Оригинальные идеи,

сценарии для досуга

Материалы для обучения

в любых сферах

Готовые решения

на любой возраст

Зарабатывайте

на своих креативах

Возраст
Предметы
Классы
Категория
Формат
Цена
  1. Главная
  2. Химия
  3. План- конспект урока

План- конспект урока

План- конспект урока химии "Генетическая связь между основными классами неорганических соединений" для 8 класса по закреплению и систематизации знаний по данной теме, выяснение генетической связи между классами неорганических соединений

Возраст

Старшие классы, Средние классы

Предметы

Химия

Категория

Химия
Формат Текстовые документы
Бесплатно

Цифровая загрузка

Описание Отзывы (0) Вопросы автору (0) Другие проекты автора

Описание проекта

Филиал МОУ «Шило-Голицынская СОШ Ртищевского района Саратовской области» в с. Ерышевка

Методическая разработка открытого урока

"Генетическая связь между основными классами неорганических соединений"

Разработчик :

учитель химии и биологии

филиала МОУ «Шило-Голицынская СОШ

Ртищевского района Саратовской области» в с. Ерышевка

Оркиш Е.Г.

с. Ерышевка 2022 г.

Тема урока. Генетическая связь между основными классами неорганических соединений

Девиз урока:

« Ни одна наука не нуждается в эксперименте в такой степени, как химия. Ее основные законы, теории и выводы опираются на факты. Поэтому постоянный контроль опытом необходим».

Майкл Фарадей.

ЦЕЛЬ. Закрепление и систематизация знаний по данной теме, выяснение генетической связи между классами неорганических соединений

Задачи:

Обучающие: систематизировать знания учащихся о составе и свойствах основных классов неорганических веществ.

Развивающие: развивать умения ставить проблемы, формулировать гипотезы и проводить их опытную проверку; совершенствовать умения работать с лабораторным оборудованием и реактивами; развивать предметные компетентности и способность к адекватному само- и взаимоконтролю.

Воспитательные: продолжить формирование научного мировоззрения обучающихся; воспитывать наблюдательность, внимание, инициативу.

Методы : проблемный, исследовательский , словесный . 

Формы работы: групповая , индивидуальная работа ,самопроверка, взаимопроверка результатов самостоятельной работы в группе, выставление отметок.

Оборудование: мультимедиапроектор, экран, презентация, штатив с пробирками, компетентностно-ориентированные задания.

Реактивы:натрий, вода, фенолфталеин,  соляная кислота, оксид кальция, сульфат меди, гидроксид натрия.

Ход урока.

I.ОРГАНИЗАЦИОННО - МОТИВАЦИОННЫЙ ЭТАП

1.1 Оргмомент.

1.2 Актуализация знаний .Составление схемы из слов

Что изучает химия! (Вещества)

Ребята, а какие вещества нас окружают в повседневной жизни?(Простые и сложные)

1.Вам необходимо составить схему из слов, отгадав загадки

Какие простые вещества вам известны? (металлы и неметаллы)

Становлюсь собой в плену огня. Не был бы мир без меня. Ни велосипедов, ни коньков, Ни автомобилей, ни станков. Ответ: Металл

Какие сложные вещества?(оксиды, основания, кислоты, соли)

С кислородом ходит парой,

То металл, то неметалл он,

Дружбу связями скрепит

Всем известный класс… (ОКСИД)

такое оксид?Какие бывают оксиды? Приведите примеры.

“В каких веществах у фенолфталеина 
Бывает не жизнь, а сплошная малина?”.

(Ответ: Щелочи.)

Что такое основание?Какие бывают основания? Примеры

“Они имеют кислый вкус. 
В них изменяет цвет лакмус. 
C фиолетового на красный”.(Ответ: Кислоты.)

Что такое кислота? Какие бывают кислоты? Приведите примеры.

“Хлориды и нитраты,
Сульфаты, карбонаты 
Я без труда и боли 
Объединю в класс...”.

(Ответ: Соли.)

Что такое соль? Какие соли мы знаем?

Молодцы!

Постановка проблемы. Материальный мир, в котором мы живем и крохотной частичкой которого мы являемся, един и в то же время бесконечно разнообразен. Все в нем находится в непрерывном движении, в непрерывном химическом превращении. Бесконечно из одних веществ получаются другие. Все в нем взаимосвязано и взаимообусловлено. Это всеобщий закон природы.

Я предлагаю вам подтвердить или опровергнуть его.

Вам даны вещества: NaOH, P , NaCl, H3PO4 , Ca 3(PO4)2,, H2SO4, Na2SO4 , Na , P2O5.

1. Из веществ, формулы которых предложены, выберите те, которые можно объединить в группы.( сколько групп у вас получилось)

2. Попробуйте распределить их в два ряда по усложнению состава, начиная с простого вещества. Получили две цепи:

Na,NaOH, NaCl,Na2SO4

P, P2O5 H3PO4 Ca 3(PO4)2

Учитель: В каждой цепи есть общее - это химические элементы - Na и P, они переходят от одного вещества к другому (как бы по наследству).

Учитель: Почему вы похожи на родителей, ваши родители на своих и т.д ?

