План-конспект урока: «Этюд стеклянного кувшина на цветной драпировке».
Предмет живопись
Класс 2 ДШИ художественное отделение.
Тема урока: Гармония по общему тону«Этюд стеклянного кувшина на цветном фоне».
Тип урока: Изучение нового материала.
Вид урока: Урок с элементами беседы.
Цель урока: Передача цветом материала предметов, ее поверхности и фактуры в натюрморте. Выполнить 2 эскиза с разных мест по 45 мин. каждый.
Образовательные: Определить приемы изображения предметного мира (с помощью чего, как художники добиваются ощущения реальности).
Научить применять полученные знания на практике.
Развивать образное мышление.
Воспитательные:Воспитание организованности, самостоятельности, наблюдательности. Воспитание чувства любви к прекрасному.
Развивающие:Продолжать развитие умения анализировать и высказывать свою точку зрения, сравнивать, выделять главное, развивать творческие способности.
Задачи урока: Развитие умения передавать цветовые и тональные отношения.
Передача прозрачности стекла при помощи технических приемов работы гуашью.
Приобретение знаний при анализе работ натюрмортов голландских художников с разнохарактерными по форме, цвету и материалу предметами.
Применение знаний в творческой деятельности
- составление эскизов карандашом
- передача цветом объемной формы и характера поверхности предмета.
Методы: Словесный – беседа, рассуждение.
Наглядный – иллюстративный, демонстративный, компьютерный.
Практический – Устное упражнение, практическая работа.
Приемы:Разъяснение, рассуждение.
Материал: карандаш, резинка, формат А4, гуашь, кисти №5, №6, домашние рисунки с изображением предметов, различные по фактуре (овощи, металлический предмет).
Домашнее задание - выполнить этюд банки с водой на нейтральном фоне А4.
Этапы работы | Содержание этапа (заполняется педагогом) | |
Организационный момент, включающий: • постановку задач, которых преподаватель хочет достичь на данном этапе урока (что должно быть сделано учащимися, чтобы их дальнейшая работа на уроке была эффективной) 5 мин • описание приемов и способов организации работы учащихся на начальном этапе урока, настроя учеников, на учебную деятельность, предмет и тему урока (с учетом реальных особенностей класса, с которым работает педагог) | На данном этапе урока задачей для учителя является создание условия внешней и внутренней психологической готовности к уроку и концентрации внимания учащихся для психологического настроя работы с помощью высказывания: «Голландский натюрморт 17 века – это всегда ощущение спокойной созерцательности и особой любви к передаче реальных форм осязаемого материального мира». . Для создания позитивной мотивации работы на уроке и подведению учащихся к определению темы урока выбран вербальный и визуальный метод. Учитывая то, что сконцентрировать внимание учащихся данного класса лучше всего с помощью иллюстративного метода, на своем уроке, для вхождения в тему, использую иллюстрацию (ил.1) «Натюрморт с черепом» Питера Класса с высказыванием. А также с помощью вербального метода – беседы происходит вызов того, что учащиеся знают о данной теме и высказывании: «Голландский натюрморт 17 века – это всегда ощущение спокойной созерцательности и особой любви к передаче реальных форм осязаемого материального мира», что заставляет учеников анализировать собственные знания и начинать думать о той теме, которую им предстоит разбирать. У каждой вещи есть своя форма, цвет, фактура. |
Опрос учащихся по заданному на дом материалу, включающий: • определение целей и задач, которые преподаватель ставит перед учениками на данном этапе урока (какой результат должен быть достигнут учащимися); 10 мин • описание методов, которыми пользуется преподаватель на данном этапе урока; • описание методов и критериев оценивания ответов учащихся в ходе опроса; • определение возможных действий педагога в случае, если ему или учащимся не удается достичь поставленных целей; | При опросе учащихся по заданному на дом материалу определяю цель для учеников: закрепить и систематизировать знания, полученные на предыдущих занятиях по теме «Натюрморт из предмета и фруктов и овощей не нейтральном фоне», Д/З: натюрморт из бытовой утвари -металлический предмет и овощи, хлебопекарные изделия. Вопрос учащимся: «Какими способами при работе цветом вы добились реальности предмета?» Для достижения цели использую словесный метод - опрос, беседу, которые способствуют умению грамотно выражать свои мысли, умение анализировать и аргументировать свою работу Для вхождения в проблемную ситуацию, использую наглядный метод – выставка (просмотр) домашних работ; Прошу определить, в чем отличительная особенность нарисованных предметов и с помощью чего добились схожести и материальности предметов. Критериями данного этапа для меня являются активное участие в опросе, полные развернутые ответы учащихся, умение самостоятельно выполнить домашнее задание, умение оценить ответы товарищей, самостоятельность мышления, аргументированность, критичность. Для оценивания на данном этапе урока является словесное поощрение в качестве формулировок: «Молодец!», «Умница!», «Хорошо!», «Подумай еще!». На этом этапе урока преподаватель подводит учеников к ответу, что при помощи формы, цвета и характера мазка (фактуры) можно добиться иллюзии реального предмета. Учитывая умственные способности, и умение давать грамотные и полные ответы можно попросить одного из учеников, обобщить весь материал. | |
