Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Музыка
  3. План-конспект открытого урока на тему "Особенности исполнения полифонии в младших классах ДШИ"

План-конспект открытого урока на тему "Особенности исполнения полифонии в младших классах ДШИ"

План -конспект содержит: Пошаговый разбор полифонического произведения с использованием понятной для ученика модели и структуры; Правильная организация пианистического аппарата для решения задач фразировки, артикуляции и штрихов в полифонии; Работа над художественной направленностью произведения, имитацией, единством темы, соотношением голосов, через понятные ученику образы;

Предметы

Музыка

Категория

Музыка
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования

«Мало – Шелемишевская детская школа искусств» муниципального образования Скопинский муниципальный район Рязанской области ________________________________________________________________

391851, Рязанская обл., Скопинский р-он, Тел.: 8(49156) 2-11-92 д. Шелемишевские Хутора, Гагарина, д. 9 Факс: 8(49156) 2-03-13

 

 

 

План-конспект

 открытого урока с учащейся 3 класса отделения «специальное фортепиано»

Посалиной Ариной

на тему: «Особенности исполнения полифонии в младших классах ДМШ».

И. С. Бах – Двухголосная инвенция фа мажор»

 

Преподавателя высшей квалификационной категории Бахаевой Татьяны Васильевны 

 

 

 

 

 

Тема урока: Особенности исполнения полифонии в младших классах ДМШ. И. С. Бах – Двухголосная инвенция фа мажор»

Цель  урока: обобщение и закрепление знаний, умений и навыков при изучении двухголосной инвенции фа мажор И. С. Баха, через осознание собственного образа.

Задачи:

 образовательные:

1. Пошаговый разбор полифонического произведения с использованием понятной для ученика модели и структуры;

2. Правильная организация пианистического аппарата для решения задач фразировки, артикуляции и штрихов в полифонии;

3. Работа над художественной направленностью произведения, имитацией, единством темы, соотношением голосов, через понятные ученику образы;

развивающие:

1. Знакомство с навыком полифонического слуха, мышления, памяти, воображения;

2. Развитие мыслительных и творческих способностей ученицы в работе над полифоническим  произведением;

3. Осознание музыки И.С.Баха, как понятной и интересной для восприятия и исполнения.

воспитательные:

1. Прививать любовь к музыкальному  искусству и профессии музыканта;

2. Способствовать гармоничному воспитанию растущей личности обучающейся;

3. Способствовать развитию эстетического вкуса и кругозора обучающейся.

 

Тип урока: комбинированный (повторение, изучение материала, закрепление и практическое применение приобретенных навыков)

Форма урока – индивидуальная;

Методы и технологии обучения: 

словесные:  изложение теоретического материала; 

наглядные:  показ на инструменте, иллюстрации звуковые, наглядные;

практические:  упражнения;

здоровьесберегающие:  при подборе музыкального  репертуара учитываются индивидуальные  особенности обучающейся (темперамент, возраст, развитие познавательных процессов);

интерактивные методы:  использование игровых элементов.

Технология личностно-ориентированного обучения: выявление индивидуальности обучающейся, опора на субъективный познавательный опыт и фантазию.

Оснащение урока: фортепиано, нотный материал, наглядные пособия.

Структура урока:

1. Организационный момент.  (1 мин.)

2. Сообщение темы, цели и задач урока. (1 мин.)

3. Рассказ и краткий экскурс в историю : о композиторе, полифонии, инвенциях и т.д.(5 мин)

4. Исполнение произведения по частям с подробным анализом: (форма, артикуляция, орнаментика)(29 мин)

5. Заключительный этап урока: анализ и  подведение итогов .Итоговое проигрывание произведения(3 мин.)

6.Домашнее задание(1 мин)

Ход урока:

Вступление педагога: Сегодня я хотела бы рассказать об особенностях изучения полифонии в младших классах ДШИ на примере замечательной двухголосной инвенции И.С.Баха фа мажор.

Изучение Баховских сочинений – это прежде всего большая аналитическая работа. Но к полифоническим произведениям И.С. Баха нельзя относиться как к музыке сухой и скучной, надо стремиться анализировать, понимать ее и с удовольствием исполнять

Инвенция фа мажор насыщена символикой И.С.Баха.

