Российская Федерация
Управление образования Администрации г. Новошахтинска
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
"Центр развития творчества детей и юношества" города Новошахтинска
ОТКРЫТОЕ ЗАНЯТИЕ ПО ВОКАЛУ
«ПЕНИЕ ПО РОЛЯМ КАК СРЕДСТВО МУЗЫКАЛЬНОЙ ВЫРАЗИТЕЛЬНОСТИ»
к подпрограмме по вокалу «С песенкой по лесенке»
комплексной общеобразовательной общеразвивающей дополнительной программы школы раннего развития «Росток»
(направленность - социально-педагогическая)
Возрастная категория обучающихся: от 5 до 6 лет
Подготовили:
Кривенко Е.Н. -
педагог дополнительного
образования,
Квитко Г А. -
концертмейстер
Открытое занятие по вокалу
«Пение по ролям как средство музыкальной выразительности»
Время проведения: 27 апреля.
Место проведения: МБОУ ДО «ЦРТДиЮ», кабинет № 11.
Время проведения: 9.30.
Продолжительность занятия: 1 час.
Категория участников: обучающиеся школы раннего развития «Росток» (возраст 5-6 лет)
Цель: формирование у обучающихся интереса и любви к пению, развитие творческого потенциала и эмоциональной отзывчивости обучающихся.
Задачи:
- обучающие: обучить выразительному пению песен;
- развивающие: развивать фантазию, воображение при восприятии музыки; развивать чувство ритма, внимание, координацию движений, правильное певческое дыхание, подвижность артикуляционного аппарата;
- воспитательные: воспитывать у обучающихся стремление к прекрасному, заинтересованность к музыке.
Тип урока: повторение пройденного и изучение нового материала.
Методы, используемые на занятии: эмоциональной драматургии, наблюдение, сравнение, обобщение, диалог, пение по ролям, игра.
Принципы, используемые на занятии: доступности, последовательности, наглядности.
Оборудование, материалы: микшерный пульт, колонки, ноутбук, фортепиано, телевизор, DVD-проигрыватель, фонограмма и тексты песен «Собачка» Шестаковой, видеоматериал, презентация по теме урока, мягкие игрушки кошка и собака.
План занятия:
Организационная часть.
- Приветствие.
- Упражнения для развития музыкального слуха, дикции, дыхания.
- Распевание.
Основная часть.
- Озвучивание темы урока.
- Беседа с детьми о пении по ролям как виде музыкальной деятельности.
- Работа с песней «Собачка».
- Разучивание песни и выразительное исполнение песни под минус по ролям.
3. Заключительная часть:
- Подведение итогов занятия.
- Домашнее задание.
Ход занятия.
Педагог: Здравствуйте, ребята!
Дети: Здравствуйте, Елена Николаевна!
Педагог: Скажите, пожалуйста, как называется наше занятие?
Дети: Вокал.
Педагог: А что мы будем делать на уроке вокала?
Дети: Петь.
Педагог: Значит и поздороваться мы с вами должны пением.
(Дети поют распевку «Здравствуйте, начался урок» под аккомпанемент фортепиано)
Педагог: Сейчас я отмечу всех, кто пришёл сегодня на занятия. (Учитель делает перекличку обучающихся, дети отвечают нараспев «Я здесь!»)
Педагог: Ну, вот. Всех отметила. Теперь сядем красиво, выпрямим спинку, положим руки на колени. Давайте представим себе, что мы с вами сегодня попали на день рождения. Нам надо надуть много разноцветных шариков. (На экране телевизора высвечивается изображение воздушных шаров.) Какого цвета мы надуем первый шарик? (Дети называют цвета, делают упражнение «Шарики».)
Хорошо! А теперь какого цвета мы надуем шарик?(Дети называют цвета, делают упражнение «Шарики».)
Замечательно! Еще шарика какого цвета не хватает?(Дети называют цвета, делают упражнение «Шарики».)
