Технологическая карта урока русского языка в соответствии с требованием ФГОС
Тема | Род имён прилагательных |
Педагогические | Создать условия для актуализации знаний учащихся по определению рода имен прилагательных,познакомить с изменением имён прилагательных по родам, развивать умение определять род имён прилагательных. |
Тип урока | Изучение нового материала |
Планируемые | Уметь согласовать имя прилагательное с именем существительным, научиться на основе алгоритма определять род имён прилагательных и изменять имена прилагательные по родам |
Личностные | Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности по определению рода имен прилагательных,формирование интереса к изучению русского языка, развитие умения признавать важность учёбы и познания нового, проводить самооценку на основе критерия успешности; |
Универсальные учебные действия | Познавательные: находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий, строят несложные рассуждения; осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию слов по определенным признакам, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям, находят необходимую информацию в учебнике, делать выводы на основе обобщения, ориентироваться в системе знаний, отличать новое от раннее изученного, перерабатывать полученную информацию; Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; выполняют учебные действия, планируют свои действия для решения задачи, действуют в соответствии спланом, учитывают правило в планировании способа решения. Коммуникативные: строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи; участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности; ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии. |
Образовательные | Учебник русского языка 3 класс 2 часть В.П.Канакина, В.Г.Горецкий УМК «Школа России», издательство «Просвещение» 2023 года. |
Материально- техническое обеспечение | мультимедийный проектор, экран, компьютер, слайд – презентация, учебник для 3 класса, карточки с заданиями, шаблон человечка и лесенка знаний для рефлексии. |
Ход урока
Этап урока | Содержание заданий (для учащихся) | Виды деятельности, формы организации работы | Планируемые результаты | |
Предметные | Личностные, метапредметные (формирование УУД) | |||
1.Самоопределение к учебной деятельности Слайд 1. | - Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка. К нашему уроку я подобрала такой девиз: « С малой удачи начинается большой успех». - Как понимаете смысл этой пословицы? - Зачем человеку нужна удача? - Нужна ли она вам? От чего зависит успех человека? - Я желаю вам сегодня на уроке удачи, хорошего настроения и успешной работы. - Пожелайте и вы её друг другу. | Учащиеся участвуют в учебном диалоге с учителем и одноклассниками форме при объяснении пословицы Учащиеся осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме при объяснении пословицы ( фронтальная работа) | Знать: лексическое значение слова успех, удача Уметь: объяснить смысл пословицы, сформулировать его. | Личностные УУД: - проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержаниюпри толковании пословицы - проявление уважительного отношения при взаимодействии с одноклассниками и учителем во время учебной деятельностипри толковании пословицы Регулятивные УУД: - определение цели учебной деятельности самостоятельно или совместно с одноклассниками и учителем при толковании пословицы Познавательные УУД: Общеучебные УУД: - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной формепритолковании пословицы Логические УУД: - установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений притолковании пословицы Коммуникативные УУД: -определение правил учебного сотрудничества при взаимодействии с одноклассниками и учителем (принятие различных точек зрения, умение задавать вопросы, понимание различных позиций других людей, учёт различных мнений, умение формулировать собственное мнение при толковании пословицы |
2.Актуализация знаний Слайды 2, 3. | Поработаем в группах. Догадайтесь, о чем идет речь, и запишите слова, распределив их в 3 столбика. Последний месяц осени ( ноябрь) Здесь можно книгу взять домой ( библиотека) Плод яблони ( яблоко) Бывает русский, немецкий, английский ( язык) Самая близкая к Земле звезда ( солнце) Часть суток от восхода до заката ( ночь) - По какому признаку распределили слова в группы? -- Какой частью речи являются данные слова? - Как определить род имени существительного? | Учащиеся по лексическому значению определяют слово, определяют его род и записывают слово в определенный столбик ( групповая работа) | Знать: написание и лексическое значение словарных слов, понятие « имя существительное», алгоритм определения рода имен существительных Уметь: применять алгоритм определения рода имен