруг него сложился литературный кружок. В училище оформились первые его литературные замыслы.
Годы, проведённые в училище, можно считать годами становления писателя. Он читал в то время Шиллера и Шекспира, Гёте и Бальзака; научился понимать Гоголя, вернее, подмечать те жизненные ситуации, которые так умел воплощать на бумаге Гоголь.
Ещё юнкером Достоевский сочинил не дошедшие до нас произведения «Борис Годунов» и «Мария Стюард».
В начале лета 1839 года умер его отец. Будущий писатель тяжело перенёс эту трагедию, тем более, что упорно ходили слухи, что Михаила Андреевича убили свои же крестьяне в селе Даровое (Тульская губерния), которое они купили в 1831 году и в котором маленький Федя проводил каждое лето.
Именно со смертью отца связан первый приступ эпилепсии, который преследовал Фёдора Михайловича до конца жизни.
По окончании училища, прослужив меньше года в Петербургской инженерной команде, летом 1844 года Достоевский уволился в чине поручика, решив полностью отдаться литературному творчеству.
Преподаватель. Вопрос на размышление:
Как вы думаете, если бы Достоевский не уволился из армии, как бы сложилась его судьба?
Сообщение студента «Первый роман Достоевского».
Зимой 1844 года Достоевский задумал роман «Бедные люди», работу над которым он начал, по его словам, вдруг, неожиданно, но отдался ей безраздельно. Ещё в рукописи Д.В. Григорович, c которым он в то время делил квартиру, доставил роман Н.А. Некрасову, и они вместе, не отрываясь, ночь напролёт читали «Бедных людей». Под утро они пришли к Достоевскому, чтобы выразить ему восхищение.
Со словами: «Новый Гоголь явился!» - Некрасов передал рукопись В.Г. Белинскому, который сказал П.А. Анненкову: «… роман открывает такие тайны жизни и характеров на Руси, которые до нас и не снились никому.»
Впоследствии Фёдор Михайлович вспоминал: «Это была самая восхитительная минута во всей моей жизни».
Роман был напечатан в 1846 году в «Петербургском сборнике» Некрасова, вызвав шумные споры. Рецензенты, хотя и отмечали отдельные просчёты писателя, почувствовали громадное дарование, а Белинский прямо предрекал Достоевскому великое будущее. Первые критики справедливо заметили генетическую связь «Бедных людей» с гоголевской «Шинелью», имея в виду и образ главного героя полунищего чиновника Макара Девушкина, и широкое воздействие гоголевской поэтики на Достоевского.
Слово обучающегося.
Душевно чуток и благороден Макар Девушкин – бедный человек, но Человек. Это «маленький человек» в социальном смысле, но отнюдь не в нравственном. И письма, которые дышат искренней большой любовью, самоотверженностью, чувством человеческого достоинства, - яркое тому подтверждение.
Освободи от зависти ты душу
И сердце распахни навстречу дню.
Стань солнцем, чтоб тебя смогли заметить,
И мир оценит эту красоту.
А мы сейчас покажем тех героев,
Которые в жестокий трудный час,
Души не потеряв, с судьбою споря,
Мир красоты спасли для нас.
Сцена из «Бедных людей».
Чтение писем М. Девушкина (от 4-5 августа, 11-12 сентября)
Обучающийся.
Бедные люди с красивыми душами.
Трогает нас их наивность, друзья.
Повесть написана, чтобы мы думали:
«Нам без любви жить на свете нельзя».
Тема «маленького человека» и его трагедии нашла у Достоевского новые повороты, позволяющие уже в первом романе обнаружить важнейшие черты творческой манеры писателя: сосредоточенность на внутреннем мире героя в сочетании с анализом его социальной судьбы, способность передавать неуловимые нюансы состояния действующих лиц, принцип исповедального самораскрытия характеров (не случайно – «роман в письмах»), система «двойников», сопутствующих главным героям.
«Бедные люди» открывают целый цикл произведений, показывающих жизнь различных слоёв общества: «Двойник», «Хозяйка», «Господин Прохарчин», «Ползунков» и несколько повестей о «мечтателях».
Появлению произведений о «мечтателях» предшествовала публикация Достоевским ряда фельетонов под общим названием «Петербургская летопись» (1847), где он объяснил причину появления «мечтателей» в жизни: не чувствуя в себе сил для борьбы, они уходят в свой вымышленный мир фантазий и мечтаний.
