Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Творчество
  3. Открытый урок "Русская народная кукла

Открытый урок "Русская народная кукла

Много о жизни предков можно узнать у кукол. Самые первые куклы (наверное, еще на заре человечества) делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба - женское божество. "Баба" передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Эта кукла явно не носила игровой характер, а была оберегом женщины, дома, очага. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, видимо для того, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом. Известна еще одна очень древняя кукла. Когда женщина остригала свои волосы, то она их собирала в небольшой мешочек и делала куклу. Считалось, что когда человек заболевал, то его надо было обложить такими куклами и он выздоровеет. Были куклы и в помощь хозяйке. Кукла "десятиручка" помогала девушке или молодухе (девушка, которая недавно вышла замуж) в хозяйстве. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала, и все у нее ладилось. А для того, чтобы в доме сытно и богато было, хозяйка дома делала куклу "зерновушку", или "крупеничка". Делали ее после сбора урожая. В основе куклы - мешочек с зернами, собранными с поля. Набивали её разными зёрнами. Также эту куклу женщина делала для того, чтобы у нее были дети. Вот такие были куклы. И это лишь малая часть из всего многообразия кукол. Все они несли в себе магическое действие. Известно, что шили кукольные платья не просто так, а со смыслом. Во-первых, в наряде всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости. И еще считали, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. Вышитый узор, которым когда-то украшали наряд куклы, тоже не был случайным. Он должен был оберегать ребенка. Слово «узор» обозначало «призор», т.е. «присмотр». Поэтому на кукольном платье, как и на костюме взрослого человека, вышивали: круги, кресты, розетки – знаки солнца; женские фигурки и оленей- символы плодородия; волнообразные линии – знаки воды; горизонтальные линии – знаки земли, ромбики с точками внутри - символ засеянного поля; вертикальные линии - знаки дерева, вечно живой природы.

Предметы

Творчество

Категория

Творчество
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

       Муниципальное автономное образовательное учреждение

дополнительного образования

Дом творчества

Открытое занятие

Русская народная  кукла

Выполнила:

ПДО МАОУ ДО ДТ

Кобец Е.А.

Ст.Кущёвская,2024 г

В наше время на прилавках магазинов можно увидеть много красивых игрушек, они сделаны на фабрике и не несут тепла души их создателей. Каждая кукла,  сделанная тем или иным автором, индивидуальна в своем роде. У нее  своя история и свой неповторимый образ. Сейчас особенно остро стала ощущаться потребность в оригинальных нетиражированных изделиях.
Игра в куклы берёт на себя серьёзную социальную и психологическую роль, воплощая и формируя определённый идеал, давая выход потаённым эмоциям.

ТЕМА: Русская народная  кукла

Автор: Кобец Елена Анатольевна, МАОУ ДО Дом творчества станица Кущёвская,Краснодарский край, педагог дополнительного образования,

Предмет (направленность):  декоративно-прикладное творчество, дополнительное образование

Возраст детей: 7 лет.

Место проведения: кабинет

Данное занятие является одним из цикла занятий по изготовлению русской тряпичной куклы.

Цель: Познакомить детей с историей народной игрушки, технологией изготовления куклы «Желанница».

Задачи:

Образовательная: познакомить обучающихся с историей появления народной куклы, с русскими обрядами и традициями, связанными с изготовлением кукол.

Воспитательная: Воспитание художественного и эстетического вкуса, творческого восприятия окружающего мира.

Развивающая: развитие воображения, фантазии, творческого мышления.

Тип занятия: сообщение новых знаний.

Форма занятия: групповая и индивидуальная

Дидактические принципы: принцип доступности, наглядности, принцип систематичности и последовательности, принцип сочетания различных форм организации обучения.

Наглядно-дидактический материал:

- презентация к занятию;

- видео ролик с примерами изготовления кукол;

- технологические карты по изготовлению куклы «Желанница»;

Оборудование:

-  ноутбук;

- мультимедийный проектор;

- экран;

Материалы:

  • лоскуты белой и набивной ткани 20х20 см для туловища и костюма;

  • нитки для перевязывания;

  • тесьма, кружево, бусины, бисер для украшения;

  • вата для набивки;

  • ножницы для отрезания ниток;

  • образцы народных и современных кукол;

  • иллюстрации, фотографии русского народного костюма;

  • инструкционные карты по изготовлению  куклы «Желанница».

План занятия

Оргмомент.

Цель: Подготовить детей к работе на занятии.

Самоопределение.

Сообщение темы и цели занятия.

Цель: Подготовка к активной деятельности на занятии.

Усвоение новых знаний.

Цель: сформировать представление об изучаемом объекте и его сущности, на их основе выработать умения.

Самостоятельная  работа.

Цель: Стимулирование на усвоение нового материала.

Обобщение и систематизация знаний.

Цель: Стимулирование на усвоение нового материала.

Подведение итогов.

Провести анализ успешности овладения знаниями и способами деятельности.

