Технологическая карта открытого урока по химии 8 класс «Химические свойства кислот» Учитель химии, биологии 1 КК МБОУ Ново-Удинская СОШ Семенова Л.В. Предмет: химия Класс:8 Учебник: О.С. Габриелян Изд. Дрофа, 2018г. Тема урока: Химические свойства кислот Тип урока: открытие нового знания Оборудование: компьютер, интерактивная доска, проектор, лабораторное оборудование: пробирки, датчик кислотности лаборатории Архимед (Точка Роста), химические стаканы, салфетки Реактивы: соляная кислота, серная кислота; индикаторы: метилоранж, лакмус, фенолфталеин; стружки магния, кусочек медной проволоки, карбонат натрия, нитрат серебра, гидроксид натрия, гидроксид бария; напитки: кока-кола, сок лимона, минеральная вода, спрайт. Цель урока: изучить химические свойства кислот через эксперимент; научиться работать со шкалой кислотности. Планируемые результаты: Личностные
Метапредметные
Предметные
Форма урока: урок-исследование Форма организации деятельности учащихся:индивидуальная,фронтальная, групповая. Технологии, используемые на уроке:проектно-исследовательская, здоровьесберегающая, критического мышления Методы: эксперимент, наблюдение, проблемный, поисковой Приемы:беседа по вопросам, в т.ч. проблемный вопрос, классификация; установления аналогии, обобщения, систематизации, конкретизации, обсуждение результатов наблюдений. Учебно-методическое обеспечение: раздаточный материал, учебник, таблица Д.И. Менделеева, таблица растворимости кислот, оснований и солей в воде, таблица электрохимического ряда напряжений металлов, шкала кислотности. |
Этап урока | Содержание деятельности учителя по развитию УУД (учебные ситуации) | Деятельность ученика | Задания к каждому этапу | ||||||||
1.Этап самоопределения к учебной деятельности 3 мин | Перед началом урока на входе в кабинет стоит коробочка с цветными карточками, ученикам предлагается вытащить приготовленные им цветные карточки. При этом даёт инструкцию о том, что цвет карточки соответствует таблички на столе, за которым учащимся предстоит сегодня сидеть. Учитель-директор лаборатории по изучению химических свойств кислот. Ученики – сотрудники лаборатории В каждой группе (4 группы) распределяются роли: - Старший научный сотрудник (отвечает за работу группы, представляет результаты ее работы) - Лаборант (отвечает за проведение эксперимента) - Специалист по охране труда (знакомит с техникой безопасности, следит за ее соблюдением) - Ассистент (помогает лаборанту) | Ученики достают цветные карточки из коробки. Распределяют роли | На столах стоят цветные таблички: синие, желтые, розовые и оранжевые. Необходимо поделиться на 4 группы. Закрасить прямоугольник в маршрутном листе согласно цвету своей карточки. В маршрутных листах подчеркивают свою роль | ||||||||
2.Актуализация знаний и фиксирование затруднений 7 мин |
СаО, Аl(ОН)3, NаСl, СuО, НСl, BaSО4, Н2О, Сl2О7,AgCl, Fе(ОН)2, НNО3, NаОН, Н2SО4, Fе( NО3)2, Н2СО3,Ba(ОН)2
одной чертой Основные оксиды двумя чертами Щелочи п окажите Нерастворимые соли
| В маршрутных листах: - Дают развернутую характеристику ХЭ Al - Делят вещества на группы, отвечают на вопросы. | Индивидуальный опрос, остальные - Самопроверка Работают у доски 4 человека | ||||||||
3. Целеполагание. Постановка темы урока и учебной задачи. 2 мин | И так, поиграем с вами в игру «Где логика?». Перед вами фотографии. Назовите их одним словом! ( Слайд). Как это слово сочетается с тем, что находится у вас на столах в лотке? Слушает предположения учащихся. Подводит учащихся к пониманию того, что их знаний не хватает для решения учебной проблемы. Какова тема нашего сегодняшнего урока? Какая цель нашего урока? | Высказывают свои предположения | В маршрутных листах пишут тему урока | ||||||||
