ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
на тему:
«Удивительный мир насекомых»
Младшая группа.
Краткосрочный (июнь).
Анализ ситуации:
Мир природы выступает как предмет пристального наблюдения, и как средство эмоционально-образного воздействия на творческую деятельность дошкольников. Именно, поэтому такт необходимо знакомить детей с природой ближайшего окружения, расширять круг представлений об окружающей действительности, в результате чего будет решаться проблема комплексного приобщения детей к миру прекрасного.
Знакомя ребёнка с природой Родного края, мы даём толчок к расширению его горизонта познания и направляем малыша в мир общечеловеческих ценностей.
Актуальность проблемы:
Большинство современных детей редко общаются с природой. Поэтому мой проект направлен на то, чтобы наши дети научились любить и беречь окружающий мир. И начать эту работу необходимо с самых маленьких обитателей нашей природы – насекомых.
Они привлекательны и удивительны, они мало заметны из-за своих крошечных размеров и разнообразны, наши знания о них, к сожалению, очень скудны, но их влияние на нашу жизнь огромно.
Остановитесь, оглянитесь вокруг. Любое насекомое, независимо от его размера и роли в природе, при внимательном изучении оказывается бесконечно интересным и занимательным.
Проект ориентирован на изучение вопросов связанных с разнообразие видов насекомых, образом жизни и их важнейшей роли в многозвенной экологической цепи. Знание жизни насекомых их привычек и повадок очень полезно. Эти маленькие, беззащитные существа всегда вызывают интерес у детей. Данный проект помогает дошкольникам окунуться в интригующий и таинственный, красочный и завораживающий мир букашек, козявок, жуков – мир насекомых.
Тип проекта: поисково-исследовательский.
Вид птоекта: среднесрочный (июнь), открытый.
Участники проекта: воспитатель, дети младшей группы, педагоги ДОУ, родители.
Характер содержания: ребёнок и семья.
Проблема:
Нужны ли насекомые в природе?
Осознание детьми значения насекомых в жизни людей, животных и растений.
Цель проекта:
Развивать познавательный интерес, познакомить детей с миром насекомых. Ознакомление младших дошкольников со значением насекомых в жизни живых существ и для человека.
Задачи проекта:
- Расширять представления о животных, насекомых данной местности, различать и группировать на основе существенных признаков: внешний вид, питание; польза, вред для человека;
-Формировать элементарные представления о бабочке, муравье, жуке, божьей коровке, пчеле, стрекозе, кузнечике;
-Иметь представления об особенностях строения внешнего вида насекомых (фора, строение тела, количество лап, наличие крыльев). Способы передвижения (прыгает, летает, ползает, бегает). Издаваемых звуков (жужжит, стрекочет). Где и как зимуют насекомые;
-Формировать навыки исследовательской работы во время прогулок, реалистическое представление о природе;
-Способствовать усвоению правил поведения в природе (не ломать ветки, не рвать растения, осторожно обращаться с животными, насекомыми, заботиться о них;
-Воспитывать любознательность, интерес к насекомым, желание узнавать о них что-то новое.
Формы и методы реализации проекта:
-НОД с детьми;
-Рисование нетрадиционными методами;
-Наблюдения, целевые прогулки, экскурсии;
-Индивидуальная работа с детьми;
-Рассматривание игрушек, тематических альбомов, фотографий;
-Чтение художественной литературы о насекомых и природе;
-Утренние беседы;
-Работа в книжном уголке;
-Дни творчества;
-Тематические праздники;
-Взаимодействие с родителями.
Предполагаемый результат:
Дети должны научиться узнавать и называть насекомых: бабочку, муравья, жука, божью коровку, пчелу, кузнечика, стрекозу, находить их сходства и различия. Узнать о пользе и вреде, которую приносят людям и растениям. Владеть обобщающим понятием «насекомые».
Расширится кругозор детей, сформируется познавательный интерес, осознанно-правильное отношение к природе, желание наблюдать, исследовать, получать новые знания.
Дети смогут составлять описательный рассказ о насекомых с использованием опорной схемы, использовать полученные знания в художественном творчестве.
Этапы проведения проекта:
I этап- подготовительный
мониторинг знаний
выявление мнения родителей
подготовка развивающей среды
составление плана проекта.
II этап – практический
работа с детьми
работа с педагогами
взаимодействие с родителями.
III этап- итоговый
мониторинг детей
обработка и оформление результатов проекта
выставки.
Формы и методы работы с родителями:
Семья занимает важное место в экологическом воспитании дошкольника. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки. Сотрудничество с семьями детей помогают обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и вносит в этот процесс необходимую ребёнку особую эмоциональную окраску.
Формы работы с родителями:
-Анкетирование, проведение опросов с целью выявления их экологической компетентности.
-Беседы за круглым столом, консультации, сообщения.
-Совместные досуги, праздники, викторины.
-Выпуск газет, фотогазет, альбомов, папок-передвижек по теме.
-Участие в выставках, смотрах, конкурсах.
Выводы:
Воспитание у ребёнка младшего возраста любви и бережного отношения к окружающей природе, способствует формированию отзывчивой и гуманной личности.
Ресурсное обеспечение проекта:
Методический инструментарий: картотека игр, конспекты занятий, сценариев, развлечений…
Подборка художественной литературы, материалы для художественного творчества, альбомы, энциклопедия, инсектарий, видеоматериалы.
1.Этапы проведения проекта.