существительных | Личностные УУД: - самооценивание успешности или неуспешности учебной деятельностипри написании и классификации имен существительных по родам - проявление уважительного отношения при взаимодействии с одноклассниками и учителем во время учебной деятельностипри написании и классификации имен существительных по родам Регулятивные УУД: - осуществление контроля и коррекции способа и результата решения учебной задачи по ранее составленному плану (эталону, образцу) при написании и классификации имен существительных по родам - оценивание успешности решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с одноклассниками и учителем при написании и классификации имен существительных по родам Познавательные УУД: Общеучебные УУД: - умение структурировать знания при определении рода имен существительных Логические УУД: - анализ, синтез, сравнение, классификацияпри распределении имен существительных по родам… Коммуникативные УУД: -определение правил учебного сотрудничества при взаимодействии с одноклассниками и учителем (принятие различных точек зрения, умение задавать вопросы, понимание различных позиций других людей, учёт различных мнений, умение формулировать собственное мнение при определении рода имен существительных… -учет разных мнений и умение обосновать собственное при написании и классификации имен существительных по родам |
3.Постановка проблемы Слайд 4. | На доске записаны словосочетания. Детям предлагают списать словосочетания, вставив пропущенные окончания имен прилагательных. У доски работают 3 учащихся. Зелен… лист, зелен.. трава, зелен… стекло -Какое задание вы сейчас выполняли? Что вы заметили? Почему окончания имен прилагательных разные? Отчего зависит окончание имени прилагательного? - На все ли вопросы вы смогли ответить? - Где вы затруднились? Почему? Чего мы ещё не знаем?» Кто попробует назвать тему нашего урока? - Что нам надо сделать? - Какие задачи поставим перед собой? -Узнать, от чего зависит окончание имени прилагательного, - Как определить род имени прилагательного. | Осуществляют постановку и формулирование проблемы - участвуют в учебном диалоге с учителем и одноклассниками при определении темы и задач урока. (фронтальная работа) | Знать:части речи, род имен существительных Уметь: определять части речи и род имен существительных | Личностные УУД: - понимать и оценивать свой вкладприпостановке и формулировании проблемы; - проявление уважительного отношения при взаимодействии с одноклассниками при определении частей речи, рода имен существительных, постановке и формулировании проблемы. Регулятивные УУД: - высказывать своё предположение (версию) при постановке и формулировании проблемы; -постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно Познавательные УУД: Общеучебные УУД: - умение структурировать знания при определении частей речи, рода имен существительных, постановке и формулировании проблемы; - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной формеприопределении темы и цели урока. Логические УУД: - установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений при определении частей речи, рода имен существительных. Коммуникативные УУД: - умение обосновать собственноемнение,аргументировать свою точку зрения. |
4.Построение проекта выхода из затруднения | -Для решения первой задачи предлагаю вам выполнить упражнение № 124 стр.72 в учебнике. -Поработайте в группах. Определите род и число имен существительных. -Подумайте, как определить род имен прилагательных? Обсудите в группах способ определения рода имени прилагательного | - выдвигают и обсуждают способ определения рода прилагательных. - обсуждают в группах способ определения рода прилагательных (групповая работа ) | Знать: способы определения рода существительных, отличительные признаки существительных мужского, женского и среднего рода Уметь: Определять род существительных, отличать признаки существительных мужского, женского и среднего рода | Личностные УУД: - устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом при создании алгоритма определения рода прилагательных. Регулятивные УУД: - составление алгоритма определения рода прилагательных совместно с одноклассниками и учителем; - оценивание успешности выполнения задания приопределении рода имен прилагательных. Познавательные УУД: Общеучебные УУД: - выбор наиболее эффективных способов решения задач при определении рода имен прилагательных. Логические УУД: - установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений при выборе способа решения проблемы. Коммуникативные УУД: - понимание возможности различных позиций и точек зрения при обсуждении способа определения рода прилагательных. учет разных мнений и умение обосновать собственное при обсуждении способа определения рода прилагательных.