4.Первичное ознакомление с материалом 2 мин | Ребята, посмотрите на свои столы, там находятся реактивы. У каждой группы свои реактивы. И я предлагаю опытным путем проверить с какими веществами могут реагировать кислоты, т.е. изучить их химические свойства. А для этого мы должны внимательно прочитать ТБ при работе с кислотами. Работаем в группах. После проведения опытов вам предстоит выйти и в каждой группе Старшему научному сотруднику представить отчёт о проделанной работе. | Рассматривают реактивы на столах. Фронтальный опрос по ТБ | Работают с инструкционными картами |
5.Изучение нового материала. Практическая деятельность 13 мин | Учитель предлагает каждой группе выполнить опыт: 1 группа - "Действие кислот на индикаторы" согласно выданной инструкции. 2 группа - "Взаимодействие кислот с Ме" согласно выданной инструкции. 3 группа - "Взаимодействие кислот с щелочами" согласно выданной инструкции. 4 группа - "Взаимодействие кислот с солями" согласно выданной инструкции. | Знакомятся с инструкцией, работают в группах, выполняют опыт с соблюдением ТБ. Анализируют результаты. 1 группа: делают предположение, что индикаторы - это вещества, которые изменяют (или не все изменяют) свою окраску при попадании в кислоту; что для распознавания кислот можно использовать такие индикатор как метилоранж и лакмус; фенолфталеин не меняет свою окраску, попадая кислоты, поэтому его нельзя использовать для распознавания кислот. 2 группа: делают предположение, что металлы, стоящие до знака водорода, вытесняют водород из кислот. Высказывают предположение на основе полученных ранее знаний. Делают окончательный вывод, что с кислотами взаимодействуют не все металлы, а только стоящие в ряду активности до знака Н. 3 группа: делают предположение, что кислоты реагируют с основаниями, при этом выделяется теплота. Делают окончательный вывод, что с кислотами взаимодействуют все основания. 4 группа: делают предположение, что возможно кислоты не реагируют с солями. Делают окончательный вывод, что с кислотами взаимодействуют все соли. | Формируют отчет о проделанной работе в маршрутном листе |
5.Первичное закрепление новых знаний. 7 мин | Представление каждой группы своих отчетов по проделанной работе. Каждый ученик записывает в маршрутный лист с какими веществами реагируют кислоты (по ходу отчетов групп): 1.Кислоты изменяют окраску индикаторов. 2. Кислоты взаимодействуют с металлами, стоящими в ряду активности металлов до знака Н. 3. Кислоты взаимодействуют с основаниями. 3. Кислоты взаимодействуют с солями. | Работают в маршрутных листах | |
Систематизация, применение знаний 7 мин | С целью отработки и применения знаний предлагает для обсуждения в группах проблемный вопрос: 1) Вы все любите пить напитки: Кока-кола, фанта, чай, минеральная вода Как определить, содержится ли в нем кислота? Предлагаю сейчас поработать с датчиком кислотности лаборатории Архимед и шкалой Ph | Обсуждают ответы в группе, сообщают классу. Работа с датчиком кислотности лаборатории Архимед и шкалой Ph 1 группа – Кока-Кола 2 группа – Спрайт 3 группа – Сок лимона 4 группа – Минеральная вода Вывод сообщают классу, озвучивают Ph каждого напитка, следовательно среда… | Формируют устный отчет о проделанной работе |
Обобщение, обратная связь 3 мин | Помогает обобщить приобретенные знания путем ответа на вопрос Игра «Лайк-дизлайк». Инструкция: если утверждение верное – лайк, если не верное - дизлайк:
| Играют в игру | Устраняют пробелы в знаниях |
Рефлексия | Я довольна сегодня вашей работой, вы показали, как можете активно работать на уроке, показали высокий темп работы. Скажите, а как вам такая активная форма работы? В движении мы познаем гораздо больше, учимся, нарабатываем практические навыки! Поэтому я вам желаю движения только вперед! Отметьте на мишени точками в каждом секторе оценку своего достижения на уроке | Беседуют | |
Домашнее задание | Формулирует и комментирует домашнее задание | Повторить все классы неорганических соединений, типы реакций. §28, стр.167 № 3 письменно |