Педсовет №3
Тема: «Пути совершенствования взаимодействия с родителями, вовлечение родителей в деятельность детского сада по вопросам воспитания, образования детей»
Цель: повышение профессиональной компетентности педагогов в области организации взаимодействия с родителями воспитанников, выявление общей эрудиции.
Задачи педсовета:
1. Уточнить и систематизировать знания педагогов по проблеме взаимодействия с родителями. Провести мини - мониторинг знаний педагогов в этой области.
2. Активизировать педагогическое мышление воспитателей как основу использования нетрадиционных форм работы с родителями в ДОУ, стимулировать развитие у них творчества и профессиональной активности.
3. Поддержать интерес педагогов к дальнейшему изучению данной темы.
Повестка педсовета:
1. Вступительное слово заведующего.
2. Игровое упражнение «Выбери фразу…» - педагог-психолог
3. Функции семьи и ДОУ в современных условиях. Формы работы с родителями.
4. Создание успешной модели взаимодействия ДОУ и семьи.
5. «Ринг эрудитов».
6. Итоги тематического контроля: «Взаимодействие детского сада и семьи в едином образовательном пространстве ДОУ».
7. Разное.
8. Решения педагогического совета.
Ход педсовета:
Вступительное слово заведующего:
- «Уважаемые коллеги, гости, приветствуем вас на педагогическом совете «Пути совершенствования взаимодействия с родителями, вовлечение родителей в деятельность детского сада по вопросам воспитания, образования детей»(слайд 1).
Цель и задачи педагогического совета (слайд 2)
Прошу ознакомится с повесткой дня нашего заседания (на слайде 3)
Первый пункт нашей повестки о выполнении решения предыдущего педагогического совета: (слайд 4)
Прежде чем мы начнем основную часть педсовета, мы предлагаем Вам «настроится» на предстоящую деятельность.
2. Игровое упражнение «Выбери фразу» - педагог-психолог Федулова С.В. (слайд 5)
3. Функции семьи и ДОУ в современных условиях. Формы работы с родителями.- старший воспитатель Шило Л.А.
Взрослый мир назвал детей цветами жизни. Не отсюда ли берет свое название “детский сад”? Ф. Фребель, понимая тонкую ткань детской души, всю сложность её “питания”, “возделывания” завещал нам, садовникам и садовницам, нежное обращение с детьми.
Каким же должен быть детский сад, чтобы не нанести вред ранимой детской душе, чтобы подарить растущему человеку яркие, светлые образы детства?
Ученые разработали перечень важнейших требований, которым он должен соответствовать:
•сердечно и дружелюбно-настроенные к детям и родителям воспитатели, умеющие заинтересовать и завлечь ребят в различные игры и занятия;
•регулярное чередование активных игр и спокойных занятий;
•поощрение детей;
•безопасное оборудование помещений;
•разнообразие игровых занятий и материалов для них;
•вкусная полноценная пища;
•участие родителей в жизни детского сада;
•предоставление детям возможности выбора вида активности;
•постоянно действующие программы повышения квалификации персонала.
Воспитание и образование – процесс трудный, многогранный и требует взаимодействия всех участников: родителей, педагогов и детей. Интересы ребенка могут пострадать, если отношения между взрослыми участниками образовательного процесса не сложились.
Основную роль в воспитании и развитии ребенка играет семья. Именно в семье создается особый эмоциональный микроклимат, благодаря которому у ребенка формируется отношение к себе, его мировоззрение в целом, поведение в разных общественных сферах общественной жизни.
Успешность семейного воспитания во многом зависит от воспитательного потенциала семьи. Именно потенциал определяет комплекс условий и средств, определяющих педагогические возможности семьи. Сюда же относятся материальные и бытовые условия, периоды развития, структура семьи, характер отношений между его членами, обычаи семьи.
Какие же факторы влияют на развитие ребенка в семье? (СЛАЙД)
•Микроклимат семьи, где происходит приобщение детей к социальным ценностям;
•Внутрисемейная деятельность – основное средство социализации ребенка и его приобщение к будущей жизни;
•Воспитательная деятельность родителей, где родители выступают в качестве педагогов.
На сегодняшний день родительская функция значительно ослаблена, ведь долгие годы родители были ориентированы на общественное воспитание. Выявлено:
•Семьи малочисленны. По России, в среднем, на семью приходится один ребенок;
•Много неполных семей. В России каждая шестая семья;
•Многодетные семьи перешли в фактор негативных;
•Низкая педагогическая культура родителей;
•Многие семьи за пределом средних по материальному положению;
•СМИ: пропаганда жестокости, насилия.
Повышение уровня семейного воспитания, осознание того, что семья – это высшая социальная ценность, в которой реализуется формирование и развитие личности ребенка – не может оставлять в стороне ДОУ. На образовательное учреждение ложится главная задача – обеспечить ответственность родителей за воспитание и образование детей и подготовить семью к реализации этой задачи.
