Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Обобщение опыта
  3. Педагогическое исследование " Формирование функциональной грамотности младших школьников одна из главных задач начальной школы"

Педагогическое исследование " Формирование функциональной грамотности младших школьников одна из главных задач начальной школы"

В данной работе раскрывается понятие функциональная грамотность, рассматриваются технологии, методы, приемы, применяемые в начальной школе для формирования функциональной грамотности младших школьников,, изложен опыт работы в этом направлении. Материал будет полезен учителям начальных классов.

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Обобщение опыта

Категория

Обобщение опыта
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа №2

города Лермонтова

Педагогическое исследование

« Формирование функциональной грамотности младших школьников одна из основных задач начального образования

Выполнила:

учитель начальных классов

МБОУСОШ №2 города Лермонтова

Гончарова Галина Анатольевна

Педагогическое исследование

« Формирование функциональной грамотности младших школьников одна из основных задач начального образования»

Анализируя образовательные результаты обучающихся, в части их достижений, была выявлена одна из главных проблем, которая состоит в том, что в образовательных учреждениях слабо развернута практика формирования функциональной грамотности. Мы учим детей, а иногда и просто «натаскиваем» на типичные решения, но не учим рассуждать. Поэтому, сталкиваясь с невозможностью применить шаблонные решения, дети теряются, когда надо применить свои знания в изменившихся условиях. Вот почему мы говорим о том, что знания и умения должны быть функциональны.

Проблема формирования функциональной грамотности стоит очень остро, так как функциональная грамотность является главным факторомдостижения современного качества образования и воспитания обучающихся в условиях реализации ФГОС. Этим и обусловлена актуальность выбранной темы педагогического исследования.

Цель работы - описать педагогический опыт по формированию функциональной грамотности младших школьников.

Объект исследования - образовательный процесс в начальной школе.

Предмет исследования - педагогические условия организации деятельности по формированию функциональной грамотности младших школьников

Задачи работы:

1.Раскрыть сущность понятия функциональная грамотность

2. Дать характеристику деятельности по формированию функциональной грамотности обучающихся

3. Описать педагогический опыт по формированию функциональной грамотности у младших школьников

Практическая значимость работы - материал данной работы будет полезен для учителей начальной школы.

1.Раскроем смысл понятия «Функциональная грамотность».

Функциональная грамотность– степень подготовленности человека к выполнению возложенных на него или добровольно взятых на себя функций.

Функциональная грамотность обучающихся - это определенный уровень образованности обучающихся, выражающий степень овладения учащимися ключевыми компетенциями, определяемых образовательным стандартом по любымпредметам, позволяющий эффективно действовать в учебной деятельности и за ее пределами,в обществе, способность к самоопределению, самосовершенствованию и самореализации.

Другими словами, функциональная грамотность сегодня — это базовое образование личности.

Каковы критерии функционально грамотной личности? Какие показатели говорят о функциональной грамотности младшего школьника?

У младших школьников она характеризуется следующими показателями:

  • готовность успешно взаимодействовать с изменяющимся окружающим миром, используя свои способности для его совершенствования;

  • возможность решать различные (в т.ч. нестандартные) учебные и жизненные задачи, обладать сформированными умениями строить алгоритмы основных видов деятельности;

  • способность строить социальные отношения в соответствии с нравственно-этическими ценностями социума, правилами партнерства и сотрудничества;

  • совокупность рефлексивных умений, обеспечивающих оценку своей грамотности, стремление к дальнейшему образованию, самообразованию и духовному развитию; умением прогнозировать свое будущее.

Формирование функциональной грамотности учащихся в современной образовательной системе может быть решено в контекстекаждой образовательной области, а также каждого учебного предмета.

В функциональную грамотность входят:читательская грамотность, математическая грамотность, естественнонаучная грамотность и критическое мышление.

  1. Читательская грамотность(Прил. 1, схема 1) – способность человека понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.  При изучении любого предмета грамотность чтения необходима для получения какой-либо информации об изучаемом объекте и для формирования навыков анализа текстовой информации.

