Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Быстрый подбор материалов
Цена
Сбросить
  1. Главная
  2. Открытые уроки
  3. Технологическая карта урока русского языка в 3 классе " Род имен прилагательных"

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе " Род имен прилагательных"

Технологическая карта урока русского языка в 3 классе составлена в соответствии с требованиями ФГОС.урок изучения нового материала. УМК " Школа России". Цель урока:Создать условия для актуализации знаний учащихся по определению рода имен прилагательных, познакомить с изменением имён прилагательных по родам, развивать умение определять род имён прилагательных.Разработанная технологическая карта урока будет полезна учителям начальных классов.

Возраст

Начальная школа, Дети

Предметы

Открытые уроки

Категория

Открытые уроки
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Технологическая карта урока русского языка в соответствии с требованием ФГОС

Тема

Род  имён прилагательных

Педагогические
цели

Создать условия для актуализации знаний учащихся по определению рода имен прилагательных,познакомить с изменением имён прилагательных по родам,

развивать умение определять род имён прилагательных.

Тип урока

Изучение нового материала

Планируемые
результаты
(предметные)

Уметь согласовать имя прилагательное с именем существительным, научиться на основе алгоритма определять род имён прилагательных и изменять имена прилагательные по родам

Личностные
результаты

Развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельности по определению рода имен прилагательных,формирование интереса к изучению русского языка, развитие умения признавать важность учёбы и познания нового, проводить самооценку на основе критерия успешности;

Универсальные учебные действия
(метапредметные)

Познавательные: находят языковые примеры для иллюстрации изучаемых языковых понятий, строят несложные рассуждения; осуществляют анализ, синтез, сравнение, сопоставление, классификацию слов по определенным признакам, обобщение языкового материала как по заданным критериям, так и по самостоятельно выделенным основаниям, находят необходимую информацию в учебнике, делать выводы на основе обобщения, ориентироваться в системе знаний, отличать новое от раннее изученного, перерабатывать полученную информацию;

Регулятивные: принимают учебную задачу, сформулированную вместе с учителем; выполняют учебные действия, планируют свои действия для решения задачи, действуют в соответствии спланом, учитывают правило в планировании способа решения.

Коммуникативные: строят монологическое высказывание с учетом поставленной коммуникативной задачи; участвуют в диалоге, общей беседе, совместной деятельности; ориентируются на позицию партнера в общении и взаимодействии.

Образовательные
ресурсы

Учебник русского языка 3 класс 2 часть В.П.Канакина, В.Г.Горецкий УМК «Школа России», издательство «Просвещение» 2023 года.

Материально- техническое обеспечение

мультимедийный проектор, экран, компьютер, слайд – презентация, учебник для 3 класса, карточки с заданиями, шаблон человечка и лесенка знаний для рефлексии.

Ход урока

Этап урока

Содержание заданий (для учащихся)

Виды деятельности, формы организации работы

Планируемые результаты

Предметные

Личностные, метапредметные (формирование УУД)

1.Самоопределение к учебной деятельности

Слайд 1.

- Здравствуйте, ребята! Начинаем урок русского языка.

К нашему уроку я подобрала такой девиз: « С малой удачи начинается большой успех».

- Как понимаете смысл этой пословицы?

- Зачем человеку нужна удача?

- Нужна ли она вам? От чего зависит успех человека?

- Я желаю вам сегодня на уроке удачи, хорошего настроения и успешной работы.

- Пожелайте и вы её друг другу.

Учащиеся участвуют в учебном диалоге с учителем и одноклассниками форме при объяснении пословицы

Учащиеся осознанно и произвольно строят речевое высказывание в устной форме при объяснении пословицы

( фронтальная работа)

Знать: лексическое значение слова успех, удача


Уметь: объяснить смысл пословицы, сформулировать его.