Сообщение о кружке Петрашевского.
В 1846 году Достоевский сблизился с кружком братьев Бекетовых, в котором обсуждались не только литературные, но и социальные проблемы. Весной 1847 года начал посещать «пятницы» М.В. Петрашевского, зимой 1848-1849 гг. –кружок поэта С.Ф. Дурова, состоявший в также в основном из петрашевцев.
На собраниях затрагивались проблемы освобождения крестьян, реформы суда и цензуры, читались трактаты французских социалистов, статьи А.И. Герцена, запрещённое тогда письмо Белинского к Гоголю.
В 1848 году вошёл в особое тайное общество, организованное наиболее радикальным петрашевцем Н.А. Спешневым (имевшим значительное влияние на Достоевского)4 общество ставило своей целью «произвести переворот в России». Достоевский испытывал некоторые сомнения: по воспоминаниям А.П. Милюкова, он «читал социальных писателей, но относился к ним критически».
Рано утром, в 4 часа, 23 апреля 1849 года к Фёдору Михайловичу Достоевскому по личному приказу царя Николая I пришли жандармы, арестовали и заключили в Петропавловскую крепость. Вместе с ним было арестовано ещё несколько десятков петрашевцев.
По решению суда, Достоевский и ещё 10 других членов кружка были лишены дворянского титула, чинов и заключены в Петропавловскую крепость. Но этот арест никак не сломил его волю: «Вижу, что жизненности во мне столько запасено, что и не вычерпаешь»,- это строка из письма, написанного из крепости брату.
После 8 месяцев, проведённых в крепости, он был признан виновным «в умысле на ниспровержение… государственного порядка» и первоначально приговорён к расстрелу, заменённому уже на эшафоте, после «ужасных, безмерно страшных минут ожидания смерти», к 4 годами каторги с лишением «всех прав состояния» и последующей сдачей в солдаты.
Император Николай приказал: «Объявить о помиловании лишь в ту минуту, когда всё будет готово к исполнению казни». Инсценировка смертной казни состоялась 22 декабря 1849 года. А через два дня Достоевского заковали в кандалы и отправили в Омский острог, в котором он содержался до февраля 1854 года.
А. Ахматова «Предыстория»
Страну знобит, а омский каторжанин
Всё понял и на всём поставил крест.
Вот он сейчас перемешает всё
И сам над первозданным беспорядком,
Как некий дух, взнесётся. Полночь бьёт.
Перо скрипит, и многие страницы
Семёновским попахивают плацем.
Каторгу отбывал среди уголовных преступников («это было страдание невыразимое, бесконечное… всякая минута тяготела, как камень, у меня на душе»). В феврале 1854 года Достоевского, по решению суда, определяют рядовым в Семипалатинский линейный батальон.
Достоевский уже известен и благодаря этому становится другом областного прокурора Врангеля, который присутствовал при инсценировке расстрела петрашевцев зимой 1849 года. Это давало возможность писателю бывать в высшем обществе, где и познакомился с видным казахским деятелем, известным путешественником и этнографом Чоканом Валихановым и Марией Дмитриевной Исаевой, женой бывшего чиновника по особым поручениям, с которой у него начинается роман.
В 1855 году он произведён в унтер-офицеры, в 1856 после длительных хлопот сибирских и петербургских знакомых – в прапорщики.
Весной 1857 года Достоевскому было возвращено потомственное дворянство и право печататься. После смерти мужа М.Д. Исаевой писатель женится на ней. Семья поселяется в Семипалатинске. У Марии Дмитриевны был трудный характер, и поэтому брак оказался трудным.
Достоевского выручает литературная работа: он делает наброски к произведениям «Дядюшкин сон» и «Село Степанчиково и его обитатели», которые были закончены уже после ссылки. Пребывание на каторге и во время военной службы писатель сильно меняет своё мировоззрение, становится крайне набожным и приобретает своего жизненного идеала- Христа.
В 1859 году Достоевский добивается отставки и вместе с женой и приёмным сыном Павлом покидают Семипалатинск. Сначала ему разрешают поселиться в Твери 9март 1859 года), но скоро писатель добивается переезда в северную столицу, и во второй половине декабря 1859 года, ровно 10 лет спустя после «казни» на Семёновском плацу, снова оказался в Санкт-Петербурге. За ним продолжается неофициальное наблюдение.
Сообщение «Возвращение Достоевского к литературной
деятельности».