  1. Математическая грамотность (Прил. 1, схема 2) – способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину.  (Например: при изучении биологии знания математики используются для построения графиков (температурных, изменения артериального давления и т.п.), выполнения расчётов энергетической ценности пищевого суточного рациона и так далее).

 

  1. Естественнонаучная грамотность (Прил. 1, схема 3) – способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования выводов, основанных на научных доказательствах, в связи с естественнонаучной проблематикой; понимать основные особенности естествознания как формы человеческого познания; демонстрировать осведомленность в том, что естественные науки и технология оказывают влияние на материальную, интеллектуальную и культурную сферы общества; проявлять активную гражданскую позицию при рассмотрении проблем, связанных с естествознанием.

  1. Креативное мышление и инновационное мышление — это вид мышления, которое ведет к инсайтам, новым подходам, свежим взглядам, это новый путь понимания и видения вещей. Продукты креативного мышления включают наблюдаемые вещи, такие как музыка, поэзия, танец, драматическая литература и технические инновации.

Составляющие креативного мышления:

1. Любознательность (активный интерес к заданию):

- интерес к окружающему миру и желание узнать о нем больше;

- самостоятельный поиск ответов на собственные вопросы. Активный поиск новой информации (в том числе в неожиданных источниках).

2. Создание идей (воображение). Продуцирование собственных идей:

- оригинальность предложенных идей;

- гибкость или подвижность;

- способность продуцировать большое количество идей.

3. Развитие предложенных идей:

- оценка предложенных идей с разных позиций и поиск их сильных и слабых сторон с целью улучшения идеи или отказа от нее;

- умение быстро перестраивать свою деятельность в изменившихся условиях и с появлением новой информации об объекте исследования.

Показателем сформированности функциональнойграмотности является способность обучающегося применять знания в жизненных ситуациях, переносить полученные знания на применение их в новых нестандартных ситуациях, для  укрепления их позиции в будущем мире нестабильности, так как мы не можем предсказать, какие профессии будут нужны в будущем, какие профессиональные и прикладные навыки потребуются сегодняшним школьникам для построения успешной траектории своего развития.

2. Как же включить в осмысленную, продуктивную, мотивированную деятельность всех учащихся класса? Как сформировать «функционально грамотную личность»?Для организации учебной деятельности обучающихся, в том числе и в дополнительном образовании, основным контингентом которого являются ученики начальных классов и среднего звена (6-9 классы), на занятиях и уроках любой направленностинеобходимо подобрать такие методы, приемы и педагогические технологии и, на их основе, разрабатывать специальныезаданиядля своих подопечных, которые способствуют формированию функциональной грамотности.

Средства формирования функциональной грамотности:

- применение технологий продуктивного чтения и проблемного обучения;

- применение технологии развития критического мышления, используя приемы «Зигзаг», «Взаимоопрос», «Синквейн», «Инсерт», «Озвучивание мыслей», «Кубик Блума», «Пересказ», «Корзина идей», «Толстый и тонкий вопросы», «Верные и неверные утверждения»,«Лови ошибку», «Мудрые совы», «Кластер», и т.д. на разных стадиях занятия (вызов, осмысление, размышление);

- использование приёмов инсценирования и устного словесного рисования;

- решение нестандартных задач, составление графиков, таблиц, диаграмм, схем и т.д.

В новых ФГОС подчеркивается, что ученики к моменту окончания начальной школы должны овладеть четырьмя главными способностями:

1)добывать новые знания;

2) применять полученные знания на практике;

3) оценивать свое знание-незнание;

4) стремиться к саморазвитию.

Для формирования данных способностей я, как и большинство учителей начальных классов, использую следующие формы и методы, которые способствуют развитию функциональной грамотности:

  • групповая форма работы

  • игровая форма работы

  • творческие задания

  • тестовые задания

  • практическая работа

  • ролевые и деловые игры

  • исследовательская деятельность

3. ФГОС 3-го поколения ставит перед учителями задачу сформировать у учащихся читательскую, математическую и естественнонаучную грамотность.