Личностные УУД:

- проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержаниюпри толковании пословицы

- проявление уважительного отношения при взаимодействии с одноклассниками и учителем во время учебной деятельностипри толковании пословицы

Регулятивные УУД:

- определение цели учебной деятельности самостоятельно или совместно с одноклассниками и учителем при толковании пословицы

Познавательные УУД:

Общеучебные УУД:

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной формепритолковании пословицы

Логические УУД:

- установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений притолковании пословицы

Коммуникативные УУД:

-определение правил учебного сотрудничества при взаимодействии с одноклассниками и учителем (принятие различных точек зрения, умение задавать вопросы, понимание различных позиций других людей, учёт различных мнений, умение формулировать собственное мнение при толковании пословицы

2.Актуализация знаний

Слайды 2, 3.

Поработаем в группах.

Догадайтесь, о чем идет речь, и запишите слова, распределив их в 3 столбика.

Последний месяц осени ( ноябрь)

Здесь можно книгу взять домой

( библиотека)

Плод яблони ( яблоко)

Бывает русский, немецкий, английский

( язык)

Самая близкая к Земле звезда ( солнце)

Часть суток от восхода до заката

( ночь)

- По какому признаку распределили слова в группы?

-- Какой частью речи являются данные слова?

- Как определить род имени существительного?

Учащиеся по лексическому значению определяют слово, определяют его род и записывают слово в определенный столбик

( групповая работа)

Знать: написание и лексическое значение словарных слов, понятие « имя существительное», алгоритм определения рода имен существительных

Уметь: применять алгоритм определения рода имен существительных

Личностные УУД:

- самооценивание успешности или неуспешности учебной деятельностипри написании и классификации имен существительных по родам

- проявление уважительного отношения при взаимодействии с одноклассниками и учителем во время учебной деятельностипри написании и классификации имен существительных по родам

Регулятивные УУД:

- осуществление контроля и коррекции способа и результата решения учебной задачи по ранее составленному плану (эталону, образцу) при написании и классификации имен существительных по родам

- оценивание успешности решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с одноклассниками и учителем при написании и классификации имен существительных по родам

Познавательные УУД:

Общеучебные УУД:

- умение структурировать знания при определении рода имен существительных

Логические УУД:

- анализ, синтез, сравнение, классификацияпри распределении имен существительных по родам…

Коммуникативные УУД:

-определение правил учебного сотрудничества при взаимодействии с одноклассниками и учителем (принятие различных точек зрения, умение задавать вопросы, понимание различных позиций других людей, учёт различных мнений, умение формулировать собственное мнение при определении рода имен существительных

-учет разных мнений и умение обосновать собственное при написании и классификации имен существительных по родам

3.Постановка проблемы

Слайд 4.

На доске записаны словосочетания. Детям предлагают списать словосочетания, вставив пропущенные окончания имен прилагательных.

У доски работают 3 учащихся.

Зелен… лист, зелен.. трава, зелен… стекло

-Какое задание вы сейчас выполняли? Что вы заметили? Почему окончания имен прилагательных разные? Отчего зависит окончание имени прилагательного?

- На все ли вопросы вы смогли ответить?

- Где вы затруднились? Почему? Чего мы ещё не знаем?»

Кто попробует назвать тему нашего урока?

- Что нам надо сделать?

- Какие задачи поставим перед собой?

-Узнать, от чего зависит окончание имени прилагательного,

- Как определить род имени прилагательного.

Осуществляют постановку и формулирование проблемы

- участвуют в учебном диалоге с учителем и одноклассниками при определении темы и задач урока.

(фронтальная работа)

Знать:части речи, род имен существительных

Уметь: определять части речи и род имен существительных

Личностные УУД:

- понимать и оценивать свой вкладприпостановке и формулировании проблемы;

- проявление уважительного отношения при взаимодействии с одноклассниками при определении частей речи, рода имен существительных, постановке и формулировании проблемы.

Регулятивные УУД:

- высказывать своё предположение (версию) при постановке и формулировании проблемы;

-постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно

Познавательные УУД:

Общеучебные УУД:

- умение структурировать знания при определении частей речи, рода имен существительных, постановке и формулировании проблемы;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной формеприопределении темы и цели урока.

Логические УУД:

- установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений при

определении частей речи, рода имен существительных.

Коммуникативные УУД:

- умение обосновать собственноемнение,аргументировать свою точку зрения.

4.Построение проекта выхода из затруднения

-Для решения первой задачи предлагаю вам выполнить упражнение № 124 стр.72 в учебнике.