№ | Подготовительный этап | Участники |
1. | Мониторинг знаний детей, с занесением полученной информации в таблицу по теме «Насекомые». | воспитатели |
2. | Изучение литературы, материалы интернет-сайтов по теме. | воспитатели |
3. | Определение целей и задач, перспективное планирование по теме. | воспитатели |
4 | Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала. | воспитатели |
5. | Ознакомление родителей с темой, с основными направлениями и этапами работы. | воспитатели родители |
6. | Консультации в родительский уголок: «Как привить любовь к природе», «Первая помощь при укусах насекомых». | воспитатели родители |
№ п\п | Практический этап | Участники |
1. | Чтение рассказов, стихов, загадок, их обсуждение на протяжении всего проекта. | Воспитатели |
2. | Знакомство с литературными произведениями: Г. Глушнёв «Паучок пилот», «Кузнечик и кузнечики», С.Скребицкий «Счастливый жучок», В.Зотов из книги «Лесная мозаика» («Божья коровка», «Жучок», «Майский жук», «Как я буду зимовать»), К.Ушинский «Пчёлка на разведках», К.Чуковский «Муха-Цокотуха», «Тараканище». | Воспитатели и дети |
3. | Разучивание стихов о насекомых: «Сороконожка», «Песенка жука», «Про бабочку», «Божья Коровка». | Воспитатели и дети |
4. | Составление описательных рассказов о насекомых с использованием опорных схем. Оформление альбомов с насекомыми. | Воспитатели, дети, родители |
5. | Д\И «Узнай по описанию», «Третий лишний», «Собери насекомое по частям». | Воспитатели и дети |
6. | Пешеходные прогулки по участку детского сада, наблюдения за насекомыми. | Воспитатели, дети, родители |
7. | Музыкальные тематические праздники. | Музыкальный руководитель, воспитатели, дети |
8. | Физкультурные тематические занятия. | Физинструктор, воспитатели, дети |
№ п\п | Итоговый этап | Участники |
1. | Итоговая мультимедийная презентация «Насекомые» | Воспитатели, дети |
2. | Физкультурное развлечение «На полянке». | Физинструктор, воспитатели, дети |
3. | Музыкальный досуг «Пчёлки добрые подружки». | Музыкальный руководитель, воспитатели, дети |
2.План реализации проекта.
Образовательная область | форма | тема | Место проведения | Время проведения |
Познавательное развитие (познание) | Наблюдения | За бабочками За пчёлами За стрекозами | Участок ДОУ | систематически |
НОД | «Насекомые, какие они?» | группа | по плану | |
Дидактические Настольные игры | лото «Насекомые», «Подбери башмачок гусенице», «Паучок», «Каждому насекомому - свой домик» «Где чья тень?» | группа | систематически |
Рассматривание альбомов, энциклопедии, фотографий, чтение познавательно-исследовательской литературы. | М.Г.Борисенко Н.А.Лукина «Насекомые» (грамматика в играх и картинках). | группа | систематически | |
Пешие прогулки | «муравьиная тропа» «зелёные кузнечики» «осторожно на лугу» | Участок ДОУ | 1раз в неделю |
Речевое развитие (коммуникация) | Серия бесед | «Путешествие в мир насекомых» «Какие насекомые появились первые?». «Муравьи санитары леса». «Кто такие стрекозы?». | группа | систематически |
Чтение художественной литературы: | С. Михалков "Лесная академия", Ю.Дмитриев «Муравей красная точка», К.Чуковский «Муха-Цокотуха» и др. | группа | По плану | |
Разучивание стихов | А.Барто «Сверчок», «Сороконожка» «Божия Коровка» | группа | По плану | |
отгадывание загадок о насекомых | Спал цветок и вдруг проснулся Больше спать не захотел. Шевельнулся, Встрепенулся, Взвился вверх ,и улетел.(бабочка) | группа | по плану | |
Физическое развитие | Физкультурное развлечение | «На полянке» | Спорт. площадка | По плану |
Подвижные игры | «Поймай комара» «Жуки» «Осторожно воробей» «Найди и покажи» | Участок ДОУ | систематически | |
Художественно- эстетическое развитие | Пластилинография | «Божья коровка» | группа | По плану |
Рисование пальчиками | «Бабочка» | группа | По плану | |
Объёмная аппликация | «Гусеница» | группа | По плану | |
Социально-коммуникативное развитие | Сюжетно-ролевая игра | «У Мухе-Цокотухе в гостях» | группа | |
Музыкальное развитие | Музыкальный досуг | «Пчёлки добрые подружки» | Музыкальный зал | По плану |
Формы взаимодействия с родителями | Сотрудничество детей и взрослых | Составление описательных рассказов о насекомых. Выставка детских работ «Букашки таракашки». | Группа Участок ДОУ | На протяжении проекта |
Вывод: по окончании проекта уровень знаний детей о насекомых повысился. Проект способствовал расширению и углублению представлений детей о природе, повышению познавательного интереса.
Используемая литература:
«Система экологического воспитания в ДОУ».
Автор-составитель О. Ф. Горбатенко.
«Экологическое воспитание дошкольников». Перспективное
планирование работы с детьми.
Методическое пособие Голицина Н.С. 2006г.
3. А.Н.Малышева «Аппликация в детском саду».
Г.А.Шорыгина «Насекомые. Кто они.
4. М.Г.Борисенко Н.А.Лукина «Насекомые».
(грамматика в играх и картинках).
И.А.Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду».
«Программа воспитания и обучения детей в детском саду». Под редакцией М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой 2006г
«Не просто сказки. Экологические рассказы, сказки, праздники».
Н.А.Рыжова. Москва 2002.