Домашнее задание.

Цель: дать домашнее задание, которое направлено на дальнейшее развитие знаний.

ХОД ЗАНЯТИЯ

Орг. момент

(Звучит русская народная песня)

«Было у матушки 12 дочерей»

Здравствуйте ребята.

Сегодня у нас волшебное занятие.

 Мы будем отвечать активно,

Хорошо себя вести, чтобы гости дорогие

Захотели вновь прийти!

Сообщение темы и цели занятия

 Мы с вами перенесемся  во времена наших предков – древних славян, узнаем историю Куклы-закрутки и на ее основе выполним куклу «Желанницы», вспомним русские народные потехи. 

Много о жизни предков можно узнать у кукол. Самые первые куклы (наверное, еще на заре человечества) делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба - женское божество.

"Баба" передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Эта кукла явно не носила игровой характер, а была оберегом женщины, дома, очага. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, видимо для того, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом.

   Известна еще одна очень древняя кукла. Когда женщина остригала свои волосы, то она их собирала в небольшой мешочек и делала куклу. Считалось, что когда человек заболевал, то его надо было обложить такими куклами и он выздоровеет.

Были куклы и в помощь хозяйке. Кукла "десятиручка" помогала девушке или молодухе (девушка, которая недавно вышла замуж) в хозяйстве. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала, и все у нее ладилось.

А для того, чтобы в доме сытно и богато было, хозяйка дома делала куклу "зерновушку", или "крупеничка". Делали ее после сбора урожая. В основе куклы - мешочек с зернами, собранными с поля. Набивали её разными зёрнами. Также эту куклу женщина делала для того, чтобы у нее были дети.

Вот такие были куклы. И это лишь малая часть из всего  многообразия кукол. Все они несли в себе магическое действие.

        Известно, что шили кукольные платья не просто так, а со смыслом. Во-первых, в наряде всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости. И еще считали, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. Вышитый узор, которым когда-то украшали наряд куклы,  тоже не был случайным. Он должен был оберегать ребенка. Слово «узор» обозначало «призор», т.е. «присмотр». Поэтому на кукольном платье, как и на костюме взрослого человека, вышивали: круги, кресты, розетки – знаки солнца; женские фигурки и оленей- символы плодородия; волнообразные линии – знаки воды; горизонтальные линии – знаки земли, ромбики с точками внутри - символ засеянного поля; вертикальные линии - знаки дерева, вечно живой природы.

     Костюм  состоит из рубашки (она же тело), сарафана, передника, пояса, косынки и платка. Все детали костюма имели определенный смысл, закрепленный в традиции. Прежде всего, русский женский костюм не должен быть подчеркивать формы тела: каждая женщина в нем была красавицей, статной и дородной. Рубашка по вороту, подолу и низу рукава украшалась вышивкой, чтобы злые духи не пробрались к телу через отверстия в одежде. У нашей куклы роль вышивки выполняет красная нитка.

      

 Куклам лицо не рисовали.  «Безликость» - следы древней «обережной» роли куклы, когда игрушку боялись уподобить человеку. По народным поверьям кукла с «лицом» как бы обретала душу и становилась опасной для ребенка, а «безликая» считалась предметом неодушевленном и не могла ему навредить.       

 

Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчики. Брали на жатву и на посиделки. Кукол разрешалось брать в гости, их клали в приданое.

     Куклы выступали в роли надежного помощника и оберега человека. Раньше в каждом крестьянском доме было много тряпичных кукол- закруток. Они служили оберегами  жилища, сна, хозяйства.

         В разных уголках России были свои народные обычаи, традиции, поэтому неудивительно, что по-разному делали и тряпичных кукол.

Ролик Русские обрядовые куклы

Погремушки – лапушки - это гроздья ярких тряпичных мячиков, набитых ветошью, и «куклы - куватки» предназначались для самых маленьких, их развешивали над колыбелькой младенца.

Закрутка «Берегиня сна» с полезными травами (шалфеем, мятой, мелиссой) оберегала сон ребенка.

Куклу «Любаву» с тесемочками располагали над входом. Завязанные на тесемках узелочки - обереги не давали проникнуть в жилище темным силам.

Раньше дети с трех лет умели мастерить таких кукол. Попробуем и мы. Для этого не нужно ничего, кроме разноцветных лоскутков, толстых ниток, немного старания и фантазии.

         Бытовое название этой куклы – закрутка (от слова «крутить, закручивать»).

Существует несколько способов изготовления кукол-закруток. Рассмотрим один из них.

Мы с вами будем делать куклу желаньица. Кукла желаньица делается на основе куклы –закрутки.

Самостоятельная работа

(во время работы звучат русские народные песни. Для занятия можно с детьми разучить  русскую народную песню)

 Сегодня мы научимся мастерить русские куклы-закрутки, которые по преданию приносят в дом счастье и исполняют желания. Их так и называли — «Желанница». Эта кукла обшита ленточками, пуговичками и бусинками. 