-Поработайте в группах. Определите род и число имен существительных.

-Подумайте, как определить род имен прилагательных?

Обсудите в группах способ определения рода имени прилагательного

- выдвигают и обсуждают способ определения рода прилагательных.

- обсуждают в группах способ определения рода прилагательных

(групповая работа )

Знать:

способы определения рода существительных, отличительные признаки существительных мужского, женского и среднего рода

Уметь:

Определять род существительных, отличать признаки существительных мужского, женского и среднего рода

Личностные УУД:

- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом при создании алгоритма определения рода прилагательных.

Регулятивные УУД:

- составление алгоритма определения рода прилагательных совместно с одноклассниками и учителем;

- оценивание успешности выполнения задания приопределении рода имен прилагательных.

Познавательные УУД:

Общеучебные УУД:

- выбор наиболее эффективных способов решения задач при определении рода имен прилагательных.

Логические УУД:

- установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений при выборе способа решения проблемы.

Коммуникативные УУД:

- понимание возможности различных позиций и точек зрения при обсуждении способа определения рода прилагательных.

учет разных мнений и умение обосновать собственное при обсуждении способа определения рода прилагательных.

  • умение договариваться, находить общее решениепри обсуждении способа определения рода прилагательных.

5.Решение проблемы

(Реализация построенного проекта)

Слайд 5.

Обсуждение способов определения рода имени прилагательного, предложенного группами.

Прочитайте правило на стр.72.

Какой вывод мы делаем? Прилагательное стоит в том же роде, что и существительное)

Составление единого алгоритма определения рода имени прилагательного на основе алгоритмов групп и правила в учебнике.

Алгоритм определения рода имени прилагательного

1. Найди сущ., с которым связано имя прилагательное, определи его  род.

2. Задай от сущ. вопрос к прил.

3. По роду сущ. и вопросу определи род им. прил.

- Какая значимая часть в именах прилагательных указывает на их изменение по родам?

Прочитайте правило на стр.73

Назовите окончания имен прилагательных женского рода, мужского рода, среднего рода.

-Сделайте вывод: от чего зависит окончание имени прилагательного?

К алгоритму на слайде добавляем

4. Выдели окончание

м. р. – ый, - ий, - ой

ж. р. – ая, - яя

ср. р. – ое, - ее

На какой вопрос отвечают имена прилагательные женского рода( мужского, среднего)? Какие они имеют окончания?

В форме какого числа имена прилагательные изменяются по родам?

-Сделайте вывод: как определять род имён прилагательных? Для чего нужно уметь определять род имен прилагательных?

Обсуждают подготовленные в группах алгоритмы и составляют единый алгоритм определения рода прилагательных. На слайде - алгоритм

(Фронтальная работа)

Знать: понятие словосочетания, род имен существительных, отличительные признаки существительных мужского, женского и среднего рода, части слова

Уметь:составлять словосочетания из группы слов, записывать полученные словосочетания, определять род имён прилагательных и выделять окончания.

Личностные УУД:

-ориентируются на развитие навыков сотрудничества с учителем и сверстниками в процессе выполнения совместной деятельностипри составлении алгоритма;

- проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержаниюпри определении зависимости рода и окончания имени прилагательного от имени существительного

Регулятивные УУД:

- определение цели учебной деятельности совместно с одноклассниками и учителемпри определении зависимости рода и окончания имени прилагательного от имени существительного

- осуществление контроля и коррекции способа и результата решения учебной задачи по алгоритму при определении зависимости рода и окончания имени прилагательного от имени существительного

Познавательные УУД:

Общеучебные УУД:

- поиск и выделение необходимой информации в учебнике при определении зависимости рода и окончания имени прилагательного от имени существительного

- умение структурировать знания при определении зависимости рода и окончания имени прилагательного от имени существительного

Логические УУД:

- анализ, синтез, сравнение, классификацияпри определении зависимости рода и окончания имени прилагательного от имени существительного

- установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений при определении зависимости рода и окончания имени прилагательного от имени существительного

Коммуникативные УУД:

- умение договариваться, находить общее решение при определении зависимости рода и окончания имени прилагательного от имени существительного

- умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать при определении зависимости рода и окончания имени прилагательного от имени существительного

6.Физминутка

7.Первичное закрепление с проговариванием в внешней речи

- Определите род прилагательных, выделите окончания прилагательных, укажите род.

