ПОЗНАВАТЕЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ (Ознакомление с окружающим миром)
№ | ТЕМА ОД | ЦЕЛИ ЗАНЯТИЯ, ПРОГРАММНОЕ СОДЕРЖАНИЕ | МАТЕРИАЛ К ЗАНЯТИЮ |
СЕНТЯБРЬ | |||
1. | День Знаний | Развивать у детей познавательную мотивацию, интерес к школе, книге. Формировать дружеские, доброжелательные отношений между детьми. Продолжать знакомить с детским садом, как ближайшим социальным окружением ребенка. | Интернет-ресурсы |
2. | Дружат мальчики и девочки | Систематизировать знания детей о сходстве и различиях мальчиков и девочек во внешнем виде, поведении, настроении. Расширять представления о дружбе. Формировать нравственные качества. Воспитывать культуру дружеских отношений в детском коллективе. | Интернет-ресурсы |
3. | Мой город, мой край, моя страна | Расширить обобщенные представления о родном городе, его истории, достопримечательностях.Закрепить название города, в котором живут дети, название главных улиц и площадей, символику города.Формировать начальные представления о родном крае, его истории и культуре. Воспитывать у детей гражданские чувства, чувство любви к Родине, родному городу, краю. | О.Н. Каушкаль, М.В. Карпеева «Формирование целостной картины мира», стр.5 |
4. | Я и детский сад. Профессии | Дать представление о новом статусе детей: они уже воспитанники старшей группы. Закрепить знания о помещении детского сада, сотрудниках. Закрепить знание правил безопасного поведения в групповой комнате и на участке. Закрепить представление о том, кто заботится о здоровье детей в детском саду. Воспитывать дружелюбные отношения между ровесниками. | Н.С. Голицына Конспекты комплексно-тематических занятий, стр. 18 |
5. | Будем осторожными | Уточнить правила обращения с опасными предметами. Познакомить с правилами пожарной безопасности. Закрепить представление о том, что для сохранения здоровья необходимо быть осторожными.Стимулировать у детей развитие самостоятельности и ответственности. | Н.С. Голицына, стр. 253 |
ОКТЯБРЬ | |||
1. | Осень. Деревья | Расширить обобщенные представления детей об осени, как о времени года, о существенных признаках сезона. Научить детей различать деревья по листьям, плодам, семенам, стволам. Дать представление о многолетних и однолетних растениях. Закрепить знания детей о строении дерева. | О.Н. Каушкаль, М.В. Карпеева, стр. 8, 19 |
2. | Овощи. Фрукты | Расширить обобщённые представления детей об овощах и фруктах, о месте их произрастания. Познакомить с названиями основных овощей и фруктов, их цветом, формой и вкусом. Уточнить, как за ними ухаживают, что из них готовят. Формировать представление об овощах и фруктах, как витаминах, полезных для здоровья человека. | О.Н. Каушкаль, М.В. Карпеева, стр. 13, 16 |
3. | Откуда хлеб пришёл | Дать понятие о том, что «хлеб всему голова». Формировать знания о том, как получаются хлебобулочные изделия. Расширять представления детей о профессиях хлебороба и пекаря.Формировать элементарные представления об истории выпекания хлеба в прошлом и настоящем. | О.Н. Каушкаль, М.В. Карпеева, стр. 97 |
4. | Правила дорожного движения | Расширить представления детей о правилах дорожного движения. Рассказать о поведении детей, пешеходов и водителей на улице и дороге, о работе регулировщика и милиционера. Уточнить и закрепить знания детей о названиях и значениях элементарных дорожных знаках. | О.Н. Каушкаль, М.В. Карпеева, стр. 128 |
НОЯБРЬ | |||
1. | День народного единства | Познакомить детей с праздником - День народного единства. Расширять представление детей о родном крае, стране, в которой мы живем. Развивать любознательность, умение слушать. Прививать любовь к Родине, воспитывать патриотические чувства, доброжелательное отношение друг к другу, желание прийти на помощь. | Интнрнет-ресурсы |
2. | Лес. Ягоды. Грибы | Закреплять знания детей о дарах леса. Познакомить детей с внешним видом и основными названиями грибов, лесных и садовых ягод. Рассказать о местах их произрастания. Дать понятие о съедобных и ядовитых грибах и ягодах, учить различать их по строению и характерным внешним признакам. | О.Н. Каушкаль, М.В. Карпеева, стр. 23 |