Ученик : Родственники обладают сходными признаками, которые передаются по наследству.

Вопрос: А что является носителем наследственной информации?

Ученик: Ген.

Учитель: Как вы думаете, какой элемент будет являться «геном» для данной цепи?

Ученик:Na и Р

Учитель: Поэтому цепи или ряды называются генетическими.

И какая тема нашего урока будет сегодня ?

Тема нашего урока: «Генетическая связь между основными классами неорганических соединений»

Генетической связью между веществами называется такая связь, которая основывается на их взаимопревращениях, она отражает единство происхождения веществ, другими словами – генезис.

Обладая знаниями о классах простых веществ, сколько можно выделить генетических рядов:

1) Генетический ряд металлов 

2) Генетический ряд неметаллов.

Генетический ряд металлов раскрывает взаимосвязанность веществ разных классов, в основу которой положен один и тот же металл.

Генетический ряд металлов бывает двух видов.

1. Генетический ряд металлов, которым в качестве гидроксида соответствует щелочь. Такой ряд может быть представлен подобной цепочкой превращений:

металл→ основание (щелочь) → соль

Возьмем для примера генетический ряд натрия :

NaNaOHNaCL.

Стимул: В природе все взаимосвязано и все вещества имеют родственные (генетические) связи. Докажите это опытным путем.

Опыт №1NaNaOHNaCL Инструкция1.(Соблюдайте технику безопасности!)

беремNa добавляем воду получаем гидроксид Na  добавляем индикатор фенофталеин доказываем что это щелочь осторожно добавляем соляную кислоту. Происходить реакция нейтрализации. Раствор обесцвечивается, образуется соль и вода.

Давайте напишем уравнения реакции.

2. Генетический ряд металлов, которым соответствуют нерастворимые основания. В данном ряде больше генетических связей, т.к. он более полно отражает идею прямых и обратных превращений (взаимных). Такой ряд можно изобразить очередной цепочкой превращений:

металл → основной оксид → соль → основание → основной оксид → металл.

Возьмем для примера генетический ряд меди:

Cu → CuO → CuCl2 → Cu (OH)2 → CuO → Cu.

Генетический ряд неметаллов раскрывает взаимосвязь веществ различных классов, в основе которых лежит один и тот же неметалл.

Давайте выделим еще две разновидности.

1. Генетический ряд неметаллов, которым в качестве гидроксида соответствует растворимая кислота, может быть изображен в виде следующей линии превращений:

неметалл → кислотный оксид → кислота → соль.

Возьмем для примера генетический ряд фосфора:

P → P2O5 → H3PO4 → Ca3(PO4)2.

2. Генетический ряд неметаллов, которым соответствует нерастворимая кислота, может быть изображен очередной цепочкой трансформаций:

неметалл → кислотный оксид → соль → кислота → кислотный оксид → неметалл.

Поскольку из рассмотренных нами кислот нерастворимой является исключительно кремниевая кислота, давайте рассмотрим в качестве примера генетический ряд кремния:

Si → SiO2 → Na2SiO3 → H2SiO3 → H2SiO3 → SiO2 → Si.

Итак, давайте подведем итоги и выделим самую основную информацию.

Стимул: В природе все взаимосвязано и все вещества имеют родственные (генетические) связи. Докажите это опытным путем.

Опыт №1NaNaOHNaCL берем Na добавляем воду получаем гидроксид Na  добавляем индикатор фенофталеин доказываем что это щелочь осторожно добавляем соляную кислоту. Происходить реакция нейтрализации. Раствор обесцвечивается, образуется соль и вода. Давайте напишем уравнения реакции.

Опыт №2 Инструкция1.(Соблюдайте технику безопасности!)

1. В пробирку берем оксид кальция добавляем воду получаем гидроксид кальция Ca(OH)2  добавляем индикатор фенофталеин осторожно добавьте серную кислоты. Что наблюдаете? Составьте уравнение химической реакции

CaOCa(OH)2 CаSO4

Опыт №3CuSO4 Cu (OH)2 CuO

Стимул: В природе все взаимосвязано и все вещества имеют родственные (генетические) связи. Докажите это опытным путем.

ЗАКРЕПЛЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА

Обучающиеся выполняют задание « Найди родственников»

Задание « Найди родственников»

Из перечня формул составьте генетический ряд.

1вариант : Ca(OH)2CI2,Ca, P, CaCO3, NaOH,CaO, CO2.

вариантAI, NaOH, AI(OH)3, CaO, CO2,  AI2O3 , P, AICI3

ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНАЯ ЧАСТЬ

Формулировка вывода:

Все в природе взаимосвязано, поэтому и в химии все вещества взаимосвязаны друг с другом и из одних можно получить другие.

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ

Повторить тему: «Основные классы неорганических соединений» §, составить уравнения реакций к цепочкам, которые вы составили при выполнении задания «Найди родственников».

РЕФЛЕКСИЯ

КУБ

.

Отзывы (0)

Рейтинг проекта:
0

Вопросы (0)

Другие проекты автора

План- конспект урока химии "Генетическая связь между основными классами неорганических соединений" для 8 класса по закреплению и систематизации знаний по данной теме, выяснение генетической связи между классами неорганических соединений
0 ₽