|
5.Решение проблемы (Реализация построенного проекта) Слайд 5. | Обсуждение способов определения рода имени прилагательного, предложенного группами. Прочитайте правило на стр.72. Какой вывод мы делаем? Прилагательное стоит в том же роде, что и существительное) Составление единого алгоритма определения рода имени прилагательного на основе алгоритмов групп и правила в учебнике. Алгоритм определения рода имени прилагательного 1. Найди сущ., с которым связано имя прилагательное, определи его род. 2. Задай от сущ. вопрос к прил. 3. По роду сущ. и вопросу определи род им. прил. - Какая значимая часть в именах прилагательных указывает на их изменение по родам? Прочитайте правило на стр.73 Назовите окончания имен прилагательных женского рода, мужского рода, среднего рода. -Сделайте вывод: от чего зависит окончание имени прилагательного? К алгоритму на слайде добавляем 4. Выдели окончание м. р. – ый, - ий, - ой ж. р. – ая, - яя ср. р. – ое, - ее На какой вопрос отвечают имена прилагательные женского рода( мужского, среднего)? Какие они имеют окончания? В форме какого числа имена прилагательные изменяются по родам? -Сделайте вывод: как определять род имён прилагательных? Для чего нужно уметь определять род имен прилагательных? | Обсуждают подготовленные в группах алгоритмы и составляют единый алгоритм определения рода прилагательных. На слайде - алгоритм (Фронтальная работа) | Знать: понятие словосочетания, род имен существительных, отличительные признаки существительных мужского, женского и среднего рода, части слова Уметь:составлять словосочетания из группы слов, записывать полученные словосочетания, определять род имён прилагательных и выделять окончания. | Личностные УУД: -ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельностипри составлении алгоритма; - проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержаниюпри определении зависимости рода и окончания имени прилагательного от имени существительного Регулятивные УУД: - определение цели учебной деятельности совместно с одноклассниками и учителемпри определении зависимости рода и окончания имени прилагательного от имени существительного - осуществление контроля и коррекции способа и результата решения учебной задачи по алгоритму при определении зависимости рода и окончания имени прилагательного от имени существительного Познавательные УУД: Общеучебные УУД: - поиск и выделение необходимой информации в учебнике при определении зависимости рода и окончания имени прилагательного от имени существительного - умение структурировать знания при определении зависимости рода и окончания имени прилагательного от имени существительного Логические УУД: - анализ, синтез, сравнение, классификацияпри определении зависимости рода и окончания имени прилагательного от имени существительного - установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений при определении зависимости рода и окончания имени прилагательного от имени существительного Коммуникативные УУД: - умение договариваться, находить общее решение при определении зависимости рода и окончания имени прилагательного от имени существительного - умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать при определении зависимости рода и окончания имени прилагательного от имени существительного |
6.Физминутка | ||||
7.Первичное закрепление с проговариванием в внешней речи | - Определите род прилагательных, выделите окончания прилагательных, укажите род. (упр.128, с.74) Дети работают цепочкой у доски. Проверка с проговариванием алгоритма Выполняют звуко-буквенный разбор слова речь | - Проговаривают способ (алгоритм) определения рода прилагательных. - Выделяют окончания прилагательных. - Указывают род. (Коллективная работа) | Знать: род имен прилагательных, алгоритм определения рода имени прилагательного Уметь: определять род имен прилагательных | Личностные УУД: - проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержаниюпри определении рода и окончания прилагательных. Регулятивные УУД: - осуществление контроля и коррекции способа и результата решения учебной задачи по ранее составленному плану (эталону, образцу) при определениирода имен прилагательных; - оценивание успешности решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с учителем и одноклассниками при определении рода и окончания прилагательных, порядке звуко-буквенного разбора Познавательные УУД: Общеучебные УУД: - построение знаково-символических моделей привыполнении звуко-буквенного разбора - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание при определении рода прилагательных, Логические УУД: - установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений при определении рода прилагательных, звуко-буквенном разборе Коммуникативные УУД: - умение контролировать собственные действия при звуко – буквенном разборе слова; - понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору при определении рода прилагательных; |