Базовым компонентом функциональной грамотности является читательская грамотность. В Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования в качестве приоритетной цели называется «…формирование читательской компетентности младшего школьника, осознание себя как грамотного читателя, способного к использованию читательской деятельности как средства самообразования».

Ученики должны научиться понимать и использовать письменные тексты, размышлять о них и заниматься чтением для того, чтобы достигать своих целей, расширять свои знания и возможности, участвовать в социальной жизни.

Развитию осознанности чтения необходимо уделять самое пристальное внимание, особенно на первой ступени образования. Осознанное чтение является основой саморазвития личности – грамотно читающий человек понимает текст, размышляет над его содержанием, легко излагает свои мысли, свободно общается. Оно создает базу не только для успешности на уроках русского языка и литературы, но и является гарантией успеха в любой предметной области, основой развития ключевых компетентностей.

Для формирования читательской грамотности очень важно организовать «читательское пространство». Это могут быть:

  • пробно-поисковые ситуации;

  • беседы-дискуссии;

  • сам задай вопрос;

  • личный пример учителя;

  • приём устного словесного рисования;

  • словарно-стилистическая работа;

  • инсценировки.

Базовым гуманитарным предметом для формирования читательской грамотности являются уроки литературного чтения, на которых можно решать не только узкопредметные задачи, но и общие для всех предметов задачи развития младшего школьника.

Важной частью работы учителя по данному направлению является определение результативности деятельности и выявление уровня читательской грамотности.

Надеюсь, что представленный мной материал вызывет интерес и будет использован на уроках литературного чтения для формирования читательской грамотности младших школьников.

За основу в работе я беру технологию смыслового чтения, которая включает в себя три этапа работы с текстом :

I этап. Работа с текстом до чтения

II этап. Работа с текстом во время чтения

III этап. Работа с текстом после чтения

Рассмотрим несколько приёмов, используемых на уроках литературного чтения в начальной школе для формирования читательской грамотности.

Приёмы для формирования функциональной грамотности

I этап. Работа с текстом до чтения (предтекстовая деятельность). Она включает:

    1. Постановку цели чтения: знакомство с текстом, его анализ; формирование навыков осознанного чтения; привитие интереса к чтению.

    2. Определение характера текста:

Сплошные тексты (без визуальных изображений)

Несплошные тексты (с визуальными изображениями).

    1. Просмотр заголовка текста.

    2. Предположение о цели его написания, т.е. замысел автора.

Наиболее распространенные приемы:

«Глоссарий»

Цель – актуализация и повторение словаря, связанного с темой текста.

  1. Говорю название текста, даю список слов и предлагаю отметить те, которые могут быть связаны с текстом.

  2. Закончив чтения текста, дети возвращаются к данным словам (это будет уже послетекстовая стратегия), смотрят на значение и употребление слов, используемых в тексте.

«Ориентиры предвосхищения»

Цель – актуализация предшествующих знаний и опыта, имеющих отношения к теме текста.

  1. Предлагаются учащимся суждения. Они должны отметить те, с которыми согласны.

  2. После чтения они отмечают их еще раз. Если ответ изменился, то учащиеся объясняют, почему это произошло (послетекстовая стратегия)

«Рассечение вопроса»

Цель: смысловая догадка о возможном содержании текста на основе его заглавия. Предлагаю ученикам прочитать заглавие текста и предположить, о чем пойдет речь в тексте (например, Бориса Шергина «Собирай по ягодке-наберёшь кузовок»).

«Верите ли вы, что…»

Этот прием может стать нетрадиционным началом урока и в то же время способствовать вдумчивой работе с текстом, критически воспринимать информацию, делать выводы о точности и ценности информации. Учащимся предлагаются утверждения, с которыми они работают дважды: до чтения текста и после знакомства с ним. Полученные результаты обсуждаются.

    1. Верите ли вы, что сегодня мы познакомимся с новым произведением?