Сейчас мы с вами попробуем спроектировать современную систему взаимодействия семьи и образовательного учреждения.
(Воспитатели делятся на две команды, далее в форме дискуссий вырабатывается общее мнение в процессе соединения теоретических и практических знаний).
В процессе дискуссии команды заполняют таблицы. № 1 (образец таблицы для педагогов в приложении 3)
Вопросы для дискуссии: | Выводы педагогов: |
1.Функции семьи. | Педагоги должны прийти к выводу, что они общие. И семья и детский сад создают условия для всестороннего развития ребенка. Дают ребенку первичную социализацию. Создают атмосферу любви, теплоты, условия для эмоционально – психического созревания ребенка. |
2.Функции детского сада. | |
3.Роль педагога. | Учу, развиваю. |
4.Роль родителя. | Спонсор, просит педагога обучить, воспитать прямо или косвенно. |
5.Почему родители отдают своего ребенка в детский сад? | В семье нет средств и материально – бытовых условий для воспитания. Родители должны работать, не с кем оставить ребенка. Родителям не хватает педагогических знаний. В семье не здоровый психологический климат. Семья не может обеспечить полноценного общения ребенка со сверстниками и взрослыми. |
Итоги подводит старший воспитатель:
По 1 и 2 вопросу: почему функции одинаковые, а взаимопонимания нет?
По 3 и 4 вопросу: родитель – заказчик, педагог как не обидно – обслуживающий персонал. Ребенок находится между требованиями педагога и требованиями родителя.
Ребенка отдали в детский сад, мы, педагоги, беремся за воспитание и образование. Какие формы работы мы используем для работы с родителями?
Таблица № 2 (образец таблицы в приложении 4)
Традиционные формы работы с родителями | Нетрадиционные формы работы с родителями |
|
|
Создание модели взаимодействия. Старший воспитатель.
Для создания успешной модели нужно научить родителя создать образ успешного ребенка. Детский сад и семья должны стремиться к созданию единого пространства развития ребенка.
Для этого необходим ряд условий: (СЛАЙД)
Взаимное доверие педагога и родителей;
Учет индивидуальности каждой семьи: возраст, образование, численность, образ жизни, материальный и педагогический уровень;
Использование разнообразных форм работы с родителями;
Систематичность и последовательность работы с родителями;
Педагогический такт.
Для создания успешной модели необходимо пересмотреть роль педагога.
Полное информирование родителей о развитии и успехах их ребенка;
Объективное оценивание ребенка;
Тактичные рекомендации о том, как нужно поступать родителям в том или ином случае;
Рекомендации родителям о плодотворном проведении досуга с ребенком;
Компетентность педагога в развитии и образовании ребенка;
Педагог опирается на инициативу родителя и предлагает на этой основе своё;
Тактично узнает о ребенке у родителя и объективно оценивает его4
Педагог не дает готовых советов, а вместе с родителями решает проблему4
Оказывает помощь родителю в создании условий для успешной деятельности и реализации личностных потребностей ребенка;
Педагог не поучает родителей, а дает советы как дипломированный специалист.
Именно при соблюдении этих условий можно говорить о создании новой модели взаимодействия семьи и детского сада. Эта модель начнет работать, если в неё заложена коллективная творческая деятельность участников педагогического процесса. Чтобы отношения родителя и педагога были партнерскими, чтобы родитель и педагог стали сотрудниками, педагогу нужно пересмотреть свои отношения с семьями воспитанников. Искать пути налаживания взаимоотношений должны именно сотрудники детского сада, педагоги, ведь они имеют соответствующую квалификацию и образование.
«Ринг эрудитов. Проводит старший воспитатель. (приложение 2 форма ринга для выдачи воспитателям).
Педагоги делятся на 2 команды, каждой команде предлагается ответить на вопросы. Побеждает команда, которая даст больше правильных ответов. Цель игры: уточнить уже имеющиеся знания, расставить акценты, обозначить вопросы, требующие дополнительного изучения.
РИНГ ЭРУДИТОВ. (СЛАЙД)
1) Основной нормативный документ, откуда взята данная фраза: «... дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов детского сада. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов…. Тенденция, направленная на укрепление семьи, минимизирует общественное воспитание в пользу семейного». (Из Концепции дошкольного воспитания).
2) Основной метод изучения семей воспитанников.
(Наблюдение).
3) ….. – это опросный лист для получения каких-либо сведений о том, кто его
заполняет, или для получения ответов на вопросы, составленные по
определенной программе.
(Анкета)
4) …… – это исторически сложившаяся система взаимоотношений между
супругами, родителями и детьми. Члены её связаны родственными или брачными узами, общностью быта, взаимной ответственностью.
(Семья)
5) Традиционная форма проведения родительского собрания.