(упр.128, с.74)

Дети работают цепочкой у доски.

Проверка с проговариванием алгоритма

Выполняют звуко-буквенный разбор слова речь

- Проговаривают способ (алгоритм) определения рода прилагательных.

- Выделяют окончания прилагательных.

- Указывают род.

(Коллективная работа)

Знать: род имен прилагательных, алгоритм определения рода имени прилагательного

Уметь: определять

род имен прилагательных

Личностные УУД:

- проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержаниюпри определении рода и окончания прилагательных.

Регулятивные УУД:

- осуществление контроля и коррекции способа и результата решения учебной задачи по ранее составленному плану (эталону, образцу) при определениирода имен прилагательных;

- оценивание успешности решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с учителем и одноклассниками при определении рода и окончания прилагательных, порядке звуко-буквенного разбора

Познавательные УУД:

Общеучебные УУД:

- построение знаково-символических моделей привыполнении звуко-буквенного разбора

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание при определении рода прилагательных,

Логические УУД:

- установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений при определении рода прилагательных, звуко-буквенном разборе

Коммуникативные УУД:

- умение контролировать собственные действия при звуко – буквенном разборе слова;

- понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок или подходов к выбору при определении рода прилагательных;

8.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Слайд 6.

Выполним упражнение № 126, стр.73

Составьте и запишите словосочетания имен прилагательных с именами существительными. Определите род имен прилагательных. Выделите окончания.

Самостоятельно определяют род прилагательных по алгоритму и осуществляют самопроверку, сравнивая с алгоритмом.

Самооценка.

(индивидуальная работа)

Знать: алгоритм определения рода прилагательных.

Уметь:применять алгоритм определения рода прилагательных

Личностные УУД:

- осознание успеха от проделанной работы,

самооценка своей работы при определении рода прилагательных и выделении окончания.

Регулятивные УУД:

- определение цели самостоятельной деятельности при определении рода имен прилагательных и выделении окончаний;

- осуществление самоконтроля и коррекции способа и результата решения учебной задачи по ранее составленному плану (эталону, образцу) при определении рода имен прилагательных и выделении окончаний.

Познавательные УУД:

Общеучебные УУД:

- умение структурировать знания при работе со словарным словом;

- выбор наиболее эффективных способов решения задач при определении рода имен прилагательных, выделении окончаний и работе со словарным словом.

Логические УУД:

- анализ, синтез, сравнение, классификацияпри определении рода имен прилагательных и выделении окончаний;

- установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений

при определении рода имен прилагательных и выделении окончаний.

Коммуникативные УУД:

- умение контролировать собственные действия

при определении рода имен прилагательных и выделении окончаний

- рефлексия своих действий как достаточно полное отображение предметного содержания и условий осуществляемых действий при определении рода имен прилагательных и выделении окончаний

9.Включение в систему знаний и повторение

Слайд 7.

Выпишите из предложений словосочетания имя существительное + имя прилагательное ( 1 вариант – женского рода, 2 вариант – среднего рода, 3 вариант – мужского рода)

Березовая роща весело шелестела листвой.

За лесом мерцал зеленый огонек.

Тихо плескалось ласковое море.

-Как вы определили род имен прилагательных?

-Проверьте себя по слайду.

- Находят словосочетания,

- определяют род и выполняют задания на тренировку изученного алгоритма и подготовку введения на последующих уроках нового знания.

( индивидуальная работа)

Проверка на слайде

Знать: части речи, понятие «словосочетание», род существительных.

Уметь: находить в предложении словосочетания, определять род

Личностные УУД:

- проявление устойчивого познавательного интереса к предметному содержаниюпри выборе словосочетаний и определении рода;

- проявление уважительного отношения при взаимодействии с одноклассниками и учителем во время учебной деятельностипри выборе словосочетаний и определении рода.

