Филиал МОУ «Шило-Голицынская СОШ Ртищевского района Саратовской области» в с. Ерышевка
Методическая разработка открытого урока
"Генетическая связь между основными классами неорганических соединений"
Разработчик :
учитель химии и биологии
филиала МОУ «Шило-Голицынская СОШ
Ртищевского района Саратовской области» в с. Ерышевка
Оркиш Е.Г.
с. Ерышевка 2022 г.
Тема урока. Генетическая связь между основными классами неорганических соединений
Девиз урока:
« Ни одна наука не нуждается в эксперименте в такой степени, как химия. Ее основные законы, теории и выводы опираются на факты. Поэтому постоянный контроль опытом необходим».
Майкл Фарадей.
ЦЕЛЬ. Закрепление и систематизация знаний по данной теме, выяснение генетической связи между классами неорганических соединений
Задачи:
Обучающие: систематизировать знания учащихся о составе и свойствах основных классов неорганических веществ.
Развивающие: развивать умения ставить проблемы, формулировать гипотезы и проводить их опытную проверку; совершенствовать умения работать с лабораторным оборудованием и реактивами; развивать предметные компетентности и способность к адекватному само- и взаимоконтролю.
Воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения обучающихся; воспитывать наблюдательность, внимание, инициативу.
Методы : проблемный, исследовательский , словесный .
Формы работы: групповая , индивидуальная работа ,самопроверка, взаимопроверка результатов самостоятельной работы в группе, выставление отметок.
Оборудование: мультимедиапроектор, экран, презентация, штатив с пробирками, компетентностно-ориентированные задания.
Реактивы:натрий, вода, фенолфталеин, соляная кислота, оксид кальция, сульфат меди, гидроксид натрия.
Ход урока.
I.ОРГАНИЗАЦИОННО - МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП
1.1 Оргмомент.
1.2 Актуализация знаний .Составление схемы из слов
Что изучает химия! (Вещества)
Ребята, а какие вещества нас окружают в повседневной жизни?(Простые и сложные)
1.Вам необходимо составить схему из слов, отгадав загадки
Какие простые вещества вам известны? (металлы и неметаллы)
Становлюсь собой в плену огня. Не был бы мир без меня. Ни велосипедов, ни коньков, Ни автомобилей, ни станков. Ответ: Металл
Какие сложные вещества?(оксиды, основания, кислоты, соли)
С кислородом ходит парой,
То металл, то неметалл он,
Дружбу связями скрепит
Всем известный класс… (ОКСИД)
такое оксид?Какие бывают оксиды? Приведите примеры.
“В каких веществах у фенолфталеина
Бывает не жизнь, а сплошная малина?”.
(Ответ: Щелочи.)
Что такое основание?Какие бывают основания? Примеры
“Они имеют кислый вкус.
В них изменяет цвет лакмус.
C фиолетового на красный”.(Ответ: Кислоты.)
Что такое кислота? Какие бывают кислоты? Приведите примеры.
“Хлориды и нитраты,
Сульфаты, карбонаты
Я без труда и боли
Объединю в класс...”.
(Ответ: Соли.)
Что такое соль? Какие соли мы знаем?
Молодцы!
Постановка проблемы. Материальный мир, в котором мы живем и крохотной частичкой которого мы являемся, един и в то же время бесконечно разнообразен. Все в нем находится в непрерывном движении, в непрерывном химическом превращении. Бесконечно из одних веществ получаются другие. Все в нем взаимосвязано и взаимообусловлено. Это всеобщий закон природы.
Я предлагаю вам подтвердить или опровергнуть его.
Вам даны вещества: NaOH, P , NaCl, H3PO4 , Ca 3(PO4)2,, H2SO4, Na2SO4 , Na , P2O5.
1. Из веществ, формулы которых предложены, выберите те, которые можно объединить в группы.( сколько групп у вас получилось)
2. Попробуйте распределить их в два ряда по усложнению состава, начиная с простого вещества. Получили две цепи:
Na,NaOH, NaCl,Na2SO4
P, P2O5 H3PO4 Ca 3(PO4)2
Учитель: В каждой цепи есть общее - это химические элементы - Na и P, они переходят от одного вещества к другому (как бы по наследству).
Учитель: Почему вы похожи на родителей, ваши родители на своих и т.д ?
Ученик : Родственники обладают сходными признаками, которые передаются по наследству.
Вопрос: А что является носителем наследственной информации?
Ученик: Ген.
Учитель: Как вы думаете, какой элемент будет являться «геном» для данной цепи?
Ученик:Na и Р
Учитель: Поэтому цепи или ряды называются генетическими.