Шарики мы надули, теперь пора загадывать желание и задувать свечи на торте. (На экране телевизора появляется изображение торта.) Поставьте руки перед собой, представьте, что у вас в руках торт со свечками, наберите много воздуха и сильно подуйте на свечи. (Дети дуют на ладони.)
Ну что, погасли свечи?
Дети: Нет.
Педагог: Тогда давайте ещё раз подуем на торт.(Дети дуют на ладони.) А теперь погасли наши свечки?
Дети: Да.
Педагог: Мы немного потрудились, теперь немного отдохнём: пойдёмте гулять по цветущему лугу. (На экране телевизора высвечивается изображение цветущего луга.) Посмотрите, как много цветов! Давайте понюхаем их. Какой цветочек вам нравится? (Дети называют название цветка, делают упражнение «Цветы».)
Пахнет? А теперь какой цветок мы понюхаем? (Дети называют название цветка, делают упражнение «Цветы».)
Хорошо пахнет! Ещё какой цветок привлекает ваше внимание? (Дети называют название цветка, делают упражнение «Цветы».)
Ребята, посмотрите: над цветами кружатся пчёлы.(Дети делают упражнение «Пчёлы».)
Прилетели комары и тоненько запищали. (Дети делают упражнение «Комары».)
А ещё пасутся лошадки и кушают травку.(Дети делают упражнение «Лошадки».)
А теперь пришли злые медведи! (Дети делают упражнение «Медведи».) Но мы, же не хотим дружить со злыми медведями?
Дети: Нет!
Педагог: Тогда давайте построим забор, чтобы спрятаться от медведей! (Дети делают упражнение «Заборчик».)
А теперь пойдёмте купаться в море! (На экране телевизора появляется изображение моря.) Наберите много воздуха в животик и нырните под воду! (Дети делают упражнение «Водолазы».)
Ребята, что вы увидели под водой? (Дети называют морских обитателей)
Давайте ещё раз нырнём под воду. (Дети делают упражнение «Водолазы».)
Ой, смотрите, акула плывёт! Выныривайте!(Дети быстро выдыхают воздух.) Погуляли, искупались, теперь пора возвращаться. Хорошо дома, только что-то не видно нашей киски, надо её найти. Кошки любят гулять по разным этажам, а в нашем доме пять этажей и чердак. Давайте поищем нашу киску на первом этаже. (Дети поют песенку «У меня пропала киска» от ноты до.)
Здесь нет нашей киски. Пойдёмте на второй этаж. (Дети поют песенку «У меня пропала киска» от ноты до-диез.)
И тут нет нашей кошки. Давайте поищем её на третьем этаже. (Дети поют песенку «У меня пропала киска» от ноты ре.)
Нет киски! На какой этаж теперь пойдем?
Дети: На четвертый! (Дети поют песенку «У меня пропала киска» от ноты ре-диез.)
Педагог: Опять здесь нет нашей киски. Какой этаж остаётся?
Дети: Пятый! (Дети поют песенку «У меня пропала киска» от ноты ми.)
Педагог: Все этажи обошли! И нигде не нашли нашу кошечку! Надо сходить проверить чердак. Страшно идти туда?
Дети: Да.
Педагог: А если мы все вместе пойдем?
Педагог: Не страшно! (Дети поют песенку «У меня пропала киска» от ноты фа.)
Педагог: Вот она где! Нашлась наша киска! (Учитель показывает детям мягкую игрушку кошку.)Что она тут делает?
Дети: Мышей ловит!
Педагог: Но на чердаке темно и сыро, давайте выйдем на свет и споём песенку про солнышко, чтобы оно почаще нам светило.(На экране телевизора появляется изображение солнца. Дети поют песенку «Солнышко» от ноты соль.)
А солнышко поднимается выше. (Дети поют песенку «Солнышко» от ноты соль-диез.)
Ещё выше поднимается солнышко. (Дети поют песенку «Солнышко» от ноты ля.)
И ещё выше поднялось наше солнышко. (Дети поют песенку «Солнышко» от ноты ля-диез.)
А теперь солнышко светит высоко-высоко!(Дети поют песенку «Солнышко» от ноты си.)
