Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
«Мало – Шелемишевская детская школа искусств» муниципального образования Скопинский муниципальный район Рязанской области ________________________________________________________________
План-конспект
открытого урока с учащейся 3 класса отделения «специальное фортепиано»
Посалиной Ариной
на тему: «Особенности исполнения полифонии в младших классах ДМШ».
И. С. Бах – Двухголосная инвенция фа мажор»
Преподавателя высшей квалификационной категории Бахаевой Татьяны Васильевны
Тема урока: Особенности исполнения полифонии в младших классах ДМШ. И. С. Бах – Двухголосная инвенция фа мажор»
Цель урока: обобщение и закрепление знаний, умений и навыков при изучении двухголосной инвенции фа мажор И. С. Баха, через осознание собственного образа.
Задачи:
образовательные:
1. Пошаговый разбор полифонического произведения с использованием понятной для ученика модели и структуры;
2. Правильная организация пианистического аппарата для решения задач фразировки, артикуляции и штрихов в полифонии;
3. Работа над художественной направленностью произведения, имитацией, единством темы, соотношением голосов, через понятные ученику образы;
развивающие:
1. Знакомство с навыком полифонического слуха, мышления, памяти, воображения;
2. Развитие мыслительных и творческих способностей ученицы в работе над полифоническим произведением;
3. Осознание музыки И.С.Баха, как понятной и интересной для восприятия и исполнения.
воспитательные:
1. Прививать любовь к музыкальному искусству и профессии музыканта;
2. Способствовать гармоничному воспитанию растущей личности обучающейся;
3. Способствовать развитию эстетического вкуса и кругозора обучающейся.
Тип урока: комбинированный (повторение, изучение материала, закрепление и практическое применение приобретенных навыков)
Форма урока – индивидуальная;
Методы и технологии обучения:
словесные: изложение теоретического материала;
наглядные: показ на инструменте, иллюстрации звуковые, наглядные;
практические: упражнения;
здоровьесберегающие: при подборе музыкального репертуара учитываются индивидуальные особенности обучающейся (темперамент, возраст, развитие познавательных процессов);
интерактивные методы: использование игровых элементов.
Технология личностно-ориентированного обучения: выявление индивидуальности обучающейся, опора на субъективный познавательный опыт и фантазию.
Оснащение урока: фортепиано, нотный материал, наглядные пособия.
Структура урока:
1. Организационный момент. (1 мин.)
2. Сообщение темы, цели и задач урока. (1 мин.)
3. Рассказ и краткий экскурс в историю : о композиторе, полифонии, инвенциях и т.д.(5 мин)
4. Исполнение произведения по частям с подробным анализом: (форма, артикуляция, орнаментика)(29 мин)
5. Заключительный этап урока: анализ и подведение итогов .Итоговое проигрывание произведения(3 мин.)
6.Домашнее задание(1 мин)
Ход урока:
Вступление педагога: Сегодня я хотела бы рассказать об особенностях изучения полифонии в младших классах ДШИ на примере замечательной двухголосной инвенции И.С.Баха фа мажор.
Изучение Баховских сочинений – это прежде всего большая аналитическая работа. Но к полифоническим произведениям И.С. Баха нельзя относиться как к музыке сухой и скучной, надо стремиться анализировать, понимать ее и с удовольствием исполнять
Инвенция фа мажор насыщена символикой И.С.Баха.
Радостная, легкая и быстрая тема содержащая восхождения и спады – ассоциируется с полетом ангелов. Направление движения мелодии вверх указывает на путь к свету, к небесам; С 4-го такта появляется перезвон колокольчиков – славление Господа и еще звучит множество символических фигур
Но как заинтересовать маленького ребенка полифонией, чтобы он понял единство темы, особенности противосложения, интермедии, услышал модуляции, услышал многоголосие - конечно через свою собственную историю в этом произведении.
Для пробуждения к жизни застывших нот текста нужно вдыхать в эти ноты свою собственную жизнь, поэтому мы на уроке придумываем собственную историю, которая близка ребенку,которую он может легко представить, прожить и сыграть.
1 часть (экспозиция): Придумываем с ученицей начало истории, определяемся с характером, артикуляцией и приемом восьмушки , а для того , чтобы осознать двухголосие, добавляем 2 участника. Вместе с ученицей устанавливаем границы темы, ее характер. Тема в инвенциях Баха – ядро всего произведения, именно она и ее дальнейшие видоизменения и развитие определяют характер и образный строй всей пьесы.
Очень важно подчеркнуть контрастную баховскую динамику, для этого создаем образ-действие, для точной передачи настроения.
2 часть (разработка) - Переход в до мажор. Неожиданная модуляция в соль минор, контрастная динамика.Артикуляционные моменты: противопоставляемые 16-ые legato и 8-ые staccato обмениваются местами; таким образом, и правая и левая рука попеременно «упражняется» в игре legato и non legato. Надо отметить следующее: staccato в нижнем голосе, который вырабатывает ученик, приобретает ясность и выразительность, если он будет слышать это staccato на фоне глубокого связного исполнения верхнего голоса. Это интересный и сложный полифонический прием, который придает музыке напряженность, драматизм.
Далее - знакомство с секвенцией, осознание звукового последовательного повторения мелодической фразы на другой высоте, что способствует восприятию эффекта динамического обновления музыки, важнейшему процессу гармонии — развёртыванию лада во времени.
3 часть(реприза), повтор 1 части на субдоминанте, определяем его, как:«возвращение домой из дальнего путешествия». Следим за тем, чтобы голоса были самостоятельны и равноправны, а их движение отличалось непрерывной текучестью.
Заключение урока:
Проигрывание произведения целиком. Слуховой анализ, проделанной работы: что получилось, а что нет.
Домашнее задание: работа над произведением по частям. Добиться более точного исполнения штриха в каждой части, исходя из характеристики образа.
Заключение педагога: Работа над полифоническими произведениями является одной из наиболее сложных областей уже с младших классов школы. Трудность овладения имитационной полифонией объясняется всей природой этой музыки.
Достижение определенного уровня полифонической зрелости возможно
лишь при условии постепенного и непрерывного наращивания знаний и
полифонических навыков.
Включая в работу восприятие и фантазию ребенка, мы можем добиться хорошего осмысления исполняемого произведения и научить его азам полифонии.