По возвращению из Сибири писатель фактически начинает руководить политическим журналом «Время», основанным братом Михаилом в 1861 году. Идеологическая платформа журнала – почвенничество: трагическую разорванность интеллигенции и народа – плод петровских реформ – необходимо преодолевать, опираясь на самобытную национальную почву.
Православная идея братства позволит, по мнению писателя, русскому человеку осуществить в будущем свою национальную сверхзадачу – идею всечеловечности, т.е. объединения и примирения всех народов мира в высшем синтезе. Почвеннические воззрения Достоевский развивал в течение всей жизни.
В этом журнале в начале 1861 года было опубликовано первое крупное произведение писателя – роман «Униженные и оскорблённые».
Почти в то же время выходят «Записки из мёртвого дома», описывающие Сибирский острог. В 1863 году выпущен цикл очерков «Зимние заметки о летних впечатлениях» - о жизни в европейских странах, увиденные летом 1862 года.
В апреле 1863 года журнал «Время» был закрыт за статью Н.Н. Страхова «Роковой вопрос», посвящённую польскому восстанию
В 1864 году Михаилу Михайловичу Достоевскому удалось получить лицензию на выпуск нового журнала – «Эпоха», где и были опубликованы «Записки из подполья».
В 1864 году умирают жена Достоевского и брат Михаил. Для писателя это был тяжёлый удар. К тому же все заботы, связанные с журналом «Эпоха», свалились на его плечи, и в июне 1865 года редакция обанкротилась. Чтобы выйти из финансового тупика, Фёдор Михайлович заключает с издателем Стелловским договор о выпуске его собрания сочинений с обязательством написать новый роман. Этим романом стал «Игрок», который был написан ровно за 21 день в 1866 году.
Это произведение в некоторой степени автобиографично, Достоевский сам был игроком и проигрывал «до нитки». В работе над этим произведением ему помогает Анна Григорьевна Сниткина, стенографистка. 15 февраля 1867 года она стала его женой. Второй брак для писателя был по-настоящему счастливым.
Роман «Преступление и наказание».
Как исповедь героя, в которой бы раскрылась борьба двух начал – добра и зла в сердце человеческом, замыслил Достоевский «Преступление и наказание». Но рамки предполагаемой повести оказались тесны для выявления художественной идеи произведения, и писатель сжёг уже почти завершённую повесть и взялся за роман. Эта работа была начата в 1865 году в Висбадане, в Германии, куда Достоевский выехал для лечения. В центре романа – преступление, идеологическое убийство.
«Молодой человек, исключённый из студентов университета, … живучий в крайней бедности, по легкомыслию, по шаткости в понятиях, поддавшись некоторым странным «недоконченным» идеям, которые носятся в воздухе, решился разом выйти из скверного своего положения» - убить и обобрать старуху-процентщицу, скверную «вошь», заедающую чужой век. На её деньги Раскольников мечтает сотворить тысячи добрых дел, а, в первую очередь, спасти от позора и нищеты горячо любимых мать и сестру.
Раскольников совершил преступление, но неразрешимые вопросы встают перед ним, неожиданные чувства мучают его сердце.
Грешим мы в жизни часто и у Бога
Прощенья просим за грехи свои.
Себя жалеем мы, не судим себя строго,
А вот других судить умеем мы.
Стремимся к власти, думаем о славе.
И делим мир на первых и вторых,
Порой не замечаем сами,
Что превращаемся в людей коварных, злых.
Но Достоевский к нам спешит на помощь.
Он состраданьем лечит души нам,
Чтоб души возродились снова,
Чтоб солнце нас будило по утрам.
Чтоб в мире безобразном и жестоком
Не жили больше люди никогда.
Заверил нас писательским он словом,
Что мир спасёт лишь красота.
Жизнь за границей.
В 1867 году уже Сниткина-Достоевская сопровождает писателя за границу, куда он отправляется, чтобы не потерять все деньги, полученные за роман «Преступление и наказание», спасается от кредиторов. Жена ведёт дневник об их совместном путешествии, и помогает обустроить его финансовое благополучие, валив на свои плечи все экономические вопросы.
Они попеременно жили в Дрездене, Берлине, Базеле, Женеве и Флоренции. И лишь в конце 1871 года, когда писателю удалось расплатиться с долгами (часть из которых он наделал, играя часто в казино, часть осталась от брата), писатель смог вернуться в Петербург.
За это время Достоевский заканчивает писать роман «Идиот», который был опубликован в журнале «Русский вестник» за 1868 год.