8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Слайд 6. | Выполним упражнение № 126, стр.73 Составьте и запишите словосочетания имен прилагательных с именами существительными. Определите род имен прилагательных. Выделите окончания. | Самостоятельно определяют род прилагательных по алгоритму и осуществляют самопроверку, сравнивая с алгоритмом. Самооценка. (индивидуальная работа) | Знать: алгоритм определения рода прилагательных. Уметь:применять алгоритм определения рода прилагательных | Личностные УУД: - осознание успеха от проделанной работы, самооценка своей работы при определении рода прилагательных и выделении окончания. Регулятивные УУД: - определение цели самостоятельной деятельности при определении рода имен прилагательных и выделении окончаний; - осуществление самоконтроля и коррекции способа и результата решения учебной задачи по ранее составленному плану (эталону, образцу) при определении рода имен прилагательных и выделении окончаний. Познавательные УУД: Общеучебные УУД: - умение структурировать знания при работе со словарным словом; - выбор наиболее эффективных способов решения задач при определении рода имен прилагательных, выделении окончаний и работе со словарным словом. Логические УУД: - анализ, синтез, сравнение, классификацияпри определении рода имен прилагательных и выделении окончаний; - установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений при определении рода имен прилагательных и выделении окончаний. Коммуникативные УУД: - умение контролировать собственные действия при определении рода имен прилагательных и выделении окончаний - рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий при определении рода имен прилагательных и выделении окончаний |
9.Включение в систему знаний и повторение Слайд 7. | Выпишите из предложений словосочетания имя существительное + имя прилагательное ( 1 вариант – женского рода, 2 вариант – среднего рода, 3 вариант – мужского рода) Березовая роща весело шелестела листвой. За лесом мерцал зеленый огонек. Тихо плескалось ласковое море. -Как вы определили род имен прилагательных? -Проверьте себя по слайду. | - Находят словосочетания, - определяют род и выполняют задания на тренировку изученного алгоритма и подготовку введения на последующих уроках нового знания. ( индивидуальная работа) Проверка на слайде | Знать: части речи, понятие «словосочетание», род существительных. Уметь: находить в предложении словосочетания, определять род | Личностные УУД: - проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержаниюпри выборе словосочетаний и определении рода; - проявление уважительного отношения при взаимодействии с одноклассниками и учителем во время учебной деятельностипри выборе словосочетаний и определении рода. Регулятивные УУД: - определение цели учебной деятельности самостоятельно при выборе словосочетаний и определении рода; Познавательные УУД: Общеучебные УУД: - умение структурировать знания при выборе словосочетаний и определении рода; - умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной формепри выборе словосочетаний и определении рода. Логические УУД: - установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений при выборе словосочетаний и определении рода. Коммуникативные УУД: - способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания при выборе словосочетаний и определении рода. |
10.Рефлексия учебной деятельности Слайд 8. Слайд 9. | - В роли кого вы сегодня выступали? Что исследовали на уроке? - Какие задачи ставили перед собой? Выполнили ли их? - С какими затруднениями столкнулись на уроке? Смогли преодолеть их? - Чему научились на уроке? - Понравился ли вам урок? Оцените свою работу на уроке с помощью лесенки знаний. Поставьте человечка ( то есть себя) на ту ступеньку лесенки, на которой вы сейчас находитесь по нашей сегодняшней теме. -Посмотрите на нашу лесенку знаний и скажите, кто из вас смог подняться на самую высокую ступеньку? - Вернёмся к нашему девизу урока « С малой удачи начинается большой успех - Я думаю, что сегодня, испытав маленькую удачу, мы добьемся большого успеха в будущем. Ведь тайны русского языка ещё не все раскрыты. - Урок окончен. Всем спасибо за работу. Молодцы! - Домашнее задание на выбор: 1. выписать из словаря по 3 имени существительного каждого рода. 2. к каждому имени существительному подобрать имя прилагательное т определить род имени прилагательного, выделить окончание. | Отвечают на вопросы. Показывают с помощь лесенки знаний усвоение новой темы: На листе ватмана нарисована лесенка. Первая ступенька лесенки – я не понял, мне нужна помощь Вторая ступенька – я понял, но не уверен в своих силах; Третья ступенька – я понял, могу помочь другим. (Фронтальная работа) | Знать: алгоритм определения рода прилагательных. Уметь:применять алгоритм определения рода прилагательных | Личностные УУД: - способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности; - устанавливать связь между целью деятельности и её результатом. Регулятивные УУД: - осуществлять самоконтроль; - давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; - выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно ещё усвоить. - оценивание успешности решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с одноклассниками и учителемпри усвоении новой темы. Коммуникативные УУД: - уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли при самооценке собственной деятельности. |
Литература
«От действия к мысли». Как проектировать УУД в начальной школе (Стандарты второго поколения). Составитель А.Г.Асмолов.- М.; Просвещение, 2010 г.
Поурочные разработки по русскому языку: 3 класс, к учебнику Канакиной В.П., Горецкого В.Г. («Школа России») / Автор Дмитриева О. Ю. - М.: ВАКО, 2014.
Самостоятельные работы по русскому языку: 3 класс. / Составитель Игнатьева Т.В., Тарасова Л.Е. – М.: Издательство «Экзамен», 2015 г.
«Тесты по русскому языку» к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, Е.М.Тихомирова, издательство «Экзамен» 2016 г.
Типовые тестовые задания. Русский язык. ФГОС. И.В.Щеглова.
Учебник «Русский язык» 3 класс 2 часть В.П.Канакина, УМК «Школа России», издательство «Просвещение