Такая подружка - кукла Желанница - была в деревне у каждой девушки.

Последовательность изготовления куклы – закрутки

1.   На ткань наложить ватин, отогнуть края наизнанку на 2 см, ткань закрутить. Свободный край бокового среза загнуть наизнанку, подклеить снизу.

2.   На уровне линии шеи (1\5 высоты туловища) перевязать закрутку нитками, концы закрепить узлом (б).

3.  Изготовление головы и рук: найти центр белого лоскута (в), накрыть верх закрутки, сформировать голову и затянуть ниткой по линии шеи (г). Подогнуть срез рукава, забрать лишнюю ткань внутрь рукава, кисти рук перетянуть ниткой (д, е) затянуть оставшуюся ткань на линии талии (ж).

4  Изготовить волосы и косы, закрепить по центру головы.

5.  Оформление куклы. От общего вида куклы зависит характер образа. Костюм можно украсить вышивкой, тесьмой, лентами.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Много о жизни предков можно узнать у кукол. Самые первые куклы (наверное, еще на заре человечества) делались из золы. Из очагов бралась зола, смешивалась с водой. Потом скатывался шарик, и к нему прикреплялась юбка. Такая кукла называлась Баба - женское божество. "Баба" передавалась по женской линии от бабушки к внучке, причем дарилась в день свадьбы. Эта кукла явно не носила игровой характер, а была оберегом женщины, дома, очага. При переезде на новое место эту куклу из золы домашнего очага обязательно брали с собой, видимо для того, чтобы на новом месте был снова очаг, уют, дом. Известна еще одна очень древняя кукла. Когда женщина остригала свои волосы, то она их собирала в небольшой мешочек и делала куклу. Считалось, что когда человек заболевал, то его надо было обложить такими куклами и он выздоровеет. Были куклы и в помощь хозяйке. Кукла "десятиручка" помогала девушке или молодухе (девушка, которая недавно вышла замуж) в хозяйстве. Такую куклу часто дарили на свадьбу, чтобы женщина все успевала, и все у нее ладилось. А для того, чтобы в доме сытно и богато было, хозяйка дома делала куклу "зерновушку", или "крупеничка". Делали ее после сбора урожая. В основе куклы - мешочек с зернами, собранными с поля. Набивали её разными зёрнами. Также эту куклу женщина делала для того, чтобы у нее были дети. Вот такие были куклы. И это лишь малая часть из всего многообразия кукол. Все они несли в себе магическое действие. Известно, что шили кукольные платья не просто так, а со смыслом. Во-первых, в наряде всегда должен был присутствовать красный цвет – цвет солнца, тепла, здоровья, радости. И еще считали, что он обладает охранительным действием: оберегает от сглаза и травм. Вышитый узор, которым когда-то украшали наряд куклы, тоже не был случайным. Он должен был оберегать ребенка. Слово «узор» обозначало «призор», т.е. «присмотр». Поэтому на кукольном платье, как и на костюме взрослого человека, вышивали: круги, кресты, розетки – знаки солнца; женские фигурки и оленей- символы плодородия; волнообразные линии – знаки воды; горизонтальные линии – знаки земли, ромбики с точками внутри - символ засеянного поля; вертикальные линии - знаки дерева, вечно живой природы.
0 ₽
Ход проекта направлен на реализацию деятельностного подхода в обучении ребёнка дошкольного возраста; в центре внимания – учебные и игровые потребности ребёнка, развитие навыков самоуправления обучением, самооценивание и взаимное оценивание успешности в развитии и обучении. Наш проект мы назвали «Я с водой всегда дружу, как и мамой дорожу» Целью разработки стало обучение, но не механическое запоминание и воспроизведение ребенком изученного материала, а понимание, осмысление, умение объяснить свою позицию и видение гармонии природы с чистотой водного пространства. Научив ребенка просто закрывать за собой кран, не донеся до него смысла необходимости, не раскрыв всей проблемы, я воспитываю аккуратного, но бессердечного человека. Наша работа, в основном, проводилась в естественных условиях, дома. Почему была выбрана такая тема? Да просто потому, что это заинтересовало самого ребенка, почему же воду надо беречь. Воды на Земле одновременно и много, и мало. Ее много в океанах и морях, но морская соленая вода непригодна для питья, а также для многих технических производств сельского хозяйства. Ограниченные запасы пресной воды еще больше сокращаются из-за их загрязнения.
0 ₽
Сегодня всё чаще мы слышим о возрождении казачества и это, конечно же хорошо, потому что настоящий гражданин должен знать историю своего народа.Познала Кубанская Земля много горестей. Но всегда казаки были верны своему Отечеству. И главное-что бы ни делали казаки, они всегда были честны перед собой и своей совестью, а в дела свои душу вкладывали. Сегодня в этот солнечный день мы собрались с вами, чтобы принять наших ребят 1 классов школ района в казачата.
0 ₽