    2. Верите ли вы, что главным героем будет мальчик?

    3. Верите ли вы, что пословица помогает понять основную мысль?

Таким образом, основная цель работы с текстом до чтения - развитие такого важнейшего читательского умения, как антиципация, т.е. умения предполагать, предвосхищать содержание текста.

II этап. Работа с текстом во время чтения.

1.Первичное чтение текста. Самостоятельное чтение в классе или чтение-слушание, или комбинированное чтение (на выбор учителя) в соответствии с особенностями текста, возрастными и индивидуальными возможностями учащихся.
Выявление первичного восприятия (с помощью беседы, фиксации первичных впечатлений, смежных видов искусств – на выбор учителя).

2.Перечитывание текста. Медленное «вдумчивое» повторное чтение (всего текста или его отдельных фрагментов). Анализ текста. Постановка уточняющего вопроса к каждой смысловой части.

3. Беседа по содержанию текста. Обобщение прочитанного. Выявление скрытого смысла произведения, если таковой имеется. Постановка к тексту обобщающих вопросов, как учителем, так и детьми. Обращение (в случае необходимости) к отдельным фрагментам текста.

Цель: понимание текста и создание его читательской интерпретации (истолкования, оценки).

Во время чтения выдвигаются гипотезы, которые опровергаются и доказываются в процессе чтения.

К приёмам текстовой деятельности относятся (во время чтения):

«Чтение про себя с вопросами»

Цель  - научить вдумчиво читать текст, задавая самому себе всё более усложняющиеся вопросы.

1. Чтение первого абзаца. Задаются вопросы.

2. Чтение про себя второго абзаца. Работайте в парах. Один за­даёт вопросы, другой — отвечает.

3. Чтение третьего абзаца. Меняются ролями. Задают во­просы и отвечают.

«Чтение с остановками»

Цели - управление процессом осмысле­ния текста во время его чтения.

Чтение текста с остановками, во время которых задаются вопросы. Одни из них направлены на проверку пони­мания, другие — на прогноз содержания последующего отрывка.

«Чтение про себя с пометками»

Цель - мониторинг понимания читаемого текста и его критический анализ.

Данную стратегию чаще всего использую для работы со сложными научными текстами. Учащиеся при чтении делают пометки: понял, не понял, надо обсудить.

«Ключевые слова». Это наиболее важные слова в тексте.

«Восстанови текст» (развивает логическое мышление).

«Пирамидная история» (формирует умение создавать сюжетный текст на основе прочитанного произведения)

«Мозговой штурм» позволяет активизировать младших школьников, помочь разрешить проблему, формирует нестандартное мышление.

Так, например, предлагаю детям вспомнить пословицы, которые бы подошли к данному произведению, и записать в тетрадь. Приём работы с пословицами - логическо – поисковое задание. В конце урока дети озвучивают свои записи и выбирают пословицу, наиболее точно отражающую главную мысль сказки. (Глаза страшатся, руки делают. Работа любит не молодца, а незалёжливого. Собирай по ягодке- наберёшь кузовок).

Использование этих и других приёмов помогает:

-научить детей ориентироваться в содержании текста и понимать его целостный смысл;

-находить в тексте требуемую информацию;

-выделять не только главную, но и второстепенную информацию;

-читать внимательно и вдумчиво.

III этап. Работа с текстом после чтения.

Это:

  1. Смысловая беседа по тексту. Коллективное обсуждение прочитанного, дискуссия. Соотнесение читательских интерпретаций (истолкований, оценок) произведения с авторской позицией. Выявление и формулирование основной идеи текста или совокупности его главных смыслов.

2. Работа с заглавием, иллюстрациями. Обсуждение смысла заглавия. Обращение учащихся к готовым иллюстрациям. Соотнесение видения художника с читательским представлением.

3. Творческие задания, опирающиеся на какую-либо сферу читательской деятельности учащихся (эмоции, воображение, осмысление содержания)

Цель: корректировка читательской интерпретации в соответствии с авторским замыслом.