3. | Перелётные птицы | Систематизировать представление детей о птицах (внешний вид, образ жизни, питание), их разнообразии. Учить делить птиц на перелётных и зимующих. Развивать умение соотносить изменения в природе с жизнью птиц осенью.Воспитывать у детей интерес к пернатым обитателем живой природы. | О.Н. Каушкаль, М.В. Карпеева, стр. 24 |
4. | Одежда. Обувь. Головные уборы | Расширить обобщённые представления детей об одежде, обуви и головных уборах, их существенных признаках, материалах, из которых они изготовлены. Познакомить детей с основными видами одежды и обуви, их частями.Научить различать вещи по сезонности, месту применения, принадлежности. | О.Н. Каушкаль, М.В. Карпеева, стр. 35 |
5. | Посуда | Расширять представление детей о посуде, уточнить, систематизировать и дополнить знания о разновидности посуды (чайная, столовая, кухонная). Рассказать о частях, из которых состоит посуда, о материалах, из которых она сделана. Дать детям представления об истории появления и создания посуды. | О.Н. Каушкаль, М.В. Карпеева, стр. 93 |
ДЕКАБРЬ | |||
1. | Зима. Зимующие птицы | Расширить обобщённые представления детей о зиме, о состоянии погоды зимой, о явлениях природы. Расширить обобщённые представления детей о зимующих птицах: где они живут и чем питаются. Уточнить, из каких частей состоит их тело, чем оно покрыто. | О.Н. Каушкаль, М.В. Карпеева, стр. 41, 44 |
2. | Домашние животные | Расширить обобщённые представления детей о домашних животных и их детёнышах. Установить связи между особенностями внешнего вида, поведением животных. Уточнить, какую пользу они приносят человеку. Расширять представления о профессиях людей, ухаживающих за домашними животными. | О.Н. Каушкаль, М.В. Карпеева, стр. 28 |
3. | Дикие животные | Расширить обобщённые представления детей о диких животных и их детёнышах. Уточнить, где они живут, чем питаются, как передвигаются. Установить связи между особенностями внешнего вида, поведением животных и условиями зимнего сезона. | О.Н. Каушкаль, М.В. Карпеева, стр. 31 |
4. | Новогодний праздник | Познакомить с обычаями празднования Нового года в России и других странах. Формировать представление о Новом годе, как веселом и добром празднике. Рассказать о традициях праздника. | О.Н. Каушкаль, М.В. Карпеева, стр. 53 |
ЯНВАРЬ | |||
1. | Каникулы | ||
2. | Народные праздники на Руси | Формировать представление детей о праздниках на Руси, об обычаях и традициях нашего народа, познакомить с русскими традициями праздников, истории появления. Развивать познавательный интерес детей к истории и традициям своего народа. | Интернет-ресурсы |
3. | Зимние забавы | Познакомить детей с зимними забавами. Расширять представления о спорте. Ознакомить с зимними видами спорта. Формировать представления о безопасном поведении зимой. | О.Н. Каушкаль, М.В. Карпеева, стр. 57 |
4. | Транспорт | Расширить представления детей о транспорте, его назначении. Знакомить с некоторыми видами транспорта, дать представление о элементарных частях машины.Познакомить с профессиями людей, работающих на различных видах транспорта. | О.Н. Каушкаль, М.В. Карпеева, стр. 61 |
5. | Все работы хороши | Закрепить представление детей о труде людей разных профессий. Упражнять детей в назывании и различии профессий.Закрепить знания слов, связанных с названиями профессий, действиями и орудиями труда. Совершенствовать умение детей понимать и отвечать на вопросы. | Н.С. Голицына, стр. 425 |
ФЕВРАЛЬ | |||
1. | Мой дом. Здания. Постройки | Уточнить представления детей о совершенствовании человеком своего дома. Закрепить знания детей о развитии жилища человека, о разновидностях домов, о профессии строителя. Познакомить детей с видами жилища разных времен. Учить называть части дома, предметы мебели и декора, упражнять в ориентации в пространстве. | Интернет-ресурсы |