И вниз пошло солнышко. (Дети поют песенку «Солнышко» от ноты ля.) Постепенно солнышко опускается вниз.(Дети поют песенку «Солнышко» от ноты соль.)Молодцы, ребята!
А у нашей киски есть друг пёсик, и песенку про него мы учили на прошлом занятии. Как зовут эту собачку?
Дети:Тузик!
Педагог: Правильно! Вот он, наш Тузик. (Учитель показывает детям мягкую игрушку собаку.) Давайте эту песенку споём! (Учитель включает фонограмму песни «Собачка», дети поют вместе с учителем, выполняя движения.) Хорошо! А теперь скажите мне, как вы думаете, песня весёлая или грустная?
Дети:Весёлая!
Педагог: Значит, как её надо петь весело! А Тузик как умеет лаять?
Дети: Громко!
Педагог: Правильно! А Тузик нам друг?
Дети:Да!
Педагог:А вы друзьям своим всегда рады?
Дети:Да!
Педагог: Хорошо! Теперь давайте ещё раз споём эту песню, только весело, громко и радостно! Договорились?
Дети: Да!
(Учитель включает фонограмму песни «Собачка», дети поют вместе с учителем, выполняя движения.)
Педагог:Вот теперь получилось хорошо. Постараемся теперь всегда так петь эту песню.
Педагог: А теперь мы с вами поиграем с этой песней, споём по ролям в форме диалога: одни ребята будут спрашивать, а другие – отвечать.
(Педагог делит детей на 2 группы)
Сейчас 1 группа спросит у всех, кто же там так громко лает, а 2 группа ответит ей, что это Тузик. Потом споём 2 куплет, гдё вторая группа спросит у первой, у кого шёлковые ушки и хвостик-завитушка. И наконец, в 3 куплете все вместе споём про то, что подарим Тузику сладкую конфету. И не забывайте показывать на ушки, хвостик и носик. Договорились? Все готовы?
Дети: Да!
(Учитель включает фонограмму песни «Собачка», дети по группам поют указанные педагогом эпизоды, выполняя движения.)
Педагог: Молодцы! Ребята из первой группы, скажите мне, пожалуйста, вторая группа хорошо пела?
Дети: Да!
Педагог: А первая группа справилась с заданием? Как считают певцы из второй группы?
Дети: Да!
Педагог: Тогда вы все сегодня заслужили яркие наклейки в ваши тетради по вокалу. Вы сегодня все молодцы! На следующем занятии мы повторим песенку про Тузика и познакомимся с новыми друзьями нашей киски и пёсика.. Но это – сюрприз для вас. А сегодняшнее занятие окончено. Домашнее задание: нарисуйте в тетради нашего пёсика из песни. Давайте попрощаемся песней.
(Дети поют попевку «До свиданья, кончился урок»)
Список использованной литературы
И. В. Груздова, Е. К. Лютова, Е. В. Никитина, «Навстречу музыке», Ростов на Дону, «Феникс», 2010.
Г. П. Шалаева, «Веселые уроки. До-Ре-Ми», Москва, «Слово».2009.
Э. П. Костина, «Музыкально-дидактические игры», Ростов-на-Дону, «Феникс», 2010.
https://nsportal.ru/detskiy-sad/zdorovyy-obraz-zhizni/2016/03/28/dyhatelnaya-gimnastika-dlya-doshkolnikov
https://infourok.ru/kartoteka-dihatelnaya-gimnastika-dlya-doshkolnikov-1537530.html
https://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2015/02/24/rechevye-igry
https://yandex.ru/video/preview/?text=дикция%20лошадки%20упражнения%20для%20дошкольников&path=wizard&parent-reqid=1611695330623553-1844593789877408539300107-production-app-host-man-web-yp-106&wiz_type=v4thumbs&filmId=4617015975950885394
https://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-popevok-dlja-detei-doshkolnogo-vozrasta.html
https://infourok.ru/podborka-pesenokpopevok-dlya-muzikalnih-igr-1031286.html