Радостная, легкая и быстрая тема содержащая восхождения и спады – ассоциируется с полетом ангелов. Направление движения мелодии вверх указывает на путь к свету, к небесам; С 4-го такта появляется перезвон колокольчиков – славление Господа и еще звучит множество символических фигур

Но как заинтересовать маленького ребенка полифонией, чтобы он понял единство темы, особенности противосложения, интермедии, услышал модуляции, услышал многоголосие - конечно через свою собственную историю в этом произведении.

Для пробуждения к жизни застывших нот текста нужно вдыхать в эти ноты свою собственную жизнь, поэтому мы на уроке придумываем собственную историю, которая близка ребенку,которую он может легко представить, прожить и сыграть.

1 часть (экспозиция): Придумываем с ученицей начало истории, определяемся с характером, артикуляцией и приемом восьмушки , а для того , чтобы осознать двухголосие, добавляем 2 участника. Вместе с ученицей устанавливаем границы темы, ее характер. Тема в инвенциях Баха – ядро всего произведения, именно она и ее дальнейшие видоизменения и развитие определяют характер и образный строй всей пьесы.

Очень важно подчеркнуть контрастную баховскую динамику, для этого создаем образ-действие, для точной передачи настроения.

2 часть (разработка) - Переход в до мажор. Неожиданная модуляция в соль минор, контрастная динамика.Артикуляционные моменты: противопоставляемые 16-ые  legato и 8-ые staccato обмениваются местами; таким образом, и правая и левая рука попеременно «упражняется» в игре legato и non legato. Надо отметить следующее: staccato в нижнем голосе, который вырабатывает ученик, приобретает ясность и выразительность, если он будет слышать это staccato на фоне глубокого связного исполнения верхнего голоса. Это интересный и сложный полифонический прием, который придает музыке напряженность, драматизм.

Далее - знакомство с секвенцией, осознание звукового последовательного повторения мелодической фразы на другой высоте, что способствует восприятию эффекта динамического обновления музыки, важнейшему процессу гармонии — развёртыванию лада во времени.

3 часть(реприза), повтор 1 части на субдоминанте, определяем его, как:«возвращение домой из дальнего путешествия». Следим за тем, чтобы голоса были самостоятельны и равноправны, а их движение отличалось непрерывной текучестью.

Заключение урока:

Проигрывание произведения целиком. Слуховой анализ, проделанной работы: что получилось, а что нет.

Домашнее задание: работа над произведением по частям. Добиться  более точного исполнения штриха в каждой части, исходя из характеристики образа.

Заключение педагога: Работа над полифоническими произведениями является одной из наиболее сложных областей уже с младших классов школы. Трудность овладения имитационной полифонией объясняется всей природой этой музыки.

Достижение определенного уровня полифонической зрелости возможно

лишь при условии постепенного и непрерывного наращивания знаний и

полифонических навыков.

Включая в работу восприятие и фантазию ребенка, мы можем добиться хорошего осмысления исполняемого произведения и научить его азам полифонии.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

Методическая разработка дает основные представления о работе в ансамблевом классе ДШИ.Совместное музицирование играет важную роль в развитии творческих способностей детей. Приобретённые за годы учёбы навыки и умения игры в различного рода ансамблях совершенствуют слуховые, ритмические, образные представления учащихся, формируют их музыкально – эстетический вкус на высокохудожественных произведениях, воспитывают чувство партнёра, обогащают кругозор, учат воспринимать музыку осознанно.
0 ₽
План -конспект содержит: Пошаговый разбор полифонического произведения с использованием понятной для ученика модели и структуры; Правильная организация пианистического аппарата для решения задач фразировки, артикуляции и штрихов в полифонии; Работа над художественной направленностью произведения, имитацией, единством темы, соотношением голосов, через понятные ученику образы;
0 ₽
В условиях нового времени встает вопрос: как и с какой целью следует обучать музыке. Не имея большого выбора среди поступающих в школу в связи с изменением отношения к обучению в школах дополнительного образования. в основном работа педагогов заключалась не столь в музыкальном воспитании, а более широко было представлено направленное эстетическое воспитание детей. Так как мы заинтересованы в сохранении численности учащихся, то наиболее ярко чем ранее встает вопрос индивидуального подхода к каждому ученику.
0 ₽