(Лекция)
6) Нетрадиционная форма проведения родительского собрания.
(Аукцион)
7)Из какого нормативного документа взята эта фраза: “Родители – первые педагоги ребенка. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте”.
(Закон РФ об образовании)
8)Выберите наиболее полный ответ. Семейное воспитание – это…..
– воспитание детей в условиях семьи;
– более или мене осознанные усилия по взращиванию ребенка;
– управляемая система взаимоотношений и взаимодействий родителей с детьми, направленная на достижение желаемых результатов;
– средство семейного образования;
– форма общеобразовательной подготовки родителей.
9)Назовите метод, не относящийся к методам изучения семейной истории:
– наблюдение;
– беседа;
– анкетирование;
– интервью с родителями;
– лабораторный эксперимент.
10) Копилка педагогических идей.
Командам предлагается назвать как можно больше традиционных и нетрадиционных форм проведения родительских собраний (посиделки, открытый микрофон, круглый стол, мастер-класс, семейный калейдоскоп, вечер вопросов и ответов, заседания семейного клуба, новоселье группы, вечер при свечах, встречи со специалистами, устный журнал, конференции и т. д.)
6. Итоги тематического контроля (СЛАЙД)
«Взаимодействие детского сада и семьи в едином образовательном пространстве ДОУ» -старший воспитатель Шило Л.А. зачитывает аналитическую справку по итогам тематического контроля
7. Разное. Итоги конкурсов «Родительский уголок», конкурса для педагогов «Лучшая разработка просвещения родителей (законных представителей) в вопросах укрепления здоровья детей», творческого конкурса для родителей «Моя мама – рукодельница» - заместитель заведующего по УВР Слипаченко Г.В., награждает педагогов-участников и победителей конкурсов почетными грамотами.
8. Решение педагогического совета - заведующий Блейхер Ж.А.
1. Продолжать повышать уровень профессиональной компетентности педагогов в вопросах взаимодействия детского сада с семьями воспитанников.
2. С целью дальнейшего вовлечения родителей в деятельность детского сада, возрождению интереса к воспитательно-образовательному процессу использовать нетрадиционные формы взаимодействия с родителями;
3. Повышать активность родителей в жизни ДОУ через использование интерактивных форм работы, участие в конкурсном движении, участие в мероприятиях на разных уровнях;
4. Для обогащения, расширения педагогического опыта родителей ежемесячно (2 раза в месяц) размещать просветительскую информацию в родительских уголках ;
5. Воспитателям младших и средних групп подготовить и провести открытое мероприятие с родителями в рамках реализации второй годовой задачи Годового плана работы ДОУ в апреле.
6. Творческой группе по обеспечению психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей на итоговом педагогическом совете предоставить отчет о проделанной работе в соответствии с планом работы.
Вопросы для дискуссии: | Выводы педагогов: |
1.Функции семьи. | |
2.Функции детского сада. | |
3.Роль педагога. | |
4.Роль родителя. | |
5.Почему родители отдают своего ребенка в детский сад? |
Традиционные формы работы с родителями | Нетрадиционные формы работы с родителями |
РИНГ ЭРУДИТОВ.
1) Основной нормативный документ, откуда взята данная фраза: «... дошкольник не эстафета, которую передает семья в руки педагогов детского сада. Здесь важен не принцип параллельности, а принцип взаимопроникновения двух социальных институтов…. Тенденция, направленная на укрепление семьи, минимизирует общественное воспитание в пользу семейного».
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
2) Основной метод изучения семей воспитанников.
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
3) ….. – это опросный лист для получения каких-либо сведений о том, кто его
заполняет, или для получения ответов на вопросы, составленные по определенной программе.
_____________________________________________________________________________
4) …… – это исторически сложившаяся система взаимоотношений между
супругами, родителями и детьми. Члены её связаны родственными или брачными узами, общностью быта, взаимной ответственностью.
_____________________________________________________________________________
5) Традиционная форма проведения родительского собрания.
_____________________________________________________________________________
6) Нетрадиционная форма проведения родительского собрания.
____________________________________________________________________________________________________________________________________________
7)Из какого нормативного документа взята эта фраза: “Родители – первые педагоги ребенка. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте”.
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8) Выберите наиболее полный ответ. Семейное воспитание – это…..
– воспитание детей в условиях семьи;
– более или мене осознанные усилия по взращиванию ребенка;
–управляемая система взаимоотношений и взаимодействий родителей с детьми, направленная на достижение желаемых результатов;
– средство семейного образования;
– форма общеобразовательной подготовки родителей.
9) Назовите метод, не относящийся к методам изучения семейной истории:
– наблюдение;
– беседа;
– анкетирование;
– интервью с родителями;
– лабораторный эксперимент.
10) Копилка педагогических идей.
Перечислите как можно больше традиционных и нетрадиционных форм проведения родительских собраний ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________