И какая тема нашего урока будет сегодня ?
Тема нашего урока: «Генетическая связь между основными классами неорганических соединений»
Генетической связью между веществами называется такая связь, которая основывается на их взаимопревращениях, она отражает единство происхождения веществ, другими словами – генезис.
Обладая знаниями о классах простых веществ, сколько можно выделить генетических рядов:
1) Генетический ряд металлов
2) Генетический ряд неметаллов.
Генетический ряд металлов раскрывает взаимосвязанность веществ разных классов, в основу которой положен один и тот же металл.
Генетический ряд металлов бывает двух видов.
1. Генетический ряд металлов, которым в качестве гидроксида соответствует щелочь. Такой ряд может быть представлен подобной цепочкой превращений:
металл→ основание (щелочь) → соль
Возьмем для примера генетический ряд натрия :
Na → NaOH → NaCL.
Стимул: В природе все взаимосвязано и все вещества имеют родственные (генетические) связи. Докажите это опытным путем.
Опыт №1Na→NaOH→NaCL Инструкция1.(Соблюдайте технику безопасности!)
беремNa добавляем воду получаем гидроксид Na добавляем индикатор фенофталеин доказываем что это щелочь осторожно добавляем соляную кислоту. Происходить реакция нейтрализации. Раствор обесцвечивается, образуется соль и вода.
Давайте напишем уравнения реакции.
2. Генетический ряд металлов, которым соответствуют нерастворимые основания. В данном ряде больше генетических связей, т.к. он более полно отражает идею прямых и обратных превращений (взаимных). Такой ряд можно изобразить очередной цепочкой превращений:
металл → основной оксид → соль → основание → основной оксид → металл.
Возьмем для примера генетический ряд меди:
Cu → CuO → CuCl2 → Cu (OH)2 → CuO → Cu.
Генетический ряд неметаллов раскрывает взаимосвязь веществ различных классов, в основе которых лежит один и тот же неметалл.
Давайте выделим еще две разновидности.
1. Генетический ряд неметаллов, которым в качестве гидроксида соответствует растворимая кислота, может быть изображен в виде следующей линии превращений:
неметалл → кислотный оксид → кислота → соль.
Возьмем для примера генетический ряд фосфора:
P → P2O5 → H3PO4 → Ca3(PO4)2.
2. Генетический ряд неметаллов, которым соответствует нерастворимая кислота, может быть изображен очередной цепочкой трансформаций:
неметалл → кислотный оксид → соль → кислота → кислотный оксид → неметалл.
Поскольку из рассмотренных нами кислот нерастворимой является исключительно кремниевая кислота, давайте рассмотрим в качестве примера генетический ряд кремния:
Si → SiO2 → Na2SiO3 → H2SiO3 → H2SiO3 → SiO2 → Si.
Итак, давайте подведем итоги и выделим самую основную информацию.
Стимул: В природе все взаимосвязано и все вещества имеют родственные (генетические) связи. Докажите это опытным путем.
Опыт №1Na→NaOH→NaCL берем Na добавляем воду получаем гидроксид Na добавляем индикатор фенофталеин доказываем что это щелочь осторожно добавляем соляную кислоту. Происходить реакция нейтрализации. Раствор обесцвечивается, образуется соль и вода. Давайте напишем уравнения реакции.
Опыт №2 Инструкция1.(Соблюдайте технику безопасности!)
1. В пробирку берем оксид кальция добавляем воду получаем гидроксид кальция Ca(OH)2 добавляем индикатор фенофталеин осторожно добавьте серную кислоты. Что наблюдаете? Составьте уравнение химической реакции
CaO → Ca(OH)2 →CаSO4
Опыт №3CuSO4 →Cu (OH)2 →CuO
Стимул: В природе все взаимосвязано и все вещества имеют родственные (генетические) связи. Докажите это опытным путем.
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА
Обучающиеся выполняют задание « Найди родственников»
Задание « Найди родственников»
Из перечня формул составьте генетический ряд.
1вариант : Ca(OH)2, CI2,Ca, P, CaCO3, NaOH,CaO, CO2.
2 вариант: AI, NaOH, AI(OH)3, CaO, CO2, AI2O3 , P, AICI3
ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ
Формулировка вывода:
Все в природе взаимосвязано, поэтому и в химии все вещества взаимосвязаны друг с другом и из одних можно получить другие.
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ
Повторить тему: «Основные классы неорганических соединений» §, составить уравнения реакций к цепочкам, которые вы составили при выполнении задания «Найди родственников».
РЕФЛЕКСИЯ
КУБ
.