Изучение нового учебного материала. Данный этап предполагает: • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока); изложение основных положений нового учебного материала, который должен быть освоен учащимися описание форм и методов изложения нового учебного материала; 15 мин • определение целей и задач, которые ставит перед собой учитель на данном этапе урока; • описание методов мотивирования (стимулирования) учебной активности учащихся в ходе освоения нового учебного материала | Перед учащимися стоит цель - определить приемы изображения предметного мира (с помощью чего, как художники добиваются ощущения реальности) - и сформулировать тему занятия. Изложение основных положений нового учебного материала происходит с помощью вербального и визуального метода. Включает следующую проблемную ситуацию: - просмотр и анализирование иллюстраций натюрмортов голландских художников Яна ван Хейсума, Питера Класса, Виллема Кальфа – из предмета, цветов и фруктов (ил.1); - предметы с фруктами и тканями (ил.2); - предметы домашнего обихода, включающие металлические и стеклянные вещи (ил.3). Для представления нового материала использую форму ассоциативного практического занятия, (подбирают слова -сущ., прил. ), которыми характеризуется иллюстрация. С помощью этого упражнения развиваетсяаналитическая деятельность учащихся: Анализируют при помощи, каких выразительных средств достигается чувство реальности. нахождение общей формы, определение освещенных и затемненных частей предмета в зависимости с окружающим пространством и характер мазка). Учащиеся должны выявить, что в третьем натюрморте появляется новый предмет – из стекла. Практическая деятельность (работа с постановочным натюрмортом). Переходя к постановочному натюрморту, предлагается рассмотреть его и сформулировать тему занятия: Гармония по общему тону «Этюд стеклянного кувшина на цветном фоне». Ставится вопрос – как цветом изобразить стеклянную поверхность, как показать прозрачность посуды? Просматриваются и решаются несколько ситуаций по высказываниям и предложениям учеников на заготовленных заранее мной одинаковых эскизах с изображением стеклянного предмета из постановки. В том случае, если ученики не подошли к правильному решению, учитель сам показывает правильное решение поэтапного выполнения стеклянной поверхности.
Передать форму и цвет отдельных просвечиваний, отражений, рефлексов, при этом не терять общую объемную форму сосуда, проследив ее цвет вдоль освещенного и затененного краев.
Критериями определения уровня внимания и интереса учащихся на данном этапе для меня являются наблюдательность, осознанность своих высказываний, умение слушать. |
4. | Закрепление учебного материала, предполагающее: • постановку конкретной учебной цели перед учащимися (какой результат должен быть достигнут учащимися на данном этапе урока); 1ч30мин • описание форм и методов достижения поставленных целей в ходе закрепления нового учебного материала с учетом индивидуальных особенностей учащихся, с которыми работает педагог. • описание критериев, позволяющих определить степень усвоения учащимися нового учебного материала; • описание возможных путей и методов реагирования на ситуации, когда учитель определяет, что часть учащихся не освоила новый учебный материал. Подведение итогов 10 мин | На данном этапе перед учениками ставлю конкретную учебную цель: Работа с натюрмортом «Передача цветом материала предмета, ее поверхности и фактуры в натюрморте». Устная часть работы закрепление работы над натюрмортом провожу с целью:
Практическая работа – создание 2 эскизов натюрморта.
-композиционное решение натюрморта (составление эскиза карандашом, выбор формата эскиза, работа в цвете).
- просмотр репродукции натюрморта Виллема Кальфа; - выявление и применение приемов при передаче изображения предметов. Критериями данного этапа для меня являются правильная компоновка натюрморта на формате эскиза, умение самостоятельно выполнить работу карандашом и в цвете. Закрепление дает мне возможность проверить понимание темы на занятии. Практическая работа позволяет проверить не только знания и умения, полученные на уроке, но и стимулировать творческое применение этих знаний. В том случае если ученик не усвоил материал идет индивидуальная работа с учащимся. Подводя итог занятия, предложу проанализировать полученные работы ребят, не снимая их с мольбертов, отметить «+» и «-» моменты в работах, дам вербальную оценку работам учащихся на уроке, озвучу, что на уроке получилось, и что не смогли сделать. |
5. | Задание на дом, включающее: • постановку целей самостоятельной работы для учащихся (что должны сделать учащиеся в ходе выполнения домашнего задания); 5 мин • определение целей, которые хочет достичь учитель, задавая задание на дом; • определение и разъяснение учащимся критериев успешного выполнения домашнего задания. | При выполнения домашнего задания, учащиеся должны закрепить полученные знания на занятии и выполнить этюд банки с водой на нейтральном фоне А4. Перед учителем стоит цель: Систематизировать и определить уровень усвоения изученного материала. Воспитание организованности, ответственности, самостоятельности. Предлагаю ученикам повторить (записать) план действий поэтапного выполнения стеклянной поверхности.
Передать форму и цвет отдельных просвечиваний, отражений, рефлексов, при этом не терять общую объемную форму сосуда, проследив ее цвет вдоль освещенного и затененного краев.
|