О новом романе Достоевский писал: «Главная мысль романа – изобразить положительно прекрасного человека. Труднее этого нет ничего на свете, а особенно теперь. Все писатели, не только наши, но даже все европейские, кто только ни брался изобразить положительно прекрасного, - всегда пасовал. Потому что это задача безмерная… прекрасное есть идеал, а идеал ни нами, ни цивилизованной Европой ещё далеко не выработался.»
Добро и зло… всегда в единой связке.
Кто победит? Зависит от людей.
Мы верим в чудо, в детстве верим в сказки,
Но в жизни всё опасней и сложней.
И если на пути своём встречаем
Мы не похожих на других людей,
Мы «белыми воронами» их называем,
Порой не понимая их идей.
Религия любви строкою красной
В романах у писателя видна,
И ей служить всегда большое счастье.
Последние годы жизни.
Последний период в жизни Достоевского проходит весьма плодотворно. В 1871 году он пишет роман «Бесы». Через год появляется «Дневник писателя», в 1875 – роман «Подросток», 1876 – рассказ «Кроткая».
В 1870-е годы Достоевский находится на пике своего таланта. Его избирают членом-корреспондентом Академии наук по отделению русского языка и словесности.
В 1878 году происходит значимое событие в жизни писателя: император Александр II приглашает его к себе и знакомит с семьёй.
За последние два года своей жизни (1879-1880) Достоевский создаёт одно из лучших и самых главных своих произведений – роман «Братья Карамазовы».
Символично, что Лев Толстой, менее, чем кто-либо, склонный к благоговению перед авторитетами, уходя из Ясной Поляны «в мир», оставив всё и навсегда, взял с собой в свой, как оказалось, последний путь две книги: Библию и итоговый роман Достоевского «Братья Карамазовы».
В июне 1880 года слава писателя достигла апогея. На вечере в зале московского дворянского собрания в честь открытия народного памятника А.С. Пушкину на Тверском бульваре он произнёс свою знаменитую «Пушкинскую речь».
Чтение отрывка из «Пушкинской речи».
Брошенное из толпы после того, как Достоевский закончил «Пушкинскую речь»: «Пророк! Пророк!» - прочно вошло в сознание миллионов читателей.
Чтение стихотворения А.С. Пушкина «Пророк».
И. Северянин «Медальоны» (чтение стихотворения).
Последние дни писателя.
26 января 1881 года, Достоевский, всегда работающий по ночам, случайно уронил на пол ручку. Пытаясь достать её, он сдвинул с места тяжёлую этажерку с книгами. Физическое напряжение вызвало кровотечение из горла.
28 января (по новому стилю 9 февраля) 1881 года он умирает из-за резкого обострения болезни эмфиземы. Весть о его смерти облетела весь Петербург, и началось настоящее паломничество. У гроба писателя сошлись все, кто не мог не чтить в усопшем не только высоко талантливого творца «Униженных и оскорблённых», но и горячего их заступника, друга и утешителя.
Похоронен Достоевский на Тихвинском кладбище Александро-Невской лавры в Санкт-Петербурге.
Слово преподавателя.
Полная событий биография Фёдора Михайловича Достоевского показывает, что автор получил признание ещё при жизни. Творчество этого величайшего писателя наложило существенный отпечаток на мировую культуру и русскую литературу.
Будучи глубоко верующим человеком, Достоевский пытается донести до читателя глубокий смысл человеческой морали и нравственности, призывая людей к честности, справедливости и добру.
Добро и зло идут по жизни рядом.
Но, как сказал писатель-гуманист,
Любовью нам возвысить душу надо,
Чтоб мир наш стал красив, и добр, и чист.
Даже великий Фридрих Ницше признал, что Достоевский был единственным автором-психологом, ставшим отчасти его учителем. Анализ произведений писателя был проведён многими писателями-критиками. В результате Фёдор Михайлович был признан одним из величайших российских писателей-философов, затрагивающих наиболее острые жизненные вопросы.
Его произведения вошли в список «100 лучших книг всех времён».
И в заключение хочется привести слова Достоевского, которые можно рассматривать как смысл его философского наследия: «Каждая минута, каждое мгновение жизни должно быть блаженством человеку… это обязанность самого человека так устроить. Это закон – скрытый, но существующий непременно…»
Подведение итогов урока.
Домашнее задание: прочитать роман «Преступление и наказание».