Регулятивные УУД:

- определение цели учебной деятельности самостоятельно при выборе словосочетаний и определении рода;

Познавательные УУД:

Общеучебные УУД:

- умение структурировать знания при выборе словосочетаний и определении рода;

- умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной формепри выборе словосочетаний и определении рода.

Логические УУД:

- установление причинно-следственных связей и построение логической цепи рассуждений при выборе словосочетаний и определении рода.

Коммуникативные УУД:

- способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации конфликта интересов, взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания при выборе словосочетаний и определении рода.

10.Рефлексия учебной деятельности

Слайд 8.

Слайд 9.

- В роли кого вы сегодня выступали? Что исследовали на уроке?

- Какие задачи ставили перед собой? Выполнили ли их?

- С какими затруднениями столкнулись на уроке? Смогли преодолеть их?

- Чему научились на уроке?

- Понравился ли вам урок? Оцените свою работу на уроке с помощью лесенки знаний. Поставьте человечка ( то есть себя) на ту ступеньку лесенки, на которой вы сейчас находитесь по нашей сегодняшней теме.

-Посмотрите на нашу лесенку знаний и скажите, кто из вас смог подняться на самую высокую ступеньку?

- Вернёмся к нашему девизу урока « С малой удачи начинается большой успех

- Я думаю, что сегодня, испытав маленькую удачу, мы добьемся большого успеха в будущем. Ведь тайны русского языка ещё не все раскрыты.

- Урок окончен. Всем спасибо за работу. Молодцы!

- Домашнее задание на выбор:

1. выписать из словаря по 3 имени существительного каждого рода.

2. к каждому имени существительному подобрать имя прилагательное т определить род имени прилагательного, выделить окончание.

Отвечают на вопросы.

Показывают с помощь лесенки знаний усвоение новой темы:

На листе ватмана нарисована лесенка.

Первая ступенька лесенки – я не понял, мне нужна помощь

Вторая ступенька – я понял, но не уверен в своих силах;

Третья ступенька – я понял, могу помочь другим.

(Фронтальная работа)

Знать: алгоритм определения рода прилагательных.

Уметь:применять алгоритм определения рода прилагательных

Личностные УУД:

- способность к самооценке на основе критерия успешности учебной деятельности;

- устанавливать связь между целью деятельности и её результатом.

Регулятивные УУД:

- осуществлять самоконтроль;

- давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно ещё усвоить.

- оценивание успешности решения учебной задачи по критериям, определённым совместно с одноклассниками и учителемпри усвоении новой темы.

Коммуникативные УУД:

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли при самооценке собственной деятельности.

Литература

«От действия к мысли». Как проектировать УУД в начальной школе (Стандарты второго поколения). Составитель А.Г.Асмолов.- М.; Просвещение, 2010 г.

Поурочные разработки по русскому языку: 3 класс, к учебнику Канакиной В.П., Горецкого В.Г. («Школа России») / Автор Дмитриева О. Ю. - М.: ВАКО, 2014.

Самостоятельные работы по русскому языку: 3 класс. / Составитель Игнатьева Т.В., Тарасова Л.Е. – М.: Издательство «Экзамен», 2015 г.

«Тесты по русскому языку» к учебнику В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого, Е.М.Тихомирова, издательство «Экзамен» 2016 г.

Типовые тестовые задания. Русский язык. ФГОС. И.В.Щеглова.

Учебник «Русский язык» 3 класс 2 часть В.П.Канакина, УМК «Школа России», издательство «Просвещение

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

В данной работе раскрывается понятие функциональная грамотность, рассматриваются технологии, методы, приемы, применяемые в начальной школе для формирования функциональной грамотности младших школьников,, изложен опыт работы в этом направлении. Материал будет полезен учителям начальных классов.
0 ₽
Технологическая карта урока русского языка в 3 классе составлена в соответствии с требованиями ФГОС.урок изучения нового материала. УМК " Школа России". Цель урока:Создать условия для актуализации знаний учащихся по определению рода имен прилагательных, познакомить с изменением имён прилагательных по родам, развивать умение определять род имён прилагательных.Разработанная технологическая карта урока будет полезна учителям начальных классов.
0 ₽