2. | Мебель | Расширить обобщённые представления о мебели и её назначении, о материале, из которого она сделана. Формировать умения выделять основные признаки предметов мебели (цвет, форма, величина, строение, функции). | О.Н. Каушкаль, М.В. Карпеева, стр. 70 |
3. | День защитника Отечества | Расширить обобщённые представления детей об армии, её функциях. Продолжить знакомство с военными профессиями, показать их общественную значимость. | О.Н. Каушкаль, М.В. Карпеева, стр. 77 |
4. | Моя семья | Расширить представления детей о семье, о нравственном отношении к семейным традициям, расширять знания о ближнем окружении, учить разбираться в родственных связях. | О.Н. Каушкаль, М.В. Карпеева, стр. 90 |
МАРТ | |||
1. | Мамы разные нужны, мамы разные важны | Закрепить знания о труде мамы дома и на работе. Воспитывать чувство любви, уважения и заботы к женщинам и девочкам. Упражнять в умении подбирать уменьшительно-ласкательную форму слов. | Н.С. Голицына, стр. 306 |
2. | Весна в природе | Расширить знания детей о том, когда наступает весна, о её основных признаках, связи между явлениями живой и неживой природы.Уточнить и расширить представление об изменениях в жизни растений и диких животных с наступлением весны. | О.Н. Каушкаль, М.В. Карпеева, стр. 87 |
3. | Весна. Прилёт птиц | Продолжать расширять представления детей о сезонных изменениях в природе весной, выявлять причинно-следственные связи между живой и неживой природой. Систематизировать представления детей о птицах весной (прилетают птицы, начинают вить гнёзда и выводить птенцов). | Интернет-ресурсы |
4. | Театральная неделя | Познакомить детей с различными видами театра (кукольный, музыкальный, детский, театр зверей и др.) Развить у детей интерес к театральной игровой деятельности. | Интернет-ресурсы |
АПРЕЛЬ | |||
1. | Наше здоровье. Человек. Части тела | Формировать первоначальные представления об охране жизни и здоровья, умение ориентироваться в строении собственного тела, умение и желание соблюдать правила личной гигиены тела. Дифференцировать на начальном уровне понятия «здоровье» и «болезнь». Закреплять знания о здоровых и вредных продуктах питания. | Интернет-ресурсы |
2. | Космос | Формирование начальных представлений о Космосе, элементарных представлений о Земле.Показать зависимость смены частей суток и времен года от вращения Земли вокруг своей оси и вокруг Солнца. Формировать первоначальные представления о профессии космонавта. | Интернет-ресурсы |
3. | Животные жарких стран. Животные севера |
| О.Н. Каушкаль, М.В. Карпеева, стр. 108 |
4. | Животный мир морей и океанов | Расширить представления детей об аквариумных и пресноводных рыбах. Формировать представления о внешнем виде, образе жизни, повадках. Развивать первоначальные навыки экологически грамотного поведения в природе. | О.Н. Каушкаль, М.В. Карпеева, стр. 101 |
МАЙ | |||
1. | День Победы | Уточнять и расширять представления детей о Великой Отечественной войне, о подвиге народа, который стал на защиту своей Родины. Познакомить детей с содержанием праздника, с памятными местами в городе, посвященными празднику. | Интернет-ресурсы |
2. | Насекомые | Расширить и уточнить обобщённые представления детей о насекомых. Вспомнить, их строение, где они живут, чем питаются, способах передвижения. Рассказать о пользе насекомых для природы и человека. | О.Н. Каушкаль, М.В. Карпеева, стр. 126 |
3. | Цветы | Расширить представления детей о цветущих растениях и их разнообразии, их красоте и пользе, их строении, местах произрастания. Закреплять понятия: комнатные, садовые, луговые, лекарственные растения. Формировать бережное отношение к растениям, развивать желание ухаживать за ними. | О.Н. Каушкаль, М.В. Карпеева, стр. 120 |
4. | Лето. Времена года | Расширить обобщённые представления детей о лете, его признаках. Обогащать и расширять представления детей о влиянии тепла, солнечного света на жизнь людей, животных и растений. Рассказать о летних забавах детей. Закрепить знания детей о временах года. | О.Н. Каушкаль, М.В. Карпеева, стр. 135 |