Приёмы послетекстовой деятельности:

«Тайм-аут»

Цель - самопроверка и оценка понимания текста путём обсуждения его в парах и в группе.

1. Чтение первой части текста. Работа в парах.

2. Дети задают друг другу вопросы уточняющего характера. Отвечают на них. Если нет уверенности в правильности ответа, выносятся во­просы на обсуждение всей группы после завершения работы с текстом.

«Вопросы после текста»

Классификация вопросов, известная под названием «Таксономия вопросов», предполагает баланс между группами вопросов к:

- фактической информации текста, изложенной вербально;

- подтекстовой информации, скрытой между строк, в подтексте;

- концептуальной информации, часто находящейся за пределами текста.

К этим трем группам вопросов сегодня добавляют четвертую – группу оценочных, рефлексивных вопросов, связанных с критическим анализом текста.

«Создание диафильма» На уроках литературного чтения предлагаю ученикам иллюстрирование изучаемого произведения. Этот вид работы учит делить текст на смысловые части, к которым надо нарисовать иллюстрацию. Хорошо проходит данный вид работы в группах.

«Крестики-нолики». Этот прием предполагает два вида работы:

  1. Работа проводится в парах: один ученик «крестик», а другой «нолик». После прочтения произведения на этапе закрепления или при проверке домашнего задания ученики задают друг другу вопросы. В случае правильного ответа ученик ставит в игровое поле соответствующий ему знак. Побеждает тот, кто первым выстроит полный ряд своих знаков.

  2. У каждого ребенка на парте лежит таблица с номерами утверждений. Учитель читает верные и неверные утверждения к тексту. Если обучающийся согласен, он ставит в таблице «х», если не согласен – «0».

Все вышеперечисленные приемы были апробированы мною на уроках литературного чтения.

Правильно сформированные навыки чтения – мощный инструмент дальнейшего саморазвития личности. Подобная работа с текстом не только растит читателя, но имеет и развивающий эффект. Формируется познавательный интерес, развивается речь, улучшается запоминание материала, активизируется воображение, появляется внимание к слову, умение сопоставлять факты и делать умозаключения. Технология смыслового чтения позволяет вырабатывать правильный тип читательской деятельности, что поможет думающему ребенку стать думающим читателем.

При использовании на уроках литературного чтения указанных форм и методов работы у учащихся формируются навыки мышления, являющимися важными составляющими понятия «читательская грамотность», которая является базовым навыком функциональной грамотности младшего школьника.

Таким образом, развитие навыков работы с текстом и информацией становится одним из приоритетных направлений работы учителя в начальной школе в реалиях современных требований к образованию. Для достижения высоких результатов в формировании читательской грамотности у младших школьников работа в этом направлении должна вестись целенаправленно, системно и непрерывно.

Мною была проведена проверка читательской грамотности обучащихся 3 класса и 4 класса в сравнении. Проанализировав полученные результаты, можно сделать вывод, что уровень формирования читательской грамотности вырос у большинства учеников.

Рис.1 – Результаты формирования читательской грамотности

Следующий вид функциональной грамотности младшего школьника -

Математическая грамотность - это способность человека определять и понимать роль математики в мире, в котором он живет, высказывать хорошо обоснованные математические суждения и использовать математику так, чтобы удовлетворять в настоящем и будущем потребности, присущие созидательному, заинтересованному и мыслящему гражданину

Учебный предмет математика предполагает формирование математических счетных навыков, ознакомление с основами геометрии;

Формирование навыка самостоятельного распознавания предметов на плоскости, практическое умения ориентироваться во времени, умение решать задачи, сюжет который связан с жизненными ситуациями.

Особое значение сегодня придается формированию логической грамотности у обучащихся и основным средством её формирования являются уроки математики. Главной задачей уроков математики являются интеллектуальное развитие ребенка, важной составляющей которого является словесно - логическое мышление.

Примером могут служить следующие задания:

  • решение ребусов;

  • задания типа «Заполнить пустые места», «Продолжить ряд чисел»;

  • использование на уроке интересных фактов из истории математики, геометрии (например, про циркуль, его изобретение);

Формы работы над задачей:

1. (Запись двух решений на доске - одного верного и другого неверного.

2. Решение обратных задач.

3. Решение задач различными способами.

4. Правильно организованный способ анализа задачи - от вопроса или от данных к вопросу.

5. Представление ситуации, описанной в задаче (нарисовать "картинку").

6. Самостоятельное составление задач учащимися. и др.

Примеры логических задач:

1)Знайка, Незнайка и Пилюлькин живут в домах №14, 17, 19.

В каком доме живет каждый, если Знайка не живет в доме 19 и 17, а Незнайка не живет в доме 19

2) 10 пауков построились в хоровод и каждый взял за лапку каждого из своих соседей. Сколько всего лапок оказались свободными?

Ученики моего класса активно занимаются на различных интерактивных платформах, таких как учи.ру. На платформе учи.ру в мае 2022 года был проведен мониторинг, который помог выявить трудности учеников по основным темам программы. Результаты представлены в следующей диаграмме.

Рис 2. – Результаты мониторинга по математической грамотности.

Результаты проверки таблицы умножения по окончании 3 класса, показали, что 92% обучащихся знают таблицу на оценки «4» и «5». С учениками, у которых возникли трудности с таблицей умножения, ведется индивидуальная работа.

Естественнонаучная грамотность - это способность человека осваивать и использовать естественнонаучные знания для распознания и постановки вопросов, для освоения новых знаний, для объяснения естественнонаучных явлений и формулирования основанных на научных доказательствах выводов в связи с естественнонаучной проблематикой.

Учебный предмет “Окружающий мир” является интегрированным и состоит из модулей естественнонаучной и социально-гуманитарной направленности, а также предусматривает изучение основ безопасности жизнедеятельности. На уроке мы отрабатываем навык обозначения событий во времени языковыми средствами: сначала, потом, раньше, позднее, до, в одно и то же время. Закрепляем признание ребенком здоровья как наиважнейшей ценности человеческого бытия, умение заботиться о своем физическом здоровье и соблюдать правила безопасности жизнедеятельности. У ребят есть возможность подготовить свой материал на заданную тему, а также свои вопросы и задания, что они делают с большим удовольствием.

Виды заданий на уроках окружающего мира можно условно разделить на 3 группы:

1. Задания, формирующие знаниевый компонент естественнонаучной грамотности.

2. Задания, направленные на применение знаний на практике.

3. Задания, позволяющие сформировать опыт рассуждения при решении нестандартных задач – жизненных ситуаций.

Например, одна из групп заданий я назвала «Как узнать?».

В этих заданиях ребятам было предложено найти способы установления каких-то фактов, определения (измерения) физической величины, проверки гипотез; наметить план исследования предлагаемой проблемы.

При изучении темы в 3 классе «Разнообразие веществ» мы знакомились с таким веществом, как крахмал. Перед детьми был поставлен вопрос: как узнать, есть ли в определенных продуктах крахмал? В ходе практической работы дети сделали вывод, что определить крахмал можно с помощью йода.

Задания «Попробуй объяснить» соответствуют группе заданий, которые формируют умения объяснять и описывать явления, прогнозировать изменения или ход процессов.

Пример. Некоторые растения защищаются острыми шипами, жгучими волосками, горьким вкусом. Найди эти растения на рисунке и обозначь соответствующими номерами. А как защищаются животные? Рассмотри рисунки и попробуй объяснить самостоятельно.

Серия «Сделай вывод» включает задания, которые формируют умения получать выводы на основе имеющихся данных. Эти данные могут быть представлены в виде рисунков, графиков, схем, диаграмм или словесного описания.

При изучении темы «Вода в природе» я предложила детям игру «Где спряталась вода?». Они отвечали на вопросы к картинкам и делали вывод, что вода в природе бывает разной (в жидком, твердом и газообразном состоянии).

Я также активно пользую различные интерактивные образовательные платформы. Одна из которых – учи.ру. На ней дети решают карточки по всем предметам школьного курса, а также участвуют в олимпиадах.

Каждодневная работа учителя на уроке и образовательные технологии, которые он выбирает, формируют функциональную грамотность учащихся, соответствующую их возрастной ступени. Поэтому важнейшей в профессиональном становлении современного я считаю проблему повышения его технологической компетентности, включающей в себя глубокую теоретическую подготовку и практический опыт продуктивного применения современных образовательных технологий на уроке.

Заключение

В данной работе решался ряд задач. Решая первую задачу в нашей работе, мы раскрыли сущность понятия функциональная грамотность, которая включает в себя: читательскую, математическую и естественнонаучную грамотность и креативное мышление

Решая вторую задачу, мы дали характеристику деятельности по формированию функциональной грамотности у младших школьников. Рассмотрели технологии, средства, приемы и методы. Решая третью задачу, мы описали опыт по формированию функциональной грамотности обучающихся. При правильной организации систематической работы по формированию функциональной грамотности можно добиться хороших результатов и растить функционально грамотные личности.

Формула успеха

«ОВЛАДЕНИЕ = УСВОЕНИЕ + ПРИМЕНЕНИЕ НА ПРАКТИКЕ»

Эта формула позволит сформировать у учащихся качества, необходимые для полноценного функционирования в современном обществе.

Модель формирования и развития функциональной грамотности можно представить в виде плодового дерева. Как любому дереву необходим уход, полив, тепло, свет, так и маленькой личности, приходящей к педагогу на занятие, необходимы знания, умения и навыки для дальнейшего использования в жизни.

«Поливая» это дерево, спланированной, чётко продуманной, слаженной работой, используя современные педагогические технологии, дерево незамедлительно даст плоды. Замечательные, достойные восхищения, яблочки (ключевые компетенции), т.е. образованных, успешных, сильных, способных к саморазвитию людей.

Дерево – функционально грамотная личность.

Вода – педагогические технологии.

Яблочки – ключевые компетенции.

Лейка – педагог (для того, чтобы поливать, должен постоянно пополняться, т.е. заниматься самообразованием).

Как без полива дерево зачахнет, так и без грамотной компетентной работы педагога нельзя сформировать, добиться развития функциональной грамотности обучающихся.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1 Губанова М. И. и др. Функциональная грамотность

младших школьников: проблемы и перспективы формирования. / М. И. Губанова, Е. П. Лебедева // Начальная школа плюс до и после. — М. : Баллас, 2009. — № 12

2 Иванова Т. А. и др. Структура математической грамотности школьников в контексте формирования их функциональной грамотности. / Т. А. Иванова, О. В. Симонова // Вестник ВятГГУ, 2009. — № 1

3 Серых Л.В. Формирование функциональной грамотности на уроках в начальной школе: актуальный региональный опыт : сборник методических материалов. Часть 2 / под ред. Л.В. Серых, С.А. Пульной, С.Е. Тереховой, О.В. Беловой.−Белгород, 2020.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Схема 1. Читательская грамотность

Shape1

Интегрировать - объединить части чего-либо в одно целое.

Интерпретировать информацию - истолковывать, раскрывать смысл чего-нибудь, объясняя.

Схема 2. Математическая грамотность

Shape2

Схема 3. Естественно-научная грамотность

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

В данной работе раскрывается понятие функциональная грамотность, рассматриваются технологии, методы, приемы, применяемые в начальной школе для формирования функциональной грамотности младших школьников,, изложен опыт работы в этом направлении. Материал будет полезен учителям начальных классов.
0 ₽
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе составлена в соответствии с требованиями ФГОС.урок изучения нового материала. УМК " Школа России". Цель урока:Создать условия для актуализации знаний учащихся по определению рода имен прилагательных, познакомить с изменением имён прилагательных по родам, развивать умение определять род имён прилагательных.Разработанная технологическая карта урока будет полезна учителям начальных классов.
0 ₽